Мой земляк - Николай Чертилин

Николай Алексеев 2
     С Николаем я учился в одной школе, в 1944 году вместе уходили на воинскую службу, вместе были курсантами ЭВАУЛ. После окончания войны в конце 1945 года волей судеб наши пути разошлись. О его жизни информацию имел от одноклассников, бывая на нашей малой Родине. В начале 1959 года из «Сборника ВВС о катастрофах»  прочитал о том, что в Одесском военном округе потерпел катастрофу самолёт Ил-28, командиром экипажа которого был капитан Чертилин. Это был он - мой земляк.
     В обыкновенной деревушке Большая Глушица Самарской области, что на среднем Поволжье, родился и рос невысокий худощавый мальчишка Коля Чертилин. Как все сверстники учился в местной школе, свободного времени почти не было – приходилось много работать по дому. Семья, как было принято в то время, у родителей была большая, работы по хозяйству много: траву накосить, корову-кормилицу накормить, выпасти, во дворе убрать, старшим помочь, младшим уделить внимание. Коле, как и всем мальчишкам, хотелось и поиграть, и побаловаться. В те короткие промежутки времени, которые иногда выпадали, особенно любил он поиграть на балалайке или на гармошке. Сверстники позже вспоминали, что Коля был лучшим танцором на деревенских вечерних посиделках. Мог такое вытворять со своим телом, гимнасты позавидуют. За что и получил одно из детских прозвищ «шарнирный». Никто тогда и подумать не мог, что это прозвучит как пророчество. Уже потом, после тяжелой аварии, Николай лишится обеих ног, и, встав на протезы, действительно станет передвигаться с помощью металлических шарниров. Но это будет позже.
     А пока Коля учился и  много работал. Учился скорее хорошо, чем плохо. Просто учился. О чем-то по-детски мечтал, но рассказывать об этом не любил.  В этой же школе училась его будущая жена  Анна Гусева,любимица многих мальчиков нашей школы.
     Одно событие круто повернуло его жизнь. Однажды, когда ему было лет десять, в их деревню на задние дворы, где был пустырь и паслись куры, залетел настоящий самолет. Откуда он взялся, что делал в Глушице, никто так и не узнает. Но для местных жителей это было как посадка пришельцев из космоса. Тогда о самолетах знали только самые образованные.
     Деревянный «кукурузник» особенно привлек внимание местных мальчишек. Надо ли говорить, как отреагировал Коля на это событие. Все пацаны сбежались и окружили это чудо техники. Надо отдать должное пилоту, он не стал прогонять мальчишек. Только выбрал из толпы трех-четырех человек и разрешил им посидеть за штурвалом. Видя, как горят глаза нашего Николая, он не мог его не пустить на свое место. Так состоялось первое знакомство нашего героя с летной техникой, которое запомнилось сразу и на всю жизнь и четко сформировало мечту – стать летчиком.

     Окончив школу в 1944 году, Николай поступил в Энгельсское военное авиационное училище. В это время Великая Отечественная война откатывалась все дальше на запад. Все очевидней становилась  грядущая победа СССР в этой войне. Однако, летчиков в то время готовили как для войны, самым серьезным образом. Все курсанты с первого курса числились первым резервом Советской армии и в любой момент готовы были влиться в ряды действующей армии. Училище было успешно окончено в 1949 году. В этом же году молодой лейтенант Николай Чертилин и начинающая учительница младших классов Аня Гусева  поженились.

     Дальнейшая служба проходила на летной работе в бомбардировочном авиационном полку на командных должностях. Война к тому времени уже закончилась, бомбардировочные полки были в основном укомплектованы самолетами военного времени. Николай летал командиром экипажа на пикирующем бомбардировщике Пе-2. В середине 50-х годов летчики полка начали переучиваться на новый самолет Ил-28. Это стало шагом вперед. Реактивный самолет с более совершенными летными характеристиками сразу понравился летчикам. Одним из первых его освоил и Николай.
     Не раз Николай, как один из наиболее опытных и грамотных летчиков полка,  вылетал на ответственные задания,  связанные с воздушной разведкой погоды. Осуществлял полеты днем и ночью на полный радиус действия самолета с выполнением практического бомбометания и пуска ракет, выполнение посадок при самых сложных метеоусловиях.  Как  командир звена, военный летчик 1 класса проводил  большую работу по подготовке молодых летчиков. В период с 24 июля по 20 сентября 1954 года в составе бомбардировочного авиационного полка принимал участие в учениях с применением ядерного оружия, проводимых в районе поселка Тоцкое Южного Уральского военного округа. Большинство участников тех событий, получив запредельную дозу радиации, умерли еще в молодом возрасте. Николай с его отменным здоровьем, огромным желанием летать, четкой дисциплиной и соблюдением мер предосторожности, выдержал все, остался в строю. Пришлось послужить и в Прибалтике, и в Германии, и в Бессарабии на юге Одесской области.
     Сослуживцы вспоминали: Николая любили все, с кем ему приходилось общаться как по службе, так и в быту. Веселый, искренний, общительный он ни разу не подвел товарищей, готов был на все ради успеха дела, ради мира и добра в семье. Позже, уже на пенсии, к нему в его квартиру в Одессе тянулись все его коллеги по службе, причем как товарищи, так и командиры. Дом постоянно был полон гостей, в т.ч. и из дальних городов и стран.
За время службы Николай был награжден многими правительственным наградами: орденом «Красной звезды», медалями «За победу над Германией», «За боевые заслуги», «За безупречную службу», многими юбилейными медалями.
     Но в ноябре 1958 года произошло событие, поставившее крест на службе талантливого боевого офицера, летчика, и чуть было не закончилось его гибелью. Самолет Николая совершал рядовой учебно-тренировочный полет в качестве «мишени» для истребителя-перехватчика, реактивного МиГа. Что привело к трагедии, сейчас уже никто не скажет, но в какой-то момент события пошли не по сценарию. Ночью, в полной темноте истребитель врезался в «мишень». Оба самолета разрушились мгновенно, все члены обоих экипажей погибли. Николаю чудом удалось катапультироваться. Больше суток, истекая кровью, в лютый мороз (ноябрь 1958 года в этих краях был рекордно холодным), с перебитыми ногами Николай боролся за жизнь. Ноги из-за тесноты в кабине перебило при выстреле катапульты, сорвало унты, а добил их мороз. Позже, в госпитале обмороженные и оторванные ноги спасти не было никакой возможности.
     На вторые сутки его обескровленного и обессиленного нашли местные жители. К этому времени уже и сослуживцы Николая были рядом, т.к. не прекращали поиски пропавших самолетов и экипажей. Никогда не покидало чувство, что знаменитая Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» о летчике А.Маресьеве писалась именно с Николая Чертилина.
     Потом было длительное лечение в лучших госпиталях СССР, восстановление, инвалидность, переосмысление произошедшего, понимание своего нового места в жизни.
 С 1959 года семья Чертилиных живет в г. Одессе. На руках у молодого инвалида трое детей от 3 до 9 лет. Как дальше жить? Жена Анна разрывается между детьми, обустройством новой необжитой квартиры и мужем-инвалидом, который пока еще так же требует особого ухода и внимания. Но отчаяния не было. Сила духа, разум и высокая ответственность победили все.
     Начинается новый этап жизни: в 1960 году Николай Иванович поступает в кредитно-экономический институт (сейчас экономический университет). 33-летний студент был самым старшим в группе, пользовался беспрекословным авторитетом среди студентов, был выбран куратором группы, учился на «отлично». Прилежного студента любили не только студенты, но и преподаватели. После окончания с отличием института, Николай Иванович был приглашен на работу в институт на должность начальника учебной части. Здесь раскрылись его новые способности и качества по организации учебного и научного процесса, т.к. в те годы аспирантура подчинялась учебной части. Успешной работе способствовали авторитет и уважение среди научно-преподавательского состава института. Работу в учебной части Николай Иванович плодотворно совмещал с преподавательской деятельностью на кафедре анализа хозяйственной деятельности. С 1972 года он полностью сосредоточен на преподавательской работе, уделяя особое внимание передовым учебным технологиям, внедрению в учебный процесс развивавшегося в то время телевидения. Однако, тяжелое ранение, инвалидность все чаще давали о себе знать. Труднее и труднее становилось ходить на протезах по крутым лестницам, выстаивать по нескольку часов на занятиях в аудиториях. Только дома, сняв тяжелые протезы, он мог позволить себе немного отдохнуть и позволить кровоточащим ранам чуть-чуть успокоиться.
     Когда Николаю Ивановичу исполнилось 60 лет, он вышел на пенсию, однако продолжал работать с дипломниками родной кафедры. Находясь на заслуженном отдыхе, он продолжал интересоваться жизнью кафедры. Коллеги любили его, продолжали навещать, общаться, обсуждать деятельность института, интересующие их вопросы и проблемы.
     К тому времени дети выросли, обзавелись семьями. Младший сын пошел по военным стопам отца, закончив тоже училище, стал военным летчиком-бомбардировщиком. Старшая дочь – по гражданской специальности, стала экономистом. Средний сын совместил обе специальности: окончил экономический вуз, а впоследствии стал офицером.
     Он вместе с супругой до 1998 года ежегодно приезжал на малую родину в Большую Глушицу. К этому времени у них в Глушице близких родственников не было. Они останавливались у близкой подруги Мининой (Пастушковой) Валентине Петровне. В том году они перешагнули на 72 год жизни. Поездки стали трудными, хотя им предоставлялись льготы. Уезжая, они  заявили, что этим приездом они завершают посещение  своей малой родины. Попросили связь поддерживать, информируя о новостях.
    Умер Чертилин Николай Иванович в 2014 году в возрасте 87 лет в окружении своей большой семьи. Сказались полученные ранения,  перенесенные операции, а также огромные физические и эмоциональные нагрузки. Все его сослуживцы, ровесники и более старшие товарищи ушли из жизни раньше, а он до конца помнил всех и каждого, постоянно о них вспоминал.    
     То, что он прожил такую большую, и, не смотря ни на что, содержательную жизнь, полностью является заслугой его супруги Анны Романовны. Эта женщина посвятила себя служению семье, мужу, стала его опорой в самые трудные времена. Ни разу они не пожаловались друг другу ни на что. Это верность, это любовь!
     На могиле Николая Ивановича установлен небольшой обелиск с контурами самолета. Он с детства мечтал летать, сделал свою мечту реальностью, но не налетался до сыта… 

     В очерке использованы материалы, предоставленные мне младшим сыном Николая Ивановича Чертилина Петром.