Маленькие театры - Нужны ли мы нам?. Мысли...

Ирина Орлова Алиса Аркадьева
Маленькие театры – «Нужны ли мы нам?»
 
В Москве на сегодняшний день более 200 театров. И, скорее всего, половина из них – так называемые маленькие театры, сценической площадкой для которых являются переоборудованные подвалы и чердаки. Тем коллективам, которые смогли всеми правдами и неправдами пристроиться в ведомственных или районных домах культуры, можно сказать, сказочно повезло. У них нет проблем с «вертушками» и колосниками на сцене, с гримерками, костюмерными, с помещениями для хранения декораций. Но, повторяю, таких маленьких театров немного. Большинство ютятся по подвалам и чердакам, не имея практически никакой финансовой поддержки. И все-таки не бросают любимое дело. У некоторых коллективов нет даже постоянной площадки и они скитаются по Москве, как Бременские музыканты, погрузив в фургончик свой нехитрый скарб. 
С конца 70-х – начала 80-х годов в Москве наблюдался, если можно так выразиться, «демографический театральный взрыв». Театральные коллективы появлялись как грибы после  дождя. Руководителями становились с одной стороны актеры и режиссеры, не востребованные по основной специальности в связи с дефицитом рабочих мест в театральной и киношной среде и вынужденные работать в других местах. А с другой стороны просто энтузиасты, не имеющие профессионального театрального образования, но мечтающие создать свой собственный неповторимый и уникальный театр. Как показало время, к сегодняшнему дню уцелеть удалось немногим. Почему? Да потому, что случилась перестройка, а вместе с ней пришел хоз.расчет. И за приобщение к искусству пришлось платить.
Как рассказала мне одна из руководительниц такого вот маленького коллектива на базе ведомственного ДК, ей в приказном порядке велели брать деньги со своих актеров за то, что она с ними занимается. Если учесть, что основной актерский состав у нее числился в студентах, а сама она, прежде чем прийти с ними заниматься, работала, отсиживая свои положенные восемь часов в некоей организации и получая совсем невеликую зарплату, то вывод напрашивается сам собой. Она собрала своих ребят, объяснила им новую «политику партии» и предложила разойтись, потому что брать деньги за свои занятия считала просто неприличным. И не потому, что преподавала плохо. Просто считала такой подход к искусству недопустимым. Потому что при подобном положении дел к ней могли прийти совершенно непригодные в данной области люди, но она обязана была их учить в связи с тем, что они тривиально заплатили деньги.
Грустно? Да, грустно. И ведь никто до сих пор не озадачился подсчетами – сколько по-настоящему талантливых актеров так и не нашло своего зрителя со времени введения самоокупаемости.
Тем не менее, небольшая часть актерских коллективов сумела выжить. Так случилось, например, с Омским «Пятым театром». Пятым театр назвали по числу уже имевшихся в Омской области четырех.  Талантливый режиссер Сергей Рудзинский повел за собой энтузиастов, не побоявшихся трудностей и сумевших выиграть «битву за выживание», а сегодня театру уже пятнадцать лет. Кстати, несколько лет назад именно в этом коллективе родилась идея проведения Международного фестиваля «Молодые театры России», который стал ежегодным.
Или возьмем, к примеру, московский театр, относящийся к маленьким театрам, «Вернадского, 13». Не потому, что он самый лучший, а потому что, рассказывая о нем, можно затронуть проблемы, стоящие перед многими подобными коллективами.
Небольшое фойе, матовый, слегка приглушенный свет сразу создает атмосферу тепла и уюта. Кажется, что пришел в давно знакомый дом, где тебя поймут и где тебе рады. Маленький буфет всего на несколько столиков напротив раздевалки, что называется, снял пальто и сразу можно перекусить. Все очень компактно и удивительно гармонично. Зрительный зал, обрамленный с одной стороны колоннами, всего лишь на 100 мест, наклонный, как в кинотеатре, пол, удобные мягкие кресла, небольшая сцена без вертушки. Но с какой любовью все это сделано! Раньше это был подвал, который коллектив отремонтировал и собственными силами тоже Хотя, этому театру повезло – им помогли с ремонтом и переоборудованием.. Когда же шесть лет назад художественный руководитель театра Елена Громова первый раз вошла а этот будущий храм Мельпомены, она чуть не искупалась в воде, доходящей до колен. Помещение освещала одна тусклая лампочка. Впрочем, каждый из нас вполне может представить себе подвал обыкновенного жилого дома со всеми его «прелестями». Сейчас даже сравнить трудно то - что было, и то - что стало. Хотя, все равно куча проблем. Две малюсеньких смежных комнатушки – гримерки, в которых в том числе свален реквизит – парики, костюмы, небольшие предметы, задействованные в спектаклях. Миниатюрные столики с зеркалами, у которых впритык друг к другу стоят стулья, тоже завешанные одеждой, узкий проход между стульями и стеной тоже завешанной костюмами и реквизитом, где с трудом могут развернуться два человека. А если в спектакле участвует вся труппа? Она хоть и небольшая, но ведь место нужно каждому! Хоть чуть-чуть! А представляете себе в такой гримерке, например, актрису прошлого века, в корсете из китового уса и пышными юбками поверх каркаса? Да она бы там просто не поместилась! У театра практически нет ни одной подсобки, где можно хранить декорации. Декорации «проживают» за пределами театра в выпрошенной у одной из организаций бесхозной фуре. И их к каждому спектаклю приходится таскать туда-сюда. Кто таскает? Актеры и таскают.  Частенько в театре отключают свет за долги. Потому что театр живет в этом подвале за счет детских спектаклей. Цены на билеты просто смешные. Ну много ли возьмешь с детей? При театре существует платная детская театральная студия. Но это тоже капля в море.
Спрашиваю: «Лена, а в чем самая главная беда?» А беда, оказывается, в том, что нет информационной поддержки. Конечно, существуют сайты, по местному районному телеканалу звучат анонсы, но все это очень плохо работает. Когда актеры приходят в детские сады и школы, приглашая на спектакли, их зачастую просто выставляют за дверь с формулировкой «Нашим детям это не нужно!». Представляете, оказывается, детям не нужно ходить в театр! Почему директора школ и детских садов решают за детей?! За родителей этих детей, в конце концов? Что плохого в «Щелкунчике», «Русалочке», «Малыше и Карлсоне»? Или лучше «Симпсоны» по телевизору?
- Создается впечатление, - с горечью говорит Елена Громова, - что нас терпят. По большому счету, никаким государственным театральным организациям до нас нет никакого дела. Районные власти не могут поддержать нас финансово, сами еле сводят концы с концами, а всем остальным мы просто не нужны. Нам не по карману громкая реклама, пиар, мы клеим свои объявления на всех доступных столбах, заборах и подъездах. У нас самые дорогие билеты – 200 рублей, а самые дешевые – 40. Потому что мы хотим, чтобы дети к нам приходили и учились добру. А если мы задерем цены, боюсь, что потеряем нашего маленького зрителя. Ведь к нам приходят люди, у которых очень средний достаток.
 Мы совсем недавно проводили фестиваль маленьких театров Юго-Запада Москвы. Интересные коллективы, талантливые ребята, хорошо сделанные спектакли. Но мы все разобщены, потому что вопрос стоит о ВЫЖИВАНИИ, а не об обмене опытом, не о каких-то интересных проектах. Если бы нас поддерживали, давали нам дышать, сколько полезного мы могли бы сделать вместе.

Помните, у Стругацких в одном из романов есть лозунг: «Нужны ли мы нам?» Иными словами, возникает вопрос – нужны ли частные маленькие театры, если существует огромное количество больших государственных? Мое личное мнение – нужны. Хотя бы потому, что любой театр – носитель культуры. И, если сегодня количество театров все-таки растет, то, как сказал поэт: «…значит это кому-нибудь нужно…». 
Кому? Да нам с вами. Ведь театр несет «живую» культуру. Во время спектакля происходит прямое воздействие на зрителя. Это не телевизор, не компьютер, когда можно отвлечься, заняться своими делами, потом снова вернуться к экрану. При этом можно разговаривать по телефону или с другими людьми – домочадцами, друзьями, отвлекаясь от происходящего на экране. Любой театр ставит перед собой задачу – донести до зрителя общечеловеческие ценности. Пьесы в театральном репертуаре – огромный пласт культурного наследия человечества, и, попадая в театр, мы обогащаемся культурно и духовно. Хотелось бы, чтобы театру в нашей жизни всегда оставалось место…
Я думала закончить статью предыдущим абзацем, но, подумав, решила дописать еще и обращение к спонсорам.
Где вы, господа меценаты? Откликнитесь! Поддержите маленькие театры  - они часть нашей культуры!


"Мысли вслух между рампой и партером"


 «Мадам, месье, сеньоры, к чему играть спектакли, когда весь мир театр и все мы в нем актеры, не так ли?» - вспомнилась мне песенка Юлия Кима. Зрители в зале, актеры на сцене, а еще на сцене выгородка зеркальная. И в результате - кто кого играет, господа?
К чему это я? А к тому, что скоро открытие новых сезонов в театрах. Ну и премьеры, премьеры, премьеры. Куда ж без них? Я не хочу предвосхищать события, всему свое время, анонсы и отзывы еще впереди, осенью, а нынче у нас август. Я - о другом. О том, что ни актеры, не режиссеры, в отличие от нас с вами, этих самых премьер терпеть не могут. Казалось бы, почему? Да потому, что на первый премьерный спектакль обязательно сбегаются критики, а в не столь уж далекие времена еще и цензоры всех мастей и расцветок. О, они-то уж точно все знают, все недочеты заметят, на все пальчиком укажут, истину в последней инстанции так пером пропишут, что ни топором не вырубишь, ни зубилом не сковырнешь. Помните у того же Кима песенку о Капнисте и царе-батюшке, что в ночь глухую явился в театр и потребовал премьеру? Мало что с тех пор изменилось. В смысле, так сказать, моральной обстановки и накала страстей в первый премьерный день. Дальше уже проще. Дальше приходит нормальный зритель, способный увлечься действом, плакать, смеяться, переживать. И играть для него – одно удовольствие, потому как чуток он к сюжету и в актера верит, как в себя. Ну, не получилось немножко, так ведь все мы люди, не ошибается тот, кто ничего не делает, сегодня не дотянул, завтра наверстает. Потому что театр, это вам, господа хорошие, не кино, где один и тот же эпизод можно отснять десятки раз и выбрать, как говорится, дубль два – улучшенный вариант. Театр - это всегда «на чистовик», и в этом чистовике сразу все видно – и талант, и халтуру. 
Когда-то я сама попробовала - как это спектакли играть и над ролями работать, и мучиться над биографией героя, и искать правильную интонацию, и верный жест, и кучу всякого разного, без чего спектакля не бывает. И помню и сдачи спектаклей, и премьеры. И вот, есть такой необъяснимый парадокс. Если сдача проходит, что называется, «на ура», то премьера – отвратительно, и наоборот. Никто не знает, почему так получается, но факты – упрямая вещь. Услышала я об этом много лет назад от своего режиссера, а потом из любопытства поинтересовалась у других служителей Мельпомены. Для чистоты эксперимента выбрала людей, играющих в разных театрах и между собой незнакомых. И все, как сговорились, - подтвердили сей феномен. Некоторые, правда, с оговоркой, что не всегда, но в большинстве случаев - абсолютно точно, так оно и есть.
Теперь, когда театральные подмостки для меня далеки и выхожу я на сцену только для того, чтобы подарить цветы, я почему-то думаю, что, наверное, самый благодарный зритель – это все же сами актеры. Потому что знают, как оно изнутри. Потому что видят не только проколы, но и удачи, как никто другой. Потому что понимают, что стоит за тем или иным моментом игры.
Мне порой бывает интересно не только посмотреть спектакль, но и понаблюдать за зрителями во время спектакля и в антракте. Вот, где театр! Такое ощущение, что часть публики уподобляет себя актерам, вживается в напяленные маски всезнаек, и с видом знатоков начинает рассуждать о том, что концепция образа у актера N не совсем правильная, что надо было бы вот так-то и так-то, и тогда бы уж точно все получилось просто гениально. А вот актер М, наоборот, перебарщивает, ему бы свой темперамент попридержать. Они и в зале сидят, со своими масками не расставаясь, и взгляды на сцену кидают снисходительные. Так и хочется сказать им, мол, а не попробовать ли вам самим, уважаемые? «И как бы вам, сеньоры, сыграть не фарс, а сказку?» «Не фарс», в смысле, - не лажу, «а сказку», соответственно, - ярко и талантливо. Может, тогда научитесь быть просто зрителями?