Мы иные

Сергей Грачев 2
Мы иные. Мы были с людьми от начала времен. Мы носили много имен. Жрецы, колдуны, шаманы, раганы, знахари, друиды, пожиратели грехов, священники различных конфессий. Мы собирали знания. Мы ведали добро и зло. Мы строили святилища и приносили жертвы богам. Мы искали пути и прозревали будущее. Мы имели разные дары и выполняли различные функции. К нам всегда приходили за мудрым советом и исцелением от болезней физических и духовных. Мы видим друг друга, где бы мы ни встречались. Но мы умеем носить и маски, чтобы не быть узнанными. И вообще мы видим, знаем, умеем и чувствуем гораздо больше обычных людей. И каждый из иных решает для себя сам дар это или проклятье. У нас тяжелые жизни и судьба посылает нам большие испытания. В наших душах кипят водовороты борьбы добры со злом. Мы знаем про духовную силу, которая в разных культурах именуется по-разному. Она есть в каждом человеке, просто в нас ее гораздо больше, чем в обычных людях.
От маленьких островов южных морей и до северных земель Гренландии, от Африки и до бескрайных просторов России, мы создали тысячи духовных традиций во всех временах и частях света. Подобно людям и иным, традиции жили и погибали, воевали, сотрудничали и срастались друг с другом, порождая самые немыслимые гибридные верования вроде японской смеси синтоизма и буддизма. Одни из нас творили добро, другие склонялись на сторону зла, но абсолютное добро и абсолютное зло живут лишь в очень немногих. Только монахи схимники, кающиеся перед высшими силами, даже за грешные помыслы могут достичь абсолютного добра. И лишь немногие закореневшие во тьме души чуждаются добра по своей природе и если делают его, то не от души, а лишь в меру необходимости.   
В каждом из нас есть темные и светлые силы, а добро и зло порой бывают относительными. Но любой из нас, будь он иной или простой человек, всю жизнь делает выбор в пользу добра или зла, либо выбирает меньшее из зол. Наш выбор в итоге не всегда оказывается правильным, но он все равно остается нашим выбором. Те темные силы, которые живут в нас самих, и которые мешают нам жить, мы должны смирять, или же изгонять, а те которые могут помочь – приручать, и заставлять их действовать в добрых интересах. Светлые же силы, живущие в нас, следует оберегать от козней злых сил, живущих в нас или вовне.
На заре времен каждый знал, где на окраине поселения стоит избушка знахаря или шамана. Сегодня мы скрываемся в отдаленных деревнях, в неприметных квартирах больших городов, в медицинских кабинетах государственных и частных клиник или же продолжаем искать знания, работая на кафедрах университетов и в негосударственных лабораториях, используя последние достижения науки и техники. Да и, честно говоря, вы можете встретить нас где угодно. Официант-экстрасенс в небольшом кафе Александрова, всегда чувствующий, когда нужно или не нужно поднести клиенту очередной бокал пива или стопку водки. Старый ветеринарный врач с тростью в Реутове, на руках у которого нет ни одного шрама, имеющий особый дар связи с животными. Мудрый старик по прозвищу Велес в забытой богом сибирской деревне, к которому ездят за советом бизнесмены из соседнего Омска. Семья очаровательных фигуристок, повстречавшихся мне в поезде, идущем из Владимира в Москву. Мы повсюду. И мы в большинстве своем служим людям во благо. Вы можете годами работать с нами на одной работе, дружить, заводить семьи и растить детей, не зная с кем именно, находитесь рядом.
Никаких дневных и ночных дозоров не существует. Каждый из нас находит свой путь и свою правду, у каждого свой набор хитростей и свои секреты, которые передаются из поколения в поколение или от учителя к ученику. Другое дело что иной, даже не прошедший обучения в силу тех или иных причин, и не понимающий себя до конца может делать правильный выбор и совершать правильные действия чисто инстинктивно. Некоторые приемы мы изобретаем сами, если нам хватает для этого знаний и мудрости. Мы можем объединять свои силы, создавать семьи друг с другом, или даже объединяться в организации. Многие мудрейшие из нас работают со своей силой и своим даром, находясь вне каких бы то ни было конфессий, более того – среди людей с силой и даром есть даже убежденные атеисты.      
Иногда мы можем говорить друг с другом на одном языке, даже если принадлежим к разным духовным традициям, а иногда кардинально расходимся в некоторых сложных вопросах из-за существенной разницы во взглядах. Бывает, что наши споры могут длиться часами, а бывает что мы, как в известной притче про встречу двух великих всезнающих раввинов, проведших вечер в молчании, потому что им не о чем было говорить, потому оба все знали, можем при встрече обменяться лишь едва заметным кивком головы или же взглядом. Мы знаем, что души у всех людей одинаковые. И каким бы богам, на каком бы языке не молился человек, если он просит, то, что ему будет во благо и по заслугам, он получит помощь. Когда к Будде пришла одна старушка и сказала, что она привыкла молиться Индре, он разрешил ей молиться Индре, так как этим путем она также придет к спасению. 
Многие духовные традиции, существовавшие в прошлом, ныне фактически погибли, оставив после себя немногочисленные памятники, легенды и письменные документы. О существовании других мы можем судить только по археологическим находкам, узнавая очень немногое по скупым материальным остаткам. Но порой лезть в могильники и гробницы – дело гиблое. Древние жрецы умели наводить страшные проклятья на такие места куда лучше современных носителей силы. Чего стоит одна только достопамятная гробница Тутанхамона, погубившая многих ее исследователей. В молодости я сам участвовал в раскопках древнегреческого храма в Крыму, проклятье которого навлекло на нашу археологическую экспедицию немало беды. Другие духовные традиции находятся сегодня на грани исчезновения. В 2013 году в индийском штате Сикким  скончался, не оставив преемника, последний жрец горного племени Лепча – 83 летний Самдул Тасо. Объектом их поклонения является гора Канченджанга. В том же году Владимир Севриновский, последний шаман ительменов, дал интервью журналу «Вокруг Света». Он предлагает гипотетический путь сохранения своей духовной традиции, заключающийся в создании резерваций, но в глубине души понимает, что она заканчивается на нем. А еще в том же 2013 году русский путешественник Леонид Круглов неожиданно встретил на острове Пасхи последнего человека, живущего по заветам предков и редко появляющегося на людях. Шаман он был или простой человек, не отрекшийся от веры отцов, неведомо. Другие духовные традиции, казавшиеся давно утраченными, неожиданно всплывают из пелены времен в живом состоянии. Так в 1986 году в Португалии официально вернулись в иудаизм криптоевреи, до этого много веков скрывающие свою веру от окружающих, хотя несколько их семей и предпочли продолжить молиться тайно за закрытыми дверями, для того чтобы сохранить сложившуюся традицию. В 2004 году А. Андреев издал книгу «Мир тропы» о духовной традиции русских офеней.