Рогир ван дер Вейден. Диптих Лорана Фруамона

Алина Алексеева-Маркезин
   Рогир ван дер Вейден. Диптих Лорана Фруамона. Левая панель: Богоматерь с Младенцем, 1460-е. Музей изящных искусств. Канн. Франция

      Рогир ван дер Вейден. Диптих Лорана Фруамона. Правая панель: портрет Лорана Фруамона. 1460-е. Музей изящных искусств. Брюссель. Бельгия

   В 40-е годы 15 века приобретают популярность диптихи, где модель поклоняется, как правило, деве Марии с Младенцем. Эта форма была введена в обиход Рогиром ван дер Вейденом.

       В нидерландском искусстве XV века Рогир ван дер Вейден (ок.1400 — 1464) считается вторым по значению художником после Ван Эйка. При жизни он был очень известен, имел большую мастерскую, полную учеников и последователей.

       Портретам кисти Рогира присущи некоторые общие черты, что в значительной степени обусловлено тем, что почти все они изображают представителей высшей знати Бургундии, на облик и манеру держаться которых наложили отпечаток общая среда, воспитание и традиции. Художник детально прорисовывает руки моделей (особенно пальцы), облагораживает и удлиняет черты их лиц

          К сожалению, большинство диптихов ныне разобщено. Тем самым зритель лишен возможности рассматривать композицию в целом. Задумывая диптих, художник ставил своей целью раскрыть в модели лучшие свойства души, пробуждаемые в человеке созерцанием прекрасного, которое воплощено им в идеальном и возвышенном образе богоматери. По замыслу мастера человек оказывается в непосредственной близости к божеству и становится, таким образом, сопричастным совершенству.

          Образ Лорана Фруамона изолирован от внешней среды для возможно более полного раскрытия его душевного состояния, но не настолько, чтобы это нарушило верность его общей жизненной характеристики. Несколько меланхолический и лирический характер выражен в спокойном, даже как бы замедленном движении рук и мягкой улыбке, чуть тронувшей губы.
 
           Некрасивость удлиненного, немного плоского лица скрадывается благодаря открытому ясному взгляду больших, круглых, выпуклых глаз, словно излучающих приветливость и доброту. Линия контуров смягчена, форма лица тонко промоделирована, мазки спрятаны за ровной нежной красочной поверхностью. Рогир слегка подчеркивает детали костюма (кусочки белого полотна рубашки, видной около ворота и манжет) и пишет модель на фоне узорчатого занавеса, чтобы внести необходимое ощущение интерьера и естественной связи своей модели с обычным миром.