Федулино горе

Анатолий Аргунов
У Федула случилось горе.  Он поругался с отцом. По правде сказать,Альберт Янович- Шляпыч, как звали меж собой мужики полустанка отца Федула, оказался вовсе не отцом, а отчимом.
Федул прибежал ко мне поздно вечером, весь растерзанный и в слезах. Я таким еще никогда не видел своего друга. Он не раздеваясь пробежал через прихожую и брякнулся на стул в комнате, где за столом я делал уроки.
- Ты чего, Федул? Кто тебя обидел? Бельковские? Так мы мигом наведем порядок!- подойдя к Федулу, стал расспрашивать  и успокаивать я товарища.
Тот мотал головой, а потом громко навзрыд разрыдался.
- Меня..., меня..., заикаясь на каждом слоге, отец избил и я..., я... из дома убежал.
- Как избил? – опешил я, не зная, что еще сказать.
Твой отец, избил тебя? – переспросил я Федула ещё раз.
- Да, взял старый валенок и бил меня, чтобы следов  не осталось…
- Да за что же?
- За то, что я случайно сел на его шляпу.
- Как это сел? – недоуменно переспросил я.
- Отец купил новую шляпу, положил на стул в комнате около дивана. Я не заметил и сел. Шляпа была новая,а стала, как блин... Отец вскочил, схватил меня за волосы и давай таскать, а потом ему старый валенок попался, вот он им меня и дубасил,да приговаривал: - Я твою мать от смерти спас в блокаду, тебя, гаденыша усыновил, а ты в отместку мне только неприятности приносишь.Твои друзья-разбойники велосипед разбили, а деньги, кто на него зарабатывал? Твоя мамаша пироги печь мастерица, да раздавать твоим вечно голодным бандюганам. Что может она на учительскую зарплату купить тебе и себе? Рубашку и пару носков! А ты одет лучше всех на станции. А на чьи деньги? На мои! И за все это ты только гадишь мне , спасибо  ни разу не сказал, а делаешь вид, что тебе это не надо: ни одежда, ни обувка, ни пальто. Всё тебе не так и не то! А теперь споганил мою шляпу, за которой я три года охотился. Понимаешь, три года! А ты взял и плюнул мне в душу. И давай меня снова лупить,но я изловчился ,выхватил от него валенок, толкнул, что он чуть не упал,и в чём был, к тебе  убежал.
- Погоди, погоди Федул… Не расстраивайся, что-нибудь придумаем. Оставайся у меня, живи, сколько хочешь. Моя мама не будет против, а отец тем более.  Он у меня с понятием и к тебе хорошо относится. Всегда говорит, если что,- Учись у Федула аккуратности. Так, что успокойся, сейчас чайку попьем с морошковым вареньем...  Любишь морошковое варенье?
- Угу.
- Ну, вот, и хорошо! Мать оладьи испекла и банку свежего варенья с морошкой разрешила открыть. Сейчас попробуем. Пошли на кухню, - я, взяв за плечо Федула, стараясь, хоть чем-то отвлечь его от переживаний,повел на кухню.
Наконец то Федул успокоился. Мы сели за кухонный, стали пить чай,макая оладушки в блюдце с настоящим морошковым вареньем. В это время пришла моя мать, она очень удивилась позднему визиту Федула, но больше всего её удивил  взъерошенный вид и. какая-то подавленность мальчишки.  Опытная женщина не стала сразу приставать с расспросами. Раздевшись, она вместе с нами попила чаю, а потом, как бы само-собой, посмотрев на часы, предложила:
- Оставайся у нас ночевать, Федул, время позднее, чего по ночам ходить.
Федул ничего не ответил, лишь опустил голову ниже плеч. Я пришел на выручку.
- Мама, у Федула неприятности, он  с отцом, вернее, отчимом повздорил. Тот его избил и Федул прибежал к нам.
- Может в милицию заявить? – неожиданно предложил я.
Мать присела рядом с Федулом и стала гладить его по голове.
- В семье всякое бывает  и дела семейные в милиции не выправишь...Вы вот что,ложитесь-ка спать,у нас места хватает всем,а утро-вечера мудренее...-сказала мать, как можно бодрее,провожая нас в комнату.
Во сне Федул всю ночь стонал ,что-то говорил и плакал тихо-тихо , так, что я сперва и не придал значения... А когда прислушался, то понял, это Федул во сне плачет.  Не стал его будить, может ему после этого легче станет…
Моя мать, уложив нас спать, пошлала к Федулиным родителям. Дарья Степановна не находила себе места,ходила по дому и плакала...
Мария Александровна сняла платок.
- Не беспокойся, Федул- у нас, с Толиком уже спят. Поужинали и спят. Я вот пришла узнать, что случилось?
- Да, вы садитесь, Мария Александровна, вот сюда на стул, - не зная, с чего начать разговор, предложила Дарья Степановна.
Мать присела, расстегнув ватную телогрейку.
- Видите-ли,  настоящий отец Федула- умер, когда ему еще и годика не было. А до этого наш первенец,что до войны родился, Лешенька,в блокаду помер...Дарья Степановна,вытерла слёзы и продолжила тихим голосом печальный рассказ.  Мой муж, Фёдор, пришел с войны весь израненный, долго в госпиталях лежал, очень хотел второго ребенка, непременно мальчика и, чтобы назвали в его честь - Федулом...  Я одна с ребенком осталась, без жилья, и денег... Нашу-то квартиру в блокаду разбомбили, а новую кто даст?...  Вот и стала я мотаться с ребенком по чужим комнатам и углам, зарабатывая шитьем и вязанием.  Случайно попала к Альберту Яновичу-Шляпычу,как у вас его зовут, у него своя комната была, взял он нас к себе, заботиться стал, обо мне и ребенке,предложение сделал...Я и вышла за него,некуда мне было деваться... Федул болел часто и плохо ел, рос рахитичным, а тут у  мужа приличная зарплата...В общем позарилась я  на достаток ,дура....Но вскоре,на работе у него появились какие-то неприятности и от греха подальше,он решил уехать на время из Ленинграда. Перед отъездом каким-то образом прописал у себя в комнате престарелую родственницу, а мы уехали в Сосновку, где в совхозе ему предложили должность зоотехника.  Он согласился, куда деваться. Хотя образавания настоящего не имел,какие-то курсы ветеринарские закончил ещё до войны...А когда появилась зоотехник с образовыанием,он перевелся в бухгалтерию...  Так вот мы и оказались в ваших краях. Вначале все шло хорошо. Альберт неплохо зарабатывал,появились деньги, мне дали квартиру от школы, и Федул стал поправляться. Свежий воздух, деревенское молочко, зелень круглый год- сделали свое дело. Мы ведь и зимой выращивали на окнах и зеленый лучок, и укроп, петрушку, вплоть до редиски.  Федул с ребятами подружился, казалось все хорошо.  Но, мой Шляпыч загулял. Мария Александровна  удивленно посмотрела на  Дарью Степановну: - С кем же у нас можно загулять?
- Не на станции, а в совхозе, с зоотехником.-Альбиной Николаевной. Она молодая, без мужа... Ну, мой-то и стал клинья подбивать. Та женщина умная, не чета нашему Шляпычу, отшила его раз,отшила второй... Но, не зря в народе говорят – вода камень точит.  А вскоре его родственница в Питере умерла, он на похороны поехал без меня. Видно, сумел как-то комнату в коммуналке перевести на себя.  Ушлый, где надо подсуетится, подмажет, но сделает, как захочет.
- Дарья Степановна, а ты сама-то  разговаривала с зоотехником?  В народе не зря говорят, злые языки страшнее пистолета.
- Говорила я с ней. Она улыбнулась мне и в ответ заявила, что замуж пока не собирается. Вот и весь разговор.
- А чем же Федул-то помешал? -  не понимала моя мать суть происходящего.
- А тем, что якобы она, зоотехник, не хочет разрушать чужую семью, с ребенком, притом, что своего ребенка имеет. Вот  тогда-то мой дурак и решил, Федула травить, чтобы мы с ним сами от него ушли. Началось с мелких придирок: то спички пропали, то пачка сигарет из его пальто исчезла. Ну и всякое такое. Федул сперва оправдывался, а потом меня прямо спросил: - Почему отец его обижает, как-будто он не родной? Вот и пришлось рассказать, что отчим он тебе,а не отец. Федул как-то сразу сник.  А тут Шляпыч  вернулся из очередной поездки  в Питер, привез эту проклятую шляпу, дорогую, фетровую, новый костюм, словно  собрался свататься... А Федул нечаянно на его шляпу-то и сел. Меня дома не было. Но, судя по тому, что Федул к вам сбежал, а Шляпыча дома нет, дело заварилось серьезное. Шляпыч, видно, решил развестись, как можно быстрее, чтобы молодого зоотехника охомутать и в Питер увезти. А мы с Федулом помеха в его планах оказались.
- Да, нарочно не придумаешь. Слушаю тебя, Дарья Степановна и диву даюсь, как можно с таким зверем жить – возмутилась моя мать. – Уходи от него, вернее, гони из дома, дом-то твой. Ну вот и  выставь его за ворота с вещами. Конечно, дело семейное и трудно советы давать. Но, Федул сказал моему сынишке, что больше домой не вернется.  Так что пусть пока у нас поживет. А сейчас собери вещи какие, книги, учебники, я отнесу. У нас Федулу будет лучше.
Дарья Степановна, после разговора с матерью, всю ночь не спала, решала, как поступить. Из-за новой юбки,отчим чуть ребетенка не покалечил,что от него ждать дальше?... Под утро ,Дарья Степановна, приняла трудное решение - подать на развод.
Вставший  в нашем доме раньше всех, Федул, стал собираться.
- Ты куда? – спросила моя мать,направляясь на кухню.
- Пойду домой, мать, волнуется...
- Я у нее еще вчера была, мы обо всем договорились. Поживешь у нас. Вот твои вещи, книги - я  принесла. Так что не волнуйся, все будет хорошо...
- Нет,хорошо не будет, но мы что-нибудь придумаем с мамой...
В школе на перемене наша команда собрались на внезапную сходку:  решать, чем помочь  Федулу?
- Нужно идти в милицию, заявление писать об избиении – предложил Вовка Чиж.
- Кто будет семейные дрязги разбирать? Участковый Дука даже заявление не возьмет -  возразил уверенно Витька Жбан.
- Надо встретить этого Шляпыча на узкой дорожке и поговорить с ним по душам. Да так, чтобы понял: еще раз тронет Федула, сам потерпевшим станет – решительно произнес уравновешенный Пуша.
Я попытался сменить разговор.
- Это правильно, надо со Шляпычем серьезно поговорить, объяснить, что в обиду Федула  не дадим, но бить не будем.  Мы же не бандиты.
Через пару дней нам повезло. Возвращаясь после кино узким переулком, повстречали Шляпыча. Увидев нас,  он остановился и стал что-то шарить по карманам, ища, видимо, что-то твердое и увесистое.
Пацаны, явно настроены не дружелюбно, - сделал он для себя вывод.
- Вот, что Шляпыч, мы тебя бить не будем ,мы хотим поговорить...
- Да, вам сосункам до меня добраться,  руки коротки, - ответил зло Шляпыч.
- Так думаешь? Заходи ребята, сейчас покажем, у кого из нас какие руки и кулаки – скомандовал Витька.
Мы окружили со всех сторон Шляпыча. Бухгалтерский работник быстро оценил обстановку: четверо спортивных парней-подростков против него, проигрышная ситуация .
-  Ладно, ребята,давайте спокойно разойдемся... Погорячились и хватит, баста.
- А бить Федула – это как? Жаль, что Федула нет с нами. А то бы мы точно наваляли тебе по ушам, так чтобы шляпа больше ни одна не влезла на твою тыкву, - ответил за всех Витька Жбан,- под громкий хохот ребят.
- Все! Я сказал все! Не буду больше трогать Федула, - испугался не на шутку, надвигающихся со всех сторон четырех здоровенных парней, у которых, как у их главаря, Жбана, руки были в карманах.
- Может финки припрятали или кастеты,  - думал с опаской Шляпыч. Замочат и сбегут,что сних взять,малолетки! Но при этом не переставал уговаривать ребят… - Больше не буду, ей богу, не буду!
- Даешь слово, что не тронешь, Федула? – сурово, подойдя почти вплотную к Шляпычу, спросил Витька.
- Честное благородное, обещаю...
- Ладно!. Расступитесь ребята, пусть катится говешкой ...– скомандовал Витька Жбан.
– Помни, мы слов на ветер не бросаем. Мы как мушкетеры: один за всех и все за одного – произнес молчаливый  Пуша.
P.S. Шляпыч уехал в Питер не один,а с зоотехником и вскоре погиб при странных обстоятельствах: поскользнулся на арбузной корке и папал под трамвай. В его квартиру переехала молодая зоотехник Альбина Николаевна,с дочкой Ниной. Федул благополучно окончил восьмилетку, уехал учится в мореходное училище на Дальний Восток, и стал капитаном дальнего плавания. Мать Федула - Дарья Степановна, осталась в Веракуше доживать свой век, работая библиотекарем в сельском  клубе. Вот так и закончилась эта непростая история.