9 МАЯ

Наталья Катаева-Вергес
       Мне хорошо запомнился почему-то именно этот майский праздничный день 1968 года.
       Дядя Лёня - муж Алевтины (бабушкиной сестры) заводит пластинку.
                «Споёмте, друзья, ведь завтра в поход
                Уйдём в предрассветный туман».
       Все сидящие за столом начинают подпевать... Вдруг голос у дяди Лёни срывается, и на глазах появляются слёзы.
       «Прощай, любимый город, уходим завтра в море…», - продолжают петь остальные, но вскоре смолкают, а пластинка продолжает играть.
       Дядя Витя закуривает. Дядя Лёша выпивает ещё одну рюмку, закрывает лицо руками... его плечи начинают подрагивать. Николай и Борис начинают плакать навзрыд. Дед Василий, как всегда, спокоен, но я вижу, что и ему тяжело.
       «Вот так праздник! – думаю я. – Радоваться надо, а они плачут… Они же всегда такие сдержанные, мужественные...»
       Нам, детям, они никогда не рассказывают про войну. Я только знаю, что дядя Лёня ушёл воевать в конце 1941 года и дошёл до Берлина. Борис, Виктор и Алексей ушли на фронт восемнадцатилетними. Брат Виктора – Борис Лосев скончался от ран 25 апреля 1945 года в Бреслау (Польша). Ему было 20 лет. Дядя Лёша попал в плен и был освобождён союзниками… Дед Василий не воевал, он работал в тылу…
       - Дядя Витя, - спрашиваю я, - а на войне  было страшно?
       - Конечно, - отвечает он.
       - А как Вы воевали, расскажите.
       - Не нужно тебе это знать. Не для детских ушей это.
       Они щадили нас, детей, от ужасов войны… Позже, когда я прочитала книги о войне, то поняла, почему они плакали... Им пришлось пережить все тяготы войны, смерть друзей, любовь, предательство...
       Такими они и остались в моей памяти…  Добрыми… и ранимыми… Вечная память им…