1. Нагорная проповедь

Надежда Дар
    Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное.
    Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
    Блаженны кроткие,  ибо они наследуют землю.
    Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
    Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
    Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
    Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими.
    Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное.
    Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески
     неправедно злословить за Меня.
    Радуйтесь, ибо велика ваша награда на небесах;
     так гнали и пророков, бывших прежде вас.
               
                Евангелие от Матфея, глава 5



     Нагорная проповедь предназначалась для учеников, но произнесена была в окружении множества людей. Уже с раннего утра к Учителю Иисусу спешили жители Галилеи, Иудеи и Иерусалима, из финикийских Тира и Сидона и других городов на берегу Средиземного моря.  Они шли исцелиться от болезней своих, потому что от Него исходила сила. И слушать было интересно, потому как слова Его были полны мудрости и правды. Иисус поднялся на склон горы, ученики и люди  сели на траву.

    Все ожидали, что речь пойдет о грядущем величии Израиля, избранного Богом народа. Он освободится от ненавистной  римской власти и будет господствовать в мире. Но Христос опрокинул надежды на это величие и вообще перевернул систему ценностей  людей. В Нагорной проповеди Он, открыто не опровергая, попытался исправить взгляды собравшихся: мечом и кровью не добиться счастья в этом мире. Он хотел дать  правильное представление о Своем ДУХОВНОМ Царстве, где не будет слез и горя, болезней  и смерти. Рассказал, на каких условиях можно войти в него и характере людей, достойных его.

   Первая ступень к Царству - нищета духа. Блаженны (блаженство больше, чем счастье) те, кто признают свои грехи, духовную бедность и беззащитность и осознают, что нуждаются в прощении.Благая весть о прощении и спасении открывается не гордым духом, не тем, кто считает себя богатым и ни в чем не нуждающимся. Нет, спасения достойны смиренные и кающиеся. Как мытарь, не смея поднять глаза, каялся в синагоге: "Будь милостив ко мне, грешнику, Господи!"  В отличие от духовно самоуверенного фарисея: "Благодарю Тебя, Боже,что я не такой, как все".

   Слова о нищете духа явно противоречат мудрости мира. Людям понятней и ближе "блаженны богатые". Чем богаты, земными ценностями? Нет же, богаты любовью, добрыми побуждениями. Любовью не к своему Я,центру маленького мира,любовь прежде должна быть направлена к Богу и ближним. Господь не может достучаться до гордого человека, у кого самый трудный грех, пока тот не убедится в своей слабости, не освободится от самодовольства и доверится Божьему водительству. "Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно живущий: Я живу на высоте небес, во святилище и также со смиренными и сокрушенными духом, чтобы оживлять дух смиренных и сердца сокрушенных" (Исайя, 57:15)

   Все, кто чувствуют духовную и нравственную бедность, кто видит в себе мало хороших черт характера,  могут покаяться и приобрести силу, взирая на Христа. Взамен духовной нищеты Он предлагает Свою благодать. Встретит с объятьями, облечет в одежды праведности, какими бы ни были печальными прошлое и настоящее.

   ... Из меня, самовлюбленного, эгоистичного, Бог желает сделать человека, наполненного любовью  к Нему и ближним.  Изменяя сердца - ох, как трудно, как не хочется нам этого делать! - под влиянием Святого Духа мы смиряемся и признаем свою "нищету духа". С тем, чтобы чтобы обогатиться в Иисусе Христе и быть достойными нового, светлого Царства.