О смехе

Ирина Воропаева
Иллюстрация: миниатюра из Радзивилловской летописи, оборот листа 6, языческие игрища славян.

*~*~*~*~*~*
Эта заметка основана на субъективных ощущениях; размышления, ассоциации  и тем более попытки делать выводы здесь будут вторичны.

Однажды, начитавшись на новостной ленте отвратительных известий сразу по нескольким острым вопросам современности, я к вечеру почувствовала себя уже не только морально, но и физически плохо. Говорят, меньше надо смотреть и слушать новости, - целее будешь, поскольку изменить что-то не в нашей власти, а переживание – это тяжело и болезненно, поэтому лучше оградить себя от потери нервных клеток, которые, как известно, не восстанавливаются.

Однако жить в вакууме тоже как-то не комильфо, надо же знать, что в мире-то происходит, не на острове ведь необитаемом… в общем, что получилось, то получилось, и мне срочно понадобилась реабилитация. Опять же говорят, что в таких случаях надо идти к психологу и снимать стресс беседой со специалистом, который профессионально подскажет, под каким углом стоит посмотреть на те же вещи, чтобы между тобой и этими вещами появился невидимый, но прочный щит, который не позволит больше тебя ранить. Может, оно и так, но где же на ночь глядя срочно найдешь психолога, да и дорого это – по специалистам-то шастать со своими проблемами, которым конца не видно, так что опять же совет хорош, но не полностью жизненный.

И тогда я догадалась, что нужно сделать, и отправилась на поиски смехотерапии. Мне повезло, я быстро наткнулась в сети на то, что нужно, и через полчаса уже хохотала над шутками по поводу именно тех новостей, которые так меня расстроили.
Новости, как уже, вероятно, стало понятно, были далеко не смешные. Но шутки получились смешными. Некоторые в стиле черного юмора. Имеется такой подраздел, шокирующий и обновляющий одновременно.
Конечно, есть вещи, над которыми смеяться, что называется, грешно. Но если не посмеяться вовремя, то не полегчает и можно заболеть.

Находить отдушину в смехе, утешаться в условиях тяжкой жизни весельем – это давняя традиция во всех странах и народах. Все эти праздники дураков, маскарады, разные там бурлески и гротески, шуты и скоморохи – без них не обходилось нигде и никогда. И пир во время чумы – это как раз то, что доктор прописал (в данном случае, вероятно, тот, с клювом-противогазом, известный по старинным портретам), - как раз то, что необходимо, чтобы не умереть от страха и уныния раньше времени прямо сию минуту, то есть еще до того, когда на карнавале смерть снимет свою маску… К тому же, всегда есть надежда, что она снимет ее не перед тобой. Бедняге принцу Просперо, согласно рассказу, сочиненному певцом «Ворона», не повезло, но это не значит, что везение невозможно в принципе, что так будет со всеми. А если и будет, то хоть вздохнуть полной грудью напоследок, и пусть это будет пляска смерти, - тут главное, что это именно пляска, бесшабашная и веселая вопреки всему.   

Известная притча гласит: какой-то чрезмерно немилостивый властитель (а таких в истории было вообще-то подавляющее большинство) вздумал обобрать покоренную землю, назначив очень высокую дань, и трижды отправлял в нее своих слуг, чтобы они выполнили его волю. В первый раз слуги привезли некоторую часть дани и сказали, что жители плачут и уверяют, что больше у них ничего не осталось. Царь отправил слуг вторично. Они привезли еще одну часть дани и сообщили, что жители, снова в слезах, утверждали, что обобраны уже до нитки, и молили о пощаде и послаблениях. Царь отправил слуг в третий раз. Слуги привезли еще немножко дани, и царь услышал от них, что жители словно с ума сдвинулись – ничего не просят, ни о чем не молят, не плачут и не горюют, но смеются и песни поют. «Больше не ездите к ним за данью, - сказал царь тогда, - Вот теперь я верю, что у них и вправду ничего больше не осталось».

Таким образом, можно заключить, что смех порой идет после слез, – и в связи с этим он может прозвучать так, что это будет уже, в общем, и не смешно. В виде послесловия к притче напрашивается соображение, что после известия об истерически хохочущих разоренных людях царю самое время наступило подумать о собственной безопасности. Потому что человек, у которого все плохо уже настолько, что он уже не плачет, а смеется, переступает некую черту, становится по особенному бесстрашен, - ему ведь больше нечего терять. И он будет мстить, и не остановится ни перед чем, и месть его будет жестока. 

Наверное, совершенно не случайно фольклорный народный герой Нидерландов, Тиль Уленшпигель, изначально просто потешавший толпу на ярмарках в связи с данной ему природой склонностью к шутовству, в конце концов нашел свое место среди гёзов, восставших против бесчеловечной кровавой тирании захватчиков родной земли – восставших и победивших.

До сих пор считалось, что смех присущ только человеку, ведь животные смеяться не умеют. Благодаря новейшим исследованиям удалось установить, что это не своем так, некоторым животным смех доступен (причем его наличие – свидетельство сбалансированной психики смехачей из царства фауны). Правда, как смеются крыски-лариски, могут слышать только они одни да хитрые приборы. А что же человеческий смех, выраженный столь явно? Для чего-то же он человеку мудрой природой дан.

Смех не так прост – это и отдушина, и источник силы, что было известно с давних пор. Недаром врага стремились высмеять – осмеянный, он становился как будто не так силен и опасен; осмеянного, его уже можно было победить, он уже был наполовину побежден.  Таким образом, смех можно превратить в оружие. Если его постараться выковать нужным образом и направить в нужном направлении, то результат может получиться впечатляющим. 

Страх сковывает, смех раскрепощает. В связи с этим власть предержащие в некоторых случаях предпринимали попытки бороться с неумеренной веселостью среди своих подданных (и до сих пор иной раз пытаются это делать), чтобы они, развеселившись, не перевели бы паче чаяния свое веселье в нежелательную плоскость, именно что «забыв страх». И веселье воспринималось идеологами правильного общественного устройства как непосредственная угроза, и смех оказывался вне закона.

В 17-том веке в Русском царстве патриарх Никон решительно занялся наведением порядка и в церкви, и в миру. Церковь он реформировал, мирянам предписал придерживаться норм и правил, которые должны были приблизить их к хрестоматийному образу благовоспитанного богобоязненного православного христианина, всегда и во всем находящегося под строгим контролем и полностью законопослушного. В один прекрасный день по его повелению по всей Москве у москвичей в ходе обысков были изъяты музыкальные инструменты, вывезены за город и сожжены. Никаких бесовских игрищ! Строго, чинно, постно.

Как известно, в конце концов патриарх Никон лишился сана и отправился в северную ссылку, что, конечно, не было следствием уничтожения гуселек-самогудочек, - в процессе реформ почувствовав свою силу, он замахнулся на самую царскую власть, а цари таких вещей не любят. И вообще в те времена людей сжигали пачками, что уж тут какие-то гусельки, есть о чем говорить. Однако Никон перегнул палку, пытаясь уничтожить в народе все, что не имело отношения к идеалам религиозности, лишив его последней отдушины – возможности повеселиться, попеть, посмеяться – и пусть всего лишь имело место совпадение, и тот костер, в котором в последний раз звенели, лопаясь, струны, не связан с падением патриарха напрямую, но… Всему ведь есть предел, и заворачиванию гаек тоже.

Наиболее раскрепощенная прослойка населения во все века и времена - это, конечно, молодежь, в возрасте так примерно от 14-15 до 20, от силы до 25, но вряд ли до всех 30 лет. Потом человек в большинстве случаев, что называется, мудреет, - его умение радоваться жизни и его бунтарский дух идут на спад, он становится более спокойным, менее интересным – и не столь уже опасным для тех, кто стоит над ним в соц.пирамиде. Отсюда вывод: лучше  всего направить буйную молодую энергию, пока она еще не иссякла естественным путем и может снести на своем пути некоторые препоны и преграды, в определенное русло, окрылив юношество какой-либо идеей. Тогда оно не просто горы свернет, но свернет их в правильном направлении. Но в случае, когда привлекательная идея вовремя не нашлась (тут ведь не может быть фальши, это непременное условие, а с такими силами не шути), то пытаться заткнуть этот извергающийся вулкан если и возможно, то не просто, да и угроза того, что все-таки рванет, будет сохраняться.

Разумеется, молодежь надо стараться воспитывать заранее, с детских лет, и растить таким образом, обломав все колючки еще в нежном возрасте, чтобы не взошли сорняки, а пестрели только сплошь садовые цветочки. Поэтому так важно лупить дитя, пока помещается на скамейке поперек, а не вдоль, как и предписывают делать давние традиции. К сожалению, за века традиции утратили позиции, и никак их не получается возродить, все какие-то правозащитники под ногами мешаются, о гуманизме толкуют, законы, запрещающие насилие в семье, придумывают... В результате уже не одно поколение молодежи, из которого снова вовремя не выбили всю дурь, подрастает, так сказать, некондиционным, то есть не отвечающим требованиям. И уж тут время упущено: что выросло, то выросло, с чем и приходится иметь дело, одновременно имея постоянную головную боль и кучу проблем.   

Можно, конечно, взяться за эту зелень, одев предварительно ежовые рукавицы, если не убедить – так заставить, если не подчинить – так сломать. Но это дело не самое простое и весьма затратное по части необходимых усилий, а ведь чуть только будет достигнут какой-то результат – уже и следующее поколение на подходе, и опять оно не такое, как надо, и опять все начинается сначала. Однако в связи с ясностью задачи, обусловленной насущной необходимостью причесать под одну гребенку молодежную поросль хоть отчасти, воспитательно-карательные мероприятия в виде правил, ограничений, запретов, цензуры и прочего в этом духе все же представляются не лишенными смысла и применяются даже при наличие явно неблагоприятного прогноза в отношении их эффективности.

А уж как эти юнцы любят повеселиться, хлебом не корми, что называется! И повод им годится практически любой, а уж обыграть его они сумеют так, что только диву даешься – откуда что взялось. Селфи в самых неожиданных местах и позах, посвящение в студенты голышом, насквозь иностранный Хэллоуин с мерзостными харями. А эти ихние покемоны! Нашли забаву. Мало того, что и так путаются что ни день и что ни ночь в интернетной инфернальной паутине, мало того, что бросились в погоню за виртуальными зверушками (или что они там такое) прямо у прохожих под ногами, - так ведь страшно выговорить, где именно один такой бесспорный деградант, вертопрах, хулиган и прочее, и прочее своего этого Пикачу вздумал ловить, стервец! Правильно батюшка-то один молвил, на кол бы его посадить, жаль время не то. Ну да ничего, совладаем с этой напастью как-нибудь, мало не покажется шутнику, способы и средства имеются. Ишь, насмехаться вздумал над тем, до чего не дорос и вряд ли дорастет когда-то, недоумок.

Непонятные поступки молодых людей, и особенно этого, прославившегося больше прочих, уж ладно ловившего бы своего покемона, так почему-то в церковном интерьере, привели общественность в замешательство. Многое было непонятно – почему развлекались именно так, если уж приспичило похохмить, и что теперь с этим делать?

С одной стороны, конечно, эти юные балбесы не причиняют материального ущерба, не наносят физического вреда, не угрожают ничьим жизням… но можно ли относиться к их выходкам спокойно, так ли уж безопасны их поступки, если к ним хорошенько приглядеться?

В результате за студентов предложили отвечать декану, хотя он их еще ничему учить даже не начинал (но кто-то должен оказаться крайним); желающих провести вечеринку на Хэллоуин попытались по старой доброй традиции напугать негативными последствиями контакта с нечистой силой (в условиях современности ход, конечно, слабый, но уже придуман другой – запретить данное непотребство на законодательном уровне), а покемонствующего екатеринбуржца привлекли по известной статье УК РФ за оскорбление чувств, для верности (чтобы уж не отвертелся, хотя в связи с этим ощущение фарса и усилилось) найдя у него в хозяйстве шпионскую авторучку, запрещенную еще одним параграфом закона.

Странно было также то, что парень как будто продолжал веселиться. Не испугался, даже когда его стращать в следственном изоляторе начали. И на предложения представителей духовенства, вроде бы собравшихся взять его на поруки в случае публичного и, разумеется, искреннего и добровольного покаяния, не пошел, - заявил, мол, не верю, что после унижения в самом деле помогут. Пришлось им всенародно объяснять, что ни о каком договоре с провинившимся подследственным речь и не шла, но все равно почему-то получилось, будто дерзкий мальчишка выставил уважаемых людей, саном облеченных, в невыгодном свете.

О нем многие говорили, что дуралей, мол, попиариться решил, но слишком по-глупому. Да, наверное, это так. Но ведь когда тебе всего 20 лет, а серьезные люди так серьезно и так строго что-то навязывают или запрещают, то ведь подмывает нарушить… мяч в окно, голая вечеринка, пляска на кладбище, покемон… и т.д. Не сидится на месте смирно, и все тут. Конечно, всплывает все та же, уже озвученная ранее, мысль, - вот бы эту энергию да в мирных целях, на пользу обществу, в нужном направлении… Но с нужным направлением, так же как и с окрыляющей идеей, если честно, в имеющем на сегодняшний день быть обществе вообще-то наблюдается некоторый напряг.

Однако так или иначе нарушители общественного спокойствия должны понести наказание, и они его понесут, и еще пожалеют о совершенном, и время пройдет, и жизнь обломает, и они помудреют, поневоле, ибо куда денешься, - и молодость останется позади, и уже не получится так задиристо и откровенно смеяться над тем, что, возможно, в самом деле не настолько-то и смешно… совсем не смешно, если разобраться… может быть, позорно, может быть, страшно, может быть, преступно, может быть… но сегодня – это еще не завтра, и смеяться еще тянет. Смеяться и смешить других, тех, кто, почти уже заболев под градом неблагоприятных, пугающих новостей по важным, животрепещущим вопросам современности, найдя эту отдушину, почувствуют себя немного полегче. И, вопреки всему, начнут надеяться – на молодость, на молодежь, которая пусть и  легкомысленна, и безрассудна, но внутри себя при этом свободна и удивительно бесстрашна, - и на силу живительного смеха.
25.10.2016

*~*~*~*~*~*
Использованные Интернет-ресурсы:

http://limonov-eduard.livejournal.com/2016/09/14/
14.09.2016. «Не доверяйте никому, кто старше тридцати».
«У  молодёжных бунтов и революций конца шестидесятых годов (май 1968-го в Париже, волнения в Беркли в Калифорнии и пр.) был  лозунг «Не доверяйте никому, кто старше тридцати».

http://www.rosbalt.ru/posts/2016/07/15/1532309.html
15.07.2016. Лев Рубинштейн «Ненависть к свободе».
«Как же страшна ненависть к веселью, к легкости, к открытости, к улыбчивому выражению лица, к доверительной интонации, к вольной походке, к рефлексии, к самоиронии, к стремлению понять другого и другое, к свободе, к современности вообще».
 
http://www.ntv.ru/novosti/1658716/
06.09.2016. «Кемеровские первокурсники разделись догола на посвящении в студенты».

http://www.rosbalt.ru/piter/2016/10/03/1555185.html
03.09.2016. «В Петербурге демонтировали дорожный знак «Осторожно, ловцы покемонов».

http://www.rosbalt.ru/posts/2016/07/18/1532942.html
18.07.2016. Елена Зелинская. «Почему в России хотят запретить покемонов».

02.09.2016. «Против блогера, ловившего покемонов в храме, возбуждено уголовное дело».
«2 сентября 2016 года стало известно, что в отношении жителя Екатеринбурга  Руслана Соколовского, 22-х лет, возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти) и ч. 2 ст. 148 УК (публичные действия, …совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих).

http://www.rosbalt.ru/world/2016/09/07/1548217.html
07.09.2016. «Международная правозащитная организация Amnesty International (AI) признала ловившего в храме покемонов блогера Руслана Соколовского узником совести. Соколовский был арестован за совершение ненасильственных действий, и «столь жесткая мера пресечения неправомерна».

19.10.2016. Протоиерей Всеволод Чаплин предостерёг россиян от контакта с нечистой силой в Хэллоуин.
HTTP://WWW.A-THEISM.COM/2016/10/BLOG-POST_28.HTML
28.10.2016. «ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРОСЯТ ПРОКУРАТУРУ ЗАПРЕТИТЬ ХЭЛЛОУИН – «ЧУЖДЫЙ РОССИЯНАМ КУЛЬТ САТАНЫ».
«Противники Хэллоуина обратились в Генпрокуратуру с требованием проверить законность празднования кануна Дня всех святых на территории России. … В надзорном ведомстве данное заявление уже приняли к рассмотрению, а представители духовенства пообещали всячески поддержать инициативу о запрете Хэллоуина».