О классиках и современниках

Ольга Кулагина Вяткина
Актриса театра и кино, звезда российских мюзиклов Валерия Ланская дала интервью для «Свердловской панорамы».

Широкому зрителю она известна по многочисленным ролям в спектаклях, кинофильмах и сериалах, а также в качестве участницы и члена жюри проекта «Ледниковый период», соведущей третьего сезона проекта «Голос. Дети». 

В октябре Валерия Ланская предстала в главной роли нового музыкального спектакля «Анна Каренина» на сцене театра «Московская Оперетта».
– Мне кажется, эта роль мечты каждой актрисы, подарок судьбы. Неоднозначная,  двоякая, не абсолютно положительная, – раскрывает образ Карениной собеседница «СП». – Анна совершает такие поступки, которые зрители могут осуждать и осуждают. Очень трудно завоевать их любовь, чтобы они до самого конца сопереживали моей героине и шли за ней – это самое сложное и самое интересное.

Долго несмолкающие аплодисменты, цветы и восторженные выкрики «Браво» после поклонов главной героини – яркое подтверждение того, что Валерия блистательно справляется с этими задачами. Но это сейчас… Чтобы достичь такого уровня, актрисе пришлось преодолеть многое.
– До поступления в институт я билась именно над музыкой, над вокалом. Не все получалось, а иногда и вовсе ничего не получалось, много работала над собой, – вспоминает Валерия Ланская. – Потом, когда поступила в институт, начались проблемы с основным профессиональным навыком – актерским мастерством. На первом курсе было сложно. Мне казалось, что я все делаю не так и нет смысла выходить на сцену, потому что все равно будет плохо. Только к самому концу первого курса у меня начало что-то получаться. Наконец-то, в первый раз, меня похвалили. Это было победой!

Однако и по сей день Валерия не останавливается на достигнутом, постоянно работает над собой, ищет и пробует для себя что-то новое.
 
– Когда артист перестает развиваться, он перестает быть артистом, – утверждает Валерия. – Конечно, у каждого из нас есть свои наработки, которыми мы пользуемся, но в процессе нашей деятельности надо все время находить их все больше и больше, чтобы палитра была шире и краше. Наверное, в этом ключик, что я не останавливаюсь на достигнутом. А когда твою работу отмечают – это окрыляет и дает желание расти в профессиональном плане еще больше.

В начале  творческого пути с Валерией делились своими знаниями и опытом талантливые педагоги. Трое из них до сих пор остаются для актрисы  непоколебимым авторитетом, именно их советам она следует в сложных ситуациях.
– Мои наставники – это Александр Львович Федоров, художественный руководитель детского театра, в котором я играю на протяжении многих лет. В нем девять лет играла и моя сестра. Именно отсюда началась моя любовь к театру как таковому. Конечно, это и мой художественный руководитель Юрий Вениаминович Шлыков. С ним были сложные отношения: и плакала, и радовалась, но каждая его похвала была на вес золота. Редко от него можно было услышать слова одобрения, но тем они и были ценнее. После того, как я окончила институт и начала работать, приглашаю его на каждый спектакль, на все свои премьеры, концерты, и он всегда приходит. С ним советуюсь. Поддерживаю прекрасные отношения и с его женой Натальей Ивановной Санько, которая была основным педагогом у нас на курсе. И третий человек – это Жанна Рождественская – потрясающая певица, с которой мне выпала честь работать в театре Рыбникова. Она  педагог по вокалу в этом театре. До сих пор звучит ее голос в спектакле «Юнона и Авось» в «Арии Девы Марии» и в постановке «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Она озвучивала много известных советских фильмов, многие заслуженные и народные артистки поют именно голосом Жанны. Работа с ней была для меня большим-большим подарком.

Один из любимых писателей Валерии с детства – Лев Николаевич Толстой. Сейчас много споров о том, понятны ли современным школьникам толстовские персонажи – Анна Каренина, Наташа Ростова, тот же Вронский и Пьер Безухов?
– Я уверена в том, что они понятны и актуальны, – утверждает актриса. – Одень этих персонажей в другую одежду, и они будут современны и сейчас, потому что взаимоотношения людей не меняются. Да, есть рамки, правила, манеры…  но сами чувства, любовь – как были, так и останутся. В романах Толстого самое прекрасное – это то, что он пишет о простых людях, а главное  – каким языком Лев Николаевич все это описывает – понятно и актуально всегда.

Сегодня роман «Война и мир» многих школьников подвергает в ужас с первых строк. Так в каком же возрасте лучше воспринимаются произведения Толстого, Островского, Достоевского и других наших классиков?
– Основная информация закладывается именно в школьном возрасте, – делится своим мнением Валерия Ланская. – Если что-то отложилось, запомнилось, заинтересовало, то потом, когда человек вырастет, он перечитает произведение и вникнет более глубоко. Все равно азы закладываются именно в подростковом возрасте, и привить любовь к творчеству классиков своевременно все-таки  в школе.

Анна Каренина или Наташа Ростова – два толстовских персонажа, две разные женщины из позапрошлого века. Какая из них ближе, понятнее современной актрисе Валерии Ланской?   
– Мне кажется, что по психотипу они очень близки друг другу своей влюбчивостью, эмоциональной подвижностью, – рассуждает собеседница «СП». – Они  разного возраста: Карениной  25-27 лет, а Наташа –  совсем юная девочка. Я думаю, что если бы Наташа выросла, и ей исполнилось 25, она вполне могла бы оказаться в той ситуации, в которой оказалась Анна. Речь идёт не о возможном развитии сюжета Наташи: она родила уже и с Петром есть любовь, а Анну выдали замуж по расчету, и любви там не было. Я говорю только о характере.

Кроме творчества Льва Толстого Валерии нравятся и произведения других авторов.
– Я очень люблю приключения, юмор. Люблю Стругацких… Федор Михайлович Достоевский – не совсем мой автор, хотя я тоже перечитала все его произведения, чтобы понять. И я понимаю, почему такое количество людей его обожают и любят больше – все равно люди делятся на толстовцев и достоевцев (смеется – прим. автора). Кто еще? Может быть, Бунин? Да… Бунин.

Несмотря на то, что по роду своей деятельности Валерия  читает много профессиональной литературы, в ее плотном графике находится время и на чтение для души, чтобы вновь пролистать любимые произведения  того же Толстого или кого-то из современных авторов.
– Недавно прочитала книгу нашего современника, заслуженного артиста России Сергея Чонишвили, которая называется «Человек-поезд». Получила большое удовольствие от чтения. Здорово написал, очень понятным языком, современно, и хочется перечитывать вновь и вновь. Прекрасная книга. Я в полном восторге от Павла Санаева, он, мне кажется, будет классиком в будущем. Также, как и Акунин, он, конечно же, тоже мой автор.

Сегодня спектр представленных в магазинах литературных произведений очень широк. Порой очень сложно выбрать из такого многообразия то, что нужно.

– Я прислушиваюсь к рекомендациям коллег, друзей. Мама моя много читает, тоже  советует мне, на что стоит обратить внимание. Сегодня много талантливых современных поэтов и поэтесс – Вера Павлова, например, мне очень нравится. Не могу сказать, что схожу с ума от поэзии, но когда я вижу, что это талантливо – неважно, в стихотворной форме это или в прозе.

У Валерии большая фильмография, сыграно немало ролей в театре, какая же из них самая значимая, памятная и любимая для актрисы?

– Театр и кино – это два совершенно разных искусства для меня, поэтому и роли я тоже разделяю – процесс их создания совершенно разный – поясняет собеседница «СП». – Любимая в театре, наверное, все-таки Мерседес из «Монте-Кристо», потому что это первая роль в моем любимом жанре такого масштаба. Конечно, Катюша Маслова из моего спектакля «Спасенная любовь» (для Валерии это продюсерский дебют и Приз «Амурской осени» за лучшую женскую роль – прим. автора). Спектакль поставлен по роману Льва Толстого «Воскресение». Катюша Маслова – самая дорогая роль. Сейчас я живу, конечно, Карениной. Что касается кино, наверное, «Тариф Новогодний», «Истребители: Последний бой» и «Заяц над бездной».

Рассказывая о любимых ролях, Валерия поделилась и планами на ближайшую перспективу:

– Конечно, особо дорога роль, над которой я работаю сейчас. Фильм снимает мой супруг (продюсер Стас Иванов – прим. автора). Это 32 серии для «Первого канала», пока не могу озвучить название и рассказать подробности. Единственное, что могу сказать – эта роль – глубоко драматическая. Уже снята половина картины, сейчас пишется вторая часть, продолжение. Здорово, что муж пишет сценарий, что он может придумать что-то новое для меня, чего я еще не играла. Мне это очень интересно, и ему, в свою очередь,  интересно открывать меня с новой стороны.

Для многих сегодня Валерия Ланская – кумир, но и у нее самой, как выяснилось, есть идеалы, примеры для подражания в искусстве.
– Когда я выбираю какие-то произведения на сцене в своей концертной программе, всегда обращаюсь к Алле Борисовне Пугачевой, которая является для меня эталоном. Что касается кинообраза – восхищаюсь Ией Нинидзе из «Небесных ласточек», я пересмотрела эту картину раз сто и всегда мечтала сыграть эту роль. Вот что еще я бы очень хотела сделать! Конечно, Людмила Гурченко. Из современных артисток, наверное, Натали Портман. В мюзикле – это Сьерра Боггесс, которая играла много лет «Призрак оперы» и «Русалочку» – ее работы, мне кажется, верх мастерства, яркий пример того, как нужно работать в нашем жанре.

Несмотря на талант, целеустремленность и трудолюбие, на множество почитателей ее творчества, сама Валерия самокритична. 
– Я такой самокопатель, самоед и самокритик – сложно передать словами! Если кому-то нравится то, что я делаю, кто-то восхищается моей деятельностью, то я действительно счастлива. Если же нет, то я все равно продолжаю работать. Ведь только упорным трудом можно достигнуть желаемых целей.

В конце беседы актриса оставила пожелания для читателей:
– Очень хочется, чтобы люди радовались тому, что у них есть, – отвечает Валерия Ланская. –  Как можно чаще говорили друг другу приятные слова! И жили в радости! Со знаком плюс! Ведь всегда и во всем можно найти эти плюсы!!!