Мой зять -парижанин!

Амаль Ханум Гаджиева
МОЙ ЗЯТЬ - ПАРИЖАНИН!
Рассказ

- Я к вам на счет перевода, Гюльнара. Нужно перевести несколько документов на французский язык.
Оторвавшись от компьютера, я удивленно посмотрела на женщину средних лет, в пестрой кофте с блёстками и в узкой и короткой  не по возрасту, юбке. Губы были покрашены яркой помадой. Лицо её мне показалось до боли знакомым, но никак не могла вспомнить, откуда я знаю её.
- Вы не узнали меня? - снисходительно улыбаясь, высокомерно спросила она. - Я - Ханифа, мы жили с вами по соседству.
- Надо же! -  Не смогла я удержаться и выпалила: - Как человек может измениться!
Она недовольно нахмурила брови. Видимо, ей был неприятен мой намек на её внешность. Но, на самом деле, она всегда была примером скромности, ходила в национальном платье, штанах, я никогда не видела её с непокрытой головой. Похоронив мужа, она одна воспитывала единственную дочь, которой посвятила всю свою жизнь, выучила её, дала высшее образование невзирая, или скорее, вопреки всем трудностям. И мечтала удачно выдать её замуж и насладиться счастьем дочери. После института дочь её - Рухшона работала в какой-то фирме. Сейчас… Сейчас невозможно было узнать в этой женщине ту далекую, скромную Ханифу.
- А что за документы? - спросила я.
- Дочь моя выходит замуж за француза из Парижа - гордо ответила она, ожидая мою реакцию на эту новость.
- Поздравляю, - спокойно ответила я, не выказав никакого удивления, чем, видимо, сильно разочаровала её. - Давайте документы.
Но она никак не хотела сдаться, и решила развить тему.
- Вы помните Хайринисо, нашу соседку, учительницу начальных классов? Когда она выдала замуж свою дочь за румына, из какого то села, как она воображала! Мол, дочь моя уезжает за границу! Даже перестала общаться с нами, считая это ниже своего достоинства. С каким презрением она смотрела на нас! А теперь она лопнет от зависти! Ещё бы! Моя дочь выходит замуж за француза и поедет жить в Париж! Боже, представляете, я чуть не выдала её замуж за нашего тупого таджика! Что бы он смог дать ей?! Бог уберег меня. Была бы рабыней своей свекрови да золовок!  Вы же знаете, как принято у таджиков: невестка должна обслуживать всю семью своего мужа! А разве я растила её для этого?! Она же у меня такая умница, красавица!
- Но разве нет умных, хороших таджиков из порядочных семей? – задала я ей вопрос.
- Да откуда?! Особенно в наше время, когда большая часть молодежи не имеет возможности получить диплом о высшем образовании!
- Да разве счастье в дипломе? Иной простой рабочий намного интеллигентнее тех, у кого высшее образование.
- Да что с вами спорить. Пусть каждый остается при своем мнении. Слава Аллаху, дочь моя познакомилась с этим Жаном из Парижа, который влюбился в неё с первого взгляда. Француз есть француз. Это же самые галантные в мире мужчины. А как они ухаживают за женщиной! Не то, что наши таджики! А как завидуют моей дочери её подруги, я уж не говорю о наших соседях!- снова в её голосе зазвучало презрение. - Чтобы Жан не сказал, что будущая его теща отсталая, я переоделась в европейскую одежду!
«Лучше бы ты осталась в своей национальной одежде, которая так шла тебе, а не надела бы эту безвкусицу! Как же можно так не любить свою нацию?!» - подумала я про себя, но промолчала. Ибо радовалась тому, что она - эта некогда забитая женщина сейчас так счастлива. Я уже привыкла к тому, что каждая молодая девушка нашей страны готова лезть из кожи, чтобы выйти замуж за иностранца и уехать прочь из этой страны, где у них не осталось даже надежды на лучшее будущее. И как можно осуждать их? Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше!
- Оставьте мне свой номер телефона, как закончу перевод, позвоню вам.
Ханифа написала свой номер телефона на обратной стороне одной из копий документов и, попрощавшись, ушла. А я пожалела о том, что не спросила её, ознакомились ли они с законами Франции, не сказала ей, что дочь её окажется как некогда я сама, совершенно одна на чужбине, среди чужих людей, где будут совершенно другие обычаи и традиции. Что её замучает ностальгия пусть даже по такой бедной, но все - таки  Родине. Что она будет тосковать по матери, по своим подругам, друзьям.
- Через неделю они уже уедут во Францию! - радостно сообщила она мне, когда пришла за переводом. - Представляете, теперь я буду ездить в Париж к своей дочери!
- Это не так -  то дешево, - попыталась я остудить её пыл.
- Думаю, что все расходы на дорогу и проживание во Франции оплатит мой зять, это же вам не наши жадные таджики!
- Что же, желаю счастья вашей дочери! - ответила я, отдавая ей перевод. - «Как же, ваш зять оплатит вам дорогу, держите карман шире»- сыронизировала я про себя.
Честно говоря, за несколько лет, что прошли после той нашей встречи, я даже забыла о существовании Ханифы. У меня своих проблем было хоть отбавляй, было не до неё. Но снова она сама напомнила мне о своем существовании.
- Гюльнара, мне снова нужна ваша помощь, это я - Ханифа - услышала я знакомый голос в трубке. - Могу подъехать?
- Конечно, можете, я жду вас, - ответила я и повесила трубку.
Не прошло и часа, как Ханифа зашла в мой кабинет. Её невозможно было узнать: бледное лицо осунулось, под глазами огромные синяки, углы рта обвисли, вокруг глаз появилась сеть морщин. В её некогда черных волосах появилась седина. Платье европейского покроя висело на ней мешком. А в глазах её затаилась такая печаль, что больно было смотреть на неё.
- У вас все в порядке? – не удержалась я от вопроса.
- Не совсем. Точнее, вовсе нет. Я снова пришла к вам, чтобы вы перевели мне несколько документов.
- Для Мичгоны? Кстати, как она проживает? Привыкла к Франции или скучает по Таджикистану? Ну что, вы ездили к ней в гости? Ваш зять оплачивал вам дорогу?
- Ездила, но все оплачивала я сама, даже проживание и питание в Париже… - грустно ответила она.
- Внука ещё нет?
- Мичгона… - вдруг громко заплакала Ханифа.- Мичгона готовится к разводу с мужем.
- А что случилось? Ведь, как вы говорили, у них была такая любовь!
- Была, да сплыла. После приезда в Париж Жан изменился на сто восемьдесят градусов. Словно его подменили: он стал грубым, вспыльчивым, мог даже поднять руку на мою дочь! Стал гулять от неё!- снова заплакала Ханифа. - Я ведь лелеяла её как зеницу ока! А тут, на чужбине, совсем одна среди чужих людей, бедная моя девочка, сколько ей пришлось терпеть! Они жили вместе со свекровью, которая делала все возможное, чтобы восстановить своего сына против моей девочки. Рассказывала ему всякие небылицы. А дочь мою называла «дикаркой, спустившейся с гор»! Издевалась над ней, при гостях насмехалась, говоря, что эта дикарка даже не может пользоваться столовыми приборами! У каждого народа свои традиции, разве можно унижать из-за них кого-то?! Дошло до того, что Мичгона боялась кушать в присутствии свекрови. А Жан, вместо того, чтобы защитить свою жену, поддерживал свою мать, и тоже издевался над моей бедной девочкой! А я чуть ли не на руках носила этого негодяя!  Дочь моя не доедала, у неё началась анемия. Но Жан заявил, что все таджички гнилые, и генетически страдают этим заболеванием. А она оказывается, ещё и была беременна, но боялась говорить об этом!- снова всхлипнула Ханифа. - Какой же я была дурой, что поверила в любовь этого француза-прохвоста! Увы, хоть и поздно, теперь я поняла лучше самый худший таджик, чем самый хороший иностранец! К счастью, один из друзей Жана - Пьер всячески поддерживал мою дочь, оказывал ей необходимую помощь. А мать его чуть ли не заменила Мичгоне меня! Дай Бог им здоровья! Поддерживали морально мою дочь, а после помогали ей в решении её возникших проблем.
Я накапала валерьянки и дала выпить Ханифе:
- Выпейте и успокойтесь. Это судьба. Вы тут не виноваты. Главное, ваша дочь жива - здорова.
- У неё родилась дочь. Это единственное для меня утешение. Буду жить ради своей внучки - Флоранс, - лицо Ханифы просветлело, в глазах появился блеск. Даже голос её стал другим. – Вырастила же я Мичгону одна, вырастим и внучку!
Прошло ещё год, я больше не видела Ханифу, и иногда задавала себе вопрос, чем же кончилась история с её дочкой. Но повседневные заботы засасывали меня в свой омут, и я снова забывала о них. Пока мне снова не напомнили о ней.
- Гюльнара, это я, сестра Ханифы. Мне нужна ваша помощь, можно я подъеду?
- Подъезжайте, - ответила я.
Рахима, сестра Ханифы была в траурной одежде, на голове темный платок.
- Вы, наверное, меня не помните, выйдя замуж, я жила в другом районе. Но Ханифа так много рассказывала о вас, что мне кажется, что я знала вас лично.
- А почему рассказывала, вы говорите о своей сестре в прошедшем времени? Что больше ничего не рассказывает обо мне? – спросила я шутливым тоном.
- Её больше нет, - на черные, огромные глаза Рахимы навернулись слезы.- Мы похоронили её полгода назад…
- Как?! – воскликнула я. – Она ведь была такой молодой, что же случилось?
- Да история с Мичгоной убила её! – После развода, когда она хотела вернуться домой, ей не дали ребенка, и сказали, что она, по законам Франции не имеет право вывести ребенка из страны. Боже, сколько было слез! На нервной почве сестра  заболела раком, который и сожрал её всего за полгода!..- всплакнула снова Рахима.
- Бедная женщина! Как она в  начале была счастлива, что дочь выходит замуж за француза!
- Да мы, вся её родня были против этого брака, но она и слышать нас не хотела! За ней ухаживал такой хороший парень -таджик. Она была уверена, что дочь её может стать счастливой только с французом, тем более, парижанином! Но, увы… Человек предполагает, а Бог располагает!.. Все кончилось так трагически.
- И что Мичгона? Что с ней стало?
- Она отказывается вернуться домой без дочери, вот и осталась во Франции, чтобы хотя бы иметь возможность видеться со своей дочерью. Весь ужас состоит в том, что она больше не сможет иметь ребенка, так как при родах, чтобы спасти жизнь ей и ребенку, врачи были вынуждены удалить ей матку… Вот это и убило мою сестру… Как она умоляла Жана, разрешить Мичгоне вывести дочь! -  Снова заплакала она. - Бедная моя сестра! Как она винила себя в несчастье дочери! Это острое чувство вины не покидало её даже на смертном одре. Умирая она прошептала:
- Прости меня, дочь, прости, что твоя мать оказалась такой доверчивой, и не смогла уберечь тебя от всех бед жизни! - Это были её последние слова.
Я не знала, какие слова утешения найти и только с сочувствием смотрела на эту молодую, приятной внешности, таджичку. И, наконец, чтобы отвлечь её от тяжких дум, спросила:
- Где документы на перевод? Оставьте свой номер телефона, я позвоню вам, как закончу перевод, - чуть ли ни слово в слово я повторила фразу, некогда сказанную мною покойной Ханифе, отчего мне самой стало не по себе.
Увы, дорогой читатель, я не могу удовлетворить твоё любопытство и рассказать, чем кончилась эта история. Ибо как мне сообщили, Рахима переехала с семьей в Хорог, и я больше не видела её. Но очень хочется верить в счастливый конец!..