Хронология пророков и пророков ч. 16

Владимир Бровко
                ч.16
                Святой Илларион

    Продолжаем наше исследование в отношении лиц  в то или иное время заявившими о себе как ПРОРОКИ.

    И наш следующий кандидат на изучение - очередной святой  христианской церкви Иларио;н Вели;кий (греч. ;;;;; ;;;;;;; ; ;;;;;;;;;;; 291, Фавафа, близ Газы — 372, Кипр) — христианский святой, аскет.
   Почитается в лике преподобных, память совершается в Православной церкви 21 октября (по юлианскому календарю), в Католической церкви 21 октября.

   Составители  разного рода энциклопедий и справочников как мне показалось не очень много внимание уделяют его личности.
 Вот судите сами из описания  самой  популярной энциклопедии в мире.

    " Родился в 291 году в палестинском селении Фавафа близ Газы.
      Изучал науки в Александрии, где и принял христианство.
      В 15 лет, услышав о прп. Антонии Великом, отправился к нему и провел с ним около двух месяцев, стараясь во всем подражать учителю.
      Атоний Великий:
       Вернувшись на родину и узнав о смерти своих родителей, он продал имущество, раздал деньги бедным и начал вести жизнь отшельника в 7 милях к югу от г. Маюма.
        Преподобный усиленно боролся с нечистыми помыслами, смущавшими ум и распалявшими плоть, побеждая их тяжелым трудом, постом и прилежной молитвой.
         Больные приходили к нему для исцеления, и преподобный врачевал болезни бесплатно, говоря, что благодать Божия не продается.

        Илларион был основателем нескольких монастырей и первым проповедником монашества в Палестине. Переходя из одной обители в другую, он утверждал в них строгий подвижнический образ жизни.
       В конце жизни снова посетил Египет, чтобы увидеть могилу Антония, оттуда отправился на Сицилию и Далмацию и, обойдя эти страны, скончался на острове Кипр в 371 или 372 году, предсказав, согласно его житию, свою смерть.
Его жизнь описана Епифанием Кипрским.
       В общем у меня  слоилось личное  мнение, что этот наш герой повествования  на протяжении всей своей  жизни строго следовал девизу "МИР МЕНЯ ЛОВИЛ НО НЕ ПОЙМАЛ!"

      Вот и все  по сути биографии. Если на ней основываться то перед нами ничем  особо не выделяющаяся даже   если сравнивать ее с жизнью десятков других святых  из числа его современников!
      Ведь читателю явно  не понятно на основании чего ему в христианской церкви был после смерти присвоен титул "ВЕЛИКИЙ"?
      А так как  другой информации о Илларионе нет то, нам надо  придётся обратится к мифам и легендам об Илларионе. И поискать в их содержании немного истинной информации.

     И вот, что получается после подвергнуть анализу  один из источников мифов и легенд - "Житие преподобного отца нашего Иллариона Великого".

      Илларион родился в 291 году в селении Фавафе в Палестине близ города Газы. Родители его были эллины.
      Посланный родителями в Александрию для обучения наукам ( по тем временам это был аналог высшего образования),  он как теперь  принято говорить сразу "попал под тлетворное влияние сектантов", так в то время  в Римской империи называли  первые христианские общины и забросив учебу стал изучать  христианскую доктрину.
    Затем уверовав в Иисуса Христа  принял и святое крещение.
     А далее было вот что.
      Услыхав о  тогда еще  не святом Антонии Великом, ( а новом  христианском отшельнике-учителе) слава о котором в то время распространялась всюду, Илларион и  отправиться к нему..
      Он действительно нашел Антония и пробыл некоторое время при нем, присматриваясь к его  жизни, молитвам, рукоделию и беспрестанному труду, посту и воздержанию, любви к ближним, нестяжательной и иным подвигам иноческого жития.

   Но далее Илларион не находя,  здесь полного уединения и безмолвия,  не пожелал оставаться здесь и сам решил отыскать такое место, где бы он мог пребывать наедине с Богом и вне всякого шума и суеты.
      Приняв благословение от  Антония, он возвратился в свое отечество, и, не найдя родителей в живых, разделил свое имущество на две части: одну он дал родственникам, другую нищим, себе же не оставил ничего, "все почитаю за сор"  (Флп.3:8) и отрекаясь от всего мира и самого себя, чтобы получить возможность стать учеником Христовым и подражателем Его нищеты.

     Сам  же Илларион пошел в пустыню, находившуюся на расстоянии семи верст от Маиюмы Газской, и поселился там между морем и озером.
    
     И  начал жить там в беспрестанной молитве и посте. В пищу он принимал не более пятнадцати смокв в день – и то по захождении солнца, а одежда его состояла – из власяницы и короткой кожаной мантии, данной ему преподобным Антонием.
    А вот далее в жизни новоявленного монаха - отшельника Иллариона начитают происходить и первые ЧУДЕСА! О нем узнал сам ДЬЯВОЛ!!!!
   
    Составители  "Жития" Илларионе ничтоже не сумятишися пишут:   
    "Ненавистник всякого добра – Диавол, видя, как побеждает его юный инок, воздвиг на него брань.
     Желая победить духовного воина плотскою похотью, он начал распалять его молодое тело и смущать ум нечистыми помыслами.
     Ощутив нечистого змия, стремившегося уязвить его жалом греха, Илларион посрамил его еще большим умерщвлением тела и победил врага, вооружившись прилежной молитвой к Богу.
     Он приложил пост к посту и труд к трудам, не вкушая пищи по три, а иногда и по четыре дня, изнуряя тело работой, то копая землю, то плетя корзины, и повторяя про себя слова апостола: "если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2Фес.3:10).
     Нечистые же помыслы он изгонял из сердца, ударяя себя в грудь, подобно мытарю, и воздыхая из глубины сердца. Плоть свою Илларион называл ослом и так беседовал с ним:
– Я укрощу тебя, осле: буду кормить не ячменем, а мякиной, уморю голодом и жаждой, обременю тяжелой ношей, чтобы ты больше помышлял о пище нежели о нечистоте.
Слова сии, обращенные к своему телу, он приводил в исполнение и до такой степени измождал свое тело, что от него остались только кости, покрытые кожей.
    Диавол же, увидев, что той бранью он не достиг ничего и не только не победил святого, но и сам потерпел поражение, задумал устрашить его призраками и привидениями.
      Однажды ночью, стоя на молитве, святой Илларион услышал плач детей, рыдание жен, рыкание львов и голоса других диких зверей и животных, шум и смятение, как бы от великой битвы.
      Бес нарочно привел полк своих друзей, завопивших на разные голоса, чтобы Илларион устрашился одного их рева и бежал, покинув пустыню.
      Но, поняв, что все сие – только ужасы, наводимые бесами, святой осенил себя крестным знамением, вооружился щитом веры и, пав на колена, вознес к Богу прилежную молитву, чтобы Он подал ему помощь свыше.
     Таким образом, припадая к земле на молитве, Илларион обессиливал нападавшего на него врага.
      Но лишь только он немного приподнялся, желая увидеть глазами то, что слышал ушами (а ночь была лунная, очень светлая), как на него с великим шумом устремилась громадная колесница с ужасными и свирепыми конями.

– Господи, Иисусе Христе, помоги мне! – воскликнул святой, – и тотчас же земля расступилась и поглотила всю бесовскую силу. Иларион же воспел, как бы торжествуя победу над фараоном:
– "Коня и всадника ввергнул в море. Ты простер десницу Твою: поглотила их земля... Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся:они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо" (Пс.19:8-9).

     Но побежденный враг не переставал, однако, восставать и ополчаться на святого, искушая его разными другими способами: когда Илларион почивал, то рядом с ним как будто ложились бесстыдно глумившиеся нагие женщины; когда он был голоден или жаждал, бесы показывали ему различные сладкие кушанья и напитки; когда он молился, то иногда являлся волк и выл, стоя перед ним, иногда же прыгала лисица, или воины сражались, и один из них, пораженный на смерть, падал к ногам святого и молил, чтобы тот похоронил его.

    Однажды, стоя на молитве, Илларион забылся, и ум его, побежденный естественной немощью, помыслил о чем-то постороннем.
    Бес тотчас же вскочил ему на плечи, подобно воину, и, ударяя его ногами по ребрам, а бичом по плечам и по шее, сказал:
– Беги, беги, что ты спишь! – и, смеясь, спросил: – Не хочешь ли ячменя?9
Святой же не обращал внимания на все сии диавольские козни и отгонял их от себя, вооружаясь крестным знамением.
      Он устроил себе маленькую келейку, на подобие гроба, так что она едва вмещала его в себе, и жил в ней, подвизаясь в борьбе с невидимыми духами.

         Однажды ночью разбойники задумали напасть на него, в надежде найти что-нибудь у него, и всю ночь безуспешно проискали его.
      Найдя его на следующее утро и увидев, что у него ничего нет, они спросили святого:
– Что бы ты сделал, если бы на тебя напали разбойники?
– Нагой не боится разбоя, – возразил он им.
– Но ведь они могли бы тебя убить, – снова сказали те.
– Я не боюсь разбойников, потому что всегда готов к смерти, – ответил Илларион.
      Изумленные таким мужеством и верой, разбойники признались ему, что всю ночь его искали, но не могли найти. Затем они ушли, дав обет исправить свою жизнь."
      Вот так Илларион в одиночку победил и Дьявола с его полчищами бесов и каких то там неведомых  пустынных разбойников!!!
      Так это или нет  никто точно подтвердить увы не может!
      Но вот умелое  распространение среди  христианских общин  сведений о  наличии в 7 верстах от городка  Маиюмы Газской места жительства нового христианского подвижника сделало свое дело! К Иллариону потянулись первые христиане и так начался создаваться его культ личности!!!

                НАЧАЛО СЛАВЫ
   Когда преподобный Илларион пожил в той пустыне, слух о святости его жизни прошел по всей Палестине, и к нему начали стекаться люди, искавшие помощи в его святых молитва..
    Первое чудо исцеления!
   "Первою пришла некая женщина из Елевферополя, проведшая в супружестве пятнадцать лет и оставшаяся бездетной.
    Терпя от мужа за неплодие постоянные укоры и оскорбления, она дерзнула прибегнуть к святому и припасть к его ногам. Илларион, увидав ее, отвернулся. Тогда она начала со слезами молить его:
– Зачем ты отвращаешься от меня, раб Божий, когда я нахожусь в печали? Зачем бежишь от меня, когда я умоляю тебя с рыданиями? Воззри не на женщину, а на боль ее сердца и на ее слезы!
    Умилосердись надо мною, угодник Христов! Вспомни, что Спаситель почтил наш пол, облекшись от него человеческой плотью, что и сам ты рожден женщиной.
    Посему не отвергни без помощи меня, притекшую к тебе и ожидающую от твоих молитв разрешения своему неплодию, за которое мой муж постоянно укоряет и оскорбляет меня.
Сии слова преклонили святого Иллариона на милость: он возвел очи свои к небу и помолился о ней. Затем он велел ей возвратиться домой, и сказал:
– Ступай с непостыдной надеждой, и Господь исполнит твое прошение.
Женщина вернулась к себе с радостью и с верой к словам святого. Бог же услышал молитву Своего раба, и в скором времени женщина, согласно пророчеству Иллариона, зачала и родила сына.
    На следующий год она пришла к нему с младенцем на руках и сказала:
– Вот плоды твоих святых молитв, угодник Божий; благослови сына, которого ты испросил мне у Бога.
    Святой благословил младенца и мать и отпустил их с миром. Женщина ушла, хваля Господа и прославляя по всей той стране Его угодника".
   Второе чудо исцеления!
   "После того явилась к нему другая женщина, по имени Аристенета, христианка, супруга некоего вельможи Елпидия.
    Три сына ее, заразившись тлетворным поветрием, в один день впали в тяжкую болезнь, от которой никакие врачи не могли излечить их, и они были близки к смерти.
    Услыхав о святом Илларионе пустыннике, эта женщина пришла к нему со своими рабынями и евнухами и с плачем припала к его ногам.
– Заклинаю тебя Господом нашим Иисусом Христом и честным крестом Его, – говорила она, – приди в Газу и исцели от болезни трех умирающих сыновей моих, чтобы и в языческом городе прославилось имя Господне и посрамился ложный бог Газский Марнас12, почитаемый неверными.

    Святой отказывался, говоря, что он никогда не выходит из пустыни и не приближается не только к городу, но даже и к селам.
     Но женщина до тех пор докучала ему слезными мольбами, пока он не обещался прийти к ней по захождении солнца.
    Поздним вечером святой пришел в Газу.
    Едва прикоснулся он к больным отрокам, призывая над ними имя Иисуса Христа, как у них выступил обильный пот, как бы некий поток из источника. Они тотчас же встали здоровыми и, приняв пищу, начали благодарить Бога и лобзать святые руки своего врача.
    Слух прошел по всей Газе, и с того времени больные разными недугами стали приходить в пустыню к преподобному Илариону и, по его молитвам, получали исцеления, – вследствие чего множество язычников обращалось к вере в Господа нашего Иисуса Христа".

                Основание  монастыря
    Итак появилась первая слава-появились у Иллариона первые ученики и пришлось ему  обзаводится хозяйством. Строить дома и подсобные помещения для размещения  братии, заботся для них о воде и пище!!!
   Благо ему покровительствовал сам глава города ГАЗЫ ЕЛЬПИДИЙ то средства  были у общины  Иллариона на все это.

    А исследуемое нами " Житие" только подтверждает наши мысли:
   "Многие пожелали соревновать его добродетельному житию и, покинув мир, стали селиться около него в пустыне. В скором времени число учеников преподобного Иллариона умножилось и святой стал первым наставником иноков в Газе и Палестине, подобно тому как преподобный Антоний в Египте".

    Далее у нас идут  описания  исцеления больных и страждущих и я их отпускаю, чтобы перейти к главным  пунктам биографии  Иллариона Великого.

     Ну, а далее тоже "сплошным потоком" идет описания  чудесных  исцелений больных. И мы их тут отпускаем, чтобы  описать главное.

     По всей Палестине начали возникать монастыри с благословения святого Иллариона, и все иноки приходили к нему, чтобы услышать его поучительное слово. И он всех наставлял на путь спасения.
     Однажды братия упросили его пойти посетить умножившиеся его молитвами и благословением монастыри, утвердить их и дать им устав иноческой жизни.
      
     Обходя монастыри и посещая братию, святой совершил множество чудотворений.

      В это время святому было уже 63 года! На то время и  притом уровне смертности  это был  большой показатель древности  ведь большинство  жителей Палестины не доживали и до 50 лет!!!
       И тем не менее у Иллариона появились новые  заботы.
       Братии около него собралось очень много, так что нужно было расширить монастырь.
     А многочисленные заботы мешали безмолвию преподобного.
     Кроме того, к нему приходило множество людей, искавших – кто исцеления, кто – благословения.
     Приходили и епископы и священники с прочими служителями Церкви, приходили князья и вельможи из многих городов и областей, чтобы услышать от Иллариона слово Божие и получить его благословение.
     Святой очень огорчался, что приходившие не давали ему безмолвствовать и плакал, вспоминая молчание первых дней, когда он был один в пустыне.
    Видя его постоянно скорбящим и плачущим, братия спрашивали его:
– Отчего ты так скорбишь и плачешь, отче?
Он же отвечал:
– Оттого я так скорблю и плачу, что снова возвратился в мир и получил на земле свою награду, потому что все палестинские и окрестные города прославляют меня, вы тоже чтите, как владыку, и зовете господином всех живущих в монастыре.
     Услыхав от преподобного такие слова, братия догадались, что он хочет тайно уйти от них, и стали тщательно смотреть, чтобы он не оставил их. Старец скорбел таким образом в течение двух лет.

                Уход Иллариона из монастыря

       В " Житии" кстати очень точно и характерно описан  этот и другие последующие эпизоды  жизни Иллариона. И я их подаю без изменений чтобы читатель сам  ознакомился и мысленно представил все эти картины!!

     "Не вынося молвы и людского почета, притом зная, по откровению от Бога, что Он соизволяет на его отшествие оттуда, святой Илларион призвал некоторых из своих учеников и велел им идти с ним.
       Приведя осла, они посадили на него преподобного отца, так как от старости он уже не мог идти пешком, и, поддерживая его, пошли вместе с ним. Когда остальные братия, а также жители окрестных сел и городов узнали, что преподобный покинул их, они собрались в числе десяти тысяч человек и, погнавшись за ним, настигли его.
     С плачем припали они к святому и молили не оставлять их.
– После Бога мы тебя имели в Палестине отцом, укрепляющим нас и помогающим нам. Не оставляй же нас одних, как овец без пастыря.
– Зачем вы, чада мои, сокрушаете мое сердце? – увещавал их святой.
  – Да будет вам известно, что я ушел не без Господней на то воли: я молился Господу, и Он повелел мне уйти отсюда, чтобы не видеть скорби, имеющей постигнуть Божию Церковь, не смотреть на разорение святых храмов, на попрание алтарей и на пролитие крови моих чад. Не удерживайте же меня, чада мои.
Услыхав, что ему было открыто об угрожающем им бедствии, они еще усиленнее стали молить его – тем более не покидать их, но помочь им в скорби своими молитвами.
    Огорчившись, святой ударил в землю жезлом и сказал:
    – Не буду ни есть, ни пить, пока вы меня не отпустите; если же хотите увидеть меня мертвым, то удерживайте.

     В течение семи дней удерживали они преподобного своими мольбами и, наконец, убедившись в непреложности его намерения, с миром отпустили.

     . Подойдя к городу Вефилии, святой выбрав 40 человек братии, о которых ему было известно, что они в состоянии вынести труд путешествия, постясь и вкушал немного пищи, только по захождении солнца, он взял их с собою.

    После пятидневного пути, святой прибыл в Пилусию а через три дня пришел в город Фаваст.
    Здесь он виделся с епископом Драконтием исповедником, находившимся в заточении.
     После нового пути, длившегося несколько дней, старец с великим трудом дошел до Вавилона, чтобы посетить епископа Филона исповедника.
      Повидавшись с блаженным Филоном и побеседовав с ним, преподобный продолжал свой путь и пришел в город Афродитополь, а затем, после трехдневного пути по страшной и суровой пустыне, достиг высокой горы, где было пребывание преподобного Антония.

   Здесь преподобный Илларион нашел двух учеников своих, Исаака и Пелусиана, которые очень обрадовались, увидав святого.
      Местность та была очень красива, и святой с большим усердием обошел ее. Исаак же и Пелусиан показывали Илариону все места, освященные трудами преподобного Антония.
– На этом месте пел святой отец наш Антоний, – рассказывали они, – а на этом предавался безмолвию; здесь молился, а там сидел и плел корзины; здесь имел он обыкновение отдыхать от трудов, а там спать этот виноград и эти деревья он сам насадил, а это гумно устроил своими руками; этот пруд для поливки сада он выкопал сам, с большим трудом и обливаясь потом; вот лопатка, которою святой долгое время пользовался для копания земли.

Отдохнув здесь с своей братией, преподобный Илларион снова возвратился в Афродитополь и отпустил братий, велев им вернуться в Палестину в свой монастырь, при себе же оставил только двоих.

        С ними он отправился в находившуюся недалеко от того города пустыню, в которой и поселился, пребывая в безмолвии, посте, молитве и в подвигах, столь великих, – как будто только сейчас начал свое иноческое о Христе житие.
     Видя, что и здесь ему докучают и не дают безмолвствовать, святой захотел удалиться в пустыню Оасим и, собравшись, отправился в путь со своими двумя учениками. Миновав Александрию, он пришел в Брухию, где нашел знакомых братьев, которые с радостью приняли его.
     Побыв у них немного, он вознамерился уйти, но братия не хотели его пустить и умоляли остаться с ними. Тогда он решил уйти от них тайно ночью, но когда ученики готовили для него осла, братия проведали о сем и, придя, легли у двери.
– Лучше нам умереть, лежа у ног твоих, – говорили они – нежели так скоро лишиться тебя!
– Встаньте же, чада мои, – молил их преподобный – полезнее и для вас самих и для меня, чтобы вы меня скорее отпустили, потому что мне было откровение Божие, повелевающее уйти отсюда.
     Потому то я и стараюсь поскорей удалиться от вас, чтобы из-за меня вас не постигла печаль. Воистину вы потом поймете, что не напрасно я спешу и уклоняюсь от пребывания с вами.

     Услыхав эти слова, братия поднялись, а святой сотворил молитву, обнял их и ушел.

     Пока Илларион  отсутствовал в своем первом монастыре там случилась большая  беда.
     "Язычники города Газы приступили к нечестивому царю, оклеветали перед ним преподобного Иллариона и учеников его и выпросили письменный указ, повелевавший разорить его монастыри близ Газы, изгнать из пределов той области его учеников, предварительно избив их, а самого Иллариона, также как и помощника его Исихия, убить".

Тем временем преподобный Илларион, хранимый Богом, жил в Оасимской пустыне.
    Когда он пробыл там уже около года, к нему пришел ученик его Адриан с известием, что царь Юлиан убит, – и звал его в Палестину на прежнее место, так как в Церкви снова водворился мир.

Любя безмолвие, святой не захотел вернуться в Палестину, но, видя, что и в Оасимской пустыне не может укрыться от людей, отправился пустыней в Ливийские края с одним учеником своим Зиноном; Адриан же с другим учеником возвратился в Палестину.

Придя в приморский город Паретон, Илларион сел на корабль и отплыл в Сицилию, чтобы избежать человеческой славы.
     У хозяина корабля был сын, мучимый нечистым духом, который завопил в нем:
– Раб Божий Илларион! Почему ты и на море не даешь нам покоя? Потерпи, пока мы пристанем к берегу, чтобы мне отсюда не пришлось низвергнуться в пропасть.
Святой отвечал:
– Если Бог велит тебе оставаться в Своем создании, оставайся, если же Он изгонит тебя, то что нам до того: я человек грешный.
Услыхав сие, отец больного отрока вместе со всеми бывшими на корабле, припал ко святому, моля его помиловать сына и изгнать из него беса. Но святой не соглашался, называя себя грешным.
– Если вы мне обещаетесь, – сказал он, наконец, – не говорить никому обо мне в той стране, куда мы плывем, то я помолюсь моему Владыке, чтобы Он изгнал лукавого духа.
      Те клятвенно обещались. Тогда, сотворив молитву, преподобный изгнал из отрока беса, и все прославили Бога.

      Когда корабль пристал к Сицилийской горе Пихону, святой отдал корабельщику за провоз Евангелие, переписанное им собственноручно во дни юности: ему нечего было дать другого, потому что он был настолько же нищ имуществом, как и духом.
      Но хозяин корабля не принял от него платы, хотя святой очень настаивал на том, чтобы он взял.
– Не будет того, чтобы я взял что-нибудь у вас, так как вы сами нищи и ничего не имеете, – отвечал хозяин корабля.

     Святой же радовался духом, видя себя совершенно нищим и не имеющим ничего суетного.
      Отойдя от берега, приблизительно на двадцать поприщ, он поселился здесь со своим учеником. Ученик собирал ежедневно вязанку дров, относил ее в ближнее село и на вырученные деньги покупал себе ломоть хлеба, которым они оба и питались, благодаря Бога.

    Пока преподобный пребывал в Сицилии, его возлюбленный ученик, блаженный Исихий, в продолжение трех лет искал по всему миру своего любимого отца духовного, преподобного Иллариона: тщательно обошел он много стран, гор и пустынь, но нигде не нашел его.

Будучи затем в Пелопонесе, в приморском городе Метоне, он услышал от одного еврейского купца, что в Сицилии появился какой-то христианский пророк, совершающий много чудес.
– А как зовут его, и каков он видом? – спросил Исихий.
– Я не видал его и не знаю по имени, – ответил еврей, – я только слышал о нем.

     Поняв, что этот пророк – тот самый, кого он ищет, Исихий сел на корабль и отплыл в Сицилию.    
     Найдя святого в Пихоне, Исихий упал к его ногам, целуя их и омывая слезами. Старец с трудом мог поднять с земли плакавшего от радости ученика и утешил его душеспасительной беседой.
      Увидав спустя некоторое время множество приходивших к нему и прославлявших его людей, старец сказал своим ученикам, Зинону и Исихию:
– Невозможно нам оставаться здесь, чада; пойдемте в другую страну, где бы никто не знал о нас.

     Собравшись, он тайно удалился с ними в далматский город Епидавр, куда направил его Бог для облагодетельствования им многих.
     Не успел он пробыть несколько дней в одном безмолвном месте близ Епидавра, как жителям страны стало уже известно о пришествии к ним угодника Божия, бывшего раньше в Сицилии.
    Справка: Эпида;вр — город Греции, расположенный на северо-востоке Пелопоннеса, на восточном побережье Арголидского полуострова. В античный период был центром небольшой области Эпидаврии. Известен развалинами древнего театра и храмом Асклепия. В настоящее время рядом с древними руинами расположено небольшое рыбацкое поселение.
Город существовал с микенской эпохи (в ходе раскопок были обнаружены остатки крепостных стен и захоронения относящиеся к этой эпохе). На протяжении VIII и VII веков до н. э. Эпидавр был весьма активен и пользовался значительным влиянием: были основаны колонии на островах Эгина, Кос, Нисир и Калидна (Тенедос). Известен тиран Прокл, правивший в VII веке до н. э., который был женат на Эрисфении — дочери аркадского царя Аристократа II. Он выдал дочь Мелиссу за тирана Периандра Коринфского.
   Но затем был свергнут зятем. В VI веке до н. э. в торговле, которую вел Эпидавр, наметился упадок.
    К власти здесь пришла олигархия, выступавшая в Пелопоннесских войнах V века до н. э. в союзе со Спартой, вследствие чего Эпидаврия многократно подвергалась набегам афинян и их союзников. Впоследствии город впал в безвестность, сохранив значение лишь в качестве порта при великом святилище Асклепия (Эскулапа).
    Сейчас на месте раскопок можно увидеть руины храмов, посвященных Асклепию, бассейны с термальными водами, помещения, в которых жрецы принимали пациентов, а также здания для атлетических состязаний (стадион, гимнасий, комнаты для гостей), которые здесь регулярно устраивались в честь бога-врачевателя. Сохранились также развалины фимены (толоса) — круглового в плане сооружения, предназначавшегося для исполнения культовой музыки. Целла сооружения была окружена дорическими колоннами, внутри было также кольцо коринфских колонн].

   И все  бы ничего! И жил бы  Илларион с учениками-послушниками тихо и мирно если бы не ДРАКОН - Змей как называет его ЖИТИЕ!
   Правда никто тольком  не может пояснить откуда в Древней Греции в III-м веке н.э. ( тоесть самом  цифидизованом в Юго-Восточной Европе месте где каждая гора и пещера давно уже  была обследована  людьми жившими до  прихода туда Иллариона!!!
  И тем не менее церковные  богословы  и христианские писатели и до нашего времени практикуют публикацию вот этой сказки!!!

                Битва со ЗМЕЕМ!!!

    "Бог явил людям Своего раба и прославил его. Услыхав о нем друг от друга, жители собрались и пришли к нему; поклонившись, они начали молить его помочь им в их великой беде: в тех местах обитал страшный змей, столь огромный, что он пожирал больших волов и поглощал людей.

     Таким образом, он погубил бесчисленное количество людей и домашнего скота. Услыхав о нем, святой велел сложить множество дров и разжечь большое пламя, а сам, преклонив колена, помолился Богу, чтобы Он помиловал Своих людей и во славу Своего святого Имени избавил их от пагубного змея. Затем он начал призывать змея.
      И вот змей явился, как бы влекомый какою силой на заклание.
      Все смотрели и ужасались.
      Святой же велел ему войти в пламя, и тотчас, повинуясь его словам, змей вошел в огонь и сгорел.
       Тогда люди прославили Бога и принесли благодарение святому Иллариону.
      С того дня многие начали прибегать к нему за помощью."

     Но старец же скорбел и размышлял, где ему найти такое место, в котором бы он мог укрыться от людей и пребывать в безмолвии.

       Но не тут то было! Его ожидал новый подвиг!!!

       "В то время случилось великое землетрясение, от которого море сильно взволновалось и выступало из своих берегов. Волны поднимались так высоко, что покрывали большие горы, и корабли, заносимые водой, оставались на высоких местах.
      Жители расположенного у моря Епидавра, видя эти бедствия, подумали, что начинается второй потоп, и в ужасе, ожидая погибели всей земли и своей неминуемой смерти, громко рыдали.

     Вспомнив о святом Илларионе, все поспешили к нему, большие и малые, жены и дети, и с плачем умоляли его помолиться о них Богу, чтобы Он отвратил от них Свой праведный гнев. Святой встал и пошел с ними к городу.

        Пришедши, он стал между городом и морем; море же поднялось высоко на воздух над Епидавром, так что казалось, что оно касается облаков, и уже готово было потопить город.
      Святой начертал на песке три креста и, подняв руки к небу, стал прилежно умолять Человеколюбца Бога, чтобы Он помиловал Свое создание.
       Когда он так молился, Бог явил Свое человеколюбие: повелением Господним, море понемногу утихло и вошло в свои берега, землетрясение прекратилось и ветры улеглись. О сей великой силе Господней и молитвенном предстательстве преподобного Илариона в городе Епидавре, отцы из рода в род рассказывали потом своим детям."

        Между тем  Илларион, избегая людской славы, ночью вышел оттуда и, найдя корабль, отправлявшийся в Кипр, сел на него с своими учениками. .

                На Кипре

     Приплыв к острову Кипру святой Илларион поселился в пустынном месте в двух верстах от города Пафы.
 . Но и здесь ему не удалось укрыться: сами бесы, обитавшие в людях, возвестили народу о его приходе.
    По Божию повелению, собрались бесноватые со всей страны, числом до 200, мужчины и женщины, пришли к святому и, по его молитвам, все освободились от беснования.
     Пробыв здесь два года, преподобный решил удалиться отсюда, ища пустынного места, где бы ему можно было в безмолвии окончить свою жизнь.

     Отойдя верст на двенадцать от моря, он нашел уединенное, дикое место среди высоких гор.
      Вокруг него росло много плодовых деревьев (плода которых он, однако, ни разу не вкусил), годная для питья вода стекала с горы; тут же был цветущий сад и заброшенный идольский храм, в котором жило множество бесов.
      Это место понравилось святому по своей чрезвычайной пустынности, и он прожил там пять лет.
      Бесы днем и ночью громко вопили, желая устрашить святого и прогнать его оттуда;
      он же боролся с ними посредством непрестанной молитвы и отдыхал в безмолвии, так как по причине трудного доступа к нему и множества населявших то место бесов, никто не осмеливался приходить к нему.

Вспомнив о Палестинских братьях, преподобный послал блаженного Исихия навестить их и приветствовать от своего имени.
 Сам же он стал помышлять об уходе, видя себя и здесь почитаемым и утруждаемым приходившими людьми, но дожидался возвращения Исихия.

 В это время умер ученик его блаженный Зинон, да и для него самого пришла пора окончить свое многотрудное земное странствование (ему было уже 80 лет).
     Предузнав о своем отшествии к Богу, преподобный собственной рукою написал свое завещание братии.

     Видя, что Господь призывает его к Себе, святой стал просить своих посетителей, чтобы по смерти его они, нимало немедля, погребли его тело в том саду, где он жил.
    Уже умирая, Илларион говорил, созерцая очищенным умом разлучение души от тела:
     – Выйди, душа моя, что ты боишься! Выйди, что ты смущаешься! Восемьдесят лет служила ты Христу, – и боишься смерти?
       С сими словами он предал дух свой Богу.
        Плача по нем, как по отце и учителе, присутствовавшие погребли его на том месте, где он заповедал."
         Вот так прожил свою  жизнь святой Илларион! Но и из этого описания  не видно в чем же состояло собственно величие святого Иллариона.
         А ответ на этот вопрос  состоит в том, что Илларион кроме дара исцеления  если  верить христианским богословам  имел еще и дар ПРЕДВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО!!!! То есть собственно прославился Илларион своими прогнозами!!!

  Предсказания Святого Иллариона

    Согласно предсказаниям Святого Иллариона, война в Европе начнется перед появлением в небе большой кометы, вероятно, нейтронной звезды.   
        Предсказание пророка на ближайшее будущее:
      «После Второй мировой войны наступит мир, но не будет прочного мира. Люди снова начнут замахиваться один на другого…

       Жители Европы будут страдать от ненужных войн до появления Святого Человека.
       Народ Паннонии  будет причиной большой войны, когда они захотят одолеть соседей, отделиться и стать независимым государством. Тогда придет Бич Божий и накажет их.
     Справка:Панно;ния (лат. Pannonia; Юлиус Покорный выводит название Pannonia из иллирийского языка, исполь­зу­ю­ще­го прото­индо­евро­пей­ский корень *pen — влага, вода, сырость) — регион в центральной Европе на территории современных Венгрии, восточной Австрии, юго-западной Словакии, северной Словении, северной Хорватии, северо-восточной Сербии, северной Боснии и Герцеговины, римская провинция.

       "Лев, который будет царствовать над народом, придет с высокой горы от просвещенной нации, живущей между Рейном и Северным морем (Германия).

        Выйдет навстречу им с большим войском из устья Рейна и в жестоком бою почти полностью уничтожит их.

       С севера-востока (Россия), где люди живут в общих домах (одной общиной), выдвинутся войска, чтобы отрезать им путь к Средиземному морю и другим царствам.
       Там, где верховья реки (Африка), шесть чернокожих морских армий сдадутся.
      Как только они отразят нападение из Рима, сами вернутся в полуденное море (так в некоторых источниках называют Ледовитый океан, «где три месяца полдень» .).

     Недалеко от истока на одной равнине будет поле брани большого Орла с вождем, который придет с Каменных островов (греческие острова в Эгейском море).
     Последнее сражение предопределено.
     Дикая орда будет побеждена и ее заставят оплатить потери, но они не добьются оплаты и не вернут их Родине.

     Однажды, прежде чем засияет комета, много народов и людей окажутся в бедности и нищета войдет в дома.

     Великая империя в море, которая имеет большие запасы для народа, будет опустошена землетрясениями, бурями и наводнениями.
      Эта империя потерпит беды от моря. Она будет разделена на два острова и часть ее пойдет ко дну.
      Далекие владения на Востоке будут потеряны из-за Тигра и Льва».

                Пророчество Иллариона о далеком будущем:

     «В это время христианские церкви будут отремонтированы и станут едиными. Бог пошлет Орла, который совершит поездку в Рим и принесет много радости и добра.

    Святой установит мир между духовенством, и его царствование продлится четыре года. Затем, после его смерти, Бог пошлет трех мужчин, которые одарены мудростью и добродетелью.
   Эти люди будут управлять святыми законами и установят христианство во всем мире.
    Тогда будет одно стадо, одна вера, один закон, одна жизнь, и одно крещение во всем мире».
                (конец ч.16)