Дедушка пень 2

Валентина Быкова
«ДЕДУШКА ПЕНЬ».

      История вторая о том, чего испугался Заяц и почему деревья листья сбрасывают.

    (Познавательная сказочная история о природе для детей от 5-6 лет).

       На следующий день, с нетерпением поглядывая на рябинку, я поджидала

 гостью - белохвостую Сороку-Белобоку. Услышав издалека её громкое

 пронзительное стрекотание, очень обрадовалась. Прилетела она и важно

 уселась на ту же самую ветку, на которой сидела вчера. Повертела головой,

 пёрышки поправила на крыльях и, хитро поглядывая на меня, продолжила своё

 повествование…

          … Это только так говорится, что лес просыпается на рассвете. На

самом деле лес никогда не засыпает. Если одни из лесных жителей спят, то

другим не до сна.

       Не спалось в эту длинную осеннюю ночь и Дедушке Пню. Он слушал, как

 шуршали в траве мышки, пытаясь незаметно добраться до семян травы, а ежи

тихонько перебегали от одной норки к другой, подкарауливая их. Как совы

 почти бесшумно махали крыльями, выслеживая добычу, а барсуки старательно

 поедали грибы, ягоды, накапливая побольше жирка, чтобы благополучно

 перезимовать в своей норе. Вот среди ночи, не дождавшись рассвета,

 проснулись иволги и кукушки. Они негромко переговаривались о чём - то очень

 важном. Услышав их щебетание, встрепенулись синицы и запели свои песни.

       Только, только первые несмелые лучи начали пробиваться сквозь

теряющие листву деревья, как редкий и неуверенный птичий щебет подхватили

 остальные пернатые обитатели леса.

 Слушал эти знакомые ему с детства ночные звуки Дедушка Пень и радовался.

      - Как же хорошо в нашем лесу! – Думал он. – Уже скоро наступит утро, и

 в лесу будет весело, потому что проснутся те, кто привык спать по ночам.

        А солнце неспешно поднималось всё выше и выше, освещая серебряные

нити паутины. Пауки, которые ночью наплели эту прочную сеть, спрятались,

поджидая, что кто-нибудь в неё попадётся. Когда солнечные лучи добрались до

 верхушек деревьев дикие пчёлы и сердитые шмели наполнили жужжанием лес. Они

полетели собирать нектар с цветущих, несмотря на

осеньромашек,тысячелистников и зверобоя и клевера. Радуясь солнышку, из

 своих укрытий вылетели бабочки. Рыжие трудяги - муравьи спешили завершить

свои дела перед холодами. Выскочил из своей норки бурундук, чтобы погреться

на солнышке.

      Белочка шустро соскочила с дерева и, пробегая мимо пня, остановилась:

 «Доброе утро Дедушка Пень! Я делаю запасы на зиму. Грибов я уже достаточно

 насушила, натаскала орехов в дупло, а сейчас ищу ягоды, чтобы зимой ими

 лакомиться».

      - Доброе утро, Белочка! Вам, лесным зверятам, обязательно перед

зимними холодами нужно наполнить свои кладовые. Беги, беги! Тут же Заяц

подскочил: «Здравствуйте, Дедушка Пень. Всю ночь я бегал по лесу то от

 лисицы, то от филина. Устал. Сейчас немного отдохну, а потом к Вам

прибегу».

         - Отдыхай! – сказал он серенькому Зайчику. – А я пока на солнышке

погреюсь.

        После холодной осенней ночи, солнечные лучи согрели его, и

старенький Дедушка Пень задремал. Проснулся он от громкого птичьего гомона.

        - Чего вы так расшумелись? – Заворчал он.

        - Собираемся в далёкий путь! Договариваемся, кому, когда улетать!–

перебивая друг друга, отвечали ему перелётные птицы.

         - Ещё только начало осени, и в лесу стоит тёплая погода. Рано вы

собираетесь улетать.

         - Мы каждый год в это время самыми первыми улетаем. Потому что мы 

питаемся мухами, комарами да жучками, а уже совсем скоро они исчезнут, –

объяснили трясогузки, соловьи и другие насекомоядные птицы. – Вот соберёмся

 все в большую стаю и, как стемнеет, полетим.

        - И мы, скворцы, как только листья с деревьев начнут облетать, тоже

 следом за вами улетим.

        - А когда на рябинах и диких яблоньках ягод станет мало, и мы

 отправимся в дальние страны – сказали дрозды, малиновки и зяблики.

        - Без вашего весёлого щебетания скучно будет в лесу!

        - Ранней весной мы обязательно вернёмся домой. – Пообещали они и

снова загомонили, созывая остальных сородичей.

        Белочка насобирала ягод, развесила их на ветках рядом со своим

 дуплом и спрыгнула на траву. 

       - Дедушка! А все перелётные птицы улетают стаями? – спросила она.

       - Нет! Только небольшие пташки летят стаей, крупные птицы – строем,

 журавли углом или по-другому – клином, гуси и утки чаще всего летят дугой

 или косяком. У всех перелётных птиц во главе летит вожак – самая сильная и

опытная птица. В пути они соблюдают строгий порядок. Каждая птица летит

строго на своём месте, на отдыхе всегда оставляют караульных птиц, которые в

 случае опасности подают сигнал.

        - Вот какие они молодцы! – похвалила их Белочка.

        Тут они увидели Зайца, который, не разбирая дороги, мчался к ним со

всех ног. Белочка на всякий случай спряталась за Дедушку.

        - Ой ёёй! – запричитал он. – Помогите мне!!! Я заболел!

        - У тебя поднялась высокая температура? А может, ты кашляешь? Или

поранил лапу? – встревожились, Дедушка Пень и Белочка.

        - Нет! Я не простыл и не поранил лапку. У меня шерсть клоками

выпадает на моей шубке. Все говорят, что скоро наступит суровая зима, а я

 останусь без своей шубы и замёрзну…- заплакал длинноухий.

        - Не плачь, – стал успокаивать его Дедушка Пень. – Помнишь, ты вчера

просил рассказать, как вы, зайцы, к зимним холодам готовитесь? Так вот, ты

не заболел, ты просто линяешь. Твоя летняя серая шуба постепенно заменится

 на очень тёплую зимнюю.

       - И ты уже будешь не серенький, а беленький, чтобы на снегу тебя не

было заметно. – Добавила Белочка. – Все лесные обитатели до наступления

холодов начинают к ним готовиться.

        - И твоя шубка поменяет цвет? – Успокоился Заяц. – Ты тоже будешь

беленькой?

        - Нет! Мех у меня будет серого цвета с серебристым отливом, а хвост

станет ещё пушистее. – Похвалилась Белочка. – С такой тёплой шубой зима мне

 не страшна.

       - Дедушка Пень! Я ни разу Зиму не видел. Но думаю, что она очень

сердитая и строгая, потому что её в лесу все боятся и заранее готовятся к её

 приходу.

         - Каждый год Зима разная: то она тёплая, с оттепелями и лужами; то

 суровая с сильными морозами; то снежная, с большими снегопадами и метелями;

 а иногда бывает - малоснежная, когда снега выпадает совсем немного. –

Сказал старый Пень, который много зим повидал в своей жизни. – Но в любом

 случае, даже в самую тёплую зиму все растения замерзают, а для насекомых,

птиц и зверей становится очень холодно. Вот поэтому все лесные жители

 заранее готовятся к встрече с ней: кто прячется, кто шубу меняет, кто

улетает.

       -А как она приходит? А вдруг я завтра проснусь, а кругом Зима? А если

 я не успею шубку поменять? – заволновался Зайчишка-Трусишка.

       Белочка захихикала: «Ты что? Так не бывает. Зима не сразу приходит».

      - Не волнуйся, Зайчик! – Успокоил его Дедушка Пень. - Матушка природа

очень мудрая. Она всем даёт время подготовиться к морозам: и птицам и

животным и траве и деревьям.

        - Теперь- то я знаю как мы, животные, и птицы, готовимся к морозам,

а вот как деревья и трава не знаю. А зачем это им нужно? – удивлённо

спросил Заяц. – Ведь они неживые. Они не бегают как я, не прыгают как

 Белочка, и не летают как Сорока.

         - Что ты Заяц говоришь? Как это Дедушка Пень неживой? –

рассердилась Белочка.

         - Я же не про Дедушку говорю, а про деревья!

       Загрустил старый Пень: «Я тоже был когда-то сильным и красивым

деревом - Берёзой»!

       - Мне очень стыдно! – Опустив вниз голову и длинные уши, сказал Заяц.

 – Я не хотел Вас обидеть. Я не знал.

        - Ничего! Это дело поправимое! Подрастёшь и будешь больше обо всём

знать.

       - Дедушка Пень! Расскажите нам, как деревья к зиме готовятся? –

попросили Заяц и Белочка.

       - Хорошо, слушайте: «Мы, деревья и кустарники, цветы и трава и правда

живые. Зелёной листвой мы дышим; своими корнями берём питание из земли;

болеем, если на нас нападают насекомые – вредители; плачем, когда ломаются

наши ветви и стебли. В жару мы пьём много воды, а когда наступают холода –

мы мёрзнем. И если к предстоящим холодам мы не подготовимся, то можем

погибнуть от мороза».

        Заяц и Белочка внимательно слушали, и Дедушка Пень продолжил свой

 рассказ: «Когда дни становятся короче, а ночи длиннее, когда часто идут

 моросящие дожди, а по утрам стоит густой туман, тогда сок по нашим веточкам

и стволам начинает двигаться медленнее и листьям его не хватает. Вначале

 наши листочки меняют цвет, а потом опадают. И весь сок, который летом шёл

на питание листьев остаётся в наших корнях. Поэтому мы становимся сильнее и

не замерзаем».

         - А почему у ёлочек и сосёнок не опадают листочки-хвоинки? –

 спросила Белочка. – Они не боятся мороза?

         - У хвойных деревьев хвоинки опадают не каждый год, а только по

мере роста новых. Они покрыты налётом и поэтому защищены от мороза.

       Заяц с уважением посмотрел на Дедушку Пня: «Сегодня Вы рассказали

 много удивительного о Вас, деревьях и других растениях. Теперь я знаю, что

 вы живые. Я понял, что нужно бережно относиться ко всей природе, потому что

 если не будет вас деревьев и кустов, то не будет и леса, и нам негде будет

жить».

       - А я знала, что все лесные растения – живые. Я всегда разговариваю с

ними, благодарю за ягоды, за орехи, за грибы! – сказала Белочка.

        - Я давно мечтаю о том, чтобы у меня выросли грибы! – печально

сказал Дедушка Пень. – Я бы угощал ими вас и других обитателей леса, но они,

 почему то не растут. Может потому что я был одинокий и всегда грустил.

      - Не расстраивайтесь. Дедушка! Мы Вас просто так любим, без угощений.

 Мы завтра прибежим к Вам, не скучайте!

- Буду ждать вас! – прокричал им вслед старенький пень…

        … Сорока посмотрела на меня торжествующим взглядом, словно спрашивала: «Ну, как, понравилась история»?

        - Понравилась! - Сказала я ей. – Прилетай завтра, я хочу узнать, что

 будет дальше. Белобокая красавица взлетела с рябины и громко стрекоча,

улетела в лес.