Страсти по Черному рыцарю

Ирина Орлова Алиса Аркадьева
Лучше сто раз услышать

В XIX веке, когда Марк Твен писал роман «Янки при дворе короля Артура», в мире зарождался кинематограф. Однако знаменитый писатель вряд ли думал о том, что по его замечательным произведениям будут сниматься фильмы. Тем не менее, как показали дальнейшие события, книги писателя экранизации не миновали. Наверное, было бы лучше, если бы он сам писал сценарии к своим романам, но Марк Твен не дожил до этих времен. А жаль. Думаю, что, к примеру, фильмы о приключениях Тома Сойера Марку Твену понравились бы. Возможно, понравилась бы парочка фильмов про янки, но почему-то кажется, что далеко не все. А их уже столько самых разных вариантов, что я даже затрудняюсь назвать точное число. Сама же идея скачка во времени давно и довольно успешно обыгрывается и писателями, и киношниками.
Не знаю, чужда ли Твену была политкорректность или он не делал различий между людьми разных рас и вероисповеданий, но, посмотрев фильм «Черный рыцарь», писатель наверняка разразился бы едким сатирическим памфлетом. Собственно говоря, эпиграфом к этому фильму вполне может стать фраза из рассказа «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»: «Брюкву не следует рвать руками, от этого она портится. Лучше послать мальчика, чтобы он залез на дерево и осторожно потряс его». Впрочем, сгодились бы и цитаты о том, что тыква относится к семейству апельсиновых, что гусаки мечут икру, и что коровы теряют оперение. Для такого фильма все было бы к месту и не чересчур.
Я не буду пересказывать содержания всем известной книги. Я лучше расскажу о фильме. Итак, «Черный рыцарь», явленный вниманию телезрителей канала «Россия» на прошедшей неделе.
Главный герой фильма (актер Мартин Лоуренс, чернокожий) Джамал Скай Уокер работает уборщиком а городском парке аттракционов «Средневековый мир». Надо полагать, что фамилия персонажа отнюдь не случайна и, скорее всего, именно он является первопредком знаменитой династии джедаев из «Звездных войн». Но началось-то все с Джамала. Тут правда, ошибочка вышла или это российские дублеры пошутили. На самом деле фамилия Джамала – Уолкер, и возможно средневековые товарищи его величают не Скай, а сквайр. Да только, учитывая скачки по оси времени, сквайр Уолкер как-то не звучит. Да и не стал бы сквайр никуда скакать, не до глупостей ему. Сквайр, он человек серьезный.
Но наш герой не таков. Судите сами.
Выгребая мусор из заполненного водой рва около макета средневекового замка в натуральную величину, Джамал увидел на дне блестящую «цацку» - большой медальон на цепочке. Мутная водичка подкрашивает  побрякушку, и она кажется золотой. Не зная русской поговорки «не все то золото, что блестит», а потому и не тратя времени на раздумья, Джамал ныряет за медальоном. И оказывается в XIV веке. Причем медальон (вероятно, сам собою) по ходу временного скачка умудрился закрепиться на шее нового владельца. В общем, выныривает наш герой в несколько другой местности.
Вместо парка аттракционов большое озеро, которое окружает лес. В руках у Джамала баллон с черной аэрозольной краской, в кармане зажигалка и еще один баллончик с мятным ароматизатором, что-то типа «Свежее дыхание». Одет наш герой в футболку с длинными рукавами ярко-зеленого цвета, которую спереди, сзади и на рукавах украшает крупный номер «23». Довершают наряд джинсы и кроссовки. Но не это главное. Из воды этот замечательный путешественник выныривает практически сухим. Вот это я понимаю, магия! Это вам не кот начихал. Тут кто-то неизвестный явно вытворял страшно сильное «колдунство». Кстати сказать, никакого Мерлина в фильме так и не появляется. За него приходится «отдуваться» Джамалу.
Ну, едем дальше. Не успев вынырнуть и сориентироваться, Джамал, отбросив баллон с краской за временной ненадобносчтью, спасает то ли от обморока, то ли от смерти опального рыцаря. «Свежее дыхание» - великая вещь! Благодарный за спасение рыцарь вводит своего благодетеля в курс политических событий и рассказывает о своей горькой доле.
А дела в аглицком королевстве царят ужасные. Самозванец захватил престол, объявил себя королем, свергнув законную королеву, которая где-то скитается, народ страдает от тирана и супостата, а сам рыцарь страдает еще пуще, поскольку не сумел королеву спасти и престол отстоять. И теперь он дал обет ни с кем не воевать, и дни свои проводит в тоске и печали. А тут откуда ни возьмись трое разбойничков с большой дороги свернули, голосами привлеченные. Новоявленная команда рыцарь-путешественник разбойничков разметала по буеракам, а потом Джамал, оставив баллон с краской валяться в траве, отправился в город-замок, в общем, в такой населенный пункт периода раннего средневековья, когда за мощными стенами и король помещается в своих апартаментах, и жители по лачугам ютятся, и стража-армия при казармах подвизается.
Герой наш, человек веселый и неунывающий, все никак не может «въехать», что он очутился в другом времени, а не на съемках фильма. Ну и несет без умолку всяческую чушь, вызывая у средневековых граждан естественное в таких случаях непонимание и недоумение. Черный окрас физиономии и необычная одежда, однако, как ни странно, никого не смущают. То ли негры здесь повсеместно водятся наряду с эльфами и гномами, то ли по еще какой причине. А скорее всего потому, что сболтнув какую-то глупость, которую умные стражники приняли за чистую монету, Джамал получается в глазах окружающих послом из Нормандии. А Нормандия – это во Франции, а уж там-то негров просто пруд пруди, ясное дело, тем более в XIV веке. Но слово «негр» англичанам в ту пору было еще неизвестно, поэтому Джамала определяют мавром.
В городе-замке Джамал встречает себе под пару по окрасу кожи (куда ж без этого?) прекрасную нубийскую фрейлину Вики. Черт ее знает, откуда она взялась в Англии, но в истории случались и не такие парадоксы. И тут в скором времени выясняется, что Вики принадлежит к клану заговорщиков против самозваного короля.  Джамал же, наконец получает повод задуматься о том, что это, кажется, не совсем Голливуд, поскольку сразу после казни мятежника, умудряется взять в руки свежеотсеченную башку. И тут-то до него доходит, что все, что его окружает, отнюдь не Рио-де-Жанейро. Однако при дворе он уже освоился, влез в разные интриги, продемонстрировал королю и придворным национальный нормандско-мавританский танец в стиле «рэп» - «хип-хоп». Помните, как в мультфильме «Бременские музыканты» трубадур учил новой музыке королевский оркестр? Ну и здесь то же самое. Только на афро-американский манер.
По ходу дела королевская дочка забирается под одеяло к самозваному нормандскому послу. А тут и настоящий посол пожаловал. Принцессу обнаруживают в самом неподходящем для невинной девушки месте, а Джамал совершенно откровенно заявляет о том, что милая барышня уже давным-давно успела со своей невинностью распрощаться, и он тут абсолютно не при делах – «Не виноватый я! Она сама пришла!». Естественно, свадьба расстраивается. И собственно, принцесса больше в кадре не появляется до конца фильма. Это был такой специальный режиссерский ход, чтобы обвинить Джамала во всех грехах и приговорить к усекновению башки.
И тут происходит чудо. Пытаясь спасти свою непутевую жизнь, Джамал нашаривает в кармане зажигалку, щелкает ей, высекает огонь и заявляет, что он колдун. А потом бросает зажигалку в горящий факел, что зачем-то среди бела дня воткнут недалеко от домика с соломенной крышей. Всеобщая паника, пожар, и под шумок Джамала и группу повстанцев умыкает из замка на подводе храбрая и самоотверженная Вики, которой помогает опальный рыцарь. Какая сорока растрещала про казнь по всему лесу – остается загадкой. Но главное – все вовремя.
А тут и королева появляется откуда ни возьмись. Джамал воодушевляет повстанцев на великую битву и обучает их приемам бокса и всяческим боевым и акробатическим кульбитам. Опальный рыцарь снова в строю, и готов вести в бой новоиспеченную армию. Вот тут-то и обнаруживается баллон с черной краской. Не иначе как благородный опальный рыцарь сберег от расхищения имущество героя. 
Джамал перекрашивает в черный цвет свои казенные доспехи, оружие и заодно, видимо, лошадь. Морду, собственно, ему красить не обязательно. И становится легендарным Черным Рыцарем, в одиночку порубившим в капусту несметные полчища всяческих врагов. Ну, дальше все понятно. Штурм замка, низвержение злого короля с крепостной стены головой в ров, смертельное ранение опального рыцаря, оказавшееся не смертельным, и престол в руках королевы. Джамал возвращается восвояси, т.е. в наше время, и в очередной раз падает с моста. На сей раз нашего героя занесло на гладиаторскую арену. Конец фильма.
Резюме мое будет коротким. Политкорректность – великая вещь, но «Черный рыцарь» - это фильм, про который лучше сто раз услышать, чем один раз увидеть.