Как надо стимулировать Центробанк России

Валентин Левин
(Продолжение. Начало здесь: http://www.proza.ru/2016/10/29/389 )

Система стимулирования властных органов России

Нужна единая система стимулирования персонала Госстраха, Центробанка, Минфина и Минэкономразвития РФ, а также сотрудников Аппарата Президента, депутатов Госдумы и Совета Федерации.

Предлагаем решения в двух горизонтах.

1) Немедленные меры, меняющие мотивацию властного персонала уже сейчас, до предлагаемых институциональных преобразований.

2) Фундаментальные меры, в корне меняющие отношение государственных отраслей и властных органов к остальным отраслям экономики, раскрепощающие творческий потенциал власти и гарантирующие ее служение народу.

2.2.3.1. Немедленные меры

Хватит воздействовать на Центробанк и другие органы дискуссиями и уговорами, - мол, пожалуйста, снизьте учетную ставку и цену кредита, ослабьте налоговую удавку и прекратите колониально-инфляционное ограбление населения и его бизнеса.

Пора задействовать адекватные стимулы и подчинить интересы сотрудников Центробанка и других органов задачам развития экономики и остановить незаслуженный – при падении экономики - рост доходов чиновничества.

Начнем с Центробанка РФ.

Обложить Центробанк и его сотрудников бременем материальной ответственности за макроэкономические показатели России.

Сегодняшние недоразумения руководства ЦБ РФ по мнимому «управлению инфляцией» должны прямо и непосредственно бить это руководство по его карману.

Правильно обложенный, Центробанк сам не только снизит учетную ставку, но и обоснует отрицательные ставки по кредитам реальному сектору и поддержит решения, реально подавляющие инфляцию, а не экономику.

Предлагаем следующее содержание в Положение «О стимулировании персонала Центробанка на развитие экономики России».

2.2.3.2. Содержание правильного стимулирования Центробанка

Установить, что общая сумма средств, направляемых на вознаграждение персоналу ЦБ РФ, должна быть ограничена величиной 0,1 % от объема располагаемого ВВП России, уменьшенной на половину суммы величин процента инфляции и средней ставки ссудного процента по всем банкам России:

(Вознаграждение ЦБ) = 0,1%*(Располагаемый ВВП)*(1-(И+С)/2),

где И – официальный процент инфляции, С – средняя ставка ссудного процента по банкам РФ для участников реальной экономики, включая население.

Рассмотрим, для примера, ситуацию 2013-2015 гг.

Сумма фактических выплат персоналу ЦБ РФ в 2013 году, включающему около 71 тыс. сотрудников, была порядка 90 млрд. рублей.

Заработать не меньшую сумму в 2015 году, в условиях нашего примера, коллектив Центробанка смог бы, лишь обеспечив следующее.

1) Добился бы в 2013 г. снижения процентных ставок по потребительским кредитам до 3 % годовых, перекредитовал бы все ранее выданные потребительские кредиты под новые ставки.

2) Провел бы кредитную амнистию и обеспечил кредитование банками России проектов модернизации и расширения производства под актуальный спрос, по реальным ставкам не выше 3 % годовых.

3) Поддержал бы отечественного производителя целевыми кредитами под перепрофилирование производства или совершенствование технологии по отраслям, конкурирующим с поставщиками импортной продукции.

4) Воспользоваться правом ЦБ согласовывать внешнеторговые балансы и предложить меры, обеспечивающие рост располагаемого ВВП России в сравнении с произведенным ВВП, - мобилизовать товарный резерв на сумму 6,73 трлн. рублей и поддержать дешевыми кредитами импортеров продукции, спрос на которую не удовлетворяется отечественным производством.

Добился бы всеми мерами:

1) роста внутреннего рынка и прироста ВВП по 7 % в год, так что располагаемый ВВП России стал бы в 2015 г. порядка 92,5 трлн. рублей;

2) снижения инфляции до менее 2 % в год, а средней ставки ссудного процента по банкам России – до 3 %.

Применяя эти данные для расчета вознаграждения персонала Центробанка по установленной формуле, получим как раз ту сумму вознаграждения, которую персонал Центробанка фактически имел, - 90 млрд. рублей.

На деле, ЦБ влиял на экономику России безответственно и из рук вон плохо: произведенный ВВП застопорился на 80 трлн. рублей в год, а располагаемый ВВП в 2015 году был и того меньше - лишь около 74 трлн. рублей.

В одном лишь 2015 году, из-за колониально-положительного торгового баланса, утрачено и недополучено товарных ресурсов на 6,73 трлн. рублей, из-за чего инфляция была порядка 11 % (0,11), а средняя ставка ссудного процента по кредитам реальному сектору, включая потребительские кредиты, выше 14 % (0,14).

По нашей формуле, ограничение фонда содержания персонала Центробанка РФ на 2015 год оказалось бы менее 55 млрд. рублей против полученных 90 млрд. рублей (0,1% от располагаемого ВВП = 74 млрд.руб. минус вычет 25 % - сумма учетной ставки и темпа инфляции).

2.2.3.3. Вариант стимулирования других властных органов

Фонды содержания персонала Минфина и Минэкономразвития РФ, а также сотрудников Аппарата Президента, депутатов Госдумы и Совета Федерации целесообразно привязать к темпу роста фонда содержания персонала Центробанка, определяемого согласно представленному выше примеру.

То есть, установить, что эти фонды будут меняться темпом, равным темпу изменения фонда содержания персонала ЦБ РФ, рассчитываемому согласно указанной выше формуле.

Тогда все указанные органы будут материально заинтересованы в мерах, увеличивающих располагаемый ВВП страны и уменьшающих инфляцию. Вплоть до мер возвращения на родину и целесообразного использования экспортной выручки прошлых лет, размещенной теми или иными экспортерами за рубежом.

2.2.3.4. Фундаментальные меры

Фундаментальные меры состоят в снятии отчужденности финансирования государственных отраслей переходом к нормативно-страховому финансированию его органов из страховых фондов, формируемых платежами по договорам государственного страхования бизнес-планов предприятий и конституционных прав граждан.

Фонды вознаграждения персонала властных органов надо установить как долю остатков страховых фондов, остающихся после:

- текущих затрат на мероприятия профилактики страховых событий

- исполнения гарантий государства, актуализированных в отчетном периоде,

- покрытия затрат на ликвидацию последствий наступивших страховых событий,

- выплаты страховых сумм пострадавшим.

Коррупция и должностная халатность станут головной болью самих органов власти: нарушая чьи-то права и снижая эффективность застрахованных планов и проектов, это будет автоматически снижать источники доходов чиновников.


(Продолжение: http://www.proza.ru/2016/10/29/471 )