Шох

Сергей Засядкин
Шох всё бежал и бежал в темноте норы. Он не знал, куда она ведёт. Но если ход есть, то он должен  где-то закончиться!
Внезапно стены немного расширились, и было похоже, что он оказался в небольшой комнатке. Что делать? Наверное, придётся здесь погибнуть от голода. От холода-то вряд ли. В норе было довольно тепло. Но чем питаться? Не старыми же досками, вдоль которых проходил этот лаз!
Тут бурундук вспомнил, что перед тем, как на него напал кот, он набил защёчные мешки зёрнами, которые собирался отнести к своей кучке. Впопыхах он даже забыл про это! Теперь ощупав свои щеки, понял, что в ближайшее время голод ему не грозит. Этих запасов на некоторое время хватит. Выбрав уголок, он ссыпал зерно туда. Ничего! Посмотрим ещё кто кого! Да если ему сделать несколько таких ходок, то зерна хватит до самой весны. Так. Не так уж всё и плохо: есть теперь тёплая норка, горы зерна под боком. Надо все основательно разведать и обдумать. Только интересно, долго ли кот будет ждать его у выхода? Ладно. Посмотрим, у кого больше хватит терпения и запасов продуктов! Не будет же он всё время сидеть у норы безотлучно?!
Размышляя об этом, Шох съел зёрнышко и уснул.
Приснилась ему родная норка, в которую он так старательно собирал целое лето и половину осени запасы на зиму. И тут до него дошло, что если бы он угостил в тот день Мика, Сила и Бию малой частью своих запасов, то сейчас спал бы в своём жилище и мог бы спокойно оставаться там до самой весны. Вот так, наверное, сейчас и делают его друзья суслик Тим и хомяк Хома. Да, вот уж не знаешь, где найдёшь и где потеряешь! Всё-таки плохая это штука – жадность!
От этих мыслей он проснулся. Что ж теперь остается ему делать? Думай не думай, мечтай не мечтай, а надо приспосабливаться к новым условиям. Перекусив еще одним зёрнышком, он отправился исследовать окрестности.
Неожиданно где-то вдали мелькнул лучик света. Шох стал продвигаться в ту сторону. Чем дальше шёл, тем светлее становилось. Подойдя ближе, он понял, что тот пробивался в щелку между плинтусом и панелью стены. Эта щель была довольно широкая, но не настолько, чтобы в неё мог пролезть бурундук. Крепкими зубами он расширил  это отверстие настолько, что у норки появился еще один выход. Выход – это хорошо. Но куда он привёл?
Высунув голову, бурундук увидел, что попал в необыкновенное место. Раньше он не знал, что из себя представляет человеческое жильё, поэтому немного даже опешил. Вместо земли и росшей на ней травы под ногами оказался красивый блестящий, удивительно скользкий пол. Не видя нигде опасности, Шох прыгнул вперёд и покатился, как по льду. Его коготки не могли никак за что-нибудь зацепиться, поэтому Шох долетел до противоположной стенки, которая его и остановила. Он осмотрелся. Вокруг стояли стол и стулья. С потолка свисали красивые люстры. Все блестело и сверкало чистотой.
Шох понял, что попал в сокровенное человеческое жилище, но он смотрел на все совершенно равнодушно. А что здесь интересного, если еды нет?
Тут на невысоком столике у окна что-то зашуршало. Шох насторожился. А вдруг это опять зубастый кот? Но вроде всё было тихо и спокойно. Потом шорох раздался снова. Интересно, что там? Как туда попасть? Взгляд его упал на свисающую штору. По ней он стал карабкаться, пока не добрался до стола, на котором стояла не то чтобы большая, а просто огромная клетка. Там в углу кто-то копошился в куче разноцветных лоскутков. Внезапно из этого вороха тряпочек выглянула симпатичная мордочка такого же бурундучка, каким был и Шох.
; Ты кто?
Мордочка испуганно спряталась, но спустя некоторое время она снова выглянула.
; Это ты кто такой?
; Я Шох. Меня в дом загнал ужасный кот. А так я жил в лесу и готовился к зимовке. А ты откуда и как тебя зовут?
; Я Лия. Я здесь живу. И всегда жила сколько себя помню здесь одна. Мне очень грустно, потому, что не с кем общаться. Вот ты первый, кто сюда попал, и с кем я разговариваю. А так обычно меня берут на руки только хозяева: гладят меня и причёсывают. Вообще-то я и сама могу это делать, но когда за мной ухаживают, то это очень приятно. Заходи сюда ко мне в гости!
– Как же я могу к тебе зайти, если ты в клетке?
– А заходи прямо в дверцу. Видишь, она открыта!
– Как открыта? Почему ж ты тогда не убежишь отсюда?
– Убежать?! Зачем? Да, залезай же, я тебе всё сейчас покажу и расскажу!
Шох легко забирался по прутьям до открытой дверцы, через которую он и попал внутрь.  Он с удивлением рассматривал убранство клетки, а Лия всё показывала и рассказывала:
; Вот смотри, видишь это большое колесо? Я сейчас залезаю внутрь его и начинаю бегать, а колесо крутится! Я бегу быстрее, и колесо крутится быстрее! Так могу бежать сколько угодно, пока мне не надоест. А вот это зеркальце – в него можно смотреться, показывать язык и строить глазки. А это лесенки, качели, мостики – ну, это всё для беганья и прыганья.
; А это что такое? – Шох показал лапкой на два больших кубика из каких-то нитей с отверстиями. Строения очень напоминали беличье гнездо, но было меньших размеров. Лия небрежно махнула лапкой:
; Ах, это? Это мой домик и моя кладовая.
; А кладовая у тебя полная еды?
– Зачем? Ну, лежит там немного зёрнышек. А так посмотри: вот кормушки, в которые люди мне каждый день насыпают всё, что я пожелаю, вон вверху видишь, висят грозди сухих ягод. А вот свежие фрукты и овощи. Так что запасаться мне совсем не нужно.
Пока Лия всё это показывала и перечисляла, глаза у Шоха становились всё больше и больше. Наконец он собрался с духом и сказал:
– Так, Лия. Подожди. Дай теперь мне спросить тебя. Я так понимаю, что ты здесь живёшь одна?
– Да, я бедненькая, одна здесь живу.
– Ты живешь в клетке, дверь у которой не закрывается, и ты в любое время можешь выйти и уйти?
– Ну, да.
– Для тебя здесь сделаны эти два домика, в одном из которых ты живёшь, а другой тебе просто не нужен?
– Да.
– И люди тебе понаделали всевозможных развлекашек и дают кучу каждый день объедашек?
– Ты же сам видишь, что да!
– А ещё тебя гладят, расчесывают и причесывают?
– А разве бывает по-другому?
– А ещё тебя не пытаются съесть совы, филины, куницы, да просто, в конце концов, коты?!
– Фи. Вот ещё! Пусть только попробуют!
Шох снова задумался, а потом сделал вывод:
– Я всё понял! Ты живешь в раю! В раю для бурундуков. Я ни за что не уйду отсюда! Я тоже хочу жить в раю!
– Подумаешь, заявление он сделал! Да живи, сколько хочешь! Я сама хотела тебе это предложить, чтобы мне было не так скучно и одиноко. Но я просто боялась, что тебе свобода будет дороже этой ужасной клетки.
– Какая у тебя клетка, если она открыта, и ты в любой момент можешь уйти?!
Ответить Лия не успела, как дверь в комнату открылась, и в неё вошли два человека. Это были отец с сыном. Сын подошел к клетке и воскликнул:
– Папа, посмотри, у нас прибавление! В клетке сидит ещё один бурундук!
– Вот здорово! Интересно, откуда он взялся? Ну, уж раз забрался – пусть живёт. Вдвоём им веселее будет.
Удивительно, но Шох прекрасно понимал, о чём говорят люди. Он очень обрадовался, что его так легко решили оставить здесь жить. Только вот сын неожиданно продолжил:
– А вообще-то посмотри, какая большая клетка для них двоих. Можно было бы сюда запустить еще и пару полевых мышек, да белочку для компании. Папа посмотри, что делает новый бурундук!
А Шох, как только услышал про мышей и белочку, сразу полез к дверце клетки и стал закрывать её так, чтобы самому остаться внутри. Да, ни за что! Это рай только для бурундуков! Теперь, раз уж его приняли, никого больше он сюда не пустит. Он будет биться насмерть, но этот рай останется бурундуковым!
Отец мальчика, глядя на это, рассмеялся:
– Ну, уж ладно. Раз он так не хочет никого пускать, пусть живут пока вдвоём. Только как новенький немного попривыкнет, дверцу надо будет все же открыть. У них должен остаться выбор: хотят – пусть живут здесь, а не захотят – убегают в лес.
«Ага. Обязательно надо бежать в лес, – подумал Шох, – чтобы на свободе прятаться от врагов, каждый день рискуя головой, в поте лица заготавливать пропитание, защищать жилище от дождя и наводнений, чтобы потом, в конце концов, кто-нибудь большой отнял у тебя запасы, оставив голодать зимой. Нет уж! Как-нибудь потерпим здесь в стеснённых условиях, подставляя по утрам свою спинку под гребешок! ВСЁ! РЕШЕНО! ОСТАЮСЬ!»