Рейтинг-57. Французские поэты XIX века

Евгений Говсиевич
РЕЙТИНГ-57. ФРАНЦУЗСКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА.
«ПРОКЛЯТЫЕ ПОЭТЫ» - ПРЕДТЕЧИ «РУССКОГО СИМВОЛИЗМА»

Об использовании материала в интернете.

Случайно обнаружил использование материала «РЕЙТИНГ-57. ФРАНЦУЗСКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА»  в интернете - в статье  Лазарчука «Опоздавшие к лету»
Материал, составлен лично мною на основании использования литературных источников, в т.числе книги "Проклятые поэты". Интернетом не пользовался

СОДЕРЖАНИЕ

1. БОДЛЕР
2. ВЕРЛЕН
3. РЕМБО
4. МАЛЛАРМЕ
5. ВАЛЕРИ
6. КРО
7. КОРБЬЕР
8. РОЛЛИНА
9. РИШПЕН
10. НУВО

МЕСТО/ПОЭТ/ГОДЫ ЖИЗНИ/ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ/ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ/ИНТЕРЕСНЫЕ  ЖИЗНЕННЫЕ  СОБЫТИЯ/ПОСЛЕДНИЙ  ПЕРИОД ЖИЗНИ


1. БОДЛЕР ШАРЛЬ/1821-1867/46/Романтизм-Символизм-Модернизм/«Цветы зла».

На его творчество большое влияние оказали  Сент-Бёв, Готье, Э. По,  Байрон, Мильтон. Сильно увлекался алкоголем и опиумом. Своей школы не создал, но для всех символистов имя Бодлера было священным. Э. По считал его своим духовным братом.

Последние годы  отмечены тяжёлыми материальными лишениями и болезнями. Страдал припадками нервной болезни, завершившейся потерей памяти и параличом.

2.ВЕРЛЕН ПОЛЬ/1844-1896/52/Импрессионизм-Символизм (Декаданс)/«Проклятые поэты»/ «Сатурнические стихотворения»; «Галантные празднества»; «Давно и недавно»; «Мудрость»; «Добрая песня»; «Песни без слов».

Один из основоположников литературного импрессионизма и символизма. Наиболее чтил творчество Бодлера и Малларме. 

В 19 лет пережил любовный кризис в отношениях со своей кузиной Элизой, неожиданная смерть которой повлияла на всё его будущее: в его будущее прочно вошёл алкоголь.

Тяга к абсенту способствовала зарождению в его жизни и поэзии – меланхолии. Он женился, но брак не принёс ему счастья. В дальнейшем имел страстную привязанность к Рембо – в результате: бродяжничество, пьянство, разрыв с семьёй, покушение на жизнь своего друга, тюрьма. Затем страстная дружба со своим учеником Люсьеном Летинуа.

Однако Люсьен внезапно умер от тифа. Далее – запой, скандалы, тюрьма.  Верлен до конца своих дней не мог успокоиться, собирал стихи Рембо, издавал их. Им руководила одна страсть: он жаждал продлить гениальность Рембо, растянуть её во времени, доказать всем, что его, чуть ли не рабское преклонение перед этим юным извергом – это прежде всего понимание исключительности таланта его товарища. 

Первый ввёл термин «ПрОклятые поэты», т. е. отверженные и непризнанные собратья по перу, которые и сами не желали вписываться в окружающий мир буржуазного успеха и скучной добропорядочности. Устраивал у себя литературные «среды». С 1885 г. сказался упадок его дарования. Полсотни его стихов  оценены и сохранены потомками по достоинству.

Был предтечей верлибра (т.е. свободного стиха).

Его стихи печатались тиражами в 500 экз., да и те не продавались. Но  молодёжь конца 80-х годов вдруг нашла его, влюбилась в него и провозгласила его  своим вождём,  мэтром,  «королём богемы» и после смерти Шарля Леконт де Лиля (в 1894 г.) «королём поэтов».

Верлен был музыкален, как никто, пожалуй, из стихотворцев Франции. Он был «яснее» своих учеников.  В речах, произносимых над его могилой его уже называли «великим».

3. РЕМБО АРТЮР/1854-1891/37/Символизм (Декаданс)/«Проклятые поэты»/«Пьяный корабль»; «Пора в аду»; «Озарения»; «В зелёном кабачке»; «Спящий в ложбине»; «Срам».

Родился на севере Франции, а умер в Марселе в возрасте  37 лет. На первых порах, при всей его самобытности, Рембо идёт по стопам Вийона, Гюго, своего «бога» -  Бодлера, соперничает с ними.  Лирическое наследие Рембо невелико. В 15 лет он начал писать, в 19 – бросил. 

Его жизнь стала мифом.  Он четырежды убегал из дома, пытался сойтись с коммунарами, сочинял и посылал стихи Готье, Верлену.

В стихах он богохульствует, издевается над всеми, ненавидит церковь, готов пародировать предшествующую и современную поэзию.  В конце концов, Верлен пригласил талантливого юношу в Париж, где начинается их роман, который впоследствии сломал жизнь старшему и измучил младшего.

Роман длился 1,5 года и закончился пресловутым брюссельским выстрелом  в Рембо  и тюрьмой Верлена. Рембо отказался писать, считая, что достаточно мыслить. Вскоре подобный путь пройдёт и Валери.

Однако философия Валери была, прежде всего, философией собирательной и гармонизирующей, - и он вернулся к творчеству. Философия Рембо была же такой же саморазрушительной, как и всё в его жизни.

После разрыва с Верленом Рембо бросает писать и начинается кочевая жизнь. В результате он оказывается на больничной койке и умирает от гангрены.

На знаменитой картине Анри Фантен-Латура «Угол стола» изображены 8 поэтов, в т. ч. Верлен и Рембо.

4. МАЛЛАРМЕ СТЕФАН/1842-1898/56/Символизм (Декаданс)/«Иродиада»; «Надгробные тосты Готье, Бодлеру, Э.По, Верлену»; «Падение Фавна».

Сильное влияние на его творчество оказал Бодлер.  Малларме восхищался  Э. По. Для его творчества характерны два периода: «Парнасский» (60-е годы) и «Символистский» (80-е– 90-е годы). Все говорили о «темноте» его поэтического языка. В трактате «Что такое искусство?»

Л. Толстой приводит стихотворение Малларме в качестве примера произведения совершенно лишённого смысла. В своём парижском доме устраивал по вторникам литературные вечера для молодых поэтов. Его самый известный ученик – Поль Валери. У него были проблемы во взаимоотношениях с А. Франсом, который воспротивился публикации «Фавна» в сборнике «Современный Парнас». 

Наряду с Достоевским оказался предтечей экзистенциальной литературы. Поздний Малларме – едва ли не самый «тёмный» из французских лириков.

Более 20 лет страдал бронхитом. Умер от кровотечения в лёгких.

5. ВАЛЕРИ ПОЛЬ/1871-1945/74/Символизм-Модернизм/ «Альбом старых стихов»; «Очарования».

Любимый ученик и последователь Малларме. Ратовал за «чистую», т. е. «абсолютную» поэзию. Рильке выражал восторг его поэзией. Общался с А. Жидом, Ренье. Настойчиво не хотел печататься, как и его первый наставник – Малларме.

В 1924 г. избран председателем ПЕН-клуба. После смерти А. Франса (к которому относился негативно из-за отношения последнего к Малларме) кресло во  Французской Академии перешло к Валери.

Пережил войну. Умер 20 июля 1945 г. и генерал де Голль превратил его похороны в событие международного масштаба.

6. КРО ШАРЛЬ 1842-1888/46/Символизм (Декаданс)/«Проклятые поэты»/«Зелёный час»; «Копчёная сельдь»; «Ожерелье из когтей».

При жизни вышел только один его сборник «Сандаловый ларец». Многие его стихи положены на музыку. Интересовался наукой. Делил литературные труды с научными трудами и алкоголем. Его стихи печатали, но редко.

Одна из наиболее ярких фигур парижской богемы 70-80-х годов.

Умер от полной несогласованности внутренних органов в полной бедности.

7. КОРБЬЕР ТРИСТАН/1845-1875/30/Символизм (Декаданс)/«Проклятые поэты»/ «Эпитафия»; «Часы»; «Париж».

Его,  как и многих других талантливых поэтов Франции,  открыл Верлен, посвятив ему статью в 1883 г. Корбьер при жизни успел издать только одну книгу стихов «Жёлтая любовь».

Безысходная  и трагическая любовь к итальянской актрисе определила всю его дальнейшую жизнь. Считал себя никчемным, некрасивым, способным только читать книги и  заниматься творчеством. Трудно найти другого такого поэта, который с такой самоотдачей издевался бы над самим собой. 

В детстве заболел ревматизмом, перешедшим в чахотку,  - и эта болезнь в 30 лет свела его в могилу.

8. РОЛЛИНА МОРИС/1846-1903/57/Символизм (Декаданс)/«Проклятые поэты»/«Неврозы»; «Бездна».

Был типичной фигурой декаданса, с теми же крайностями в характере и в творчестве, что были свойственны «проклятым поэтам». Добившись первых успехов и славы, он с головой окунулся в жизнь богемы, но не спился, как Кро; разочаровался во всём и вся, но не опустился на дно, как Верлен; отошёл в  сторону, но не порвал с поэзией, как Рембо. 

Его отец был близким другом Ж. Санд, сыгравшей значительную роль в судьбе Мориса. Он поначалу во всём ей подражал и свою первую книгу «На вересковых пустошах» посвятил её памяти. 

Снискал славу как певец и пианист, и прежде всего,  как исполнитель песен на стихи Бодлера. Ощущал себя прямым наследником идей Бодлера и Э. По. 

Был типичным бодлерианцем – заимствовал пессимизм Бодлера.

Жена его покинула,  и он впал в чёрную меланхолию. 

Его постигла душевная болезнь (мучительная, но разве что не такая многолетняя, как у Нуво), которая и приблизила его уход. Нелады со здоровьем, явно перешли в психологическую болезнь.               

В 1903 г. он дважды пытался покончить с собой и в конце этого года умер.

9.РИШПЕН ЖАН1849-1926/77/Символизм (Декаданс)/«Проклятые поэты»/"Песнь босяков»; «Баллада повелителей бродяг»; «Ласки»; «Перелётные птицы».

Ему не чужды были анархизм и авантюризм. Он сменил множество профессий, пел песенки собственного сочинения, прошёл полстраны с цыганским табором. Его закадычными друзьями были  герои кабачков Латинского квартала – Верлен, Рембо. Нуво, Роллина, Кро.

Он был человеком недюжинной силы и неуёмной энергии. Его многие любили, даже Флобер. Он прославил сам дух декадентства. Но, начиная со 2-ой половины 80-х годов его талант поддался духу «коммерческой» литературы того времени.

Он был автором  9 сборников стихов, многочисленных романов, в т. ч. исторических, двух с лишним десятков пьес и даже киносценариев (он застал эпоху немого кино и сам играл в некоторых фильмах).  В 1913 г. (ещё при его жизни) одной из улиц XVI парижского округа было присвоено имя поэта.

Со временем он превратился во вполне респектабельную фигуру французской литературы и культуры.

В 1908 г. он был избран в члены Французской Академии.               

Он умер в признании и в полузабвении. К тому времени уже мало кто помнил его стихи и прозу, но пели его стихи, не зная, кто их автор.

10. НУВО ЖЕРМЕН/1851-1920/69/Символизм(Декаданс)/«Проклятые поэты»/«Доктрина любви»; «Валентинки».

Он познакомился с Рембо, когда тому было 19 лет, а Нуво – 22 года. Рембо отправился  в Лондон, и Нуво безоглядно последовал за ним. Столь же безоглядно потянулся он и к Верлену, с которым его познакомил Рембо.

Одно время Нуво был единственной ниточкой, которая связывала навсегда разошедшихся друзей. В ту эпоху их – Верлена-Рембо-Нуво – представляли чуть ли не как одного поэта о трёх лицах, как поэтическую Троицу.

В мае 1875 г. Рембо  порывает с прошлой жизнью и начинает новую, а Нуво под влиянием Верлена обращается к католицизму. Что в конечном итоге приведёт его к неизбежному концу большинства декадентов – конфликту с миром и одиночеству.

Склонный к мистике Нуво уходит от светской жизни в религиозную экзальтацию, в отличие от Верлена, который от религии и высоких помыслов спускается на дно жизни. Нуво переживает несколько душевных кризисов, попадает в дом для умалишённых. Начинает многолетнее паломничество по свету, запрещает издавать свои книги, бродяжничает, тень Рембо ведёт его на Восток.

Две его книги, подготовленные его друзьями вышли без его ведома. 

Через год после его смерти появился томик его стихов, открывший почти неведомого поэта уже совершенно новому литературному миру, который готовились завоевать сюрреалисты. Оказалось, что он был в большей степени профессиональным поэтом, чем профессиональным нищим.

ПОЭТ/ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ

КОРБЬЕР 30
РЕМБО 37
БОДЛЕР 46
КРО 46
ВЕРЛЕН 52
МАЛЛАРМЕ 56
РОЛЛИНА 57
НУВО 69
ВАЛЕРИ 74
РИШПЕН 77

БОДЛЕР. Фото из интернета