11. Ангелина Щёкин-Кротова, четвёртая жена Фалька

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Ангелина Щёкин-Кротова (1910-1992)


А.В. Щекин-Кротова родилась 5 июня 1910 года в городе Лебедине Харьковской губернии.

В начале 1920-х годов её семья переехала в Москву, где в 1927 году она окончила среднюю школу, а в 1933-м – экскурсионно-переводческое отделение Московского института новых языков.

С 1933-го по 1936 год она работала гидом в «Интуристе» и вела для своих коллег-переводчиков семинар по истории русского искусства в залах Третьяковской галереи.
В 1936 году была приглашена в Центральный дом художественного воспитания детей для организации выставок детского рисунка и занятий с детьми дошкольного возраста, где работала до 1940 года.

С 1948-го по 1967 год преподавала немецкий язык в Московском автомеханическом институте.

Ангелина Васильевна впервые увидела Р.Р. Фалька в том же 1939 году, но раньше, на выставке детского рисунка в Центральном доме художественного воспитания детей. Там Ангелина Васильевна попала в особую атмосферу преданных учениц Фалька (Р.М. Рабинович, В.В. Лопатина, Е.Е. Рожкова), усвоивших и исповедовавших его взгляды и принципы отношения к искусству.

Знакомство с Р.Р. Фальком (1886–1958) произошло весной 1939 года на его персональной выставке, проходившей в залах Дома писателей.

«Весной 1929 года в Доме писателей на ул. Воровского открылась небольшая выставка парижских работ Фалька. Я очень любила живопись, но волновала меня лишь живопись прошлого, мне казалось, что стремительный бег нашего времени, неустойчивый облик сегодняшнего дня могут выразить лишь музыка, поэзия, а живопись сейчас уже «не звучит». Но на выставку Фалька я пошла. И стала ходить туда каждый день, сразу после работы, не заходя домой, оставаясь до самого закрытия.

Меня поразило удивительное сочетание классического мастерства и острое чувство современности, проявлявшееся не в сюжете, а в трепетной ткани самой живописи, в хрупкой гармонии колорита, в затаённом дыхании ритмов наших дней: городские пейзажи, серебристо-серые, с уходящими в глубь картины домами, крыши, которых словно таяли в дымном небе, изысканно-простые   натюрморты,   составленные  из   самых обыденных предметов, но овеянные тончайшей поэзией, наконец, портреты, то есть люди, населяющие этот трепетный, живой и погружённый в чуткую тишину мир. Каждый портрет надолго приковывал внимание, словно повесть о трудной и сложной судьбе.

Однажды незадолго до конца выставки. Ко мне подошёл сам художник. Он сказал мне: «Я часто вижу Вас здесь. Вам нравятся мои картины?»

Фальк пригласил меня к себе в мастерскую». («Жизнь рядом с Фальком». А.В. Щёкин-Кротова. Из книги «Р.Р. Фальк. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике». «Советский художник». М., 1981).

В том же году стала его женой.

«Я узнала Фалька, – пишет А.В. Щёкин-Кротова, – когда ему уже было больше 50 лет. Но он ещё был очень могуч, хотя сердце пошаливало, и работал на удивление много. Вставал он вместе с солнцем, как бы поздно ни лёг накануне. При «идеальном состоянии» наших дел, то есть тогда, когда он мог целиком отдаться живописи, он работал как каменотёс. Утром и после обеда – сеансы масляной живописи (он ежедневно вёл две работы). В промежутке он писал днём акварелью, а вечером рисовал».

В беседе с Сергеем Дмитриевичем Дувакиным Ангелина Васильевна рассказывает о Фальке:

«Поразила меня в нем, прежде всего, какая-то удивительная неприхотливость, удивительная лёгкость жизни.

Мне казалось, что я буду ему мешать, его творчеству, что творчество — это, знаете, какое-то священнодействие, поэтому как же это я, такая, в общем, обыкновенная девушка, буду присутствовать при этом. А оказалось, что ему ничто не мешает.

Он спокойно мог, когда я заболела, чистить картошку, тут же что-то писать, с авоськой куда-то ходить. Ничем этим не тяготился, никогда не раздражался, что ему приходилось ухаживать и за мной. А потом сын заболел его, он и сына взял сюда же, который жил с матерью, первой женой Роберта Рафаиловича. Очень охотно всем помогал, был очень скуп для себя и очень щедр в помощи людям и в помощи своим близким.

В одном из писем своей матери из Парижа он пишет: «Я был бы совершенно счастлив… хотя не могу сделать того, что мне хочется, обстоятельства жизни моей трудные, но, если б я мог иметь столько, чтоб я мог помогать всем моим близким, я был бы счастлив, потому что думы мои возле искусства».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/10/29/2161