Сцены школьной жизни

Ирина Труфанова
               

      Прошло несколько дней с тех пор, как Ольга стала учительницей в сельской
школе. Она была рада, что привезла с собой домашнюю библиотеку и запаслась
методической литературой. С одержимостью погрузившись в любимую работу, Ольга с
таким усердием готовилась к урокам, что не замечала, как бежит время.

     Однажды, проверяя тетради, она услышала странный жестяной скрежет, потом
ему стал вторить точно такой же. Наконец поняла: доярки с ведрами шли на ферму,
 – было уже четыре утра…


     Отношение школьных учителей оставалось недружелюбным. И она решила, что
причина – в ее молодости… В учительской Ольгу прозвали «россиянкой», особой
интонацией подчеркивая, что она «не местная». Но это ее не удивляло: как
известно, деревенские городских не любят.

     Все предметы в школе велись на украинском языке, в том числе и русский: на
доске писалось предложение – и по-украински объяснялось правило. В результате
ученики не могли ни читать, ни писать. Эти лакомые уроки были поделены между
учителями. Теперь стало ясно, что неприязненное отношение вызвано не ее
молодостью, а ее приездом: пришлось отдать дополнительные часы…

     В седьмой класс на урок литературы Ольга пришла, предварительно просмотрев
классный журнал. Оценки у всех стояли хорошие. Следующей темой шло сочинение.
 Но ученики отреагировали довольно бурно: сочинение писать не могут, Пушкина не
проходили и «Капитанскую дочку» не читали, потому что уроков не было.

     Ольга поинтересовалась у директора – и тот ответил, что в сентябре в школе
уроков не было вообще: ученики работали в поле, собирали помидоры.

     – Считайте, что Пушкина они уже прошли, переходите к новой теме, а журналы
мы заполнили для проверяющей комиссии…

     На следующий день Ольга провела проверочные диктанты – и была крайне
удивлена: количество ошибок превышало количество слов…

     Теперь знания учеников полностью зависели от нее – и она решила выучить
сельских детей, хотя эта задача казалась невыполнимой. Но чем труднее было
препятствие, тем с большим рвением Ольга пыталась достичь своей цели. Она стала
проводить дополнительные уроки для выпускного класса: восполнить объем знаний за
 восемь лет. Сначала приходили одни девочки, но потом потянулись и мальчишки.

     С учениками Ольга не допускала панибратства, была строга на уроке и не
завышала оценки. Вскоре, когда вместо привычных четверок и пятерок по диктантам
стали появляться двойки, в школе образовался лагерь недовольных. Но потом
ученики поняли, что двойку можно легко исправить, внимательно слушая новую тему:
 Ольга объясняла так, что даже отпетые двоечники отвечали и писали правильно.

     – Нам так никогда не ставили оценки: если по математике «три», то и по
остальным предметам тоже «три», – даже учить ничего не хочется!

     – На моих уроках будете получать то, что заработаете. И если хотите выучить
русский и куда-то поступить, на переменах говорите на русском…

     В педагогической работе Ольга полагалась на свою интуицию. Как-то на уроке
один из учеников так рвался отвечать, что все время поднимал руку, но у доски
очень волновался и ответил между четверкой и тройкой. Ольга подумала – и
поставила ему «четыре», за усердие. Он так обрадовался, что с тех пор всегда
приходил подготовленным…

     Ученики были очарованы Ольгой, интересными уроками и справедливостью.
Особенно ее любили пятиклассники. На уроках литературы они просили прочитать
вслух новое произведение. Во время чтения в классе стояла такая тишина, что
если, не дай бог, кто-то вдруг случайно скрипнет партой или пошевелится, на него
 обращались такие негодующие взоры одноклассников, что он, бедный, не знал, как
ему положить руку на место.

Однажды Ольга применила свои артистические способности и довела учеников до
слез, читая им «Дети подземелья»…

     Проверка школьных сочинений казалась ей забавным развлечением. Наиболее
интересные фразы Ольга выписывала в отдельную тетрадь: «Пробираясь сквозь кусты,
 Мцыри увидел грузинку. Она была очень красивая – и Мцыри упал в обморок…», «Но-
чью Козетта шла по лесу – и вдруг увидела темную фигуру. Фигура подошла – и
взяла ведро. Они долго разговаривали…», «Через несколько дней нашли и Леньку. Он
 лежал мордой в грязь…», «Когда князь Игорь победил, его дружинники бросились в
поле ловить половецких девушек…»…

     Как-то после уроков Ольга вышла из школы вместе с учительницей по химии. Та
 облегченно вздохнула:

     – На сегодня работа закончилась.

     – А мне еще контрольные проверять… – ответила Ольга.

     – Зачем?

     – Чтобы раздать работы и выставить оценки в четверти.

     – А я не проверяю.

     – Почему? Вы разве не пишете лабораторные?

     – Пишем. Но я никому ничего не раздаю, просто приношу домой – и бросаю в
печку.

     – А как же ты выставляешь оценки?

     – Просто.Смотрю, что у них по по математике, – и ставлю такую же. И тебе
советую!

     – Но математика и химия – разные предметы, ведь это не честно, они же
стараются…

     – Ну и пусть стараются. Я вышла из школы – и свободна. Не хватало еще дома
над тетрадками сидеть! – засмеялась она. – Иногда ученики уроки срывают – и то
не расстраиваюсь, нам платят одинаково и за хороший, и за плохой урок…

     В первый день осенних каникул к Ольге домой прибежала взволнованная
ученица:

     – Ольга Николаевна! Идите скорее в школу! Вас вызывает директор и почему-то
 ругается.

     Через полчаса Ольга встретилась лицом к лицу с разъяренным директором. Он в
 бешенстве стучал по столу, на котором лежали классные журналы.

     – Что вы тут мне наставили?!

     Ольга с недоумением смотрела на красное от гнева лицо.

     – Я не понимаю…

     – Вот именно! Не понимаете! Вы хотите сказать, что мы без вас учеников
ничему не научили?! Что это?! – он ткнул пальцем в журнал, – вы Сереже Бобченко
поставили тройку?! Он у нас отличник!

     – Но у него все диктанты написаны на «тройку с минусом», и на уроке он
отказывается отвечать, потому что не учит…

     – Меня не интересует, как он отвечает и пишет! Вы знаете, кто его отец? Его
 отец – председатель сельсовета! а потому его сын должен быть отличником!
Поставить ему тройку?! Да вы хоть представляете, какие у меня теперь будут
неприятности?! Вот почему у Дзеркаля четверка стоит, а не тройка?

     – Он постоянно учит, отвечает на уроках и по пройденной теме диктант
 написал хорошо… Я вам сейчас покажу все диктанты: и Бобченко и Дзеркаля…

     – Не надо мне ничего показывать! Мы Дзеркалю по всем предметам тройки
ставим, ему четверка не нужна! – у него мать с отцом на ферме работают!.. И
вообще, наша школа по успеваемости всегда на первом месте по району, а вы ее
тянете на последнее!.. Берите ручку, исправляйте все оценки!

     – Не могу.

     – Можете... – угрожающе зашипел директор, медленно приближаясь к ней, – не
 выйдете, пока не исправите!

     Оказавшись в безвыходном положении, один на один в кабинете с неуправляемым
 самодуром, Ольга под диктовку исправила оценки за четверть: после целого ряда
двоек и троек в итоге красовались жирные пятерки…

     В один из свободных уроков Ольга сидела в учительской. Вдруг до нее
донеслись странные звуки. Она прислушалась. Казалось, будто за стеной пяти-
классники ритмично хором учат азбуку, состоящую из слогов: «до», «ре», «ми»,
 «фа», «соль»… Ученики «пели» гамму – на одной ноте.

     Ольга, окончившая музыкальную школу и педагогическое училище, знала, как
поется гамма, поэтому от души посмеялась такому нелепому уроку, сожалея о том,
что теперь потеряют слух и те, у кого он был.

     Через несколько дней, на школьном вечере, Ольга спела украинскую песню
«Месяц на небе» и романс «Не пробуждай воспоминаний».

     На следующий день в учительской разыгралась драма. Оказалось, что
учительница географии и биологии, которая прежде вела русский язык, ведет еще и
уроки пения.

     С красным, залитым слезами лицом, она кричала, что Ольга настроила учеников
и они требуют отдать ей уроки пения. Ольга была ошеломлена и стала возражать. Но
 та утверждала, что Ольга хочет забрать у нее часы.

     Эта истерика имела продолжение.

     В пятом классе, после прочтения «Дубровского», Ольга предложила ученикам
нарисовать иллюстрацию к роману.

     – А вы рисовали?

     – Да, в школе.

     – А что вы рисовали?

     – Встречу в беседке Марьи Кирилловны и Дубровского.

     – Покажите!

     – Хорошо, принесите на следующий урок свои рисунки, а я – свой.


     Но то, что она увидела, повергло ее в шок: фигуры Дубровского и Марьи
Кирилловны дети нарисовали под линейку. На вопрос Ольги, почему у них нет уроков
 рисования, ученики ответили, что и пение, и рисование ведет Людмила Ивановна.

     – Вам разве не говорили, что голова составляет седьмую часть туловища, а не
 третью?

     – Нет, не говорили.

     – У вас какие-то головастики получились… Как же вы рисуете? Допустим, вам
поставили рисовать стакан и объясняют, как его рисовать…

     – Нет, нам ничего не объясняют, нам просто ставят картинку со стаканом –  и
мы срисовываем, как можем… Теперь покажите нам свой рисунок.

     Ольга раздумывала. Ей не хотелось расстраивать учеников: в педагогическом
училище рисование вел профессиональный художник – и навыки рисования у нее уже
были. Но она все-таки поддалась на уговоры – и показала сохранившийся школьный
рисунок. Дети ахнули.

     В тот же день в учительской снова разразилась истерика.

     – Она хочет вести не только пение, но и рисование! – кричала Людмила
Ивановна, – она мой хлеб отбирает! Ученики требуют, чтобы я отдала ей уроки
рисования!

     – Что вы, – возражала Ольга, – я просто показала свой рисунок… Как же я
могу вести еще какой-то предмет, когда у меня каждый день по шесть уроков?

     Но та не унималась и утверждала, что Ольга у нее «вырывает кусок из горла»…

     Седьмого марта, как обычно, Ольга пришла в школу. Настроение учителей было
приподнятым. Они оживленно переговаривались и высказывали предположения, кому и
 что на этот раз подарят ученики.

     – Мне жаль вас, Ольга Николаевна, но дети вам сегодня ничего не подарят, а
нам – подарят, у нас есть классное руководство, – ехидно произнесла Людмила
Ивановна, учительница-специалист по географии, биологии, пению и рисованию,
классный руководитель пятого класса.

     – Ну ладно, не надо человека расстраивать, – с веселой улыбкой заметила
коллега.

     – А мне ничего и не нужно, – с достоинством ответила Ольга, – для меня
самый лучший подарок – это любовь учеников к моему предмету.

     Учителя с иронией переглянулись. Раздался звонок – и все разошлись по
классам.

     Уроки шли своим чередом. Ученики поздравляли Ольгу и дарили ей открытки с
цветочками и милыми стихами на обратной стороне.

     На переменах учителя заносили шуршащие оберточной слюдой подарки: каждый от
своего класса. Они хвастали друг перед другом, у кого подарок дороже, и
самодовольно поглядывали на Ольгу.

     – А вам, Ольга Николаевна, ничего не подарили?! – ай-ай-ай! – воскликнула
Людмила Николаевна. – А мне мой пятый класс подарил стаканы и одеколон!

     – Поздравляю, – ответила Ольга.

     На очередной урок в пятый класс Ольга вошла после звонка.

     – Ольга Николаевна, мы вас ждем! – восторженно встретили ее дети.

     – А почему возле двери?

     – Мы вам  сюрприз приготовили и спрятали под партой, – боялись, что Людмила
Ивановна зайдет, увидит подарок – разозлится и заберет себе… Вы пока закройте
глаза, – нам нужно его вытащить…

     Ольга засмеялась и закрыла глаза. Послышался хруст слюдяной бумаги.

     – Ольга Николаевна, теперь открывайте!

     Перед ней на парте стояла большая красивая коробка, перевязанная розовой
лентой.

     – И что это? – с улыбкой спросила Ольга.

     – Это – подарок! Мы вас поздравляем с праздником!

     – Да что вы, ребята, зачем?! Я не могу взять такой большой подарок!

     – А вы откройте, это для вас! Мы так хотели, чтобы он вам понравился!


     Ольга развязала ленту и открыла коробку. В ней лежал изящный чайный сервиз
синими колокольчиками.

     – Ребята, зачем? Это слишком дорогой подарок...

     – Красивый?

     – Очень…

     Дети ликовали:

     – Значит он вам понравился?! Мы так старались, и если вы его не возьмете,
 мы обидимся! Вы же не хотите, чтобы этот подарок забрала Людмила Ивановна?! –
мы ей уже стаканы подарили!

     – Нет, не хочу, – засмеялась Ольга, – спасибо, ребята…

     – Закройте глаза еще раз… А теперь – посмотрите!

     Одна из девочек протянула Ольге пластмассовые розовые тюльпаны на зеленых
стебельках:

     – Понюхайте цветы!

     Ольга поднесла тюльпаны к лицу – они пахли… духами.

     – Мы хотели, чтобы цветы пахли – и надушили, – говорили наперебой девочки,
 ставя перед Ольгой вскрытую коробочку с маленьким флакончиком духов.

     На перемене Ольга занесла в учительскую свои подарки.

     – Вас тоже поздравили? – удивились учителя, – покажите…

     Но она поспешно убрала коробку.

     – И кто же вас поздравил?

     – Секрет! – весело ответила Ольга.

     – А вот мы сейчас и узнаем, – вдруг встрепенулась Людмила Ивановна, – где у
 вас урок был?

     Ольга молчала.

     Но та, что-то заподозрив, подошла к расписанию – и громко вскрикнула:

     – В пятом классе!.. Так это мои ученики вам подарили?! – в ее голосе
послышались возмущение и досада.

     Учителя молча переглянулись. Ольга поняла, что рассвирепевшая Людмила
Ивановна теперь сорвет на бесхитростных пятиклассниках свою злобу…

     …Как-то на перемене Ольга шла по школьному коридору. Из классов доносились
оживленные голоса, но что-то в этом шуме показалось ей непривычным. Она
остановилась, прислушалась – и вдруг поняла: все ученики бегло говорили по-
русски.

     Ольга улыбнулась и подумала: «Это самая лучшая награда, о которой
невозможно было даже мечтать…».