Хронология пророков и пророчеств ч. 15

Владимир Бровко
                ч.15

            Святой Мефодий ОЛИПИЙСКИЙ (Патарский)

    Следующим нашим пророком  идет сам святой Мефодий Олимпийский (Мефодий Патарский (греч. ;;;;;;;; ;;;;;;;); ок. 260 — 312 гг.[1]) — христианский богослов, автор сочинений против Оригена, нравственных поучений и толкований Священного Писания.
      Сочинения Мефодия включены в 18-й том Patrologia Graeca.
      Почитается в лике священномучеников, память в Православной церкви 20 июня (по юлианскому календарю), в Католической церкви 20 июня по григорианскому календарю.

                Жизнеописание

          Сведения о жизни Мефодия увы крайне скудны, да и к тому же имеются разногласия относительно того где и какую епископскую кафедру он занимал.
           Греческая традиция тем не менее считает его епископом города Патара в Ликии.
          Но вот  Иероним Стридонский в своём сочинении «О знаменитых мужах» пишет, что Мефодий был «епископ Олимпа в Ликии, а затем Тира» отсюда пошло и прозвище "Олимпийский".
            Иероним  Стридонский сообщает нам так же и об обстоятельствах его мученической смерти:
           В годы правления Деция и Валериана он получил венец мученичества в Халкиде, в Греции. поскольку  был усечен мечом язычниками (отрубили голову). Однако сообщение о мученичестве Мефодия ставится  современными исследователями под сомнение и этот спор досих пор не решен.
          Тем не менее никто не оспаривает тот факт, что известность Мефодий  скажем от тог же Симеона Дивногоркого получил исключительно благодаря своей ученности и многочисленными богословскими трудами. Причем иссследователи  отмечают.что он  стал первым христианским богословом кто выступил с критикой учения Оригена.

    Справка: Ориге;н Адама;нт (греч. ;;;;;;;; ;;;;;;;;;;, лат. Origenes Adamantius; ок. 185, Александрия — ок. 254, Тир) — греческий христианский теолог, философ, учёный[1]. Основатель библейской филологии. Автор термина «Богочеловек».
     Был учеником неоплатоника Аммония Саккаса. Учился в Александрийской богословской школе, Дидаскалейоне, которую возглавлял Климент Александрийский.
      С 203 года преподавал в ней философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию, астрономию.
      После того как Климент покинул Александрию, Ориген возглавил школу и был её наставником в 217—232 годы.
     Главный труд Оригена — «Гексапла», первый в истории образец научной библейской критики.
      Гексапла представляла собой шесть (отсюда название) синхронизированных изводов Ветхого Завета, с целью установления критически выверенного текста Писания. Текст этого (колоссального по объёму) труда дошёл до наших дней лишь во фрагментах.
     Ориген выступал сторонником идеи конечного спасения всего сущего (апокатастасис).
      Учение Оригена, явившее собой первое системное изложение идей христианства в философском контексте, оказало значимое воздействие на творчество последующих мыслителей знаменитых учителей и Отцов Церкви, живших до правления Константина Великого.

    С 217 года Ориген возглавлял христианскую школу в Александрии. Ориген был рукоположен в сан пресвитера.
      В Александрии Ориген был подвергнут жестоким истязаниям со стороны язычников-эллинов. Язычники схватили Оригена, обстригли его наголо и посадили его при входе в языческий храм Серапеум, заставив раздавать пальмовые ветви приходившим для служения и поклонения идолу.
      Взяв ветви, Ориген громким голосом и дерзновенно говорил: «Идите, примите не идольскую ветвь, а ветвь Христову».
      Язычники хотели отдать Оригена эфиопу на осквернение его тела, не в силах стерпеть такого поругания, Ориген закричал, что он скорее готов принести жертву идолу.
        Не совсем по желанию Оригена, но жертвоприношение произошло: язычники, положив на руку Оригену ладан, а затем сами сбросили его с руки на очаг жертвенника; по суду исповедников и мучеников, он лишен был тогда славы мученичества и извержен из Церкви[5] — в 231 году Ориген был подвергнут осуждению на Александрийском поместном соборе, после чего перенёс свою преподавательскую деятельность в Палестину (в г. Кесарию).

      Священноначалие Иерусалимской церкви убеждало Оригена проповедовать в церкви.
       Ориген встал и произнес в церкви только одно следующее изречение: «Грешнику же говорит Бог: "что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои"» (Пс. 49:16).
     Затем, согнув книгу, отдал её и сел с плачем и слезами.
     Вместе с ним плакали и все.
      В Палестине Ориген познакомился с одним из знатных и богатых придворных — Амвросием. Амвросий не принадлежал к Церкви, а был по разным источникам последователем или Маркиона, или Савеллия.
      Ориген убедил Амвросия отказаться от ереси и присоединиться к Церкви. Амвросий был учёным и ревностным к изучению Священного Писания.
      Амвросий оценил выдающейся ум, способности и знания Оригена и предложил Оригену заняться изучением и толкованием Священного Писания за его счёт. Ориген согласился на предложение. Ориген поселился в Тире Финикийском, где в течение двадцати восьми лет провёл жизнь в трудах, собирая, изучая и изъясняя Священное Писание. Амвросий целиком и полностью обеспечил Оригена всем необходимым, он оплачивал письменные принадлежности и труды, не только Оригена, но и труды скорописцев и помощников Оригена.
    Во время очередной волны антихристианских репрессий при императоре Деции, Ориген был брошен в тюрьму в городе Тир (современный Сур в Ливане) и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер.
     Образцовая святость жизни Оригена и мученическая кончина способствовали его популярности в монашеских кругах. Наиболее авторитетными центрами распространения оригенизма становятся палестинские монастыри Мар-Саба (лавра Саввы Освященного) и Новая Лавра в Фекое близ Вифлеема
    Очевидо поэтому в 543 году император Юстиниан издал эдикт, в котором осуждал Оригена как еретика, и который в том же году был утверждён на поместном соборе в Константинополе..
     Историк Евагрий Схоластик сообщает, что Ориген и его заблуждения были осуждены на Пятом Вселенском Соборе в 553 году.
    Но Ориген был настолько ярким и исключительным явлением в Церкви, что он не мог пройти незамеченным современниками и последующими поколениями.
    История была к нему строга и во многом судила его суровее и поверхностнее, чем он того заслуживал. Ко, во всяком случае, беспристрастный и окончательный приговор науки ему еще не вынесен...

  Теперь я  думаю всем читателям  понятно почему  наш Мефодий олимпийский не взлюбил  Оригена и начал его пулично критиковать!!!
     А как критику Оригена так и все  свои другие мысли Мефодий Олимпийский   излагал в своих сочиениях:

                Сочинения
«Пир десяти дев или о девстве». Написано в форме подражания диалогу Платона «Пир». Содержание составляют, произносимые девами похвалы девству (целомудрию). Текст завершается гимном Иисусу Христу. Сочинение представляет собой свод доникейской теологии и христианской доктрины.
 Диалог Мефодия послужил предметом пародии для Боккаччо в его «Декамероне».
«О свободе воли». Написано против валентиниан, в нём Мефодий опровергает гностический дуализм и их учение о зле и рассматривает понятие свободы человека. Сочинение сохранилось в отрывке на греческом языке.
«О воскресении». Написано против Оригена, сохранилось в отрывке на греческом языке. Посвящено критике оригенского понимания Воскресения и умаления им значения тела. В славянском переводе сочинение завершается молитвой, содержащей выражения, характерные для авторов доникейской эпохи.
«О сотворенном». Написано против Оригена, сохранилось в отрывке на греческом языке. В нём Мефодий опровергает учение оригенистов, что мир не имеет начала и совечен Богу.
      А если сделать общий обзор  вышеперечисленных  сочинения Мефоия то мы увидим,что он в отличии от осуждаемогоим Оригена встал на защиту ортодоксии от чрезмерно смелых полетов александрийского экзегета. И  не преминул внести свои поправки в построение Оригена.
   Главным образом, он критиковал учение о вечности мира, о предсуществовании душ и о последних судьбах человека и мира.
     Человека Мефолий Олимпийский  понимает, как микрокосм и как «украшение мира».
     Любопытно, что и литургия так наз. «Апостольских постановлений» (VIII кн.) также называет человека «гражданином вселенной и украшением мира».
      Он создан из души и тела, и последнее не есть ему помеха, или темница для души, а сотрудник в его жизни.
       Человек наделен свободою и образом и подобием Божиим.
       Они находятся в разумной душе и во всем существе человека.
      Точнее даже: образ заключается в душе, а подобие в возможности нетления.
      Грех есть неправильное использование свободы.
      
        После падения Адам и Ева облеклись в кожаные ризы, т.е. в смертность. Этим подчеркивается противоположность Оригену, который, как мы уже знаем, так и не выразился определенно по этому поводу.
       Для спасения человека, т.е. для восстановления его в первобытное состояние воплощается Сын Божий, причем выражения, употребляемые св. Мефодием, не могут не удивить:
       «Христос является не только типом и образом Адама, но Он стал именно тем, чем был Адам, ибо на Адама сошло предвечное Слово.
        Так и подобало быть, чтобы Первенец Божий, Его Единородный Сын, Его Премудрость соединилась с первозданным, чтобы Первенец стал человеком…
         Таким образом, Бог обновил Свое творение; Он воссоздает его от Девы и Св. Духа, творит его таким же, как и в начале, когда земля была еще девственна и не обработана».
       Адам пал и лично Адам и должен был быть восстановлен.
       Не приходится сомневаться в том, что св. Мефодий отождествлял Христа и Адама, Человека Небесного с перстным..
       В вопросе об искуплении и восстановлении он сильно зависит от Иринея с его учением о рекапитуляции; и даже в такой малой подробности, как создание Адама из девственной земли.
       Спасение состоит в возможности принять божественный облик и в уподоблении Богу..
      Но если для александрийцев Климента и Оригена совершенство видится в гнозисе, просвещении ума, то для св. Мефодия идеалом совершенства является девство, царица добродетелей.

     В славянских переводах сохранились два сочинения Мефодия, направленные на истолкование с точки зрения христианства иудейских обрядовых предписаний: «О различении яств и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окроплялись грешники» и «О проказе».

В старообрядческих церквях почитается приписываемое ему апокрифическое «Слово святого отца Мефодия Патарского о последних временах». Вы уважаемые читатели сами с ним можете познакомится  перейдя вот по даой ссылке:
http://www.staropomor.ru/posl.vrem/patarskij.html

   Так же надо отметить одну важную особенность свт. Мефодий издавна имел особое значение в Россиской империи, поскольку считалось, что в своем "Откровении" этот греческий святой предсказал будущее Русского государства в конце времен и в частности  пресказания времени когда Россия  может   стать Третьим Римом.!!! И вот тут "Откровение Мефодия Патарского" имело для этого очень большое значение.

 Саможе  это  "Откровение" – краткий рассказ о истории мира от Адама до светопреставления, распределенный по тысячелетиям на семь периодов.
     Во второй половине "Откровения" повествуется о седьмом тысячелетии, о тех событиях, которые будут предшествовать кончине міра и происходить в последний период его существования – царство Антихриста, Второе Пришествие Христа, Страшный суд.
   Эта часть привлекала к себе наибольшее внимание средневековых читателей.

      Большое место как в исторической, так и в пророческой части "Откровения" занимает история борьбы израильтян с измаильтянами и рассказ о "нечистых" народах, заключенных Александром Македонским в неприступных горах.
      Племена измаильтян, разгромленные израильским вождем Гедеоном и бежавшие в Етривскую пустыню (сюжет этот восходит к Библии), в седьмом тысячелетии выйдут из Етривской пустыни и поработят многочисленные страны.
   После их нашествия в міре воцарится беззаконие, наступит полное падение нравов. Но со временем праведный греческий Царь одолеет насильников. Наступит расцвет христианства и всеобщее благоденствие. И тогда заточенные Александром "нечистые" народы выйдут и покорят почти весь мір. Тогда Бог пошлет Своего Архистратига, который погубит всех захватчиков. Через некоторое время родится Антихрист. После царства Антихриста последует Второе Пришествие Христа и Страшный суд.

Об отношении к "Откровению" Русской православной церкви говорит факт использования его в официальных летописных сводах: дважды в "Повести временных лет" под 1096 г., в XIII в., во всех редакциях "Повести о битве на Калке", во второй редакции Еллинского и Римского летописца, во второй редакции Хронографической Александрии и т. д.

  Но сочинения  Мефодия  Олимпийского не обошли своим вниманиеи "фальсификаторы россиской истории"! Так нередко за "Откровение Мефодия Патарского" выдают  последующие его "русские переработки" в виде толкований, где под "греческим Царем" уже прямо понимаются русские, а под их противниками, потомками библейского Измаила – турки.
    Пример №1
     «Восстанет Христианское колено и будет ратоборствовать с Бусурманы, и мечом своим погубит я, и жены их в неволю загонит, и побьет чада их, и пойдут сынове Измайловы под меч в пленение и невольное утеснение, и отдаст убо им Господь злобы их, якоже они христианам сотвориша. И найдет им зло седмократно, убьет бо и поразит их Господь рукою Христианскою, и будет Царство Христианско над вси царства превознесено».
    Пример №2
     «Мурины [турки] верят, яко полуночный некий Самодержец святой град Иерусалим и все кесарство Турецкое в державу свою мечом своим приимет; полуночный сей Самодержец Царь и Великий Князь Московский, сей бусурманскую Мегметскую скверную ересь и богопротивный закон истрит [уничтожит], и потребит и погубит до конца».

Пример №3

«Придет некоторый Император, овладеет Черным морем, покорит под власть свою часть земли даже до семи лет, будет над ними начальствовать даже до двенадцати лет, выстроит дом, насадит виноградный сад, оградит сады забором, будет иметь сыновей и дочерей. Спустя двенадцать лет Христианский меч восстанет и Турок прогонит».

     Вот такие "пророчества"  толи сам  сделал Мефодий Олимпийский толи ему  их "приписали". Но не в этом суть! А в том что если бегло посмотреть внешнюю политику Рооссиской империи за  последние 200 лет ее существования то вся она  наполнена войнами с Соманской имприей.
   Конечной цель. этих войн  был не только захват Крыма, а и захват Константинополя-Стамбула и переоса туда столицы Россиской империи с целью окончательного реализации геополитического проэкта- "Россия Третий Рим, а четвертого небывать"!!!
     Это очень интересная и злободевная  даже в наше время тема! И я на ней остановлюсь более подробною
   Тезисы концепции «Москва – Третий Рим» старец Филофей (ок. 1465–1542) изложил в своих письмах к царскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину и великому князю Василию III Иоанновичу: «Да веси, – пишет Старец Мунехину, – яко вся христианские Царства приидаша в конец и снидошася в едино Царство: два убо Рима падоша, а Третий стоит, а четвертому не быти».

   Потом уже теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров.
   Наиболее авторитетной и популярной в исторической науке является теория, впервые обосновано изложенная в 1869 году в докторской диссертации В. С. Иконникова.
    По мнению русского историка А. В. Каравашкина, теория «Москва — третий Рим» является результатом эсхатологических ожиданий и носила первично не политический, но религиозный характер.
      Политическая теория «Москва — Третий Рим» также обосновывается легендой конца XV — начала XVI вв. о византийском происхождении шапки Мономаха, бармы и других предметов (например, коробочка из слоновой кости, якобы принадлежавшая римским цезарям), присланных императором Константином Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху, и целым рядом иных текстов.
        Характерно, что в киевских текстах летописей об этих «подарках» нет и упоминания.
   Таким вот образом Третьим Римом и является Москва.
   И это по мнению стороников данной теории находит свое подтверждение и вот в таких обстоятельствах и фактах если конечно свести их воедино!!!

     Освобождение от монгольского ига, объединение разрозненных мелких уделов в большое Московское государство; женитьба царя Иоанна III на Софии Палеолог, племяннице (и наследнице) последнего византийского императора; успехи на Востоке (завоевание ханств Казанского и Астраханского) — всё это оправдывало в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль. А старец Филофей  просто "отрабабывал госзаказ" как сейчас любят писать!
     Тем не менее  в Москве от слов перешли и к реальным делам!
      Так на этой почве сложился обычай коронования московских государей, принятие царского титула и византийского герба, учреждение патриаршества, и возникновение и официальное распостранение  там  трёх легенд:
; о ; бармах и ; царском венце, полученных ; Владимиром Мономахом от византийского императора ; Константина Мономаха (офиц. ссылка — в 1547 г.)
; о происхождении ; Рюрика от Пруса, брата римского кесаря Августа (это хорошо поясняет зачем России понадобилась в наше уже  Калинградская область- она же Восточная Пруссия!)
о белом клобуке: клобук этот, как символ церковной независимости, император Константин Великий вручил римскому папе Сильвестру, а преемники последнего, в сознании своего недостоинства, передали его константинопольскому патриарху; от него он перешёл к новгородским владыкам, а потом к московским митрополитам.
 А отсюда  данная извращенная  историческая логика и выводит свою аксиому "Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвёртому не бывать!"

   Но и это еще не все о Мефодии Олимпийском как о пророке!
   Он еще нам оставил  свое пророчество  о Риме ( как столице мира) и его новом правителе.:

      «И светловолосый род будет владеть Семихолмием пять – шесть [месяцев].
      И насадят в нем зелия, и истребятся многие из них в отмщение за святых. И будут господствовать на востоке предопределенные [срока?], и после сего воздвигнется некто самовластный, и за ним иной, свирепый вол… и придут в смятение оседлые народы, что на северной стороне, и подвигнутся с силой и неистовством великим, и разделятся на четыре начальства, и первое зазимует – близ Эфеса, второе – близ Мелагии, третье – близ Пергама, четвертое – близ Вифинии. Тогда возмутятся народы, обитающие на южной стране, и восстанет Филипп Великий с восемнадцатью племенами, и стекутся к Семихолмию, и начнут битву, какой еще не было, и устремятся внутрь сквозь врата и проходы его, и кровь людская потечет рекой, так что и глубь морская замутится от крови.
       Тогда вол возревет и амень сухой восплачет. Тогда станут кони и послышится глас с небес:
       «Остановитесь! Остановитесь! Мир вам! Довольно отмщения неверным и непотребным!
         Изыдите на десную страну Семихолмия, и обретете там мужа, стоящего близ двух столпов в смирении великом, световидного и праведного, терпящего великую нищету, сурового обличьем, но духом кроткого»…
         И возвестится повеление от Ангела: «Поставьте его и вложите меч в десницу его со словами: «Мужайся, Иоанне! Укрепись и побеждай супостатов своих».
        И приняв меч от Ангела, поразит Исмаильтян, эфиопов и всякий род неверный.
          Разделены будут при нем исмаильтяне на три части, и часть первую мечом убьет, часть вторую окрестит, часть третью, что на Востоке, силою покорит.
         И по возвращении его [c Востока] отверзутся сокровищницы земные, и обогатятся все, и не будет у них нищего, и земля даст плод свой сторицей. И перекуют все оружие на плуги и серпы. И царствования его будет лет тридцать пять».
                Пророчество о Конце мира

 «В последние дни мира христиане не будут ценить великую благодать Божию, которая предоставлена людям, это длительный мир, великолепное плодородие земли.
    Они будут очень неблагодарны. Тягость греховной жизни, гордыня, тщеславие, блуд, легкомыслие, ненависть, алчность, чревоугодие и многие другие пороки будут вонючими язвами перед Богом.
    Многие будут сомневаться в том, что католическая вера является истинно, возможно, евреи правы, потому что они ждут Мессию.
     У многих из них будут ложные учения, и как следствие, непонимание. В результате Бог допустит Люцифера, и все его черты власти придут на Землю и соблазнят ее безбожных существ…»

                Пожар с неба

      Упоминается в предсказаниях Мефодия Олимпийского и о будущем пожаре «сверху»:
       «После того как человечество будет измучено нуждой и насилием, солнце скроется во тьме, а луна – в крови. Звезды будут падать, словно листья, небо свернется в рулон.
       Вспенившееся из своих глубин море накроет человечество. Все будет уничтожено и выжжено с воздуха – сверху на Землю упадет столб пламени.
     С неба посыплются огненные стрелы. Последует множество знаков и чудес. За опустошением придут эпидемии и голод».
                (конец ч.15)