Семья, школа и... рынок. Совместимы ли они?

Вадим Егоров
Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего
                Д.Менделеев


                Уважаемый читатель!

    Не могу пройти равнодушно мимо животрепещущей темы: как оздоровить наше общество? Снизить воровство, коррупцию, наконец, пьянство. Политики, экономисты ломают копья: какую модель экономики принять: либеральную, центристскую, иную? Так разве об этом надо спорить в первую очередь? При любой модели, отодвинув в сторону человеческий фактор, будем топтаться на месте.


    Недавно в стране произошли знаковые события: на две важнейшие должности назначены женщины. Министр образования и уполномоченный по правам ребенка ( детский омбудсмен). Причем, последняя - супруга священника. Все – матери, имеющие полноценные семьи. Обозначился на государственном уровне ясный, недвусмысленный тренд: все взоры - на семью, семейные ценности. При любом строе, в любом государстве женщина – хранительница домашнего очага. На ней основная ответственность за воспитание будущего поколения.


    Говорят, что только сегодня мы стали безнравственными. Специалист в области педагогики, психологии возразит: то, что отличает нас, людей от животного мира, не может так радикально измениться за одно  поколение. Одна из главных причин нынешнего состояния, на мой взгляд, есть насильственное отчуждение народа от православия, церкви. Вера в доброту, чуткость, заботу о ближнем пронизывали до революции все слои тогдашнего разночинного общества. И вдруг, в одночасье  - выброшено на свалку. Лучшие умы человечества недоумевали: а зачем В.И. Ленин это сделал? Ведь последствия могут оказаться плачевными. Что в дальнейшем и произошло.


    Я недавно беседовал с бабулями в интернате для ветеранов. И рассказал про матушку Анну (Анна Юрьевна Кузнецова, детский правозащитник), как обрадован ее назначением. И какова была реакция? Озлоблением, даже агрессией встретили мои размышления. Пошли грязные, неприятные эпитеты про служителей церкви, тех, кто помогает делами , пытается достучаться до сердец страждущих. Ирония судьбы! Судите сами, дорогой читатель: половина тех, кто в интернате, имеет трудоспособных детей, внуков, ныне здравствующих. В результате вот такого «воспитания» родители оказались оторванными от родного дома.»Живем, как в тюрьме!», - по словам одной бабушки.


    Конечно, проблема нравственности – комплексно - сложная. В ней участвуют и семья, и школа, и государство. По моему убеждению, именно сегодня, при рыночных отношениях, начинают возникать условия ее решения. Попробую доказать.


    Как – то встречаю на ярмарке вакансий, куда меня пригласили помогать в трудоустройстве, внучку бывшего коллеги Ольгу. Заливается горькими слезами: » Помогите. Осталась без работы, уволилась, но не хочу уходить из специальности».
    Что же произошло? В детсаду появился пятилетний малыш, и через пару дней вся группа громко повторяла слова на три и пять букв. «Представляете мое состояние, - повторяла Оля, - все кругом хихикают, посмеиваются, мол, терпи, заплачены большие деньги. А у меня  начались сердечные приступы – я же отвечаю за воспитание!»


    Что мы сделали? Составили перечень дошкольных учреждений, школ, лицеев, находящихся поблизости. Изучили рынок спроса и предложений. В том числе, воспитателем в семью. То – есть гувернером. Ольга имела соответствующее образование. Выписали адреса, телефоны. Сделали и разослали резюме. Ушло около 2 месяцев напряженной работы. Да, настоящей занятости: по 6, 7 час в день. В результате настойчивость и упорство победили страх и неуверенность. Она устроилась в лицей с достойной оплатой труда и без унижения человеческого достоинства.

 
    Сегодня, в век развитых информтехнологий не проблема собрать сведения о работодателе, подготовиться к встрече, доказать свою состоятельность. Надо только не лениться и набраться терпения. В разы увеличилось количество специальностей, должностей, рабочих мест. Сегодня – рынок, от которого нас тоже  отучали. Поколениями! А ведь конкурс – естественный способ самосовершенствования. Заглянуть в себя: а кто Я, чего хочу, чего стою, к чему стремлюсь? С рефлексии начинается путь решения любой жизненно важной задачи.


    О школе сегодня тоже  полемика. Учитель должен служить, как чиновник или работать, оказывая услуги? Ответ далеко не однозначен. Служат ради идеи, уважения граждан, ощущения важности, значимости своего дела. Наконец, морального авторитета. По большому счету, служение предполагает отказ от материального стимула. Но это в  здоровом гражданском обществе. Мы же – в переходном периоде к такому состоянию, когда государство тому же учителю, воспитателю пока не может создать условия достойного проживания. Этим и объясняется фраза, недавно сказанная премьер – министром, что учитель может иметь и дополнительный заработок. Это – с одной стороны проблемы.


    С другой, в условиях рыночных отношений существует выбор, конкурс услуг, в том числе, и в сфере образования. Появляются частные учебные заведения, авторские программы обучения, воспитания. Родитель, изучив требования, материальные возможности, выбирает оптимальный вариант. Образование в этом случае можно рассматривать, как сферу услуг. Да, в этом случае возрастает ответственность у родителя. Или у того, кто мучается с трудоустройством.Так это же -  плюс в решении проблемы!


    Предвижу недоумение, даже возмущение иного читателя. Какие это частные программы, чему может научить коммерсант? Понимаю, но не разделяю такого мнения. Автор этих строк на заре перестройки задумался о создании  курсов воспитания менеджера – Личности. Тогда, да и сейчас не хватает добросовестных, с морально – волевой устойчивостью ( МВУ) управляющих или организаторов по любому виду деятельности. Кстати, при тестировании многие «плывут» по этому показателю качества работника. А МВУ есть во многих профессиограммах! Требования к решению задач жизнеобеспечения в стрессовых условиях перехода к принципиально другой жизни подсказали и программу курсового обучения. Мы учились заботиться о своем здоровье, укреплять нервную систему, предотвращать конфликты, общаться не обижая. Оценивать себя по личностным качествам, выявлять склонности, интересы. Решать задачи трудоустройства. Рекламировать курсы не пришлось –  успешно работало «сарафанное радио».


    Почему так медленно идут реформы, нравственно – духовного совершенствования? Мы проходим первый, неизбежный этап обретения свободы: материального насыщения. Если рассмотрим известную пирамиду потребностей Маслоу, то в нижней ее части – физиологические или биологические нужды. В разнообразной и вкусной еде, красивой и модной одежде, удобном жилище. Это - желания низкого уровня. Потребности в безопасности, социальном контакте, душевно - духовном развитии, самореализации – гораздо выше. И путь к ним трудный и не скорый. Необходима работа тела, души и разума. Причем, каждого из нас.

                Заключение

    Есть два пути выхода из сегодняшнего тупика. Декларировать с трибуны здоровый образ жизни или создавать условия, когда невыгодно, даже опасно: не заботиться о своем  здоровье, развитии, унижать другого грубым словом, поступком, безответственно относиться к обязанностям. Второй путь только начинает прокладывать себе дорогу.Он сложный и долгий. Нравственность, как и английский газон, формируется поколениями. Ее ни за какие деньги не приобретешь. Известен факт, когда богатый американец предложил английскому лорду за приличное вознаграждение продать и перенести в Америку поляну с изумрудным травяным бархатом. На что получен ответ: »Невозможно».

     Но я верю, что внуки, вернее правнуки, доживут до такого времени.