8. Религия составная часть национальной культуры

Юрий Шпилькин
Религия (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование сверхъестественного бога или богов. Исторические формы развития религии: племенные, этнические, национально-государственные, мировые (буддизм, христианство, ислам).

Существуют различные типы человеческих представлений о богах: политеизм (язычество) представление о множестве богов, персонифицирующих какую-либо из сторон человеческой жизни; пантеизм - вера в Бога, тождественного природе и миру в целом; деизм - идея Бога - Творца универсума, сотворившего мир и не вмешивающегося в человеческую историю, которая развивается по законам природы; монотеизм или теизм (эти понятия часто используют как синонимы) - вера в единого Бога - высшее Бытие, личное и моральное, Творца, ответственного за свое творение.
Размышлять о религии может не только верующий, но и атеист, и агностик. Философия религии принадлежит философии, а не теологии. Это такое мышление, которое проясняет сущность и способ бытия религии, отвечает на вопрос: Что есть религия как таковая?

Первобытные формы религии. К первобытным формам религии относятся такие религии как фетишизм, тотемизм, анимизм, магия, табу, шаманизм, культ животных и предков, Вуду и сантерия. Эти формы религии имеют следующие особенности: 1) Древние люди поклонялись непосредственно материальным предметам, природным явлениям, животным и растениям, которые наделялись сверхъестественными свойствами и качествами. Почитание сводилось к их невидимости, неосязаемости или неуязвимости; 2) Смешение жизни и культа: неукоснительное соблюдение обрядов, правил и предписаний; 3) Каждое племя имело свои собственные религиозные культы: одни поклонялись животным, а другие верили в чудодейственную силу умерших предков. В настоящее время не менее 100 млн. человек: из них 80 млн. от этого числа живут в Африке, 18 млн.  – в Азии и Латинской Америке и около 2 млн. в Австралии и Океании.
Фетишизм  (от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы.

Тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем — его род) — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.
Анимизм - (от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. Культ предков -  одна из ранних форм религии, поклонение духам умерших предков, которым приписывалась способность влиять на жизнь потомков. Инициация (от лат. initiatio — совершение таинств), посвятительные обряды общества, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Некоторые из обрядов инициации, утратившие первоначальное значение, совершались над лицами более молодого возраста.
Магия (от греч. Mageia - колдовство, волшебство), обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов. Виды магии: вредоносная, лечебная, военная, любовная, метеорологическая,  производственная.
Табу - (полинезийск.), в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами. Табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека. Обеспечивали соблюдение брачных норм. Послужили основой многих позднейших социальных и религиозных норм. У некоторых народов Центральной Азии до сих пор существуют различные формы табу, например, запрет свекру садиться на постель невестки, употреблять в пищу свиное мясо, женщине появляться  без платка на голове и другие запреты.

Язычество (от слова «языки» — народы) — весьма неопределенный термин, который в свое время возник в церковной среде для обозначения всего нехристианского. В религиоведении под «язычеством» понимают разнообразные религиозно-мифологические представления, обряды и культы, которые существовали у различных народов планеты до обращения их в мировые религии. Таким образом, язычество представляет собой естественное явление, необходимый этап эволюции религии. В этом процессе язычество в принципе отвечает этапам первобытных и национально-госу¬дарственных религий. Но чаще всего им обозначают верования тех народов, которые не имели собственных государств, а, создав их, сразу приняли одну из мировых религий, обходя стадию длительного раз¬вития собственной национально-государственной религии. В этих случаях язычество представляет собой целостную пеструю смесь пер¬вобытных и национально-государственных религиозных форм. По¬этому хронологические рамки язычества чрезвычайно широки — своими корнями оно уходит в каменный век, а его пережитки могут сохраняться до XIX—XX в.в.

Шаманизм (от эвенкийск. шаман, саман — возбужденный, исступленный человек), ранняя форма религии - одна из наиболее ранних форм язычества, возникшая по всей вероятности еще в каменном веке в безгосударственных обществах, хозяйство которых базировалось на охоте. Для мировоззрения шаманистов характерен анимизм - одухотворение всего, что окружает человека - предметов, растений, животных; вера в многочисленных злых и добрых духов, способных влиять на жизнь и смерть человека, вызывать у него болезни, обеспечивать удачу и обрекать на несчастья.  Основывается на представлении об общении шамана с духами во время камлания (ритуал, приводящий в экстатическое состояние; сопровождается пением и ударами в бубен). Основная функция шаманства — «лечение» больных. Известно многим народам Африки, Сев. и Вост. Азии, индейцам и др. Шаманизм для многих азиатских народов является древнейшей религией. Шаманство было открыто в Сибири в XVII–XVIII вв., после чего были найдены свидетельства существования этого явления во всем мире. По разным данным, религия появилась от 10 до 50 тыс. лет назад. Шаманизмом антропологи называют архаический магически-религиозный феномен, в котором главным является искусство вхождения в состояние экстаза. Шаманов считают проводниками в мир духов, поэтому почитают.

К ранним национальным религиям принято относить древнеегипетскую, хеттскую, фригийскую, халдейскую, древнеиндийскую, древнееврейскую, древнегреческую, древнеперсидскую, древнеримскую, древнегерманскую, религию народов Древнего Междуречья и ряд других.   Из поздних национальных религий некоторые сохранились и до нашего времени — индуизм, джайнизм (Индия), конфуцианство, даосизм (Китай), синтоизм (Япония), иудаизм (Израиль) и др.
Мировые религии. Наиболее значимые из религий являются мировые религии: буддизм, христианство и ислам.

Буддизм - древнейшая мировая религия, истоки которой восходят к деятельности индийского мудреца Будды Шакьямуни, проповедовавшего в городах долины Ганга примерно в 5 в. до н. э. Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизующих социальных институтов. Единственным общим для всех буддистов правилом является право хранить три Драгоценности (три-ратна): Будду, Дхарму и сангху, — что и передавалось из поколения в поколение практически по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии, а в 20 в. — Северной Америки, Европы, России. Согласно этому правилу,  1) Есть Будда - просветленное, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности перерождений (сансара). Главными из этих вершин являются Просветление (бодхи) и Успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовных устремлений в индийской и других восточных культурах, что недоступно ни богам, ни святым других религий.  2) Есть Дхарма — Закон, открытый Просветленным, смысловое ядро Вселенной, определяющее все процессы, происходящие в мире, взаимосцепленность и взаимозависимость всего. Этот Закон Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста сутр (проповедей, бесед). Буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родо-племенных отношений и становления раннегражданского общества. Таким образом, жизнь на обочине общества, в общине (сангхе), монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека.

Христианство - самая распространенная мировая религия, насчитывающая в своих рядах более 2 млрд. человек (минимальные данные — 1,4—1,5 млрд.). Оно сформировалось в начале I в. н. э. в Палестине — исторической области в Западной Азии, на территории которой располагаются современные государства Израиль, Сирия и Иордания. Христианство, одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества (см. Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства — Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 г. раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1,5 млрд. человек.

Католицизм - одно из основных направлений в христианстве, объединяющее более чем 1,25 миллиардов человек. Большинство католиков в таких странах как  Бразилия, Мексика, Филиппины, США,  Италия, Франция, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия, Мальта и др.). Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии — половину. Последователи католицизма имеются в Прибалтике (главным образом в Литве), в западных областях Белоруссии, Украины. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054-1204; в 16 в. в ходе Реформации от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; центр — папство, глава — римский папа, резиденция которого — Ватикан. Источники вероучения — Священное писание и Священное предание. Особенности католицизма (по сравнению, в первую очередь, с православием): добавление к «символу веры» (в догмат Троицы) филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии и ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат. С 60-х гг. в католицизме проводится модернизация догматики, культа, организации и политики. Около 900 млн. приверженцев (1990).

Православие - одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 9-11 вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 г. с началом разделения христианской церкви на католическую и православную. Постепенно разделилось на нескольких автокефальных церквей. На Руси с кон. 10 в. (см. Крещение Руси), с 1448 г. Русская православная церковь. В Российской Федерации православные составляют большую часть верующих. (буквально «правильное суждение», «правильное учение»). В настоящее время является преобладающей конфессией в следующий странах: Россия, страны Балканского полуострова (Греция, Сербия, Болгария, Румыния, Македония, Черногория), Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Кипр.  заметно присутствует в Боснии и Герцеговине, Казахстане, Эстонии, Латвии, Литве, Киргизии, Албании, Туркмении, Финляндии, на Алеутских островах американского штата Аляска. Кроме того, православие исповедует часть населения Ливана (8% населения страны), Сирии, Иордании, Израиля.  Общая численность православных порядка 250—300 млн. человек

Протестантизм - (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации 16 в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению). Основной источник вероучения — Священное писание. В 19-20 вв. для некоторых направлений протестантизма характерно стремление дать рационалистическое толкование Библии, проповедь «религии без бога» (т. е. только как нравственного учения). Протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении. Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, Скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии. Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм, меннонитство, англиканство, а также  течения — Евангельские христиане, баптисты, адвентисты, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения и ряд других. Общее число приверженцев протестантизма ок. 325 млн. человек.

Экумени;зм (греч. обитаемый мир) — идеология всехристианского единства, экумени;ческое движение — движение за всемирное христианское единение, в более узком и общепринятом значении — движение за лучшее взаимопонимание и сотрудничество христианских конфессий. Преобладающая роль принадлежит протестантским организациям.

Ислам (араб., букв. — покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи — мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель — Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат). В Казахстане в последние годы интенсивно (не без помощи государства) расширяется сеть для отправления религиозного культа. В Республике насчитывается свыше полутора тысяч мечетей. Больше всего их в Южно-Казахстанской области – около 500; 3) милостыня в пользу бедных (закат); 4) пост в месяце рамадан (саун); 5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией. Основные направления — суннизм и шиизм.

Сунниты - в буквальном смысле этого слова - мусульмане, которые руководствуются «сунной» - сводом правил и устоев, основанных на примере жизни пророка Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы сподвижниками пророка. Суннизм - доминирующая ветвь ислама. «Сунна» объясняет священную книгу мусульман - Коран - и дополняет ее. Потому традиционные последователи ислама считают следование «сунне» главным содержанием жизни каждого истинного мусульманина. Причем речь часто идет о буквальном восприятии предписаний священной книги, без каких-либо модификаций. В некоторых течениях ислама это приобретает крайние формы. Например, при талибах в Афганистане уделялось особое внимание даже характеру одежды и размеру бороды у мужчин, каждая деталь быта регламентировалась в соответствии с требованиями «сунны».

Шииты представляют собой вторую по значению и численности сторонников ветвь ислама. Само слово в переводе означает «приверженцы» или «партия Али». Так называли себя сторонники передачи власти в Арабском халифате после смерти пророка Мухаммеда одному из его родственников, двоюродному брату, зятю и сподвижнику пророка Мухаммеда  Али бин Аби Талибу и его потомков от дочери Мухаммеда Фатимы. Они считали, что Али имеет священное право быть халифом как ближайший родственник и ученик пророка. Раскол произошел практически сразу после смерти Мухаммеда. Борьба за власть в халифате в итоге привела к убийству Али в 661 году. Его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербелы (современный Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов. В наше время, в так называемый день ашуры (по мусульманскому календарю - в 10-й день месяца махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, когда участники процессии наносят себе удары цепями и саблями.

Современное состояние религии. Кризис традиционного теизма проявляется в различных формах. Наиболее ранние формы кризиса – ереси и атеизм. В современном теизме все больше проявляются такие кризисные формы как клерикализм и фундаментализм.

Ереси (от греч. hairesis — особое вероучение), в христианстве течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. Наибольшего развития достигли в средние века. Среди наиболее значительных: ереси павликиан, катаров, вальденсов, лоллардов, таборитов; в России — стригольников. В переносном смысле — отклонение от чего-либо принятого в обществе за неоспоримое; заблуждение.

Догматика христианской апологетики уже на ранних ее этапах подвергалась критике. Одними из первых ересеархов были Арий из Александрии и Несторий из Константинополя.

Атеизм (франц. atheisme, от греч. безбожный) — исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека, отрицание существования каких-либо сверхъестественных сил, например, Бога, богов, духов, других внематериальных существ, или отсутствие веры в их существование. Находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.
Как правило, в странах с высокими экономическими показателями уровень религиозности относительно низок, единственное исключение — США. Совершенно иная ситуация в развивающихся странах: как правило, чем беднее страна, тем важнее для населения религия.

 В исламских странах, таких как Иран, Судан, Пакистан и Саудовская Аравия религиозно-правовой нормой является шариат, по которому отказ от ислама расценивается как измена и наказывается смертной казнью. Больше всего атеистов в Чехии (от 49% до 55% по разным данным) и в Нидерландах. Некоторые организации проводят исследования распространённости атеизма в разных странах. На 2005 год первое место в списке 50 самых атеистических стран мира, составленным американским колледжем Питцер, занимает Швеция (45-85% жителей являются атеистами). За ней следует Вьетнам (81%), Дания (43-80%), Норвегия (31-72%), Япония (64-65%), Чехия (54-61%), Финляндия (28-60%), Франция (43-54%), Южная Корея (30-52%) и Эстония (49%). В целом все меньше людей, относят себя к верующим, и в этом плане религиозные организации пытаются усилить свою деятельность. Но всё чаще слышны заявления о необходимости противостоять клерикализации общества.

Клерикализм (лат. clericalls - церковный) - общественно-политическое направление в западных странах, которое пытается усилить позиции религии и церкви в различных сферах общественной жизни. Для того чтобы укрепить влияние церкви на массы, современный клерикализм создает свои партии, профсоюзные, крестьянские, молодежные, женские и другие массовые объединения. Используя эти организации, церковные лидеры пропагандируют идеи «социального мира». Клерикализм пользуется влиянием в Италии, ФРГ, Испании и ряде др. стран. В странах СНГ предпринимаются попытки оживить влияние клерикализма.

В 2007 г. 10 академиков Российской АН направили открытое письмо Президенту о попытке РПЦ ввести изучение основ православия в школах и вузах, что вызвало общественную дискуссию на эту тему. Академики по-научному точно поставили диагноз: клерикализм. Особую тревогу академиков вызвали решения Всемирного русского народного собора (ВРНС), который на последних заседаниях попытался оспорить понятие прав человека, ввести понятие «конфессионально ориентированной науки», а также внедрить в принудительном порядке основы Православия в школы. Наука не может быть конфессионально ориентированной. Не может быть «православной физики», «иудейской математики», «мусульманской химии» и т.п. Наука может быть либо истинной, либо ложной. Академики приводят документ РПЦ: «В циркуляре Алексия II от 9 декабря 1999 г. сказано: «Если встретятся трудности с преподаванием «Основ православного вероучения», назвать курс «Основы православной культуры», это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе». Из процитированного текста следует, что под видом «Основ православной культуры» нам пытаются ввести (и вновь в обход Конституции) «Закон Божий». Содержание этого курса подтверждает правоту академиков, да и на местах, например, в Воронеже, между управлениями образования и РПЦ заключаются договоры, где вещи называются своими именами: «О сотрудничестве в области организации преподавания основ православного вероучения».

Фундаментализм (основание) — общественное идеологическое религиозное или политическое движение, провозглашающее приверженность исходным идеям, принципам, идеалам определенных учений или доктрин, выдвигающее требования преодоления появившихся в ходе их развития извращений, уклонов, ересей и «возвращения к истокам», возрождению ритуалов и обычаев.

В Казахстане из всех течений и направлений ислама распространение получило лишь одно – суннизм ханифитского толка. Для данного течения характерна терпимость к инакомыслию и другим религиям, признание свободы мнения в религии, отсутствие фанатичной строгости в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. А в решении правовых вопросов данное течение ислама допускает использование местного обычного права, свободного индивидуального суждения (рай) и суждение по аналогии (кияс). Суннизм ханифитского толка исповедуется, прежде всего, казахами, уйгурами, узбеками, татарами, верующими ряда других национальностей, проживающих в нашей стране. В Казахстане представлены также и другие направления ислама. Так, суннизм шафиитского мазхаба распространен среди чеченского населения республики. А шиизм – среди азербайджанского, курдского населения. Ислам в Казахстане носит синкретический характер, в нем присутствуют черты домусульманский верований: зороастризма и тенгрианства, а потому многие элементы ислама носят символический, обрядовый характер. Фундаменталистские черты казахстанскому исламу не свойственны, а потому такие крайние тече- ния, как ваххабизм, в Казахстане не приживаются.

Конфессиональная ситуация в современном Казахстане. Республика Казахстан является полиэтническим, поликонфессиональным государством. Поэтому от согласия и мирного сотрудничества людей с разными убеждениями и вероисповеданиями зависит сохранение и укрепление политической стабильности в стране, развитие экономики и социальный прогресс. К сожалению, сегодня религиозные ценности эксплуатируются многими нетрадиционными объединениями, количество которых растут как грибы после дождя. Появляются такие направления, о которых люди ничего не слышали или имеют о них очень смутное представление. Мунниты, методисты, мормоны, саентологи, учение Виссариона, Свидетели Иеговы, кришнаиты, даосисты, бахаи – вот неполный список вероучений, которые появились в последнее десятилетие в республике.
Среди них всё большее распространение получает рост протестантских объединений. Они проводят целенаправленную, систематическую работу по привлечению в свои ряды казахского населения республики. На казахский язык переведена Библия, на казахском языке проводятся богослужения, в общинах активно изучается казахский язык. Данное обстоятельство в будущем может явиться одной из причин внутренних этнических конфликтов. Деятельность этих организаций может негативно отразиться и на процессе возрождения национального самосознания, национальной культуры. В этой связи встаёт проблема религиозной безопасности, под которой понимают отсутствие угроз для развития общества, её целостности, реализацию важнейших целей и функции межконфессиональной политики государства. Следует заметить, что именно религиозная неграмотность населения служит питательной почвой для появления деструктивных религиозных направлений, причиной широкого распространения в стране различных религиозных объединений.

Кроме этого, активизация религиозных объединений обусловлена ещё следующими причинами. Во-первых, в стране имеется значительное количество людей, индифферентных к религии, есть такие, которые колеблются между верой и неверием. Они рассматриваются миссионерами как основная цель пропаганды своей веры. Во-вторых, подавляющее большинство зарубежных миссионеров являются протестантами и им легче склонить к своей вере людей, поскольку в их учении упор делается на предпринимательство и финансовый успех. К тому же, у миссионеров- протестантов накоплен огромный опыт приспособления к самым различным условиям, что придаёт гибкость в их работе, умение действовать с учётом обстановки, психологии различных групп населения. Большую ставку они делают на молодёжь, хорошо знают её меняющиеся потребности и вкусы. В-третьих, для нетрадиционных религий характерны специфические процессы секуляризации, которые облегчают возможность вступления человека в религиозную организацию. Эти организации открыты для новшеств, учитывают вкусы различных групп населения. Особенно активную деятельность по привлечению казахского населения в свои ряды проводят так называемые харизматические нетрадиционные конфессии. Многие из них являются тоталитарными. Они несут реальную угрозу национальной безопасности. Нельзя упускать из виду, что религия является мощным инструментом контроля над общественным сознанием; религиозный фактор выступает как действенное средство реализации различными силами определённых целей; массовое сознание легко поддаётся внушению и соответственно легко управляемо. Следует отметить, что Казахстан является объектом пристального внимания и со стороны исламских религиозных объединений, в том числе террористических, рассматривающих его в качестве базы для увеличения числа своих сторонников. В силу прозрачности границ и общности менталитета с государствами, в которых радикально настроенные элементы уже приобрели определенные позиции (Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Северо-Кавказский регион России), близости т.н. «горячих точек», не исключается возможность попыток внешнего воздействия, нацеленного на создание в нашей стране структурных звеньев международных террористических и религиозно-экстремистских организаций.

В последние десятилетия появились международные и транснациональные группировки, возникла связь и взаимодействие между некоторыми террористическими организациями. Особенно опасен кибертерроризм, поскольку он умело использует новейшие инновации интернет-компьютерных технологий и свои виртуальные паучьи сети разбросал по странам, и отсюда представляет потенциальную угрозу мировому сообществу и нашему государству.