Геоника

Сергей Грачев 2
О Бионике, то есть о науке, изучающей использование в технике решений, «подсмотренных» человеком в объектах живой природы, а также фиксирующей сходность решений, независимо друг от друга изобретенных природой и людьми, при решении сходных технических задач, написано большое количество книг и статей. Однако в истории заимствование человеком технических решений осуществлялось не только из живой природы, но и из неживой природы. Заимствования технических решений из неживой природы менее распространены и зачастую менее очевидны, по сравнению с бионическими заимствованиями, а потому если они и упоминаются в серьезных трудах по различным дисциплинам, то обычно только эпизодически,  вскользь, на уровне отдельных примеров, без выделения их в особый изобретательский метод. Возможно заимствования технических решений у неживой природы в силу их сравнительной редкости действительно не дотягивают до того чтобы выделять для их изучения полноценную научную дисциплину, хотя этот вопрос на взгляд автора, заслуживает дальнейших исследований. Однако без рассмотрения заимствования технических решений у неживой природы в нашем разговоре о человеческом творчестве и источниках этого творчества будет зиять серьезный пробел. Назовем подобные заимствования термином «Геоника» по аналогии с термином «Бионика» и с названием такой научной дисциплины как Геоэтика (изучает этику системы отношений «Человек – неживая природа»). А теперь рассмотрим примеры геонических заимствований:
1) Холмы и горы издревле вдохновляли людей. Тур (он же - гурий) представляет собой груду или объект особой типовой формы из камней, создаваемый представителями первобытных народов на открытом пространстве. Туры сообщали путникам самую разную информацию. Они отмечали места захоронений и крупных битв, указывали безопасный путь на сложной местности (в каменных пустошах и горных ледниках),  показывали охотникам пути миграции диких животных (бизонов и др.), играли роль простейших маяков для рыбацких лодок на приморских (приокеанических) ландшафтах. По всей видимости, первобытные люди изобрели туры не самостоятельно, а создавали их по аналогии с естественными возвышениями (холмами, горами), так как практический опыт подсказывал им, что возвышения хорошо заметны издали. Интересны случаи установки туров на вершинах гор. Гора сама по себе весьма приметный ориентир, а установка на вершине горы тура увеличивала высоту горы на ничтожные несколько метров. Практического информирующего значения такой тур иметь не мог. Скорее фактом установки тура на вершине горы первобытные люди символизировали покорение горы и «включение» ее в географическую картину мира своего племени, подобно тому, как современные альпинисты устанавливают флаги на вершинах покоренных гор. Непокоренные же вершины гор всегда относились к области сакральной и неизведанной географии. Менгиры (простейший тип мегалита)  видимо стали дальнейшим развитием идеи туров – это высокие и узкие дикие камни, вертикально вкапываемые в землю без обработки или после грубой обработки. Назначение менгиров более дискуссионно.  Погребальные курганы, встречающиеся во многих культурах, также копировали природные холмы. В начале XV века, при строительстве нового императорского дворца в Пекине («Запретного города»), позади него было создан рукотворный холм «Цзиншань», высотой 45 метров, для того чтобы место строительство дворца более соответствовало правилам искусства освоения пространства «Фэн-шуй».

2) В 2009 году немецкий архитектор Якоб Тиггес (Jakob Tigges) предложил построить в Берлине искусственную гору («The Berg»), высотой в километр (1000 метров) на месте закрытого (в 2008 году) международного аэропорта Темпельхоф. В 2011 году бывший голландский спортсмен, а на тот момент спортивный обозреватель Тейс Зонневелд (Thijs Zonneveld) в шутку предложил построить в Голландии искусственную гору высотой для занятий спортом (альпинизм, горные лыжи и др.). Неожиданно идея была воспринята всерьез и к обсуждению проекта рукотворной горы высотой в два километра (2000 метров) подключились эксперты. Оба проекта рукотворных гор не получили развития, однако, кто знает, возможно в обозримом будущем мы еще увидим рукотворные горы, возведенные в равнинных странах и регионах. По меркам современных технологий задача создания искусственных гор представляется вполне решаемой.

3) Заимствование у неживой природы может принимать и форму символического копирования сакральных объектов. Посещение священной горы Фудзиямы (Фудзи) было очень популярно у жителей столичного города Эдо (нынешний Токио) в XVIII веке. Но значительное расстояние до Фудзиямы (около 100 километров), дороговизна путешествия и тяжесть восхождения на гору, существенно уменьшали количество паломников среди бедных слоев населения и пожилых людей. В 1780 году в Эдо была возведена рукотворная мини-Фудзияма. Городские «паломники» стали ежегодно совершать на нее торжественные символические восхождения 1 июня (в каноническое начало сезона паломничества). Форма копии имитировала форму оригинала, а в хорошую погоду настоящая величественная Фудзияма была видна не только с «покоренной» вершины копии, но и от ее основания. Для увеличения сакральной значимости копии паломники из Эдо, совершившие восхождение на настоящую Фудзияму, везли с нее обратно небольшие камни, которые закладывали в копию. Это считалось благим делом, за которое можно было испросить у богов для себя что-то необходимое (удачу, исцеление и т.д.).

4) Искусственные пещеры, создаваемые для проживания, а также для устройства в них пещерных храмов или гробниц, встречаются во многих регионах мира, в которых есть скальные массивы, состоящие из мягких пород, делающих их обработку если не легкой, то хотя бы приемлемой по уровню трудозатрат при использовании ручных орудий и мускульной силы человека. Естественно, что эти пещеры не были чистым изобретением – люди создавали их по аналогии с естественными пещерами. Но в отличие от естественных пещер, изначальные размеры и форму залов которых люди приспосабливали для своих нужд, форма и размеры искусственных пещер с древнейших времен создавалась исходя  из потребностей создателей. «Балеарские пещеры» (Балеарские острова, строились с 4000 г до нашей эры.) изначально создавались как жилища, а  впоследствии были переоборудованы в гробницы. Так вот, даже эти древние сооружения были снабжены вестибюлем, узким входом (для экономии тепла), ямой для очага, интегрированной скамейкой - алтарем и несколькими боковыми нишами, то есть продуманными элементами, явно призванными обеспечить обитателям данных жилищ более комфортное существование.

5) Считается, что римские бани (Термы) и римскую систему отопления «Гипокауст» изобрел торговец и инженер Гай Сергий Ората в начале I века до нашей эры. Эти изобретения, работающие на одном принципе, Гай Сергий Ората сделал, по аналогии с более ранними термальными сооружениями, существовавшими  на морском побережье (в местности под названием «Флегрейские поля», сохранившей свое имя до современности), неподалеку от вулкана Везувий. Там имелись горячие источники, горячие пары которых отводились по трубам в небольшие комнаты - «парилки» в зданиях терм. Как это имеет место и в современных банях, посещение парилок римляне не без оснований считали полезным для здоровья.  Гай Сергий Ората заменил в своей отопительной системе естественное тепло горячих источников, на дровяные печи, устанавливаемые в подземных технических помещениях, или в соседних (по отношению к отапливаемому помещению) технических помещениях. Это решение давало возможность создавать термы в любой местности. Тепло от печей проходило по трубам, проложенным под полом и в стенах здания, а в конце пути дым выходил через трубы на крыше. Гипокауст с равным успехом позволял, как поддерживать комнатную температуру в жилище в холодное время года, так и создавать высокую температур в парилках терм (бань). Хотя заимствование модернизированного им впоследствии технического решения Гай Сергий Ората осуществил не напрямую от природы, а из арсенала тех безымянных инженеров, что создали инфраструктуру на горячих источниках до него, мы все-таки можем однозначно утверждать, что прототипом римских бань (терм) были именно природные горячие источники. Очень вероятно, что и прототипом японских бань «Сэнто» послужили природные горячие источники, известные в Японии как «Онсэн» и встречающиеся в этой гористой стране куда чаще, чем на Апеннинском полуострове. И бани и горячие источники очень популярны в Японии до сих пор. *

6) Очень древней является история искусственных островов, создаваемых людьми по аналогии с естественными островами. Кранноги – искусственные круглые свайные острова - крепости, в Шотландии и Ирландии, строились в эпоху неолита (не позднее 3200 г. до нашей эры). А примерно в XIV веке (1285-1485 г.) на Каролинских островах был построен целый искусственный архипелаг – каменный город Нан–Мадол, совмещавший функции дворца правителей (династия Сауделер), военной крепости с гарнизоном и религиозного центра. Примечательно, что микронезийский народ, живущий на островах в окружении моря, при создании многофункционального и священного столичного города, скопировал в нем природную идею архипелага. Но это еще не все. Если посмотреть на схему Нан-Мадола, то его планировка, наверняка логичная с точки зрения архитекторов данного народа, покажется нам довольно хаотичной, по сравнению с геометрически правильной планировкой древнегреческих городов («Гипподамовой системой»). В этом просматривается явное влияние хаотичного расположения островов в природных архипелагах Микронезии, послуживших образцом для создателей Нан-Мадола. Противоположной символической логики придерживались японцы, создавшие в середине XVII века искусственный остров Дэдзима в бухте Нагасаки, для того чтобы не пускать европейских торговцев (голландцев) на священную японскую землю. Рукотворная Дэдзима по логике японцев не являлась природной Японией, созданной богами, и более чем на два века (1641-1853) стала не только символическим, но и надежным физическим барьером, предотвращающим широкое распространение в стране европейской культуры.

7) Огромные системы оросительных каналов и гидротехнических сооружений, построенные некоторыми цивилизациями древности (Древний Египет, Древний Китай) представляются впечатляющими инженерными системами даже по современным меркам. А согласно ирригационной теории возникновения государства Карла Августа Виттфогеля работы по созданию этих систем и вовсе стали главной причиной возникновения указанных государств. Но были ли ирригационные системы чистыми изобретениями? Разветвление рек – естественный природный процесс, который рукотворные системы каналов могли попросту имитировать. Прототипом египетской системы каналов вполне могла послужить огромная и плодородная Дельта Нила, распадающаяся на семь основных рукавов и бесчисленное количество протоков. 

8) Выраженное геоническое влияние можно найти в искусстве создания декоративных скульптурных групп, имитирующих в миниатюре горы, острова и живую природу (с помощью растений). В Китае это искусство называется «Пэньцзин»  а во Вьетнаме – «Хоннонбо». В японском искусстве «Бонсай» центральным элементом являются миниатюрные деревья, однако один из стилей «Бонсай», называющийся «Исидзуки» очень геонический – для работ в этом стиле характерно выращивание миниатюрных деревьев таким образом, что их корни цепляются за  расщелины в камне, имитирующем гору.

9) В японском садовом искусстве существует термин «сяккэй» (заемный пейзаж), что можно приблизительно перевести как пейзаж, заимствованный у природы. Во дворе усадьбы, на фоне отдаленной горной цепи, высаживается зеленая изгородь, которая впоследствии подстригается таким образом, чтобы имитировать форму той самой горной цепи. Данный прием позволяет зрительно раздвинуть границу небольшого двора, визуально сделав ее частью рельефа местности и в то же время визуально включить горную цепь в планировку двора. Здесь мы имеем дело уже не с простым заимствованием у природы, а с созданием гармоничного соответствия между творениями природы (горная цепь) и человека (зеленая изгородь).

(*) Рассмотренный вариант генезиса бань не является единственно возможным. По одной из версий, финские и русские бани произошли от примитивного предка бани, известного как «Баня в овине».  Овин это хозяйственная постройка, имеющая печь (яму), использующаяся для просушки снопов перед молотьбой и хранения лекарственных трав. В холодное время года в овине мылись (летом мылись в реках и озерах), предварительно нагревая помещение с помощью печи. Практический опыт показал терапевтическую и профилактическую пользу воздействия на человеческий организм совокупности высокой температуры воздуха, воды и аромата целебных трав, что впоследствии стало причиной строительства бань в формате специальных сооружений. Другой и еще более примитивный вероятный предок русских бань – традиция мытья во «Влазне» (лазне), то есть внутри разогретой русской печи, из которой предварительно удаляли углы с золой, а под (элемент конструкции) выстилали соломой. Генезис бань – юрт у племен скифов и сарматов, а также сходной по конструкции ритуальной бани у некоторых индейских племен (в частности у Лакота) проследить довольно затруднительно.