1. Мочёнки

Вадим Прохоркин
1.Мочёнки
 
С так называемыми мочёнками, я познакомился в Белоруссии. Наш ракетный объект находился рядом с озерком, в котором  водились только окуни и щуки, поэтому мы назвали его Окунёвым. Мимо этого озерка шла лесная дорога к спрятавшемуся в лесу торфяному озерку,  вода в котором имела бурый цвет. По всей видимости, рыба в нём не водилась, во всяком случае, мои попытки что-нибудь там поймать, были безрезультатными. А вот грибы  у озерка и по дороге  к нему, водились самые разные, попадались и белые.

Частенько, минут за 30-40 до отправления автобуса, отвозившего офицеров по окончании рабочего дня в военный городок,  я уходил по этой дороге вглубь леса, почти до самого озерка, и без грибов к отходу автобуса не возвращался.

На дороге и в лесу я никогда никого не встречал. Люди тут опасались ходить. Но однажды я увидел идущую по  дороге пожилую женщину,  она несла большую  корзину, полную грибов бледно-фиолетового цвета. Я вспомнил, что точно такие же грибы видел в обилии недалеко от торфяного озерца, но не брал их, придерживаясь правила: не знаешь гриб, не бери его, да и их фиолетовый окрас отпугивал. А тут увидел их у бабушки, да еще целую корзину.
Грибы явно съедобные, - подумал я. – Надо узнать, как они называются.

Я подошел к бабушке. Она остановилась и поставила корзину на землю.
 -    Здравствуйте, бабушка, - Поздоровался с ней.
 -    Добры дзень, шаноўны чалавек! – Ответила она.
 -    Какие красивые грибы, где вы их насобирали?
 -    Там назбірала. – Она махнула рукой в сторону озерка.
  -   А как они называются?
 -    А гэта мочёнки.
 -    А их можно есть?
 -    Можна, калі іх пасаліць

Говорила она по-белорусски, но я понял, что грибы она собирала где-то в районе торфяного озерка, и что есть их можно, если засолить.

- Спасибо, бабушка. Доброй вам дороги! – Попрощался я.
- Да пабачэння, добры чалавек.  - Ответила она.

Позже я узнал, что мочёнками называют многие пластинчатые грибы, которые перед засолкой мочат. Встретил я это слово и у С.Т. Аксакова, но без пояснения, что оно  означает.
А грибы, которые несла бабушка, как я выяснил, называются фиолетовыми рядовками. Растут грибы рядами (потому и названы рядовкой)и даже "ведьмиными кругами". Рядовка фиолетовая - гриб высокого качества, считающийся одним из самых вкусных осенних грибов.

Произрастает рядовка фиолетовая в хвойных и лиственных лесах, часто семейками. Употребляется в пищу в свежем и солёном виде. Перед обработкой подлежит обязательному отвариванию. Говорят, что этот гриб имеет свойства антибиотика, возможно, это и так.
 
На другой день в мелколесье у озерка я нарезал мочёнок целый капюшон от плащ-палатки, а это больше, чем полведра.

Мочёнок,  по полному капюшону, я приносил несколько раз. В свежем виде пробовать их мы не стали, и весь «урожай» засолили с душистыми травами и чесночком.

К ноябрьским праздникам мочёнки «созрели» до нужной кондиции, и когда к нам пришли гости, на праздничный стол была выставлена тарелка солёных мочёнок, заправленных лучком и подсолнечным маслом.  Лучшей закуски под рюмочку водки нельзя было и пожелать.  Гости хвалили грибы, говорили, что таких вкусных грибов раньше им пробовать не приходилось, и интересовались, в каком лесу я их насобирал. А тот лес был совсем рядом с местом нашей службы.

Гриб, действительно, был очень вкусен.  Тарелка быстро опустела, и пополнялась грибами еще несколько раз.

Отведала мочёнок и моя тёща, приезжавшая к нам погостить. И не только сама отведала, но и собой увезла литровую банку.

Это была моя первая и последняя встреча с мочёнками. По службе я был переведён в Калининградскую область, а затем на Украину. С этим вкусным грибом больше не встречался.

См.приложение к миниатюре: 2.Миниатюра опубликована в журнале -http://proza.ru/2021/06/13/396


См.продолжение: Гриб-зонтик - http://www.proza.ru/2016/10/28/1853