Вечные истины

Ирина Орлова Алиса Аркадьева
                Вечные истины
В музыкальном театре Владимира Назарова премьера музыкальной сказочной феерии «Лесная песня» по одноименной пьесе Леси Украинки. Они вообще сказочники, эти талантливые ребята.
Для тех, кто не знает. Театра такого, как этот, у нас больше нет. Он своеобычен. И ценность его в том, что он возвращает нас к корням народа, к народным музыкальным, танцевальным и этническим традициям. Так случилось, что театр родился из памятного старшему поколению ансамбля старинных русских музыкальных инструментов «Жалейка», который Владимир Назаров, учась в институте Культуры, организовал со своими сокурсниками еще в 1975 году. Удивительно, но многие музыканты из того, давнего, состава работают с Назаровым и по сей день. Коллектив много гастролировал по Советскому Союзу и многим странам мира. Сегодня театр Владимира Назарова носит название: Государственный музыкальный театр национального искусства. В его репертуаре есть удивительный спектакль-концерт «Русские фрески ХХ века», включающий в себя как славянскую фольклористику, так и этническую музыку народов мира, где зрители могут услышать бандуру, жалейку, рожок, свирель, волынку, бирбинэс, камуз, сампоньяс и многие другие народные музыкальные инструменты. Это – визитная карточка театра, где актеры не только поют и танцуют, но каждый из них виртуозно играет не меньше, чем на пяти различных музыкальных инструментах, и музыка в спектаклях звучит именно в их исполнении. Это характерная особенность театра, отличающая все постановки. Живая музыка, живые голоса, живое исполнение.
Об этом Владимир Назаров говорит, что «… мы не копируем культуру других народов, мы высказываем наше мнение по поводу той или иной культуры. Национальное искусство стран и континентов – это краски, которыми мы пишем свое авторское полотно…».
На сей раз на авторское полотно легла Полесская легенда, связанная с приходом весны.
Языческие обряды и традиции всегда привлекали, и еще долго будут привлекать внимание людей творческих профессий, будь то художники, музыканты или писатели. Почему? Да потому что именно в язычестве наши этнические корни. И они, пожалуй, самые верные. Ведь в те далекие времена, когда человек стал осознавать мир вокруг себя и себя в этом мире, его окружала только природа. И к этой природе человек пытался приспособиться, как-то объяснить для себя такие явления, как гроза, засуха, наводнение и, конечно же, смена времен года. Прикидывал, думал, подмечал, запоминал различные приметы. И в отличие от нас, сегодняшних рационалистов, относился к природе почтительно.
Человеческая фантазия очеловечила природу. Так было ближе и понятнее. Вот и появились гномы, эльфы, дриады, русалки, лешие, боги солнца, луны, грома, воды,  земли и т.д., и чтобы не позабыть и передать эти знания потомкам, слагались песни, сказки, былины, легенды. Наверное, нет такого народа, у которого не было бы, так называемых сезонных мифов и легенд, и праздников, с ними связанных. В тех широтах, где зимы особенно суровые, приход долгожданной теплой весны был одним из самых почитаемых и радостных праздников. И, конечно, существовало огромное количество разных обрядов, знаменующих пробуждение природы.
«Лесная песня» посвящена именно пробуждению природы, встрече весны и непростым отношениям между природой и человеком. Молодой музыкант Лукаш и красавица дриада Мавка встретились в лесу и полюбили друг друга. Но на пути влюбленных встали коварство злыдней и почертят и черная людская зависть. Герои гибнут, но любовь погибнуть не может, и души героев возносятся в светлый мир, чтобы быть вместе всегда.
Сценография спектакля удивительная – яркая и красочная. Зритель сразу погружается в праздничную атмосферу Полесской легенды. Посередине сцены огромный шар, который постоянно крутится и перед нами, как в калейдоскопе, мелькают то первозданный сказочный лес со всеми его обитателями -  лешим, диадами, русалками и злыми почертятами, то людская деревня, то нижний, загробный мир, а в конце спектакля и верхний, небесный.
Известный режиссер и сценограф Георгий Юнгвальд-Хилькевич, работая над декорациями и костюмами к «Лесной песне», говорил:
- Нельзя вмешиваться в природу даже с самыми добрыми намерениями, потому что иначе все разрушается и умирает. Шар – это мир, в котором есть и люди и духи, и рядом с шаром вечный дуб, олицетворяющий древо жизни, и болото, где затаилась нечисть, и озеро в котором обитают русалки. Костюмы персонажей, что называется, сборная солянка. Мало кто знает, но если убрать детали, то исторически одежда, казалось бы, географически не связанных между собою народов, очень похожа. Поэтому для людских костюмов я взял то, что объединяет, а не то, что рознится. Однако, чтобы как-то разделить персонажей внутри спектакля, я решил применить в деталях костюмов симметрию для духов и асимметрию для людей. К тому же я одел духов в юбки, ведь важна сущность, а не одежка.
Актеры весь спектакль держат зрителя в напряжении – а что же дальше? – даже не смотря на то, что краткое содержание пьесы написано в либретто. Потому что интересно – как именно, какими выразительными средствами это самое содержание будет воплощаться в жизнь.
Владимир Назаров, рассказывая о работе над «Лесной песней», подчеркнул:
- Когда я писал музыку, мысль двигалась по трем направлениям: деревня с ее фольклорными мотивами, первобытный лес, в котором звучат языческие ритмы и тема жертвенной любви героев. Наша «Лесная песня» – очень простая история о любви и свободе. И очень современная, с вопросами, волнующими сегодня: что происходит с природой, что делает с ней человек, и, губя ее, не губит ли себя, забывая, что он – лишь часть ее? «Любовь побеждает смерть» … Романтическая иллюзия? Расхожая формула? А, может быть, все-таки реальность? Можно ли ради любви пожертвовать собой? Нам хочется, чтобы спектакль напомнил о вечных истинах, к которым каждый должен стремиться.
Честно говоря, в спектакле от оригинала Леси Украинки мало что осталось. Но это тот самый случай, когда пьеса кардинально и качественно выиграла от нового прочтения. Автор либретто, Александр Шишов, поделился со мной своими мыслями о том, почему он решил практически полностью переписать текст:
- Нам не понравилась идея безнадежности пьесы, нелицеприятные по своим характеристикам герои.  Мы убрали часть персонажей, пересмотрели саму идею пьесы, характеры. Назаров мне сказал: «Делай, что хочешь». (Смеется). Я работал с увлечением, прописывая для каждого героя свой психологический и стилистический темпо-ритм. Мне хотелось воплотить идею того, что любовь побеждает смерть, что она сильнее, как общечеловеческие ценности сильнее обстоятельств и именно в критические минуты и проявляются во всей полноте. Мы хотели показать, что если человек и богиня не могут быть вместе в жизни, то для их душ, чтобы быть вместе, преград не существует. Мы сделали красивую сказку из мрачной пьесы.
Интересна пластика спектакля, очень точно отображающая характеристики персонажей. Балетмейстер и исполнитель одной из ведущих ролей, Андрей Глущенко, рассказал мне о своих впечатлениях о работе над «Лесной песней»:
- Это моя первая большая работа, ведь я совсем недавно закончил хореографическое училище и институт Культуры в Питере. В театре  Владимира Назарова я всего лишь с 2004 года. Знаете, мы долго приспосабливались к шару, сначала было очень неудобно, непривычно. А потом, как-то освоились. Был смешной момент, когда мы первый раз вышли репетировать в костюмах и оказалось, что мальчики совершенно не приспособлены к юбкам, в которых им надо быть по сценарию, но потом даже понравилось. Пластика начала рождаться, когда прочитал сценарий и послушал музыку. Важно было передать в танце психологию персонажа, найти для него точные движения, работающие на образ, потому что особенность спектакля в том, что здесь синтез оперы, балета и драмы, и все это надо было учитывать. Ведь танцевать, прыгать, кувыркаться и при этом еще и петь… Надо было все продумать так, чтобы и движения были выразительные и чтобы они не мешали голосу литься свободно. Мы же все делаем сами, без «фанеры».
О спектакле можно рассказывать долго, но лучше его посмотреть. Лучше подарить себе праздник. Символично, что премьера состоялась весной, когда в людях, вместе с пробуждением природы, просыпаются новые надежды на любовь, самую прекрасную и единственную, а у тех, кто уже ее обрел, чувства все равно становятся ярче. Так уж действует на нас весна, и ничего тут не поделаешь. И «Лесная песня» - это тоже о любви, когда природа пробуждается. Удивительная, красивая сказка, которую актеры театра Владимира Назарова дарят своим зрителям.