Да здравствует лапша!

Ирина Орлова Алиса Аркадьева
                Да здравствует лапша!

Сегодняшнюю статью можно было бы начать, цитируя классика: «Все смешалось в доме Облонских…». Потому что в сериале, запущенном на ТНТ, «Бункер, или Ученые под землей» действительно все смешалось. От сюжета и декораций до режиссуры и актерской игры. Но я начну с другой цитаты, которых сегодня будет не очень много, зато все – очень показательные.
Итак, цитируем. Генеральный продюсер телеканала ТНТ Дмитрий Троицкий:¬ «Как правило, мы не показываем сериалы. Но мы всегда рады показать то, чего нет ни на одном канале. «Бункер» ¬ совершенно уникальный многосерийный фильм, в котором сочетаются несколько жанров. Такого еще нигде не было». Вот так. Не больше, не меньше. Нигде и никогда.  Ну, для красного словца, можно и не такое ляпнуть. Лишь бы произвести на журналистов впечатление. Потому что на самом деле все это уже было. И не раз. И гораздо лучше.
Краткое содержание для тех, кто, увлекшись более содержательными программами, пропустил, что называется, мимо глаз, сие «священнодействие», с комментариями по ходу изложения.
2012 год, Сибирь, бункер, глубина 10 000 м. На объекте обитает 20 человек – ученые и обслуживающий персонал. Уже впечатляет, правда? Не помню точно из курса географии, какова толщина земной коры, кажется, от 35 до 70 км, но вот, к примеру, бункер Сталина в Самаре находится на глубине 37 м. Его площадь – 200 кв.м и предназначен он для долгосрочного пребывания в нем 115 человек. При тогдашнем культе личности, даже с учетом того технического уровня, для постройки жилища отца народов тридцати семи метров вглубь оказалось достаточно. Но не будем забывать, что фильм у нас фантастический. Американцы вон сняли художественную ленту о путешествиях ученых к ядру земли, корабль плавал в магме и ничего. Даже не обуглился. А тут всего-то чуть меньше Марианской впадины. Однако не будем отвлекаться. Кто и с какой целью создал эти катакомбы, из первых двух серий не ясно. Ученые делают вид, что они очень заняты научной работой. Неизвестно какой и неизвестно для чего. Но имитация бурной деятельности налицо. И тут вдруг казус – в бункер, в котором, похоже, из животных даже тараканов нет,  попадает обыкновенный ветеринар. И начинается светопреставление. Мнения разделяются. Одни считают его шпионом вышестоящего наземного начальства, другие конкурентом на их место, третьи – самцом-производителем, которого забросили исключительно для проведения эксперимента по размножению людей в условиях глубинного замкнутого пространства. Как новенький, прибывший с земли член команды, ветеринар проходит адаптацию, в ходе которой его напичкали кучей всевозможных препаратов, в том числе и вызывающих непреодолимое сексуальное влечение к женщинам старше 45 лет. Ведущий физик, боясь подсидки со стороны ветеринара, добавляет к этим препаратам повышенную восприимчивость к металлу, в результате чего любое прикосновение к металлическим предметам вызывает электрический разряд, который чувствительно бьет дотронувшегося. Вся эта физика, естественно, сопровождается спецэффектами и тут же вспоминается бессмертный Дункан Макклауд, получающий энергию от убиенного врага. На фоне всего этого балагана, включая бурную неземную страсть ветеринара к престарелой секретарше, один из ученых, надо полагать, самый умный, математик как никак,  наглым обманом (имитация неизвестной науке болезни) добивается отправки на поверхность. Ну, достала его эта подземная романтика, захотелось теплого солнышка и вольного воздуха. Кто ж его осудит? Обслуживающий персонал тоже находят себе занятие по душе. Под шумок рабочие долбят стену бункера, вознамерившись аки граф Монте Кристо прорыть подкоп. Куда? Трудно сказать, если помнить о десяти километрах под земным килем. Но они стараются. Собственно кадрами разрушения стены в подвале и заканчивается каждая из двух серий.
Что же будет дальше? В анонсе журнала «ТВ7» значится: «Нас ждут эксперименты, о целях которых никто не знает, тайна сантехнического охладителя, внеземная эротика и много чего еще.  Снято очень завораживающе – глаз не оторвать». Да уж. Тут и не знаешь, что сказать. Я не специалист, и мне даже в кошмарном сне не приснится – какая великая тайна может быть у сантехнического охладителя. А вот внеземная эротика? С одной стороны понятно, что она внеземная, потому что - подземная, на глубине, как вы помните, 10 км. Это вам не кот начихал. С другой стороны – интригующая до чрезвычайности внеземная эротика. Что еще могли придумать люди в этой деликатной сфере, если в большинстве фильмов нынешней, мягко скажем, эротической кинопродукции такие чудеса показывают, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Да и в просто фантастических фильмах гораздо более корректно, но все же можно увидеть чувственные элементы поведения различных гуманоидов. Однако, не забывайте, что россияне, как подчеркивал известный сатирик, по соображалке – первые в мире. Так что у телезрителей есть прекрасная возможность, посмотрев сериал, добавить в свой сексуальный опыт и внеземные ощущения! Думаю, что заявленное в анонсе «много еще чего» померкнет на фоне доселе небывалой внеземной эротики. А уж что касается всего сериала в целом в части «завораживающе – глаз не оторвать», как бы это поласковей выразится, прямо и не знаю.
Почему? Да потому что смотреть тот бред, который представили телезрителю с великой помпой, просто невозможно. Не то что глаз не оторвать, не знаешь куда эти самые глаза девать, лишь бы не видеть. Дирекция ТНТ считает, что ничего подобного доселе не было в кинематографе. Повторяюсь – было. Лучше, интереснее, талантливее, смешнее, ярче. Эпитеты со знаком «плюс» можно продолжать цитировать до бесконечности. Были «Чародеи», был «Вавилон-5», было столько всего, что и не перечислишь. Что такое «Бункер»? Типичная малобюджетка. В одних дешевых декорациях весь фильм. Сериал, снятый за три месяца. Возможно, не буду спорить, актеры в фильме сами по себе талантливые, но, выполняя неукоснительные указания режиссеров, они показали себя абсолютно никакими. Нет интересной актерской игры. Нет интересных сюжетных и режиссерских ходов и вообще фильм гораздо больше напоминает популярные на ТНТ дешевые реалити-шоу, где единственного выжившего в ходе естественного отбора на глубине в 10 км этим же бункером и наградят. Фильм, по мнению исполнителей, заявлен как лучшее российское фентези, лучшая фантастика… Может быть, кому-то и понравилось. Может быть там кто-то что-то и нашел. По сути же, фильм действительно не с чем сравнивать… по убогости. Даже не знаю, как этот жанр можно назвать. Для незадачливых литераторов с большими амбициями существует квалификация - графоман. В данном случае получается графомания в кино.
 Александр Дулерайн, сценарист, режиссер, продюсер и с 2006 года заместитель генерального директора канала ТНТ рассказывая журналистам о том, как родилась идея фильма, не скрывал: «Когда вся история только начиналась, я поделился ей с Романом Петренко, гендиректором канала ТНТ. А он в это время вел переговоры с неким производителем лапши быстрого приготовления, который хотел product placement. История бункера как нельзя кстати пришлась. Ученые сидят под землей и едят лапшу, что может быть логичней? Рекламодатель сказал «да!» Но потом он куда-то пропал, лапши этой уж нет, а фильм сделан. Вообще, изначально, «Бункер» задумывался как такая мыльная опера, типа «Саги» - («Сага» - название романа Тонино Бенаквиста). Но постепенно все развилось, и стало понятно, что получается многосерийный фильм».
Вот так. Теперь ясно, где собака зарыта. Фильм про лапшу, которой уже нет. Однако творческому коллективу таки удалось повесить ее на уши, т.е. на глаза телезрителей и раскрыть великую научную тайну – наши ученые способны выжить даже в ипостаси голого короля, питаясь виртуальными продуктами. Ибо, как известно, не хлебом единым… Тем более, что у нашей страны большой опыт питаться воздухом, трепетно сохраняя в сердце высокие коммунистические идеалы, в надежде на светлое будущее.
Не знаю, что будет дальше по сюжету, какие новаторские режиссерские и сценарные ходы нам представят, но от того, что уже продемонстрировано, честно сказать, с души воротит. И мне почему-то не кажется, что у «Бункера» будет большая зрительская аудитория. А еще безумно жаль актеров, вынужденных зарабатывать хлеб насущный на откровенно провальных сериалах, что бы они сами не говорили и как бы вымученно не улыбались, рассказывая о работе над фильмом.