Слёзы лошади

Иван Краснов 2
Дорогой   читатель,  доводилось  ли  Вам   когда-нибудь    видеть  слёзы  лошади?    Многие  мне  ответят   отрицательно.  Да  это и  понятно. Сегодня  молодежь  ответить  Вам,  что  они  и  лошади  близко не  видели, а не  то,  что   её  слёзы.  Сегодня   молодые  люди   могут увидеть    лошадей   только  в  цирке    или  в   крупном    городе, когда богатые  люди   заказывают  себе   поездку  в   карете  Х1Х   века  во  время  свадебных  торжеств;  остальным  людям  это  будут не  по  карману.

Ну а  если  я  Вам  задам  более  простой  вопрос:  - Видели  ли  Вы  слёзы  в  глазах  своих  домашних  животных -   кошек  или   собак?  Многие  ответят   отрицательно,  и   могут  добавить,  что  любят  своих  домашних  питомцев,  холят  их,  кормят  разными   изысками. - Чего же  им  плакать?    Но Вы  окажитесь  неправы.  Посмотрите   внимательнее   на  своих  питомцев,   и  Вы  увидите  их  слёзы.  Это   могут быть  слёзы  радости,  когда  животные  встречают  Вас   после длительного   отсутствия  или   слёзы   обиды, которую  Вы  им  причинили.

Я же возвращаюсь к теме моей повести «Слёзы лошади».

Мне  пришлось  видеть,  как   плакала  лошадь, которая  пришла в  поисках   помощи к  нашему  дому. Это  случилось  летом  1941  года.   Мне  было  в то  время  восемь  лет.  Дома, как назло, никого   из  взрослых не оказалось.   Да у  нас  в  доме  был    всего  лишь  один  взрослый  человек -   моя  мама. В  это  время  она  куда-то   отлучилась,  две  мои  старшие, но не  совершеннолетние,  сестры, тоже  отсутствовали.  И  вот,   ездовая  армейская  лошадь,  как  оказалось,  раненая,  искала  человека,  который мог бы  ей  помочь  в  её  страданиях. И  она   подошла  ко  мне.

Ну,  а  теперь  я  расскажу,  откуда   в  деревне  оказалась  эта  лошадь и  почему она  была  ранена.

….. А  случилось  это   событие   в  далеком   1941  году. Шли  первые  недели  Великой  Отечественной  войны. В   июле-августе  1941   года  в Вязьминском  котле  под  Брянском  оказалось  в  окружении  несколько   советских   дивизий,  две  танковые  бригады  и   артиллерийский   полк.   Из-за отсутствия  горючего  вся  боевая   техника   оказалась  без  движения и стояла  мертвым  грузом.  Солдаты,   потеряв  технику, вывели  её   из  строя,  и   многие из них ушли  в  партизанские  отряды,  которые  в  тылу  врага   вели    активную  борьбу  с  фашистами.  Были и такие солдаты,  которые, оказавшись   без   оружия  и  командиров,  пополнили  отряды  «власовцев».

 А   вот  лошади,  раненые и брошенные,  оказались  предоставленными  самим   себе. Хочу  заметить,  что  трагические  события,  разыгравшиеся в  Вяземском  котле,  происходили    в  километрах   десяти     от  нашей  небольшой  деревни. Потом  мы -   мальчишки,   ходили  на  это  кладбище  сгоревшей боевой  техники    и  добывали  с  риском  для  жизни  порох   из  боеприпасов,   вырезали   куски   из   покрышек   колес  машин  и  шили  из неё  для   себя   прочную    обувь.

И  вот  однажды,  одинокая  и  раненая   лошадь   бродила  по  окрестностям  в  поисках   помощи  от  людей,  которым  она  верно   служила  много   лет. Эта  скромная   «трудяга»   в  поисках  помощи  увидела  меня  около  дома и  подошла  ко  мне.

Сначала   я  обрадовался,  увидев  белую  красивую  лошадь.  Я  давно  мечтал  прокатиться  верхом на  лошади.  Другие  мальчишки  до войны имели  такую   возможность,  когда  их родители   после  работы поручали  им  отвезти  верхом  лошадь  на  колхозный  двор.  У меня  же не было такой  возможности, так как  мой  отец  работал  в  районе и  приезжал   домой  только  по выходным  дням.
 
И  вот   красивая  и  смирная  лошадь  стоит  у    крыльца  моего  дома  и  печально   смотрит   на  меня.  Мне  даже  показалось,  что  она  говорит  мне: - Садись на  меня, мальчик,  я  прокачу   тебя.   Я  подвел  лошадь  к  самой  высокой  части   крыльца и  попытался  сесть на неё.  Но  она в  это  время  отступила  от  меня и не  дала мне  возможность   взобраться  на  себя.  Тогда  я  зашел к  лошади   с  другой   стороны   и  увидел  страшную  картину: на  боку   лошади от холки зияла  большая  рана.  По  прошествии  лет  я  не  могу   теперь  вспомнить  от   чего   у  лошади  была такая  рана - то  ли  это  было  пулевое  ранение, то  ли  это  холку  лошади  натерла  сбруя.  Ведь  с помощью этой  сбруи  лошадь  выполняла   свою   работу -тянула  со  своими    напарницами   орудие. И  когда  сбруя натёрла кожу на спине и холке, и лошадь из-за боли уже не могла  выполнять  свою  работу,  орудийная  прислуга   отпустила   её на  волю, а, может быть,  и   сами  артиллеристы  пали  в  неравном  бою с  фашистами.


На  открытую  рану    лошади   то  и  дело  садились  большие  мухи  и  кусали   её  незащищенное  тело.  Она жалобно  смотрела  на   меня и, казалось,  просила  меня:  - Помоги  мне,  мальчик. Я  сначала  отгонял  мух  рукой,  затем  нарвал   больших  листьев  лопуха и  закрыл  ими  холку  лошади.  Сбегал в  дом,  нашел  там  остатки  хлеба и  принес  моему  другу  кусочки  хлеба,  с  руки  стали    кормить     мою  лошадь.   Но  хлеба  оказалось  мало.  Я  пошел  в  сарай к  нашей   кормилице –бурёнке,  отсыпал  в  тазик  часть  её  корма, которую  и  отдал  белой  лошади.   Она  с  благодарность   ела  все, что  я  ей  давал.

Думается, в  поисках  хозяина   моя  лошадка  давно ничего не  ела.   И   вот  тогда   я  увидел  в  глазах  лошади  настоящие  слёзы,  это  были и  слезы   благодарности    восьмилетнему  мальчику,  и  слёзы  горестей, которые  выпали на  её  долю. Мне  кажется,  я  впервые  задумался  о  боли  животного от того,  что  у неё  нет   настоящего  друга,  который  бы  мог  позаботиться  о нем.

 Мне  думается,  если  ребенок  в  детском  возрасте    не  проявил  чувства  сострадания  к  животному, а  тем  более,  если  он  показал   при этом  полное  равнодушие,  то  из  него  вряд  ли  вырастет  взрослый  человек,  который  в  трудную  минуту  выкажет  сострадание и  придет на  помощь к  другому  человеку, нуждающемуся  в  его  помощи.  Большие  печальные  глаза  лошади  всю  жизнь  остались  в моей памяти   и  постоянно  напоминают:  - Люди, будьте человечнее  и к   домашним   животным, и  к  другим  людям,  которым  нужна  ваша  помощь.

В  этой  связи  мне  хочется  привести  один   поучительный  пример, произошедший  со  мной   летом  этого (2016г.)  года.     Из-за  болезни   ног я   часто  пользуюсь  инвалидной  коляской,  выхожу  с  коляской  в  наш  зеленый  двор,  сажусь на  коляску,  иногда  наблюдаю  за   голубями и  воронами,    за их жизнью и  борьбой  за  выживание,  Наблюдаю  за  людьми, они  наблюдают  за  мной,   иногда  делаю  записи  в  свой  блокнот.

И  вот  сижу  я  так  в  своей коляске.  Было  жарко,  я  снял  шляпу  и  положил  её на  колени.  Сам задумался  и на какое-то  время  отвлекся.   Я  даже не  заметил,  как  ко  мне  подошел  молодой  человек  и  положил  в  мою  шляпу  сто  рублей.  Я  недоуменно на  него  взглянул и  спросил: - Что  это  значит?  Он  подумал,  что я  недоволен  положенной  в  мою  шляпу  сторублевкой.  Достал  еще  сто  рублей и  добавил   мне  в  шляпу.

Я  спросил  молодого  человека, как   его  зовут. - Меня  зовут  Михаил,  ответил  молодой  человек.  Как  оказалось,  Михаил  служил  в  десантных  войсках,  о  чем  красноречиво  свидетельствовала  проглядывающая  из-под  костюма  тельняшка. В  свою  очередь  я  представился  Михаилу:  - Меня зовут  Иван  Иванович,  полковник в  отставке,  член  Российского  союза  писателей.  Живу  в  одном  доме  с Вами.  Вы,  Михаил,  неправильно  поняли  меня, сидящего  в  инвалидной  коляске. В  деньгах  я не нуждаюсь и, славу Всевышнему,   еще  не   прошу  на  пропитание  у  прохожих.    Вам,  Михаил,  большое  спасибо  за  вашу  доброту;  такое  качество  человека     сейчас  очень  нужны  в России  люди.  Россияне    всгда славилсь своейней   добротйтой   и   уважением и уважением  к  нуждающимсся


Михаил  извинился, что  обидел  меня,  приняв  за нищего.  Я  пожелал  Михаилу  всяческих  благ  в  его  жизни,  быть  всегда  добрым  и уважающим             людей, оказавшихся    в  трудом   материаьнои   рлдлженити 
 - Миша, а  если  у Вас  сейчас  есть  лишние  деньги  и  Вы  хотите   помочь  обездоленным,   подойдите  к  магазину  и  увидите  там  старушек,  у  которых  пенсия  ниже  прожиточного  минимума. Отдайте им  эти  деньги,  которые   Вы  хотели   подарить  мне.  Миша  так  и  сделал; он  пошел в  сторону  магазина.

Вскоре  я  в  очередной   раз  попал на госпитальную  койку,  откуда  и  пишу  свои  записки. Но, надеюсь,  по выходе  из  госпиталя   я  обязательно  встречусь  с  Михаилом,   и  мы продолжим  нашу  беседу  о доброте  душевной.