Месть злого духа

Леонид Терентьев
 Встречи с неведомым 

№14/2015
 
Тайная доктрина
газета тайных знаний
 


Ал-карысы

— Читал я недавно роман Владислава Бахревского «Свадьбы». Действие в основном в Крыму, Турции и Москве XVII века происходит, во времена царствования Михаила Романова.
— Бахревского? Так я же его неплохо знаю! Владислав Анатольевич много лет у нас в Крыму жил, в Евпатории, литературным объединением руководил. Автор исторических романов, повестей, пьес…
— Меня в «Свадьбах» один эпизод остановил. Некий житель турецкой столицы очень хотел встретиться с волшебным, непознанным, необъяснимым. И путь его перехлестнулся с ал-карысы…
— Никогда не слыхала. Это кто?
— Злой дух, джинн-женщина с длинными тонкими пальцами, на щупальца осьминога похожими…
— Брр… обычно в сказках прекрасные феи живут.
— Оказывается, можно и в такую влюбиться… Хотя он, рассказчик, знал о страшной привычке ал-карысы являться к женихам и роженицам, чтобы вырвать у них легкое для пиршества на шабаше. Чтобы заманить ал-карысы в дом свой, юноша и лошадь завел. Потому что нет для нее большего удовольствия, как покататься ночью под луной. Как-то утром увидел: грива его кобылы заплетена в косицы, а спина и круп в пене… Снова ал-карысы явилась на третью ночь. Пощебетала что-то на ухо лошади, вывела из стойла, вскочила на спину… Но успел-таки влюбленный воткнуть в ее платье иглу, обычную швейную, и стала ал-карысы покорной ему, как рабыня.
— Даже нечистую силу в раба превращают…
— Пожила она у меддаха-рассказчика год, а потом попросила на один только вечер отпустить ее к сородичам. Меддах согласился, но пошел за ней следом к брошенному дому на берегу моря. И такое он там увидел, что дома схватил свою волшебницу и выбросил за дверь… Трижды она потом к нему приходила, он слышал ночами ее стоны и плач… И удача сразу отвернулась. Когда ал-карысы жила в доме, денег было всегда в достатке, и запасы неисчерпаемы. Теперь остался он одинок, голоден и нищ…
Ревность

— Представления о злом женском духе у многих народов известны. У османских турок это ал-карысы, в фольклоре племен Крыма, Кавказа, Казахстана и Киргизии — албасты или просто ал — красивая голая женщина с длинными волосами и огромными грудями. Живет в местах пустынных, среди камней и развалин. Люто ненавидит всех мам и перед родами вынимает ребенка из ее чрева, душит и вырывает печень, как считают крымские татары, или легкое — «из опыта» турок, казахов и киргизов, поджаривает на углях и поедает. Иногда и мужчин накануне свадебной ночи убивает…
— В том романе злой дух умелой женой становится.
— Таковы представления и у кумыков, которым ал тоже является в образе красивой женщины. Для защиты от албасты и других злых духов применяют огонь, раскаленное железо, шкуры животных, отпугивают выстрелами из ружья.
— У охотничьих племен Сибири существует свой образ женского духа, одновременно доброго и злого. Они уверены, что тайгой владеет Хозяин. Иногда Хозяйка. Ночью она или дочь Хозяина приходит к охотнику, предлагает любовь, обещает удачу и богатство.
— Но и по-другому бывает. Рассказывают: услышали ночью охотники женский голос: «Есть ли тут холостой?» Один откликнулся: «Да, есть». Пришла девушка и увела. Утром товарищи пошли по их следам, до берега реки добрались, но парня того так никто больше не встречал.
— А вот другая история. Видит охотник: бежит к нему голая женщина. Понял, кто она, и выстрелил. И женщина исчезла. Когда пришел товарищ, отправились они на поиски. Следы крови привели к скале, откуда голос раздавался: «Мало тебе? Семерых убила, чтобы мужьями сделать, за восьмым погналась? Теперь сама умираешь…» «Если бы я с ней побежал, и меня бы убила», — подумал охотник…
— И откуда такие страсти берутся?..
— Люди создают духов по своему образу и подобию. Понравился человек — принесет удачу, прогневал — смерть нашлет.
— И все-таки многое тут нелогично и непонятно… Откуда такая ненависть к роженицам?
— От ревности. Женский дух мстит земным женщинам, более удачливым. Так же злобно албасты — у некоторых племен алмыз — относятся к родившемуся ребенку.
…Давным-давно то было. Жила на Алтае женщина с двумя детьми. Как-то ушла она по делам, возвращается — а одного ребенка нет. «Алмыз утащила», — догадалась. «Пускай меня съест, но я спасу сына», — сказала себе. Шла долго и далеко, пока не обнаружила юрту из камыша, где сидели двое, а на огне что-то варилось. Тут же мать и свое дитя увидела…
Тихо ждала она, а когда уснули алмызы, подошла ко входу и стала манить к себе ребенка. Когда подполз, взяла на руки и побежала. Алмызы проснулись и за ней погнались. Услышала: «Говорил я тебе — скорей варить ребенка…». Успела все же к своему аилу добежать…
— Какие неприятные сущности… На Руси, надеюсь, такого не было?
— Отчего же? В мифологии славянских племен «лесные девы» тоже не редкость. В Саратовской и Астраханской губерниях албаста — женщина величиной до неба с серым телом, оскаленными клыками, очень длинными руками и скрюченными пальцами. Там ее называют Лобостой. Возникает в бурю из тучи и оглушительно хохочет. Встреча с нею гибельна.
— Явный отголосок многим народам известного образа богини плодородия и стихии природы, напоминает злых духов татар и киргизов.
— Заимствование?
— Не обязательно. Такие поверья у разных народов независимо друг от друга появлялись.
«Обнимашки»

— И откуда только вся та нечисть берется — злые духи, черти, демоны, водяные, оборотни…
— По народным верованиям, ее, на свою голову, создал Бог из изгнанных с Неба ангелов-отступников и грешников.
— И Сатана со своей армией слуг постарался…
— Еще появляются они из детей, проклятых родителями, прижитых с нечистой силой, похищенных лешими, водяными, русалками…
— В русской мифологии появление нечисти объясняют иначе — что то потомки Адама и Евы, после их грехопадения рожденные. Адаму, мол, стыдно было показать Богу своих наследников такими, и он скрыл их. Так народ переосмысливал давние представления крестьян о «потаенных людях» с сверхъестественными силами.
— Обитает нечистая сила чаще в дебрях, чащобах, трясинах, непроходимых болотах, колодцах…
— И чем они там занимаются?
— Черти пьют вино, играют в карты, русалки танцуют, поют, расчесывают волосы, леший пасет волков, плетет лапти…
— Случаются среди них и добрые. Лешие иногда учат людей знахарству, домовые помогают ухаживать за скотом.
— Бывает, что кто-то специально вступает в союз с нечистой силой?
— К сожалению. То ведьмы и колдуны — для гадания, заговоров, насылания порчи…
— Вот бы историю сейчас какую-нибудь страшную. Но современную.
— Моя, может, недостаточно страшная?
Недавно, когда выходила из магазина, ко мне пристала цыганка — пыталась погадать, хватала за руки. Я дала ей 100 рублей, потом еще 200, но она не отставала. Я разозлилась, оттолкнула ее и ушла, слыша вслед проклятия. Через несколько минут из-за угла выскочила та же цыганка, подбежала и вырвала у меня целый клок волос. Я была в шоке.
Утром стало плохо — разболелась голова, не было сил, в глазах темно… Даже на работу выйти не смогла. Лекарства не помогали. Вызвала врача на дом, но тот ничего определенного не сказал.
Неделю провалялась в постели. Вдруг почувствовала, как покидаю собственное тело. Видения четкие и яркие. Вокруг много людей — мужчины, женщины, дети. Мы двигаемся по туннелю. «Куда идем?» — спрашиваю. Кто-то ответил, что умирать нам еще рано, надо найти и обнять свое тело. И тут я увидела много тел — окровавленных на месте автокатастроф, лежащих в постелях… Я летала над ними и искала свое, но найти не могла. Испугалась: неужели не вернусь?! Начала кричать что-то. Появилась расплывчатая фигура с крыльями. Наверное, ангел. Он взял меня за руку, и мы полетели. Я оказалась у себя в комнате, рядом со своим телом на кровати. Его обнимало похожее на насекомое темное высохшее существо. Ангел сделал что-то, существо вспыхнуло синим огнем и исчезло. Я легла рядом со своим телом и обняла его. Утром пришла в себя здоровой.
Оденем ведьму?

— Может, про то нельзя говорить… Но все же — отчего злые духи, особенно дамы, предпочитают голенькими разгуливать?
— У нас обо всем говорить можно — если для знания, а не смакования. А нагота в колдовских и магических ритуалах с древности довольно часто встречается. Понятно: обнажение возвращает человека к природе, от тех же демонических сил защищает. Чтобы уберечь невесту от порчи, например, накануне свадьбы знахарь своими руками мыл ее в бане. В российских селах после посадки капусты женщины обнаженными обегали участок, еще и с волосами распущенными, катались нагими по засоренному овсюгом полю, одна из жниц до восхода солнца трижды обегала участок раздетая. Мужчины лен так сеяли — чтобы долгим и волокнистым вырос.
— В надежде выйти замуж или избавиться от бесплодия женщины нередко катались нагишом по росе перед восходом солнца.
— В Пермской губернии, чтобы ребенок не плакал, повитуха с ним на руках обнаженной обходила ночью баню роженицы, в Архангельской мать брала на руки больного ребенка и шла с ним голая вокруг бани. Во время сенокоса, подняв сарафан, женщина хлопала себя ладонью, прикрикивая: «Н-н-а, леший! Ничего не получишь!»
— Странно — какой в том смысл?
— Считалось, что при соприкосновении с почвой, злаками, росой обнаженное тело вбирает в себя рождающую силу и передает ее природе.
— У гуцулов перед восходом солнца музыкант шел на перекресток, раздевался догола и играл на скрипке — тогда уж ему не было в игре равных.
— Почему?
— Нечистая сила помогала.
— Ведьмы нагими собирали росу, шли в чужой хлев, чтобы отобрать молоко у коров, делали в поле заломы, отправлялись на шабаш…
— Обнажены обычно полудницы, водяные, шутовки, шишиги, русалки…
— Кстати, о русалках — мы ведь с них сегодня разговор начали. Они полная выдумка — или..?
— Не может быть выдумано то, что с древних времен до наших дней в разных краях известно, пусть даже под разными именами — сирены, наяды, нереиды, нимфы, морские девы, ундины…

Семь русалок у Обамы

— Про Генри Гудзона, знаменитого английского капитана, слыхали?
— Именем которого залив где-то в Канаде назван?
— А еще пролив близ Арктики, город в штате Нью-Йорк, округ, мост…
— Так вот, 15 июня 1608 года в судовом журнале он записал, как один из матросов вдруг увидел за бортом русалку. Позвал товарища, и вдвоем они долго разглядывали плывшую рядом женщину с обнаженной грудью, длинными черными волосами до плеч и рыбьим хвостом с черными точками…
— Русалки и мужчинами бывают. В феврале 1679 года рыбаки выловили высокого юношу с бледной кожей и рыжими волосами. Вдоль спины и живота у него была чешуя, между пальцами коричневая перепонка. Пленник рычал и так сопротивлялся, что его еле 12 человек удерживали. Вскоре одна женщина узнала в нем своего сына, которого несколько лет назад во время купания унесло в море. Два года он прожил в поселке, питался лишь сырым мясом и рыбой, а в 1682-м сумел-таки убежать. Нырнул в море — и больше его никто не видел.
— То все давно… было ли, не было?
— Подобное и после не раз встречали.
— А что думает наука?
— Наука, как и прежде, от всего необычного отбрыкивается, объявляя бредом и чушью. Хотя есть и другие ученые. По их мнению, у русалок неплохо развит головной мозг, как и человек, они обладают бинокулярным зрением, то есть оба глаза смотрят в одну сторону, большой палец на руках позволяет удерживать орудия труда… Похожая на рыбий хвост нижняя часть тела на самом деле — нечто вроде хвостатых лопастей китообразных.
По мнению специалистов, существовало (или и ныне существуют?) три вида «морских людей» — русалка обыкновенная, обитающая в Средиземном море и близ теплых атлантических берегов Испании и Португалии, индийская — ее впервые видели у атлантического побережья Америки во время третьего плавания Колумба — и эритрейская из Красного и Аравийского морей. Питаются русалки рыбами, морскими водорослями, моллюсками, которых сами же разводят и выращивают. Самцов у них, похоже, раз в пятьдесят меньше, чем самок, беременность продолжается около восьми месяцев, рождают одного детеныша, реже — двух.
— Теперь они, говорят, все вымерли?
— Может быть…
— А вы знаете, что случилось В 1982 году на западном берегу озера Байкал? Там проходили тренировочные сборы боевых пловцов местного военного округа. Когда аквалангисты погрузились на глубину 50 метров, они увидели с большой скоростью плывущие существа трехметровой длины, будто блестящей одеждой обтянутые, с головами в шарообразных шлемах, но без какой-либо техники для дыхания. Командующий учениями приказал поймать хотя бы одного. Специальная команда из офицера и семи аквалангистов вооружилась тонкой прочной сетью… Но когда ее попытались набросить на одного из пловцов, мощный силовой толчок вдруг выбросл всю группу на поверхность озера. Из-за резкого всплытия без необходимой декомпрессии все поныне страдают кессонной болезнью, трое вскоре скончались…
— Десять лет спустя, в августе 1992-го, несколько рыбаков штата Флорида в США в километре от берега заметили лежащих на воде полулюдей с крупными глазами и длинными руками с перепонками. Заметив судно, существа сделали вокруг него круг и ушли под воду… И еще. В краеведческом музее города Тумстоун, что на юге Соединенных Штатов, в большой стеклянной витрине находится нечто с рыбьим хвостом, хотя круглые глаза, нос, уши, шея, плечи, руки, ребра как у человека.
— В США в специальном большом аквариуме живут семь русалок, где их изучают специалисты и лично посещал президент Барак Обама.
— Вот и думайте теперь, существуют ли русалки…

Леонид Терентьев
e-mail: terentiev45@mail.ru
www.proza.ru/avtor/terentiev45