Микрогеография в фантастических произведениях

Сергей Грачев 2
В большинстве фантастических произведений героям приходится действовать преимущественно в условиях земных физических законов или физических законов весьма близких к земным реалиям. То есть, даже если в той или иной фантастической вселенной действуют гиперпространственные пути между очень удаленными друг от друга планетами, герои обычно живут, сражаются и умирают внутри зданий и транспортных средств, в городской среде и на открытых пространствах природных ландшафтов. Перемещение героев в рамках  отдельных сцен на сравнительно небольших пространствах является предметом «микрогеографии». Этот термин введен автором данной статьи для удобства изложения материала и по аналогии с «обычной» фантастической географией, выражающейся в созданиях официальных карт фантастических миров (карт местоположения стран, континентов и островов) и  карт фантастических звездных систем с галактиками. Законы «микрогеографии» применимы не только к фантастическим произведениям, но и к художественным произведениям вообще.
Надо сказать, что до массового распространения интернета актуальность микрогеографии была сравнительно низкой, отчего авторы художественных и фантастических произведений при желании могли пренебрегать ее доскональной разработкой без особого ущерба для восприятия произведения фанатами и для своей репутации. В самом деле, не будешь же требовать от автора фантастической книги печати на ее страницах планов всех зданий или лабиринтов пещер, в которых действуют герои.  По тем временам наличие черно-белой географической карты мира на внутренней части обложки книги считалось вполне достаточным. Однако сегодня избалованные фанаты требуют виртуальных энциклопедий по своим любимым фантастическим вселенным, всенепременно содержащим схемы «Красного Замка» и внутренней планировки «Тысячелетнего Сокола». Это безобидное, казалось бы, пожелание фанатов, порождает обратную зависимость. Для того чтобы предоставить убедительный план замка автор должен довольно детально представлять его планировку уже на этапе создания произведения. Если же в процессе создания произведения в сознании автора существует некий условный «Сферический замок в вакууме», то разрабатывать его план задним числом бывает весьма затруднительно, а результат порой получается не слишком убедительным. К слову сказать, создать задним числом географическую карту мира, обретшего популярность у читателей, гораздо легче.
 Для создания достоверной «микрогеографии» в художественном произведении важными являются несколько ключевых моментов. Момент первый – убедительная логика планировки помещений. Вряд ли король или князь захочет, чтобы с его балкона открывался вид на кладбище предков, а если такое имеет место быть, то причины столь экстравагантной планировки очень желательно оговорить специально. Необычная планировка вполне имеет право на жизнь, когда она понятна читателю или объяснена ему хотя бы на уровне намеков.  Момент второй – убедительная скорость перемещения героев. Если герой скачет на коне между двумя  городами, расположенными на расстоянии нескольких десятков километров друг от друга, то заметная задержка в пути вполне может объясняться разными дорожными форс-мажорами. Не будем  же мы всерьез заставлять автора уведомлять нас о каждой отвалившейся лошадиной подкове или же раскисшей от недавнего ливня проселочной дороге. Но когда пара героев спешит по срочному вызову из своих покоев в тронный зал хозяина небольшого замка, попутно ведя многостраничный диалог, который занял бы в реальных условиях не менее получаса, то читатель совсем не верит автору, не объяснившему причины такого явления. Больно уж низкая скорость передвижения людей для двух-трех сотен метров хорошей дороги. Разве что один из собеседников опирается на посох, прихрамывая после полученной в недавнем бою раны. Момент третий – достоверность направления перемещения. Герою незачем до последнего драться с многочисленными врагами, прорвавшимися в осажденный замок, на главной площади, если он может легко отступить с боем в цитадель, хотя бы для того чтобы продать свою жизнь дороже.
Момент четвертый – достоверность механики перемещения. Это самый сложный момент, сочетающий в себе скорость, направление и физическую возможность перемещения, плюс неизменность планировки помещений. Нарушение реалистичности этого момента чаще всего можно видеть в комиксах, мультфильмах и анимационных фильмах, а также при комбинированных съемках в кинофильмах, в тех случаях, когда создатели сцен не представляют их детально в трехмерном измерении, придумывая сцены «на ходу». В результате случаются «чудеса». Порой герои за считанные секунды перемещаются на довольно большие расстояния либо планировка помещений за те же секунды изменяется самым невероятным образом. Иногда одно и то же событие в сцене анимационного фильма повторяется на экране дважды, заметно отличаясь в деталях. Очень часто такие нереалистичные изменения происходят именно при смене планов, когда камера возвращается к уже показанному плану, после того как был ненадолго показан другой план. К примеру, в русскоязычной онлайн энциклопедии «Аватар Вики», создаваемой силами фанатов, на странице шестой серии первого сезона анимационного телесериала «Легенда о Корре» в разделе «ляпы»  подмечен забавный факт. Суперзлодей Амон со своими подручными Уравнителями спускается на тросах с дирижабля на синюю сторону ринга, но в следующем кадре они неожиданно стоят уже на красной стороне ринга. В фильме «Хищник 2» во время финальной битвы, герои, выбравшись на крышу одноэтажного ангара скотобойни, неожиданно оказываются на крыше высокого многоэтажного дома. Когда фанаты замечают столь явное нарушение законов пространства, времени и логики, то это серьезная неудача авторов фантастических произведений будь то писатели, художники комиксов, режиссеры или аниматоры.
Вероятно одним из наиболее продуманных подходов к вопросу микрогеографии является подход, использованный Умберто Эко, при работе над своим знаменитым романом «Имя розы» (1980 год). В этом романе основное действие разворачивается в стенах одного вымышленного средневекового аббатства. В книге «Заметки на полях «Имени розы»» Умберто Эко рассказывает как изначально создал план аббатства, а впоследствии строго придерживался его, представляя все сцены на местности. Ни один диалог в этом романе, происходящий на ходу, не длится больше, чем героям реально потребовалось бы на то чтобы дойти из пункта А в пункт Б, необходимость перемещения между которыми обусловлена очередным поворотом сюжета. Автор романа придерживался математической (вернее пространственно – временной) точности в вопросе «микрогеографии». Кроме того, в ходе работы над романом «Имя розы» Умберто Эко создал сложнейший план  лабиринта – библиотеки аббатства, в котором каждому помещению соответствует буква. Для правильного ориентирования по этому лабиринту буквы – коды помещений должны складываться в определенные слова, известные только людям, посвященным в тайну библиотеки, допуск к которой имеют немногие.
Вымышленные пространства микрогеографии популярных художественных произведений и  фантастических вселенных порой материализуются в земной реальности на уровне микрогеографии. В 1990 году в Лондоне по адресу Бейкер-Стрит 221Б был создан дом-музей знаменитого вымышленного сыщика Шерлока Холмса, порожденного фантазией Артура Конана Дойля, а предприимчивые жители Вероны показывают доверчивым туристам балкон Ромео и Джульетты. После выхода на экраны кинотеатров трилогии «Властелин колец» Питера Джексона, в Новой Зеландии, где проходили съемки этих фильмов, появилось новое, уникальное и очень доходное для страны направление туризма – «Толкин-Туризм». В некоторых районах Новой Зеландии декорации к фильмам были оставлены намеренно, а другие примечательные места вроде горы Ородруин (в реальности – вулкан Нгаурухоэ), в которых снимались сцены фильма, туристы легко могут найти с помощью бесплатной «Карты Средиземья» или записавшись на одну из множества тематических экскурсий. Современная детально разработанная микрогеография художественных и фантастических произведений наверняка будет стремиться к материализации еще сильнее, а это значит что в ближайшем будущем нам, возможно, выпадет шанс погостить в Винтерфелле, в виде которого какие-нибудь предприимчивые бизнесмены из северных стран возведут гостиницу.
Что почитать?
1) Умберто Эко «Имя розы»
2) Умберто Эко «Заметки на полях «Имени розы»»

Что посмотреть?

1) «Хищник 2» (Predator 2, США, 1990)
Что посетить?
1) Великобритания, Лондон – Музей Шерлока Холмса (Бейкер-Стрит 221Б)
2) Новая Зеландия (Толкин – туризм)