Глава 9. О пушкинской инициации осенью 1830 года в

Елена Шувалова
  Глава 9. О пушкинской инициации осенью 1830 года в Болдино.


9.1. "На кой чёрт ты женился?".


  Александр Сергеевич Пушкин, незадолго до гибели своей познакомившийся с великим русским живописцем Карлом Павловичем Брюлловым, как-то, - по воспоминаниям последнего - пригласил его домой.
 
  Дома Пушкин стал показывать Брюллову, – по очереди вынося из детской уже спящими, – одного за другим четверых своих детей.
  Карл Павлович не растрогался и не обманулся «семейной идиллией». Он прямо спросил Пушкина: «на кой чёрт ты женился?».

   
   Брюллов понимал, насколько несовместимы гений и женитьба, и - дети …  По крайней мере,  - пушкинский гений.


   Пушкин и сам прекрасно сознавал эту трагическую несовместимость!


ПУШКИН  — Н. И. КРИВЦОВУ
10 февраля 1831 г. Москва.

    Посылаю тебе, милый друг, любимое мое сочинение[«Борис Годунов»]. Ты некогда баловал первые мои опыты — будь благосклонен и к произведениям более зрелым. Что ты делаешь в своем уединении? Нынешней осенью был я недалеко от тебя. Мне брюхом хотелось с тобою увидеться и поболтать о старине — карантины мне помешали. Таким образом, бог ведает, когда и где судьба сведет нас опять. Мы не так-то легки на подъем. Ты без ноги, а я женат.
     Женат — или почти. Все, что бы ты мог сказать мне в пользу холостой жизни и противу женитьбы, все уже мною передумано. Я хладнокровно взвесил выгоды и невыгоды состояния, мною избираемого. Молодость моя прошла шумно и бесплодно. До сих пор я жил иначе, как  обыкновенно  живут. Счастья мне не было. Il n’est de bonheur que dans les voies communes [счастье можно найти лишь на проторенных дорогах(фр.)].  Мне за 30  лет.  В   тридцать   лет   люди   обыкновенно   женятся,  — я поступаю как  люди  и, вероятно, не буду в том раскаиваться. К тому же я  женюсь  без упоения, без ребяческого очарования. Будущность является мне не в розах, но в строгой наготе своей. Горести не удивят меня: они входят в мои домашние расчеты. Всякая радость будет мне неожиданностию…».


   «В   тридцать   лет   люди   обыкновенно   женятся,  — я поступаю как  люди…».   

    В том-то и дело, – он поступал, как люди! Но что такое – «люди», и что такое он, -  Гений, - который рождается только раз в истории народа  (по выражению Адама Мицкевича*)?!
   
   Что общего было у него с обычным, «дюжинным», человеком, который обыкновенно женился в тридцать лет?.. 

   Ничего, и – всё. Он должен был испытать на себе жизнь среднего человека – небогатого дворянина своего времени. Так врачи испытывают на себе болезнь, - чтобы вылечить потом больных, – если удастся самому выжить.

   Пушкину выжить не удалось,  - но почти шесть лет он всё же продержался, - и продержался удивительно хорошо внешне, - и со стойкостью спартанца внутренне. Для чего?!..

    Мы думаем, - для того, чтобы стать родоначальником Русской литературы. И  - может быть, - прежде всего – Русской Прозы. Потому что жизнь в браке – это  п р о з а.






9.2. Одиннадцать инициалов "Повестей Белкина".


   Итак, изо всего обширного наследия первой Болдинской осени А.С. Пушкина мы выбираем для нашего исследования п р о з у -  то есть, -  "Повести Белкина".


   Повести эти предваряет, - как всем известно, - предисловие "От Издателя".  И в сносках к этому предисловию выписаны - "для любопытных изыскателей" - инициалы тех, от кого Иван Петрович Белкин якобы слышал каждую из повестей.

  "Смотритель" рассказан был ему титулярным советником А.Г.Н., "Выстрел" подполковником И.Л.П., "Гробовщик" приказчиком Б.В., "Метель" и "Барышня" девицею К.И.Т..

  За этими инициалами исследователи-пушкинисты пытались разглядеть реальных знакомых Пушкина, и разглядели, в частности, - кишинёвского знакомого поэта, тогда - подполковника, - Ивана Петровича Липранди, в переставленных инициалах рассказчика повести "Выстрел" - "И.Л.П.", - и всё. Остальные инициалы сто восемьдесят с лишним лет для исследователей непроницаемы.

 
   И непонятно, отчего Пушкин выбрал именно такие инициалы, а не другие? И почему поставил их именно в таком порядке, - перетасовав при этом порядок повестей?

   Инициалы эти - А.Г.Н.И.Л.П.Б.В.К.И.Т., - представляют, - получается, - абракадабру какую-то...

  А между тем, мы совершенно уверены в том, что Пушкин ни одной буквы не написал зря, без смысла, без умной и чуткой игры с нею (и даже и не то что буквы, - а  любой завитушки, - которыми изобилуют его рукописи)...

  Впрочем, в абракадабре так же есть смысл.

  "Абракадабра  (лат. abracadabra) — магическое слово, впервые упоминается в конце II вeкa н. э. в медицинском трактате De Medicina Praecepta Самоника, врача императора Септимия Сeвeрa для лечения сенной лихорадки. Слово (заклинание против различных болезней) предписывалось использовать следующим образом. Oнo выписывалось столбиком нa дощечке 11 раз, при этом последняя буква каждый раз отсекалась. Получался треугольник. Taкoe постепенное укорачивание этого слова должно было уничтожать силу злого духа, и больной, надевая амулет, должен был постепенно выздоравливать.
 Абракадабра  в качестве заклинания использовалось и в Средние вeкa.
Происхождение слова, пo-видимому, aрaмeйскoe. В древнееврейской пeрeдaчe исходная фраза записывалась как avda kedavra, «что было сказано, должно быть сделано», либо avra kedavra с приблизительным переводом «что сказано, должно свершиться». В арамейском b и v могли взаимозаменяться, отсюда вариант abra kedabra и дaлee abracadabra." /"Википедия".

  В слове абракадабра - 11 букв, - да оно ещё и выписывалось одиннадцать раз!

  О числе одиннадцать мы писали в предыдущей главе.

  Французский философ Рене Генон открыл, что на числе одиннадцать "держится" Дантова "Комедия". Число это обращено к  п о с в я щ ё н н ы м. Число это говорит о присутствующей в произведении т а й н е.

  Одиннадцать - число инициации, перерождения.


  Ну, так и пушкинских инициалов как раз - о д и н н а д ц а т ь, - на что до сих пор никто не обратил внимания.

   А само слово "инициал" - "начальная буква", - и указывает на  и н и ц и а ц и ю: "иници-" - по-латыни - "начало".

  Но - почему именно эти буквы, именно в таком порядке?

  Нельзя ли их всё-таки расшифровать, эти буквы?

  Вы знаете, можно (Иногда нам кажется, что с Пушкиным возможно всё, - расколдовать, расшифровать, прояснить.)

  Раскрываются эти буквы легко, - стоит только ... - прочесть их на Г л а г о л и ц е!  Поскольку, - как вы знаете, - в глаголице глаголют сами буквы, то получается у нас следующее.

А. Азъ. - Бог, живущий и сотворяющий на земле, Я.

Г. Глаголи. Передача мудрости; движение, истечение; поток, направление.

Н. Наш. То,что было известно нашим Предкам; то, что существует при нас.

И. Иже. Соединение, единство; равновесие, единство, Истина. (Бытийная)

Л. Людие. Объединение мирно мыслящих; общность; соприкосновение объёмов.
 
   Эти пять инициалов, - получается, составляют примерно такую фразу:

" Я, Бог, живущий и творящий на земле,
передаю мудрость, - которая была известна нашим предкам и которая существует при нас, - для соединения, единства, равновесия и Истины, которая объединит всех мирно мыслящих людей в общность; даст им соприкосновение объёмов (душ? ..) *."

   
   Не это ли и делают пять Повестей Белкина, - передают мудрость, которая была известна нашим предкам и которая существует и при нас (при них, то есть,  - пушкинских современниках,  - но и при нас - тоже, - хотя и совсем почти утерянная! Если б её совсем уже не было, - мы бы не существовали как народ.)
 
  Пушкин - получается - объявил себя Богом, творящим русский микрокосм... То есть, тем, кто впервые выстроил этот русский микрокосм, выявив его из хаоса слов и понятий, из хаоса многих сентиментальных повестей и заимствованных сюжетов. Он распутал клубок иноземных заимствований, сплетённых с русским православным сознанием, - и отделил одно от другого. И оказалось, что русское православное сознание - это одно, а французская, например, литература, - это совсем другое, и они друг с другом не совпадают, - как не совпадают в "Метели" жених и невеста. Пушкин, -  в лице летописца И.П. Белкина, (а ведь именно летописцем он заявлен уже в черновой "Истории села Горюхина"), - вернул древнюю связь русской литературы (которая вся была - летопись) к её непосредственной связи с Богом; с Богом-Отцом, - которого прославляет Бог-сын. То есть, Русская Литература - это прежде всего Божественная Литература. Вот что утверждает своими "Повестями Белкина" Александр Сергеевич Пушкин.

  Хочется особо обратить ваше внимание на средний, - центральный, -  инициал - "Н", - он - исходя хотя бы из положения его, - здесь главный. Повторим ещё раз. "Н" - "Наш" - "то, что было известно нашим Предкам; то, что существует при нас (наше)"... Наше, народное, исконное, - связанное с предками. Пушкин нащупал это, открыл, явил миру. "Сломал четыре столетия и ворвался в стихию народного языка", - как писал в своей заметке А.Н. Толстой.


   Мы разобрали только пять первых инициалов. Можем добавить к ним шестой - "П":

  П. - Покой. Бездействие. Подвешенное состояние. Гармония.

  "П" - это остановка, - перед следующими пятью инициалами.

  Насчёт этих следующих пяти инициалов мы думаем следующее: они непосредственно к "Повестям Белкина" не относятся.  Они только заявлены, но ещё не воплощены Пушкиным в 1830-31 годах.

   Пять следующих инициалов - это "программа-максимум".

 

   Разберём оставшиеся пять инициалов "Повестей Белкина": Б.В.; К.И.Т.


Б  - Боги: Множество Богов; Божественное, превосходящее.
В - Веди: Мудрость на Земле и в Небесах ведаю.
К - Како:  Объединение человека со Вселенной; объёмность, объём.
И - Иже: Соединение; единство; равновесие; истина (бытийная).
Т - Твердо: Утверждённое свыше указание; определённая форма; утверждение.

   Если в первых пяти инициалах - по глаголице - мы обнаружили единение народное, микрокосм, то здесь, похоже, уже можно завести речь о макрокосме, - поскольку средняя (центральная) из букв - "К" - глаголет про объединение со Вселенной.


  9.3. А ржал ли Баратынский?

    В письме от 9 декабря 1830 года А.С. Пушкин писал П.А. Плетнёву:
   "...(весьма секретное).*(для тебя единого). Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется — и которые напечатаем также Anonyme".

  "Весьма секретно", "для тебя единого", - предупреждал Пушкин Плетнёва, - а господа критики-пушкинисты отчего-то подумали, что это написано для них, - да и дружно поверили, что Баратынский действительно "ржал и бился", и Александр Сергеевич так прямо и грубо эти его проявления и описал. Прямо не Баратынский, а конь какой-то, и не Пушкин, а -извозчик!

   Нет среди пушкинистов Станиславских! Потому что он - Константин Сергеевич-то, - ответил бы на это: "не верю!"; "не верю -  и всё тут!" Как можно поверить, что меланхоличный, холодноватый Евгений Абрамович так разошёлся, чтобы и ржать, и биться?! А изящный, деликатный Александр Сергеевич - уже не в юношеском возрасте, - так писал об уважаемом им поэте! Нет, здесь что-то не то; здесь - эзопов язык; не зря ведь эти намёки - "весьма секретно", "для тебя единого"!

  Нам всё чуялось в этом "ржал и бился" такое знакомое, с детства, только там кони были, конечно, кони!.. Да! Храпят и бьются кони...

Почуя мёртвого, храпят
И бьются кони...

   Мёртвый - Ленский...


   И - знаете ли вы, что раньше "храпеть" и "ржать" означало одно и то же?
 
  У В.И. Даля в его Словаре есть такой глагол: "хрепать"; он означал: "хрипеть", "храпеть", "ржать", "кашлять"... "Хрепать" - получается, значило: издавать звуки с каким-то призвуком, через какую-то воздушно-капельную преграду.

  Так что "храпят и бьются" и "ржёт и бьётся" - это практически одно и то же. Только тональности получаются различны: "храпят и бьются" - в миноре, "ржёт и бьётся" - в мажоре: пессимизм - оптимизм; смерть - жизнь...

   

    Дело тут, - мы думаем, -  в фамилии "Баратынский", в которой - 11 букв!

    Никакой настоящий Баратынский не ржал и тем более не бился, - и поэтому Пушкин предупредил это заявление двумя предварительными замечаниями: "весьма секретно" и "для тебя единого". И чтобы Плетнёв понял, что Пушкин совершил что-то небывалое и из ряда вон выходящее: предпринял инициацию по преодолению смерти.

   Чьей? Ну конечно, прежде всего - своей собственной!
 
   Ведь он знал и чувствовал, что "поступая, как люди", очень рискует; что женитьба на юной красавице не сулит ему ничего хорошего! В одном из писем того периода, - по свидетельству современника, -  он буквально проговаривается - "вероятно, мне придётся погибнуть на дуэли..." (оригинал (утерянный)- на французском).

   И - он же знал силу своего слова! Знал, что "убив" своего Ленского - приговорил практически - самого себя...

    Но - в эту Болдинскую осень 1830 года Пушкин сделал такое, после чего уже не умрёт окончательно, - после чего душа его останется здесь, на Русской Земле, в Русской Литературе.

    Поэтому кони могли уже не храпеть и биться в ужасе от трупа, а ржать и биться в приступе радости: смерть преодолена! И не так страшна уже грозящая впереди дуэль с "белым человеком", - потому что он перерос себя-лирика, себя-романтика, - и пророс - в народ и в Вечность.

   








*  «Ни одной стране не дано, чтобы в ней больше, нежели один раз, мог появиться человек, сочетающий в себе столь выдающиеся и столь разнообразные способности». А. Мицкевич. Некролог А.С. Пушкину.


**Одно из значений слова "объём" - "внутренняя часть тела", - в нашем случае это всё же наверное не "внутренности", а - душа?


Продолжение: http://www.proza.ru/2017/08/26/819