Коллапс или Renaissance Монреаля?

Володя Морган Золотое Перо Руси
 С'est si bon! (сэсибо! - как хорошо(а)!). Сакраментальное выражение восторженных французов в 60-х годах минувшего столетия часто вырывалось из уст моего двоюродного дяди Анатолия. Он родился и жил в курортном солнечном и черноморском Сухуми. Заметит на пляже хорошенькую сверстницу и воскликнет: «С'est si bon!». Я, неотёсанный юный мужичок к с каторжного Сахалина, восхищался жантильным поведением старшего родственника. Восхищало его владение французским, а моё японское знание «Саё нора!» представлялось мне полным ничтожеством...
Девочек в Сухуми было губительное множество – со всего Советского Союза плюс иностранки. Все приезжие, все незанятые, все отдыхающие. Ищущие забвения, утешения и отдыха от учёбы, от своих предыдущих сердечных увлечений и сексуальных романов..
Не специально и не нарочно у моего Толика и фамилия была царская. По нигде и никогда не записаной родословной мой «дядя» Анатолий Романов приходился мне как бы сводным братом. Я был семнадцати годков, а брат-дядя - восемнадцати. Удивительный человек, поразительная личность! Анатолий безупречно владел шестью языками и был в Сухуми, переполненном разноязычным населением, всеобщим тамадой. Казалось, его знали все! Нас приветствовали на улицах. Я чувствовал себя, как дома. И дом брата был огромный, с верадной и виноградником. В нашей немалой семье от пяти братьев (дедушек) и трёх сестер (бабушек), из которой числю своё происхождение и я, все были свои! И в большой, неспокойной стране, 5 лет воевавшей с фашистами и пережившей ужасную перестройку из всего старшего поколения вживых остался только я, один. Анатолия убили во время грузинского вторжения в Абхазию. Единственно за то, что Анатолий был русским. Семья - жена и дети спаслись бегством. От постсоветских разборок я тоже бежал даже из Ленинграда, скрывшись под крылом Бога аж за рупь-ежом?!
Но не всё в прошлом! До сих пор помню отповедь Анатолия по моей поэзии: виртуозничаешь, а писать надо Родине, о женщине, как о матери, и о себе перед лицом смерти. Вообщем, друзья, прошло время и благодаря Анатолию у меня - через одну из бабушек - есть единокровные племянницы и племяш. Москвичи. А я - citizen of Montreal и меня достали проблемы этого города как свои...
- С'est si bon!.. Четверть века тому назад любовь, по-видимому, к французскому языку привела меня в канадскую провинцию Квебек, в город Монреаль. Был поток беженцев, многие, узнав, что им предстоит осваивать трудный французский разъехались кто куда, а я остался. Причём, не пошёл язык, до сих пор владею фрэнчем на уровне брата Анатолия «С'est si bon!..» И всё.
А сейчас, ребята, у нс в Монреале ужас и хаос. Похоже, хeк-Монреаль разбомило. Потому и пишу.
Как-то завалились горожане на ночь спать-почивать, и вдруг загрохотало орудийными залпами. Бах, ба-бах! В ночной тьме, по всему городу.
«Ой,- подумали многие, - не война ли?» Поздновато, ведь, для традиционных летом монреальских феёерверков. Обычно, тут они фигачат без остановки по шабатам. На острове Сант-Елен посреди могучего течения Святого Лаврентия всё лето стоит орудийная батарея и лупит в небо разноцветными взрыв-пакетами, как в горошину. В честь кого и чего угодно – безразлично. Хоть в твою матушку, хоть в бога душу мать. Заплатил и – шарахнет. За сколько заплатил столько раз и шарахнет. Но есть минимум.
В этот раз садануло разом в нескольких районах города. Бах-бах-бах!
«Ё моё», - чертыхались сквозь сон горожане. –«Ишь как славно корёшит ричерс на селебрэйшэнs!»
Проснулись по утрянке и показалось: точно, бомбило. Полностью разрушеными предстали перед глазами мост Виктория на южную сторону провинции Квебек да прямая дорога в США и вся дорожная развязка-эспаланда...
Досталось и мелким улочкам города – их перекопали скреперами и бульдозерами. В глазах рябит от обилия красных сигнальных буйков, оргаждений, указателей объездов, новых вновьобозначенных переходов. Туда поедешь -barre, сюда -barre. Пробки километровые. Никто никуда не доезжает, не достигает, целыми днями кружат по объездам до головокружения. До потери пульса. От нервов.
Кто не видал войны, советую поспешить, набраться впечатлений да пофоткать.
Обнажённые джомолунги развороченного мегатонного бетона кровоточат рыжей ржавчиной вывороченных внутренностей гигантских мастодонтов. Как испарения распоротых свиных легких, кудряво завивается над городом вечная смердящая пыль. Дорожники в оранжевых сигнальных куртках при побожи экскаваторов, бульдозеров и скрепперов, как скорбные жуки-скарабеи перелопачивают землю.
Разгром полный! Viger Square, Interchange Turcot, около улицы St-R;mi, Pont Victoria, а их ещё восемь: Pont Charles-De Gaulle (Repentigny),
Pont Galipeault (L';le-Perrot),
Pont Honor;-Mercier (LaSalle),
Pont ;le-aux-Tourtes (Vaudreuil-Dorion),
Pont Le Gardeur (Repentigny),
Pont Papineau-Leblanc (Laval),
Pont G;d;on-Ouimet (Laval),
Pont Monseigneur-Langlois – всё в труху.
Началось с November 2015 Turcot interchange and закончится only в конце 2019,
Кажется, что вот-вот сквозь бетон проступят засукровевшие потоки жертвенной крови, послышится призыв о помощи, о спасении и стоны. Ржавая стальная арматура, приэтом, молитвенно вздымается к небу, как бы взывая о всепрощении. Общее впечатление безумия, постигшее горожан, нарастает изо дня в день.
Мне их жалко. Всех. Себя – тоже. Только представьте, какие концы и круги!
Когда-то, будучи ребенком, я видел и смог запомнить видения Великой Отечественной войны в СССР на освобождённых территориях в Западной Белоруссии; в оплывших окопах, в сгоревших танках, в вонючих бетонированных блиндажах мы играли в войну. Теперь я с коренными монреальцами почти сравнялись. В наших представлениях о войне.
Общая беда и стихийные бедствия сближают и мы – одно целое.
Но скажу честно, если бы 25 лет тому назад я увидел столь уникальный упадок и разорение Монреаля, то, выбирая между Европой, Америкой и Канадой, я бы тут же «слинял» в «родную»старенькую Европу. Не для того люди покидают дома и родных в России, Узбекистане, Эстонии, Грузии, чтобы за границей прозябать в пещерах. Инстинкт самосохранения нормального человека - против войны и против всякого участия в ней. Заодно, возможно, выучил бы французский.
Впрочем, сегодняшний разгром Монреаля граничит с безумием. Transport Quebec планирует израсходовать только на обновление Viger Square $2.8-million. Также министерство квебекского транспорта намерено до 2018 г. извести на перестройку Turcot Interchange, вместе с дизайном, $3 billion.
Остальные цифры как-то завуалированы. И это происходит как раз в то время, когда на специальном канале местного телевидения третий год подряд безрезультатно, изо дня в день, крутят прямые репортажи с заседаний антикоррупционной комиссии муниципалитета, где расследуются мафиозные дела крупных строительных компаний обокравших казну.
С'est si bon! Слава Богу, он подвёл перед моими глазами информацию о причине бешеного перекопа всего Монреаля и заставил поинтересоваться в накладных расходах наших налогоплательщиков. о скором торжестве Монреаля.
Оказалось, в 2018 году, через пару лет, жители Монреаль отметит свой маленький юбилей - городу исполняется 375 лет.
Праздничные мероприятия будут проходить под четырьмя девизами: Монреаль в огнях, Монреаль в движении, Монреаль в отрыве и Монреаль в новом свете (Montr;al s’allume, Montr;al bouge, Montr;al s’;clate et Montr;al se r;invente).
На празднование юбилей Монреаля планируется привлечь 10 миллионов туристов. В дни проведения городского юбилея Олимпийский стадион 1976 года превратится в одну из основных праздничных арен и уже сегодня ответственный народ прикидывает, как извлечь из стадиона максимальную выгоду. Официально старт празднику, посвященному 375-летию города, объявят 21 декабря 2016 года, мероприятия будут проходить в течение 375 дней, и завершатся 31 декабря 2017.
«Мы находимся в самом начале необыкновенного для Монреаля периода, – сказал по всему по этому поводу мэр города месье Дени Кодерр. - Креативность, история, культура, радость жизни, красота и энергия нашего города будут на первом плане в ходе грядущих праздников».
А и я скажу: « Я тоже причастен, пахали, мол!" На заре политической карьеры молодого Дени, мне, юному дважды эмигранту, довелось интервьюривать его. Теперь он – большой радостный человек, а я - старый и больной. Месье на подьёме, а я того – потому и брюзжу. Впрочем, к перестройке Монреаля причастны все.
Никак не обращая на меня внимания, разработка программы торжеств движется ускоренными темпами. Кстати, от этого юбилея выиграет все: в настоящее время уже подготовлены к высадке 60 тысяч молодых деревьев, которые украсят улицы и парковые зоны города. И тоже, заметьте, - из кармана налогоплательщиков.
ПРОЩАЙ, КОРОЛЬ! ДА ЗДРАВСТВУЕТ, КОРОЛЬ!

На снимках: 1. Схема развязки Turckot – везде барьер; 2. Взорванный Turcot; 3. Viger-Scuer.

https://www.facebook.com/volodia.morgan/posts/10210089086925839