Начало офицерской службы

Иван Краснов 2
После  окончания   2-го  Ленинградского    артиллерийского    училища  в Коломне, как  отличник  учебы  я   выбрал   местом  дальнейшей  службы  Ленинградский  военный  округ.   Приехав  в  Ленинград   где-то  в  середине     сентября  1954 года  после  отпуска,  я  прибыл  в  штаб  округа  для  получения  назначения   дальнейшего  места  службы.

В  штабе  мне  сказали,   что  всех  выпускников  училища через  два  дня  будет  принимать   командующий   артиллерией    округа   Герой  Советского  Союза  генерал-полковник   Парсегов.   Это  довольно  интересная  личность,  известная  многим   офицерам-артиллеристам Ленинградского  военного   округа. В  1937 году  майор   Парсегов,  мало   кому   известный  командир  артиллерийского  полка,  после  известных  чисток  высшего  начальствующего  состава в армии  вдруг  был  назначен   командующим  артиллерией   Ленинградского  военного   округа . За   финскую  войну  1940  года   он  был  удостоен  высшей  награды  Родины,  стал  Героем  Советского  Союза.   

Мне  же   в  60-х годах  пришлось  служить  вместе  с  генералом  Парсеговым  в  артиллерийской  академии  им. М.И.Калинина,  когда  он  был  освобожден  за  какие-то   промахи  от  этой  высокой  должности    и   назначен     начальником   первого  командного   факультета   артиллерийской   академии;  я  же в академии  был секретарем   комитета  комсомола.  Но  это  будет  потом.

А  пока  мне  сказали  придти в  штаб округа  к 10.00   через  два  дня.  На  несколько  дней я  устроился  в  гостиницу военного  округа  и  посвятил  свободное  время  знакомству  с  городом. Стояла   прекрасная  осенняя  пора – «очей  очарованье»,  любимая    время  года  А.С.Пушкина.  Я сходил  в  Летний  сад,  съездил в Петродворец,  понимая,  что   после  штаба  артиллерии  округа могу  оказаться вдали  от  любимого  города.

В назначенное  время  я  прибыл  в  штаб  артиллерии  округа. Нас,  молодых  вновь  прибывших  офицеров,  набралось  человек  десять.   Мы  подождали    минут  двадцать  в приемной,  затем  офицер  штаба  пригласил нас в  кабинет   командующего.   Кстати, по  округу   ходили  легенды  о  генерале  Парсегове. Как  он  сам,  так  и  его  окружение  всегда  представляли  его   как   «Командующий»,  опуская  слово   артиллерией. Рассказывали  случай,  когда   командующим  округом   был  Маршал  Советского  Союза Захаров.   В кабинете   генерала  Парсегова  раздался  звонок,  сняв  трубку  он ответил:  -Командующий  слушает. На  что   получил  тут  же  ответ: - Запомните,  генерал, в  округе  один   командующий, это - я.    Вы  же -командующий  артиллерией  округа,- и  повесил  трубку.

Итак,  наша  встреча  с  командующим артиллерией  округа    не  произвела  на  нас  впечатления. Мы ожидали,  что  генерал  расскажет  нам  об особенностях  Ленинградского   округа,  о  задачах,  решаемых   войсками  и  роли  артиллерии  в  решении  этих задач, даст  советы  молодым  офицерам в их  становлении   командирами.   Но   генерал  говорил о  каких-то высоких материях, не понятных  младшим    офицерам,  которые  только   вступают на  самостоятельную  дорогу  в  военной  службе.  Он  был  очень  далек  от  молодых  офицеров, с  высоты  своего  служебного  положения  он  так и не  опустился до  нас.  Речь  генерала  с  успехом   могла быть   отнесена  и  к  командирам  полков  и  соединений,  она изобиловала  общими  рассуждениями без конкретики. Встреча  носила  чисто  формальный  характер  и быстро  завершилась.

В  отделе  кадров  я  получил  предписание   прибыть  для  дальнейшего   прохождения   службы  в  8-й  гвардейский   корпусной  артиллерийский   полк  30-го  Ленинградского    гвардейского   корпуса  в  Выборге.  Я не  стал  задерживаться  в  Ленинграде  и  в  этот  же  день  отправился  к  месту  службы.

Хотелось бы дать небольшую справку читателю о  городе,  в  котором  мне  предстояло   служить. Выборг  имеет  богатую  историю.   Впервые   он     вошел в  состав  России  в  результате  успешного   штурма и  взятия   шведской    Выборгской  крепости  Петром Первым   в   1710  году. До  революции  Выборг  был   в составе  России  в Великом   герцогстве     Финляндском,  которое  имела  широкую  автономию,  имела  даже  свою  конституцию.   В  1918  году   Советское  правительство  предоставило  Финляндии  независимость , и   Выборг  оказался  в  составе  Финляндии.

В  1940  году  Советское  правительство  в  целях обеспечения  безопасности   Ленинграда   потребовало у Финляндии  отодвинуть  от города государственную  границу,  предложив  финскому правительству  передать  нам  ряд  приграничных  территорий, в  том числе  и  Выборгского  района,  в  обмен на  наши   территории на  севере страны.  Не  получив  согласия, Советское правительство  начало  боевые  действия   на территории Финляндии.  По  результатам  переговоров  после   окончания  советско-финской  войны  Выборг  отошел  к Советскому    Союзу.   Однако в 1941  году  фашистская  Германия   напала на  Советский  Союз. Финляндия  вступила   в  войну на  стороне  фашистской  Германии,  и  Выборг  опять  оказался  в  руках Финляндии.  Окончательно   город  перешел в  состав  Советского   государства  в  1944 году  после победы   советских  войск и  выхода  Финляндии  из  войны.  И  вот  теперь  я  ехал  в   Выборг  служить   в  30-ом  Ленинградском  гвардейском  корпусе,  который  защищал    Ленинград в  годы  Отечественной  войны.

В   те  годы Выборг  был  закрытый  город, т.е.,  попасть  в  него простым  туристам   было  сложно.  Здесь  дислоцировалось  большое  количество   войск  корпуса,  располагался   пограничный  отряд,  военное  училище,  военно-морская  база.   Естественно,   в  Выборге  было  большое   количество  офицеров,  по  крайней  мере,  военных  женихов  было   достаточно.

В  город  можно  было  добраться  из  Ленинграда  на  поезде  в  течение  шести  часов.  Выехав  около полудня,  я  к  шести  часам  вечера  был  уже в  Выборге. Недалеко  от  вокзала  находилось   центральная  гостиница   города,  куда  я и  отправился  со  своим  небольшим  багажом-чемоданом. Мест в  гостинице  было достаточно,  и  мне   сразу же предоставили  место  в  двухместном  номере. Поскольку  последний  раз  я  завтракал  в  Ленинграде,  я  сразу же  отправился  в  ресторан,  который  находился    тут же в  гостинице.   Ресторан  был  полупустой, поскольку  основные  постояльцы гостиницы – офицеры,  находились  еще на  службе, я  смог, не  теряя  времени,  поесть за весть  день.   Готовили в   ресторане   отлично,  правда и  цены  были   приличные. Как   я   сразу  понял,  проживание  и  питание  в  этой  гостинице было  не   по карману   лейтенанту.  Нужно  было  сразу  думать,  как   мне  было организовать   проживание  и   питание   на  период  моей  службы. Но  сначала  мне нужно  было  попасть  в  свою  воинскую  часть. После  обеда  или   уже и  ужина  я  пошел  прогуляться   по  городу,  зайти  в  военную  комендатуру, чтобы  узнать адрес  моей   воинской   части.

Выйдя из  гостиницы,  я направился  на  центральную  улицу   города - Ленинский  проспект,  который  тянулся  вдоль всего города от  площади  Ленина  до  рыночной  площади.  По  одну  строну  главного  проспекта  располагался  прекрасный  парк  с  вековыми  липами  и   дубами,  которые  помнили  еще    российских   императоров. Вдоль    всего  парка  стояли  удобные  скамеечки, на  которых   сидели  в  основном  пожилые  люди,  дышали  свежим  воздухом, любовались   осенней  листвой  лип и  дубов. По  другую  сторону  главной  улицы стояли  дома, в  основном  старой  шведско-финской  архитектуры. В этих  зданиях  на первых  этажах  располагались  магазины,  банки,  кафе,  офисы. Центр  города  выглядел  целым,  разрушенные  дома  во   время двух  штурмов  города  советскими  войскам   в  основном  были   уже  отремонтированы  или   убраны  и на  их  месте   поставлены  клумбы с  цветами.

Пройдя  метров триста  от  центра   города, я вышел  на   прекрасную  набережную  Выборгского  залива,  который   является  украшением  города.  Жители  города  любят  пройтись вдоль  набережной  залива,  любуясь  гладью   воды и  противоположным  берегом, на  котором  уже  несколько  столетий  стоит  Выборгский  замок. Он является  символом   Выборга   и   изображается  на  всех  открытках   города.  Пока  я  оставлю    описание   города,  чтобы  перейти  к  делам  служебным. Хотя  я  еще   вернусь  в  этой  повести  к  описанию  красот  города  и  его  окрестностей,  Выборгского  залива,  знаменитой  рыбалки,  которой  занимается  каждый  второй  мужчина   города.

Рядом  с  базарной  площадью  находилась  военная   комендатура  гарнизона,  куда  я и  направился   уточнить   место  расположения   артиллерийского  полка    и  места  прохождения    моей   военной  службы. В  комендатуре  мне   объяснили,  что  все   корпусные   артиллерийские  части   располагаются  в  поселке   Гвардейский,  куда регулярно  ходят  автобусы от  рыночной  площади  т.е.  от  комендатуры, где я и  находился в  данный  момент.  Поблагодарив  дежурного   по  комендатуре, я  отправился  на  набережную  залива,  чтобы   полюбоваться   вечерним  видом  морской  глади.  Поскольку   был  чудный  осенний  вечер,  заходящие  лучи  солнца причудливо  отражались  от  морской  глади и радовали  глаз  отдыхающих  горожан.

Даже  короткая   прогулка  по  городу  показали  мне, какой  это  прекрасный  город. Согласитесь,  что   красивый  чистый   город   накладывает  свой  отпечаток  и  на  его  жителей,  они  тоже  становятся  душевнее   и добрее.   Внешняя  красота   делает  и  людей   красивыми.  А  если  учесть,  что большинство  офицеров  после   увольнения  в  запас   оставались  здесь,  на  постоянное  место  жительство,  то  станет  понятно,  какая  своеобразная    благоприятная   социальная  среда сложилась  в Выборге. В  городе  было  два  больших  завода -  судоремонтный    и  электротехнический   союзного  подчинения,  сетевязальная  фабрика,  целый  ряд  пищевых  предприятий.

Нужно  сказать,  что  я с  первой  своей  прогулки  влюбился  в  город    моей  молодости,  где  мне  предстояло  получить  первую  опыт   командования  людьми,  их  обучения и воспитания.

Рано  утром на  следующий  день,  позавтракав в  гостинице, согласно  предписанию   я  отправился   в  корпусной  артиллерийский  полк.  Поселок  Гвардейский находился  в  восьми  километрах  от  города,  поэтому  уже  через  сорок  минут  я  стоял у  проходной  воинской  части.  Дежурный  офицер на КПП,  узнав  цель  моего  приезда в  часть,  тут  же   доложил  по  телефону  командиру полка. Полковник  Слатин   приказал  дежурному  офицеру проводить  меня  к  нему.   Командиру     полка  было на  вид  лет  сорок  пять,   его  лицо  показывало,  что   в   свои  года  офицер    уже  пережил  немало  испытаний,  уже  первые  морщины легли  на  его  лицо.  Лицо  командира   показывало  недюжинный  ум и решительность  характера. Он  встал,  поздоровался  со  мной, пригласил  сесть  и  рассказать  о  себе.   Я  рассказал, что  родители   погибли  во время  войны,  воспитывался  в  детском  доме,  окончил  артиллерийское  подготовительное  училище  и  2-е  Ленинградское   артиллерийское  училище  с  отличием  и  вот  прибыл  после окончания  училища  в полк.

Командир  части  в  свою очередь  рассказал  мне,  что  восьмой  гвардейский  артиллерийский  полк  принимал  активное  участие в  защите  Ленинграда,  все  офицеры, начиная  от  командиров  взводов,  участники   войны,  имеют  боевой  опыт. Необходимо   набираться   опыта у  фронтовиков. Он  выразил  уверенность, что  из  меня  получится   хороший  офицер-артиллерист,  вызвал    командира  батареи  старшего   лейтенанта  Анисимова,  куда  я  был  определен   командиром  взвода  управления. Мы  поднялись  с  командиром  батареи  на  третий  этаж, где  располагался  личный   состав   подразделения,  канцелярия   для  офицеров.   Старший  лейтенант   Анисимов  представил  меня   офицерам   подразделения, с  которыми  мне предстояло  служить. 

Заместителем   командира  батареи  по  политической   части  был  старший  лейтенант  Сазонов,  в  этой  должности  он     и  воевал  в  этом  полку. Это  был  офицер  лет  тридцати  семи,   эрудированный и  внимательный,    как и подобает политработнику.   Старшим  офицером  батареи  был  старший  лейтенант  Грязнов  - опытный   офицер,  который  засиделся  в  этой  должности,  а     вакансий  для  продвижения  не  было.   В  полку  было  много   младших  офицеров, участников  войны,  которым давно   пора  бы  получать  повышение  по   должности    и распрощаться  с должностью   командира  взвода. Но   в академию   принимали только   с  должности  командира  батареи и выше, да и по  возрасту,  они   уже переросли  учебу   в академии.  Вот  и  шли  они на  должности  начальников  служб,  где  могли бы  получить  воинское  звание капитан.  Так,   наш  старший  офицер  батареи   из-за  этого  вскоре  ушел  на должность начальника  вещевой  службы  полка.  Мне  же   командир  батареи   ст.  лейтенант  Анисимов  сказал  о  моих  перспективах   следующее:  - Иван   Иванович,  при  хорошей  службе   Вы    лет  через  десять   можете  рассчитывать  на  должность  командира   батареи. На  мой  вопрос о  вероятности   поступления в  инженерную  академию он  просто  ответил: - Нечего  там  делать,  я  же  академию  не  заканчивал и  вот  служу.

Судьба  посмеялась  над  его  словами.  После  многих  лет  мой  учебы  и  службы  в  1978  году,  т.е.  через   двадцать  четыре    года,  мы  встретились  с  ним  при  интересных  обстоятельствах. В  это  время  я  был  заместителем  начальника  кафедры  общественных  наук  Ленинградского   Высшего  общевойскового  командного   училища,    полковник,  кандидат исторических  наук, доцент.  У  нас было построение  училища по   поводу  начала  нового  учебного   года. Мы  все  стояли  в  парадной  форме  одежды, я  стоял во  главе  нашей   кафедры.  Вдруг,  я  заметил, что   из  толпы   гостей  мне  кто-то  рукой  подает  знаки,  чтобы  я  обратил на  него  внимание.  После   команды:  - «Разойтись»,  ко  мне   быстро  подошел  мой   бывший   командир  батареи  старший  лейтенант  Анисимов,   он  был в  форме  подполковника,  но  уже   в  запасе. - Иван  Иванович,  как  я  рад,  что  встретил  тебя.  Я  привез  к  вам  старшего  сына  для  поступления  в  ваше  училище. Не  поможете  ли  мне   в  поступлении  сына.  Я  пообещал,  что  обязательно  помогу.

Военные   семейные  традиции  приветствуются  в  армии.  Есть  традиции   артистов, других  профессий,  почему  мы  же   не  должны закреплять  традиции  военных   фамилий.   Я  сходил  к  начальнику  учебного   отдела  училища  и  передал  просьбу   моего  бывшего   командира.  Начальник  учебного   отдела   со  мной  согласился  и   помог  сыну   бывшего  моего   комбата  поступить  в  наше    училище.   Парень  хорошо  окончил  наше   училище  и  стал  прекрасным  офицером.            
Однако  вернемся  к  продолжению  моей  повести  о начале  офицерской  службы в  должности   командира  взвода  управления.
В  это время в нашей батарее служил Артур  Толстопятов - сын  начальника   второго   Ленинградского   артиллерийского  училища  полковника  Толстопятова.  На  этой  личности  стоит   остановиться   обязательно,  так  как  он  представлял   особую  категорию  молодых  людей.  Артур  был   отъявленный  лентяй.  Он  был  довольно  полный,  казалось,  его  ногам  было трудно   переносить   такое   большое  тело. Как  у всех  полных  людей,  лицо  Артура указывало  на  его  доброту  и  спокойствие.  Я  его  никогда  не  видел  рассерженным  или  злым. С  ним  легко  было  общаться. Но  командирам   с ним  было  нелегко,  он  мог  просто    из-за лени  не  выполнить  приказ.  Для  подтверждения  этих  слов  приведу только  два  примера. 

 Мы с  Артуром  первое   время  после   моего прибытия   в  полк  жили   в  одном  номере   нашей  гостиницы,  которая  располагалась  рядом  с  полком.  Как-то  командир  батареи   приказал  нам  вдвоем  с  Артуром  прибыть  на  подъем в  подразделение и  затем отправить  батарею на  уборку  артиллерийского    парка. На  следующее  утро я  встал  рано, умылся  и  бужу  Артура,  чтобы   идти  на  подъем.  Артур открыл  глаза  и  заявил: - Я    не  пойду на  подъем, иди  ты  один,  я  хочу  спать.  А нужно  заметить,  что   после перехода    ст.  лейтенанта  Грязнова  на  должность  начальника   вещевой  службы  полка  старшим офицером   батареи  был  назначен  Артур   Толстопятов.  Я  возмутился  отказом   моего  друга  идти на  подъем  и  поэтому  ответил:  -  Нам  было  приказано  идти на  подъем  вдвоем,  поэтому   без  тебя,   и я не  пойду. После чего я снова лег  на  койку  добирать   сон. Утором  на  службе  командир  батареи  спрашивает:    - Артур  ты  был на  подъеме?  - Нет, не  был, -   отвечает.   – Старший  лейтенант,  Толстопятов,    объявляю  вам  выговор  за    невыполнение  приказа. А  Вас,  тов.  Краснов  предупреждаю и  только  лишь  потому,  что  инициатором  невыполнения  приказа  был  ст.  лейтенант  Толстопятов. Артуру  этот  выговор,  как  с  гуся  вода.

В  другой  раз  начальник  штаба  дивизиона  Константин Попов,   в  полку  его просто звали  Костя  за  его  разухабистый  характер,  приказывает  Артуру  в  воскресенье   приехать  в  полк  к  17. 00  и  провести  инструктаж  личного состава, заступающего   в  караул.  К  тому  времени     я   и  Артур   уже   жили  не в  гостинице  рядом с  полком, а  снимали    жильё   в  городе. Конечно,  Артуру  лень  в  выходной  день ехать   в  поселок,  и  он не  поехал на   инструктаж   караула.  Начальник  штаба  как  раз  был  в  полку  в выходной и, видя, что  инструктаж  срывается из-за неявки   Толстопятова, сам  провел  инструктаж.  Когда  же  в  понедельник  начальник  штаба  спросил офицера,  почему  он не  выполнил  приказ  и  не  явился на  инструктаж  караула,  Артур  ответил: - А я  знал,  что  Вы  придете  проверять, так  зачем  нам  вдвоем  приезжать  в  полк, вот  поэтому  я и не  приехал.   Другому  бы  офицеру  такой  проступок  вышел  боком, как  минимум   выговором, а   с  Артура  как  с  гуся  вода.

 Я  привел  примеры   с  моим  товарищем   старшим  лейтенантом  Толстопятовым, чтобы  показать        тип  офицера  с  ленцой и  определённой  безответственностью. Конечно,  у  таких  офицеров  служба не  складывается,  и  в  итоге  они  покидают   службу.

 Но  самое  интересное  в  моей  службе  были   мои  взаимоотношения  с  личным  составом.   Взвод    управления  - это люди, которые   помогают  командиру  батареи  управлять  огнем  батареи  в  бою.  Сюда  входят  связисты,  которые обеспечивают  проводную  или  радиосвязь  между  наблюдательным  пунктом и  огневой  позицией. В  военных   фильмах  об  Отечественной   войне  иногда показывают,  как связист  с  катушкой  проводов  за  спиной  прокладывают   проводную  связь  с  огневой  позиции  к наблюдательному пункту,  чтобы  командир  батареи   мог  корректировать  огонь  по  врагу.  Нередко  вражеские  снаряды  осколками   рассекали  провода,  и  тогда  воин-связист  под  огнем  противника  должен  был  искать  разрыв  провода и  восстанавливать  связь.
В  современной  войне  проводная  связь  уже не  применяется, это  стало  достоянием  истории. Когда  же  я  принял  взвод  управления,  то   проводная  связь  была  даже  основной  связью  между  НП  и  огневой  позицией. На   вооружении  батареи  для  связи  и  было  отделение  радиосвязи, т.е.  командир   батареи  мог  управлять  огнем  по  рации.  Работа  связистов  в  годы  войны  хорошо    показана    в  фильме «Батальоны просят  огня»   по  лучшему  произведению   Ю.Бондарева  и   фильм  об   артиллеристах  в  битве  под  Сталинградом   «Горячий  снег».  Еще  у  меня во  взводе  было  отделение   разведки.  Задачей   отделения  разведки  было  вместе  с  командиром  взвода  управления  засекать   цели  противника,  определять  их  координаты,  наносить  на  особый  планшет,  чтобы  эти  цели  были  у   командира   батареи  и  в  нужный  момент,  когда  будет  отдан  приказ   руководством  полка  или  дивизиона     уничтожить   или  подавить  эти   цели.

И в  заключение  мне  все-таки  хотелось  бы,   хотя  бы  коротко,  рассказать  о  разведчиках  и  связистах  взвода  управления  первой  батареи  первого  дивизиона  8-го  гвардейского  артиллерийского  полка,  с которыми  пришлось  встретиться  мне в  1954  году. Достаточно  сказать, что  в  пятидесятые  года  прошлого  века  во  многих  частях  офицеры  столкнулись  с  низкой  дисциплиной  среди  солдат  срочной  службы.

В  моем  взводе  управления из  семнадцати  солдат  срочной  службы семь человек пришли  в  армию с неснятой  судимостью, по  существу  сразу  после  тюрьмы. При  этом  мне  в месяц  прибытия в  полк и  принятия  под  командование  взвод управления   исполнился  двадцать один год,  мои же  подчиненные  были в возрасте  двадцать  три года  и  старше. Нередки  были  случаи,  когда  мои  солдаты  открыто  отказывались  подчиняться  и  выполнять   мои  приказания. По  молодости  и  своей  горячности  иногда  я  прибегал  к  угрозе -  суду  военного  трибунала.  И  вот  ответ,  иногда,  я  это слово  подчеркиваю,  я  слышал:- «Отдавай  под  суд,  лейтенант,  я  тюрьмы не  боюсь, я  только был  в тюрьме».

Мне  пришлось  много  самому  потрудиться,  чтобы  придумать   индивидуальный   подход  к  каждому  старослужащему  солдату.  И  через   несколько  месяцев мои   труды  увенчались  успехом:   мои  старослужащие  солдаты  поверили  молодому  лейтенанту. А  я  поверил  в  них.  У  нас  сложился  дружный  армейский  коллектив,  который  гордился  своим  взводом. Я же  гордился  своей первой педагогической победой -  воспитанным  мной коллективом,  ради которого я был готов трудиться  не  покладая  рук.  И  то, что   наша  батарея  на  соревнованиях  артиллерийских  батарей  Ленинградского  военного  округа   в 1955  году  заняла  первое  место в  округе,  была  большая  доля   заслуги  взвода  управления  и  его  командира,  т.е.   лично  моя.

 Самой  большой  наградой  для  меня  будет,  если  кто-то  из  моих  товарищей  по  службе  в   8-ом  гвардейском  артиллерийском  полку   с радостью  вспомнит  годы  службы  в  славно  городе  Выборге.



P.S. Буквально   в сентябре  месяце  этого (2016) года в  сети Internet  на  страницах  «Подвиг  народа  в  1941-1945 гг.»   я  обнаружил  очень  важный  документ  из    архива  Министерства  обороны в Подольске  о  награждении  моего  отца  медалью  «За  Отвагу». 
Как  следует  из  приведённых ниже архивных документов, мой отец - старший лейтенант  Краснов  Иван Михайлович,  заместитель  командира  батареи  по   политической  части,  воевал в 791 артиллерийском полку 54 стрелковой дивизии 27 армии Северо-Западного фронта. Он  организовал  из  разведчиков и  связистов  батареи  отряд  «охотников»  по  уничтожению  фашистов,   выбирал    скрытые места  и  обучал  «охоте»  за  фашистами.  Его  группа  уничтожила  из  винтовок  около  трехсот  фашистов,  а он лично  - 25 фашистов. В  период  наступления  дивизии  и  полка  мой отец  стрельбой прямой  наводкой  разрушал  фашистские  ДОТЫ и  всегда  увлекал  своих  бойцов  личной  отвагой  и  мужеством.

За  проявленное    мужество  в  борьбе  с  немецко-фашистскими  захватчиками  мой отец в 1942 году был представлен  награждению  Орденом  Красной  Звезды.   
 Мне  было  очень  приятно  увидеть в  опубликованных  архивных  материалах   подробное  описание  подвига  моего отца.  К  сожалению,    документы  из  архивов  Министерства  обороны   только недавно начали  публиковать в  открытом  доступе, и  я  поздно   об этом  узнал.  Но  я  рад  опубликовать их сейчас  в  своих  воспоминаниях.