Культура - главный объект экономической политики

Валентин Левин
(Продолжение. Начало здесь: http://www.proza.ru/2016/10/29/389 )

2.2.11. Превратить культуру в главный объект экономической политики

2.2.11.1. Понятие культуры и исторической эпохи

Культуры можно рассматривать как особые миры, пленяющие человека своими ценностями и ритуалами.

Каждая культура, на деле, служит реализации некоторого уклада жизни, то есть, сводится к объективно действующей системе ритуалов, использующих и поглощающих продукты смежных культур ради реализации ценностей данной культуры.

Производство, обмен, распределение и потребление, - все фазы воспроизводства человека реализуются в обществе именно посредством ритуалов некоторых культур, составляющих соответствующие уклады жизни.

На множестве реальных культур действуют отношения субординации (вложенности) и взаимной дополнительности (смежности).

Например, культура питания - это система ритуалов завтрака, обеда и ужина, воспроизводящая ценность в виде накормленного, удовлетворенного и готового к жизнедеятельности человека.

Эта культура входит, как составная часть, в объемлющую ее национальную культуру народа, в которую, в частности, входят и культуры производства и доставки продуктов, являющиеся смежными к культуре питания.

Смежность состоит в том, что ценности, производимые одной культурой, выступают атрибутами, потребляемыми ритуалами смежной культуры.

Культуры образования, проживания (жилищно-коммунального хозяйства), спорта и, вообще, деятельности в любой отрасли, субординированы с объемлющей их национальной культурой и, одновременно, являются смежными друг другу.

Типичный городской житель утром просыпается, ритуально умывается, одевается, завтракает, едет на работу, а вечером возвращается, предается своим вечерним занятиям, после чего ложится спать, а с нового утра всё повторяется.

Этот повторяющийся круг ритуалов составляет жизненный уклад человека, которым раскрывается состав его первичных ценностей как того, ради чего фактически живет и действует человек.

В круг этих ценностей входят сон, питание, одежда, жилище, работа как творчество, любовь, общение, досуг и другие, детальные и общие ценности.

В каждой из схожих ситуаций жизненного уклада человек действует по заведенному ритуалу, преследуя не только получение схожего результата, но и исполнение самого этого ритуала, как особую самоцель.

Так, придя в спальню, чтобы спать, он, стереотипно, раздевается, складывая одежду на одно и то же место, выключает свет и ложится в постель. А утром, проснувшись, делает зарядку, убирает постель, умывается...

Внутренний план, фиксирующий сложившийся жизненный уклад, включая стереотипы ритуальных действий в схожих ситуациях, я называю менталитетом человека.

Люди с разными менталитетами разительно отличаются друг от друга.

Если Вы, как по кругу, каждый день ходите на работу и возвращаетесь домой, чтобы предаться досугу и лечь спать, то другой человек, возможно, не ходит ежедневно на работу, зарабатывает на жизнь нерегулярным промыслом, и может спать, каждый раз, на новом месте.

Если вы, собираясь спать, раздеваетесь, выключаете свет и ложитесь в постель, то человек с иным менталитетом может лечь спать, не раздеваясь, не гася свет и в сапогах, и не в постель, а на пол, и даже не ночью, а днём, то есть, нарушая все ритуалы, вам привычные.

Люди, имеющие схожие менталитеты, легко находят общий язык друг с другом и образуют общности, основанные на взаимопонимании.

Но большинство общностей, в которые входят люди, основаны не на схожести менталитетов, а на общности объектов, из-за которых им приходится пересекаться. Таковы семья, одноклассники, сослуживцы, коллеги, товарищи по несчастью...

Каждая такая общность – особая сущность, порождающая особую культуру через вселение в душу человека и навязывание ему некоторой роли, стремящаяся подчинить и перевоспитать его на свой лад.

Эта сущность ведёт себя, словно сама она тоже человек, - обладает жизненным укладом, стереотипами ритуального поведения и образует особый мир, живущий жизнью, параллельной другим мирам.

Жизненные уклады современных людей наполнены и разорваны их участием во множестве таких параллельных миров, - от семьи до профессиональных гильдий.

В каждом из них человек вынужден вести себя по-разному.

Он и является нам совершенно разным, в зависимости от того, где мы его застали – на работе, в компании друзей, в кругу семьи, либо в одиночестве.

Все эти различия уживаются в нем – человек превращается, внутри себя, во множество сущностей, которые составляют его внутренний мир. В этом внутреннем мире человек сам с собою ведет споры и диалоги, представляя собой, как бы, уже Общество.

Реальное общество, в итоге, состоит из множества параллельных миров, разрывающих и составляющих жизненные уклады людей.

С развитием реального общества и состава его параллельных миров, развивается и человек, разрываемый этими мирами и выступающий, внутри себя, как уже Общество: homo socium.

Во всех эпохах сосуществуют все типы менталитетов – и матриархата, и патриархата, и рабовладения, и феодализма, и кочевничества, и оседлости, и прочие.

Исторические эпохи различаются господствующими менталитетами, которые всегда сосуществуют и непрестанно борются друг с другом.

Столкновения этносов и государств, - войны, акты терроризма и революции – лишь малая часть этой борьбы. Главная её арена - внутрипроизводственные и внутрисемейные отношения.

Внешне мы обманчиво похожи друг на друга.

Трудно представить, насколько мы различаемся внутренним менталитетом!

Сравнение менталитетов обнаруживает, что волк от зайца, лиса от барана - отличаются друг от друга меньше, чем «человек» от «человека»!

Волею судеб севшие за одну парту, вступившие в брак или ставшие сотрудниками одного и того же предприятия, люди не перестают быть выходцами разных миров, имеют разное понимание того, кого считать «человеком», а кого - нет.

Большинство внутрисемейных конфликтов, при ближайшем рассмотрении, являются конфликтами представителей разных менталитетов, столкнувшихся в общем быту, не могущих признать друг в друге полноценного человека.

Распад семей - следствие несовпадения менталитетов, конфликта логически несовместимых миров, разных идей того, что такое человек и каковы его первичные ценности, представленные составом его элементарных ритуалов. Несовпадение последних вызывает внутрисемейные психозы.

Разные менталитеты – это разные варианты аксиоматизации общества.

Марксисты называют эти варианты идеологиями.

Историческая материя, называемая «Человек», дана нам как разнообразие идеологий (человеческих менталитетов) и фактов их борьбы.

Сосуществование людей с разными менталитетами (идеологиями), по сути, есть сосуществование разных вариантов исторических эпох, а борьба между такими людьми есть борьба эпох.

Итак, пространство первичных ценностей человека, как уже Общества, есть его менталитет, составленный из заселенных в него планов-ритуалов особых миров, в которых живёт человек.

Они вселяются в него, как внешние сущности, навязывают ему свои частные определения, наполняют его своими ценностями, расширяют горизонты его сознания, но держат в подчиненном положении, навязывают определенные роли, манипулируя и жертвуя человеком при необходимости.

Как отчужденные ценности, они ставят себя впереди Человека и присваивают себе функцию установления смыслов жизни человека, придавая действиям и поведению человека ритуальный, - свыше установленный смысл.

Причем человек, как ценность, изначально осознается лишь как полезная функция единого неделимого сообщества.

Например, первобытный мужчина ведёт себя ритуально не как Человек, а именно как мужчина (самец), либо именно как охотник, либо именно как воин, если таково его реальное место в первобытном обществе.

Лишь спустя фазы культурного развития человек осознается как общая культурная ценность.

Этой эволюции соответствует множество фаз Истории, - от периода дикости до наших дней, - когда Общество развивается как вместилище разнородных культурных стихий, отчуждённых от человека и воюющих друг с другом за власть над Человеком.

Человек, в этих фазах, вычленяется из пелёнок общественных связей, поднимает голову и, постепенно осознает себя, как уже Общество.

До этого осознания он ведёт себя не как Человек, а как подчиненный конкретному сообществу ритуально-функциональный элемент.

На полпути к этому осознанию, Человек попадает в плен, в частности, к либералистской идеологии, - к разлагающим общество культам индивидуализма и частной собственности, так же принимающим ритуальный – заданный извне - смысл.

Лишь осознавая себя уже Обществом, он осознаёт себя и истинно Человеком, - сущностной частицей Общества, носителем общественных ценностей.

Возвышаясь над частными ценностями, человек осознает себя собственником смыслов и ценностей Общества в целом и не только сам входит в роль истинной ценности, но и становится носителем ценностей Общества в целом, становящимся, как бы, уже Человеком, то есть, обществом человеческих ценностей, Справедливым Обществом.

2.2.11.2. Понятие управления экономикой

Человека следует рассматривать как общественное существо, населенное ценностями властвующих над ним культур, определяющих его поведение как творца, семьянина, соратника, гражданина и так далее.

В его поведении проявляются ценности культур, властвующих над ним.

Между культурами и их вариантами, как объективными сущностями, идет борьба за власть над людьми и обществом.

Спрос на продукты, а также их цены скачком меняются в такт с общественными переворотами в составе культур, властвующих над людьми: они подчиняются квантовой логике переворотов в укладах жизни людей.

Скупая статистика цен, продаж и покупок, а также выпуска продукции и затрат ресурсов, поверхностно интерпретируемая как динамика производства, спроса и предложения, на самом деле выражает функционирование, экспансию или отмирание конкретных материальных и духовных культур, реализующих те или иные системы общественных ценностей.

Спрос актуален, лишь пока соответствующие культуры властвуют над людьми.

От того, в обличье каких культур массово воспитан, образован и реализован человек, зависит сила государства, состав потребностей и способностей нации, мощь экономики и счастье людей.

Ключевым институтом управления структурой ВВП, в этом свете, является надлежаще действующий институт материальной и духовной культуры общества.

Эта культура может быть выражена и воплощаться в жизнь национальной Системой Стандартов Совместного Развития, включающей в себя стандарты образа жизни, стандарты жизненного пути и идеального жизнеустройства.

Эти стандарты, как интегральные требования господствующих культур, даны каждому человеку от рождения и в той или иной мере гарантируемы обществом.

Каждый человек, как первичная единица силы и богатства нации, - как ценность, подлежащая реализации, - должен быть рассматриваем в качестве единицы фундаментального национального проекта.

Тезис 29.
Управление экономикой – это управление объективными экспансиями множества культур, претендующих войти в состав мира реального человека (См. 2).

Целесообразно сформировать, при учредительном участии Госстраха, общественный Институт Культуры Гармонически Развитого Человека, отвечающий за разработку и реализацию норм материальной и духовной культуры.

Разработки этого института, выносимые, при необходимости, на общенациональные обсуждения, должны использоваться в качестве исходных данных при постановке и решении задач управления экономикой, в качестве требований к детализированной структуре ВВП, дающих ориентиры предпринимательской и изобретательской активности.

Тезис 30.
Ответственность государства за развитие экономики есть его ответственность за реальную культуру общества.

(Продолжение: http://www.proza.ru/2016/10/30/1609 )