Под крылом самолёта. Часть 5

Елеон Горчинский
                Часть 4 здесь: http://www.proza.ru/2016/10/24/888 

                История одного полёта

             Попробую дать картину единственного полёта вертолёта Ми-4 ВВС СССР, который произошёл по заявке II-го Свердловского отряда гражданской авиации (Уктус). Командиром данного борта был капитан Востриков, штурманом – Ю.Фёдоров, фамилии борттехника, старшего лейтенанта, к сожалению, не помню.

             1961 год. Лето. Полёты (аэросъёмка) начинаются чуть ли не с восходом солнца. К девяти часам все борта с ивдельского аэродрома ушли, каждый – по своему заданию. Был ясный, солнечный день. Те, кто свободен, собрались в комнате «метео». Это – единственное место, где есть чайник и плитка.
 
            Ми-4 ВВС СССР также ушёл выполнять задание. Направление: курс восток, северо-восток. Примерно в 11-11.30 включено СПУ. Диспетчер: «Метео с Берёзового. В районе Бурмантово Ми-4. Просим подготовить прогноз в квадрат вершины». Метео: «Ясно. Будет готов. Если в тех квадратах есть борт, запросите фактическую». СПУ через 5-6 минут: «Метео, штурман просит к прилёту чайник».

            Примерно через 30 минут на метео приходит экипаж, но без борттехника. Борттехник Минеев сдаёт вертолёт Стрельникову. У Минеева закончилось время. Таков закон. На базу отряда «Уктус» Минеев теперь полетит, как пассажир – рейсовым Ан-2.

          Экипаж расходится. Командир к диспетчеру, штурман – дальше оформлять документы. Наконец, слышится гул двигателя. Вертолёт на подвисе. Раздаются команды диспетчера. Взлёт.

       Последний взлёт

          Проходит 15-20 минут. Диспетчер: «Борт, доложите место». Борт не отвечает. И через каждые 3-5 минут диспетчер повторяет: «Борт, доложите место. Что случилось?» Борт молчит. Диспетчер докладывает в «Уктус»: «С бортом потеряна связь. Ваши указания». «Уктус»: «К вам следует Ан-2 Радионова. Дайте ему команду повернуть на маршрут вертолёта Ми-4». Ан-2. Радионов: «Вас понял. Ухожу на маршрут Ми-4».
 
          Примерно через 30 минут. - «Барабанщик! (позывной ивдельского авиадиспетчерского  пункта). Я – борт Ан-2. Нахожусь на маршруте Ми-4. Вижу на земле горящий вертолёт. Живых людей вокруг не наблюдаю».

          Дежурная смена ахнула. Молчали до прилёта Ан-2 Радионова. И только милая наша медсестра молча, украдкой наблюдала за Минеевым. Ведь это его экипаж!.. Их привезли часа через два после вылета. Страшно. Жутко.
 
          Простите, больше я не могу описывать эту ужасную сцену. На второй день после катастрофы прилетела комиссия из Москвы. Наша аэрофлотская была уже в день катастрофы. На это время все гражданские борта покинули аэропорт. Ми-4 ВВС СССР в тот злополучный день был подчинён «Уктусу». Это был первый и последний рейс военного вертолёта с целью выполнения гражданского задания...

           Ровно через десять лет, день в день, разбивается экипаж первого ивдельского вертолётчика. Страшный юбилей. А в промежутке между этими катастрофами погибает лучший друг всего коллектива аэропорта Гена Патрушев. Наконец, падает и горит вертолёт командира борта В.Пустоваева.

          Кто ныне вспомнит о воздушных тружениках аэропорта, принесших ему в советское время славу? А кто знает, каков труд экипажа воздушного борта? Завершая свои записки, хочу привести пример одного вылета вертолёта.

                Съёмка

           Они - одно целое. Экипаж вертолета и группа съёмщиков - гравиметров. И тех, и других, по три человека. В составе геодезистов - старший группы и два техника. Задача – разбивка опорной сети или съёмка точки. Для экипажа – это полёт высшей сложности. Старший группы занял место рядом с борттехником. Подход к точке. Пилот находит ближайшую площадку для посадки. Здесь допускается несоблюдение нормативов. (По правилам в радиусе 50 на 50 метров должны отсутствовать какие-либо предметы, препятствия). Опускаться приходится в колодец внутри вековых сосен.
    
          Старший группы с расстоянием до точки согласен. Посадка вертикальная. Борттехник стоит у двери и в определённый момент распахивает её. Теперь он по ларингу командует посадкой. Выверяет дистанцию, чтобы хвостовой винт, упаси Бог, не задел за ветку. Плохо видно стоя? Ложится на пол. А на улице 25-30 градусов мороза. Наконец, высота – около двух метров. Прыжок. В ходу руки.

          Прыгают и техники – геодезисты. И сразу приседают. Винты играют со снегом. Старший группы помогает борттехнику взобраться обратно. Вертолёт свечёй взлетает из этого колодца. Техники, по колено в снегу, бегут к точке... Вертолёт кружит и кружит над ними. Старший не спускает глаз с бегущих. Всё. Наблюдение проведено.

           Теперь всё повторяется с точностью до наоборот. Вновь колодец. Вновь борттехник жестами указывает командиру безопасное место для хвостового винта. Вскарабкиваются на борт техники. И вновь – взлёт свечёй. А штурман уже ведёт к новому колодцу. А сколько их бывает за день? Здесь нет зимы. Здесь нет лета. Здесь работа.

                На снимке: 1964 год. На переднем плане радист Ю. М. Праздников, на заднем (вероятно) автор этих заметок Любимов.