Михаил Дмитриевич Гагин. Трудное было время

Юрий Ведяев
  Когда началась война, говорит Михаил Гагин, мы жили на ст. Дёма под Уфой, куда мы переехали в 1936г. из деревни Сергеевка, что в 6 км от Дёмы. Папа работал в паровозном депо слесарем в хозцехе, ему выдали бронь и проработал он в этом цехе до 1967 года, до выхода на пенсию. В 1941 году, когда началась война, в июле месяце я нанялся подпаском, а в1942 - уже пастухом. К этому времени я ещё не окончил 6 классов. В этом же году я устроился в сапожную мастерскую сапожником. Я пошёл в сапожную мастерскую, а не на производство потому, что был ещё малолеткой и меня не брали на производство. В 1944г мне исполнилось 16 лет и меня приняли в паровозное депо электросварщиком. Я был очень доволен этой работой. Мы ремонтировали "израненные" войной паровозы. Работа была очень тяжёлой, работали по 12 часов, в две смены Когда паровозы после рейса вставали на смотровую яму и здесь бригада менялась, там всегда нужно было проводить какие-то сварочные работы, а для этого нужен сварочный аппарат (трансформатор), который я перетаскивал к этой яме, летом на колёсах, зимой на лыжах. Вес трансформатора был больше 200 кг. Вредной работой было наваривание бронзовыми электродами колёсных втулок. Надышишься, и во рту и в горле после этой работы становилось противно - сладко без сахара…
Наступил 1945 г, окончилась война и мне захотелось учиться. Уволился из депо и после подготовительных курсов шестиклассников я поступил в Уфимский автодорожный техникум. Был счастлив. Из Дёмы нас учились 4 человека. После первого курса все ушли, в том числе и я. Нашу специальность сократили. Перешёл снова на первый курс в Башкирский пищевой техникум, который окончил в 1950 г. Вскоре меня забрали в армию. Прослужил почти 5 лет на Тихоокеанском флоте. Предлагали остаться на службе с присвоением офицерского звания. Отказался. Демобилизовался в звании старшины 2-ой статьи. После армии окончил без отрыва от производства Московский финансово-экономический институт. Стал ведущим специалистом по материально-техническому обеспечению предприятий.
Как жили в войну? Очень трудно. В семье было 6 детей, а работал один папа. Ели то, что вообще можно было есть. Зимой я на лыжах ходил на колхозные поля. Там в бурты ссыпали картошку, закрывали соломой, землёй. Она обычно к весне сгнивала. Я пешнёй открывал, брал картошку снизу бурта - там она была подмороженная, приносил домой и мы её ели. А весной, когда поле пахали, я ходил по бороздам и собирал высохшую картошку, и мама из неё стряпала оладышки. Когда я стал работать, то вместе с машинистами, которые знали меня, ездил в Раевку - 120 км или в Давлеканово - 80 км по железной дороге на базар и покупал муку или семечки подсолнуха пудом, а в Уфе мама продавала их уже стаканами - оставался навар для семьи. Жизнь и после войны была тяжёлой. Этим же продолжал заниматься уже учась в техникуме. Жизнь постепенно стала налаживаться. В 1948 г. купили корову, жить стало легче. Закалка, полученная в войну и после неё, позволила преодолеть большие трудности и прожить жизнь достойно.
Михаил по природе трудоголик. Он не может без работы. Причём он способен делать практически всё собственными руками. Путём самостроя строил себе квартиру. А недавно обнаружились его архитектурные способности. На память Михаил сконструировал пропорциональный макет своего родительского дома, которого уже нет более 30 лет. Макет восхитил родственников и всех, кто его увидел. Михаил Дмитриевич уже не молод и не здоров, но в свои 88 лет старается сохранить матросскую выправку и статность. Меня всегда восхищали его скромность, готовность прийти на помощь, деловитость, целеустремлённость , надежда на себя и завидный оптимизм. Это редкий человек. Прошлую жизнь страны не осуждает и, мне кажется, не очень сожалеет о ней , но с удовольствием вспоминает - все были живы! Благодаря таким людям, наша страна преодолевает все невзгоды, выпадающие на её пути, выживает и побеждает! Спасибо, Михаил! Здоровья и благополучия тебе, твоей семье и всем твоим и моим родным и близким.