Об авторе Кубанского гимна ч. 1

Николай Мринский
Судьбы казаков, среди которых и священник Константин Образцов, изображенных на фотографии - справа налево:
   
1. Командир 6-й сотни есаул Н.А. Флейшер, казак ст-цы Дондуковской. В чине полковника расстрелян красными в Армавире, в 1920 г.
2. Полковой делопроизводитель, коллежский ассесор Е.Т. Чирсков. Терский казак. Зверски замучен красными в марте 1918 г.
3. Подъесаул С.И. Доморацкий, из Майкопа. В чине войскового старшины поднят красными на штыки летом 1918 г. в составе 68 кубанских офицеров, по возвращении с Персидского фронта.
4. Полковой священник о. Константин Образцов, автор Кубанского гимна. Убит красными в первые дни революции.
5. Пом-к командира полка есаул Ерыгин, казак ст-цы Бжедуховской. В чине войскового старшины умер в 1916 г.
6. Командир полка /в фуражке и кителе/, полковник Д.А. Мигузов, терский казак. Расстрелян красными на одном из островков Каспийского моря, возле Баку, в 1920 г.
7. Командир 1-й сотни подъесаул Ф.М. Алферов, казак ст-цы Урупской. Кавалер ордена Св. Георгия 4-й ст. в 1916 г. В чине войскового старшины убит в конной атаке против красных под Армавиром в 1918 г.
 
8. Командир 4-й сотни есаул С.Е. Калугин, казак ст-цы Ладожской. Командир 1-го Кавказского полка в 1919 г. В чине полковника сослан на Урал в 1920 г. По старости лет возвращён на Кубань, где был зверски замучен красными в 30-х гг.
9. Полковой адъютант /в кителе и папахе/ сотник И.Н. Гридин. В чине полковника сослан на Урал в 1920 г.
10. /Позади него/ подъесаул В.Н. Авильцев, из Майкопа. В чине полковника сослан на Урал в 1920 г.
11. Командир 3-й сотни подъесаул Г.К. Маневский, казак ст-цы Царской. В чине полковника и командира Линейной бригады смертельно ранен в бою на Маныче в 1919 г.
12. /Позади него/ командир 5-й сотни есаул Е.М. Успенский, казак ст-цы Каладжинской, родной брат Кубанского Войскового Атамана генерала Успенского, умершего в 1919 г. В чине полковника убит немецким снарядом в Белграде во 2-й Мировой войне.
13. Хорунжий Ф.И. Елисеев, казак ст-цы Кавказской. Полковник, известный писатель и военный историк русского зарубежья.
14. /Позади него/ хорунжий В.А. Поволоцкий. В чине есаула сослан на Соловки в числе 6 тыс. кубанских офицеров и военных чиновников 1920 г.
15. Хорунжий Н.В. Леурда. казак ст-йы Горячий Ключ. В чине подъесаула застрелился в Екатеринодаре в феврале 1918 г.
16. Хорунжий И.В. Маглиновский, казак ст-цы Брюховецкой. В чине есаула погиб в бою в 1919 г.

Лежат - справа налево:

1. Хорунжий В.Н. Калабухов, казак ст-цы Ново-Покровской. Был есаулом и старшим адъютантом при Атамане Баталпашинского отдела ККВ, умер в декабре 1919 г.
2. Пом-к полкового врача, классный фельдшер Целицо, казак. Умер в 1915 г.
3. Заведывавший оружием, чиновник Самойлов. Умер в 1916 г.
4. Командир полкового обоза, подъесаул П.А. Ламанов, казак ст-цы Кавказской. В чине есаула погиб в Пензе, в плену у красных в 1921 г.
   
Что в ней, в этой песне,
что поет, и рыдает,
и хватает за сердце?
Н. В. Гоголь

Земля кубанская полна талантами, как раньше, так и сейчас живут на ней выдающиеся художники, композиторы, писатели и поэты. Но в истории края (ранее области) появлялись и такие люди, которые не будучи кубанцами, очень точно смогли передать кубанский дух в литературных и художественных произведениях. Имя одного из них - Константин Николаевич Образцов. Когда играет гимн Краснодарского края «Ты Кубань, ты наша родина, вековой наш богатырь», все с замиранием сердца вслушиваются в слова, которые заставляют сердце биться чаще, но мало кто знает, что автором этой замечательной песни является именно этот человек. Будущий священник 1-го Кавказского полка, отец Константин Образцов родился 28 июня 1877 г. на Волге, в г. Ржеве Тверской губернии, где его отец служил на Рыбинско-Бологоевской железной дороге. Он происходил из духовного звания – сын священника и сам первоначально учился в духовной семинарии, но по домашним обстоятельствам ему пришлось переменить карьеру. Немало жизненных неудач выпало на его долю, но, будучи человеком подвижного и неунывающего характера, он стойко превозмогал все невзгоды. Николай Дмитриевич был постоянно занят службой и маленький Костя с сестрой (старше его более чем на 2 года) всецело были на попечении кроткой, ласковой и терпеливой матери – урожд. Милорадовой Екатерины Алексеевны. Дети запомнили её, часто молившеюся по ночам у детской колыбели. В 1882 г. отец Константина перевелся на Кавказ, в г. Тифлис, и пока он там устраивался на Закавказской железной дороге, семья более года проживала в селе Васильевском, у родственников матери.

Село запомнилось К. Образцову, как большое, богатое и чрезвычайно живописное. По соседству тянулись леса и обширная тенистая роща с богатой помещичьей усадьбой в ней. На краю стояла высокая каменная церковь. Село стало памятно еще тем, что там от матери пятилетний мальчик получил первые уроки грамоты, научился читать по складам. В 1883 г. семья Образцовых воссоединилась на Кавказе и отец был приятно удивлен успехам сына в грамоте. Через год от простуды в Тифлисе умерла мать Константина и для детей начался трудный период скитаний. Отцу было негде пристроить малышей, оставшихся без присмотра и он по миновании траурного года, женился вторично, на грузинке - Евфросинии Мерабовне Цкитишвили. Она не имела своих детей и все внимание стала уделять приемным. Мачеха особенно заботилась о религиозном развитии мальчика, который ей же, стал обязан и первыми своими стихотворными попытками. С восьми лет Константин уже слагал рифмованные поздравления в день ее ангела и получал за это большую похвалу. Первым большим и сознательным стихотворением стал «Караван», написанным на девятом году жизни. Оно не сохранилось, как и тетради с первоначальными поэтическими упражнениями. Позже поэт признавался, что немало сжёг своих записей из чувства неудовлетворенности, а ещё потому, что великие риторы древности советовали: «Чаще поворачивай стиль», т. е. стирай обратным концом написанное тобой на вощеной доске. Он так и поступал: «сжигал» и «чаще стиль поворачивал»... Любил много и усердно читать, причем все, что попадется под руку.

Особенно нравилась «Переписка с друзьями» Гоголя, который также сжег вторую часть своих «Мертвых душ». В девять лет Костю определили в городское училище при Александровском учительском Институте. Из третьего отделения этой первой школы он был  переведен родителями в Тифлисское духовное училище, где цензором и руководителем был преподаватель русского языка В.В. Раевский. Ему, начинающий поэт отдавал на оценку стихи, тщательно переписывая их в тетради. Человек чуткий и музыкальный, он любил поощрять благие порывы в своих питомцах. Потом большое влияние на Константина Образцова оказал семинарский преподаватель русской литературы и философских наук А.П. Альбов. По его предметам герой нашего рассказа занимался с особенной любовью и усердием. Молодому, увлеченному Образцову очень хотелось получить как можно больше самых разнообразных знаний. После окончания духовного городского училища Константин прошел в Тифлисскую духовную семинарию, причем сделал это со своим товарищем (И. Б-в), таким же мечтателем и любителем поэзии и писательства. Преподаватели смогли разглядеть и оценить незаурядные дарования подростка Образцова и помогли ему усовершенствовать литературный стиль. Друзья были неразлучны в семинарии и везде словно «Кастор и Полукс». Они продолжали усердно заниматься саморазвитием и к каждой прочитанной странице относились критически. Увлекались произведениями корифеев русской литературной критики и публицистики. Перечитали Белинского, Писарева, Добролюбова, даже Шелгунова и Скабичевского.

Но всё-таки приоритетами в чтении были такие поэты, как Пушкин, Надсон и Лермонтов. Их творения создавали в молодых душах друзей свой пленительный мир грез и очарований. Ребята многое декламировали наизусть, старались подражать им, особенно – Лермонтову. Дивные красоты кавказской природы пленяли молодых людей и они даже пытались под ее наитием написать целые поэмы («Нирван», «Лейла», «Подвижник» и др.). Среди кумиров у них были также Некрасов, Плещеев и К.Р. Майков. Из западных же корифеев зачитывались  произведениями Байрона, Шелли, Шатобриана, Шекспира, Виктора Гюго и Смайльса. В сентябре 1893 г. в Тифлисе К. Образцов делает первую и сразу успешную попытку постучаться в двери редакции газеты «Новое Обозрение». Его напечатанное стихотворение: «Полно, утешься, дитя мое милое» (Утешение) окрылило усердие молодого поэта, и от поры до времени он стал помещать свои стихи в местном «Вестнике Грузинского Экзархата». А дальше Образцова вместе с неразлучным приятелем захлестнула удивительная полоса увлечения аскетическими творениями. Началась она незаметно, под влиянием миссионерской и проповеднической деятельности инспектора семинарии иеромонаха о. Исидора Колоколова, весьма даровитого и пылкого оратора. Молодые люди, начитавшись Эпиктета, Сократа и других моралистов древности, перешли на произведения святых отцов и византийской аскетики. Усиленно штудировали книгу «Невидимая брань» епископа Феофана. Выписывали в особые тетради огромные выдержки из творений Макария Египетского, Ефрема Сирина, Фомы Кемпийского, о. Иоанна Кронштадтского.

Продолжение следует в части  2                http://proza.ru/2020/06/22/843