Подруги навек

Амаль Ханум Гаджиева
ПОДРУГИ НАВЕК
Рассказ

Наконец-то! Наконец-то убрали шашлычные, закусочные из самой красивой площади города - площади 800- летия Москвы перед театром оперы и балета. Как же радовались люди, что больше нет дыма, чада и запаха еды здесь! Но, я уверена, что ещё больше обрадовались многолетние раскидистые платаны и каштаны на площади, которые чахли с каждым днем от едкого дыма…
Здесь построили поющий фонтан, и так как я живу рядом, выходила каждый вечер, чтобы полюбоваться пляской разноцветных струй  фонтана под разную музыку: то они грациозно и нежно извиваются под музыку великого Моцарта, то пляшут бесшабашно под ритмическую таджикскую музыку, то отплясывают под популярные русские песни… Зрелище незабываемое, от которого невозможно устать! Недаром сюда приезжают даже из самых отдаленных микрорайонов столицы.
Как говорится, свято место не пустует, постепенно место продавцов провизии заняли мелкие дельцы - продавцы, точнее, продавщицы  шаров, и других ярких детских игрушек.
Фонтан включают, когда стемнеет, а люди приходят раньше, чтобы занять места на скамейках вокруг него. Я - не исключение. Обычно, сажусь на скамью, и, в ожидании, любуюсь голубым небом над головой, на котором иногда появляются легкие облака причудливой формы: и я думаю, откуда они берутся и куда же уходят? Понятно, если они превратятся в тучи, выльются дождем, а если нет? Тоже уходят как люди, покидающие этот мир в небытие?..
И вдруг моё внимание привлекает стая птиц, деловито летящих куда-то, может быть в сторону юга? Но вдруг, от неё отрываются три  птицы, и летят обратно. А я думаю, может быть, это гастарбайтеры, и забыли дома паспорта?..
А через минуту вся стая возвращается назад, и садится на башенный кран на высоте строящегося девятиэтажного дома и горячо обсуждают какую-то, видимо, очень важную для себя, тему. Но любоваться всем этим я могу только при одном условии: если никто меня не отвлекает от моих наблюдений. Увы, очень часто даже незнакомым людям хочется общения со мной, и я, вынуждена беседовать с ними даже вопреки своему желанию: я не могу обидеть никого!
Ближе к открытию фонтана площадь заполняется детьми и их родителями. Детям тут раздолье: кто играет с мячом, кто катается на велосипеде, а дети по старше катаются на роликах.  Удивительно  одно: если даже мамы одеты в национальную одежду, а многие из них даже в хиджабы, которых никогда не было у таджичек (возможно, это дань моде, после просмотра турецких и арабских фильмов?), все дети одеты по -  европейски. Они весело бегают по площади, играют, знакомятся друг с другом. И теперь, оживляется торговля шарами и игрушками. Ещё одно новшество: стало очень модно дедушкам выходить на площадь со своими внуками. Видимо, их бабушки в это время заняты домашними делами, хотя можно увидеть и бабушек с внуками, но, в меньшем количестве. Кроме этого, очень много молодых, влюбленных пар.
Я вижу тут каждый день одну здоровую таджичку лет пятидесяти: она одета всегда в одно и то же таджикское платье из штапеля грязновато голубого цвета в черный горошек и штаны из того же материала. Через плечо на огромном её животе, до которого свисают её не меньшие груди, никогда не познавшие бюстгальтер, висит маленькая сумочка для денег. Её сопровождают тоже с шарами в руках мальчики и девочки лет двенадцати - пятнадцати, по всей видимости, её дети. Торговля у них идет бойко, ибо, прекрасно зная психологию маленьких детей, они специально крутят перед ними своим ярким товаром, и родители не могут устоять перед плачем своего чада и покупают им, то, чего они желают.
Это был один из таких же теплых дней, когда сев на скамейку возле фонтана, я мечтала только об одном: чтобы никто не мешал мне любоваться небом, луной, фонтаном, не отрывал меня от моих мыслей. Но, увы…
- А я вас знаю!- услышала я радостный голос.- Часто читаю ваши материалы. 
Оторвавшись от своих мыслей, я взглянула на свою соседку: это была таджичка лет сорока в национальной одежде яркой окраски. На голове платок из того же материала. Черные её глаза обрамлены густыми ресницами, а брови, сросшиеся на переносице. Нос правильной формы,  и пухлые губы придавали й особый шарм. «Наверное, в молодости была красавицей» пронеслось у меня в голове.
- Спасибо, что читаете, - поблагодарила я её. В это время мимо нас прошла продавщица шаров, при этом грозно посмотрела на мою соседку.
- Господи, от неё нет покоя и здесь! - вздохнула моя соседка. - Мы живем с ней  в одном доме. Какая же она скандальная! Переругалась со всеми соседями. Сладу с ней нет! Однажды я сделала замечание её двенадцатилетнему сыну, за то, что он оставляет мусор в подъезде. Вместо того чтобы поговорить с сыном, она бросилась на меня с нецензурной бранью и кулаками. Разве могут быть воспитанными дети у такой матери?! Мужчины во дворе с трудом вырвали мои косы из её цепких рук!  После этого мы с ней не общаемся. Да и вообще никто из соседей не желает общаться с ней! -      
-Неужели никто? -  усомнилась я.
- Только Латофат. Да и то, потому что она пока не  знает свою соседку за стеной, они переехали в  наш дом совсем недавно. Да к  тому же она богатая и помогает ей материально, то деньгами, то одеждой… Ведь муж  Хайринисо уехал, вернее, убежал от опостылевшей скандальной жены в Россию лет десять назад, оставив ей всех шестерых детей. И нет от него ни духу, ни слуху. А муж Латофат бизнесмен в Душанбе, вот и помогают этой Хайринисо ради её детей… И она поклялась, что теперь они с Латофат подруги навек! Но мне что-то не верится, чтобы Хайринисо могла дружить долго с кем бы, то, ни было!.. Нет, нет, она будет дружить с ней пока это ей выгодно! Да и все соседи удивляются этой дружбе: ведь мягкая, добрая, вежливая Латофат полная противоположность этой грубиянки!
  Честно говоря, меня совершенно не интересовали дрязги этих таджичек, и, подумав о том, что мне все равно не дадут летать в своих мечтах,  попрощавшись с новой знакомой, ушла домой.
Затем прошли осень и зима, и фонтан не работал в холодную погоду. Наконец, наступила наша прекрасная, разноцветная весна, запели соловьи в сквере, зазеленела листва на деревьях,  и заработал наш любимый фонтан. И я снова стала выходить на вечернюю прогулку по скверу, которая непременно заканчивалась у поющего фонтана.
В этот вечер на фонтане было как никогда, много людей. Я села на скамейку, рядом с молодым таджиком, пришедшим сюда с женой и маленьким сыном. Но, честно говоря, я не обращала на них внимания, так как любовалась фонтаном и луной на небе. Она была сегодня  круглой и огром- ной. Но, разве может быть фонтан без шаров Хайринисо и её детей? Она снова делала круги вокруг фонтана, демонстрируя свой товар в основном маленьким детям: ибо знала прекрасно, уж они-  то своим рёвом раскрутят своих мам и пап на покупку желанной игрушки.
Я посмотрела в сторону театра и увидела, как у входа на фонтан разложила свой товар другая миловидная таджичка лет тридцати пяти, которую я видела впервые. И, многие из гуляющих людей направились к ней и стали покупать шары и игрушки у неё. Я снова повернулась к фонтану, и, подняв голову, стала наблюдать за луной: она, всегда меня завораживает, я не могу оторвать от неё свой взгляд, уходя в далекие дали в своих мыслях.
Громкие крики и вопли женщин оторвали меня от моих мыслей: это Хайринисо подбежала к новоявленной «бизнесменке» и скинула весь её товар на землю. Посчитав, что этого недостаточно, она ещё вцепилась в её волосы и начала пинать её ногами. На помощь обеим женщинам пришли их знакомые и сторонницы, и выяснение отношений двух женщин превратилось во всеобщую потасовку: женщины визжали, ругались нецензурно, при этом стараясь,  побить друг друга как можно больней. Только эта миловидная женщина - новая «бизнесменка» молча сносила удары противниц, только слезы лились по её симпатичному, но измученному лицу. Хочу признаться вам, что более мерзкого зрелища, чем эта драка женщин я не видела никогда. Парень, сидящий рядом со мной, попросил посмотреть за его сумкой, так как жена и сын его гуляли вокруг фонтана, а сам перепрыгнул через ограду из зелени, чтобы разнять дерущихся.
- Это же наша Латофат! -  вдруг услышала я возглас женщины, сидящей на другой скамейке. Присмотревшись, я узнала её: это она в прошлом году рассказывала мне о том, какая скандальная Хайринисо и про Латофат, с которой она стала подругой навек. Я не выдержала и сама позвала её:
- А вы меня помните?
- Ещё бы! Как можно забыть вас?! Как вы?
- Спасибо, хорошо. Просто эта драка очень огорчила меня. Я думаю о том, если даже на этом уровне идет такая борьба, стоит ли удивляться, что бизнесмены с огромными деньгами убивают своих конкурентов?!
- Да, это точно.  Но это же Хайринисо из нашего дома! Помните, я рассказывала вам, как она не может жить без скандала ни одного дня? Её так и назвали «энергетический вампир». Если она не поругается с кем - нибудь, не проживет и дня!.. Но сегодня она ещё показала и свою подлость: как можно быть такой неблагодарной и низкой?! Ведь женщина, на которую она напала, это та Латофат, что помогала ей, и которую она называла своей подругой навек!..
- А что случилось, что Латофат, помогающая другим, сегодня вынуждена торговать шарами?
- Как говорят таджики, чархи фалак - колесо фортуны крутится в разные стороны. Поэтому никогда не надо думать, что ты будешь богатой или счастливой навек. И не надо терять человечность, ведь в этом мире после нас останется только добро, увы, никакое богатство мы не сможем забрать с собой в могилу. Да и вообще все в руках Всевышнего. Это он решает, кому как жить. Но Латофат - человек с большой буквы. Богатство, деньги не вскружили ей голову, напротив, она помогала всем нуждающимся, не стала высокомерной,  как многие другие наши таджички, попавшие из грязи в князи…
Я уже теряла терпение от её болтливости, ибо хотелось быстрее узнать, почему Латофат вынуждена продавать шары. Словно учуяв моё настроение, она перешла к главному:
- Бедная женщина, сколько бед выпало на её долю. Муж её разорился, у него лопнул бизнес, да ещё остался в больших долгах. Не выдержав угроз кредиторов, он повесился. А Латофат пришлось продать квартиру, машину, всю мебель и свои драгоценности, чтобы расплатиться с долгами. Сама она сейчас живет в однокомнатной квартире со своими тремя детьми. И вот, бьется как рыба об лед, чтобы прокормить их. А эта бессовестная Хайринисо отвернулась от неё сразу же, как у той  начались финансовые проблемы.
- Её муж был вором, вот и Аллах наказал его! И не могу я общаться с женой человека, совершившего самый большой грех - самоубийство! - оправдывала она своё поведение перед соседями.
- Тогда как же ты принимала от них деньги, продукты, одежду для своих детей?- не выдержала одна из соседок.
- Я же тогда ничего не знала! - отпарировала Хайринисо.
- Представляете, она даже не пошла на похороны её мужа!.. – возмущалась женщина. - И это после всего, что для неё сделала Латофат! Вот и вам подруги навек! Да убережет Бог от таких, как Хайринисо, подруг! 
Я оглянулась в сторону дерущихся женщин: молодой парень, сидящий на скамейке рядом со мной, и подошедшие милиционеры уже разняли женщин, и, когда я увидела понурую фигуру уходящей вся в слезах, Латофат, у меня сжалось сердце от жалости. А Хайринисо пыталась вырваться из рук держащих её милиционеров, чтобы добить бедную женщину, и выкрикивала всякие ругательства и оскорбления ей вслед.  Она так орала, что казалось вот-вот, надорвет себе глотку.   Боже мой, какой же жестокой может быть судьба! И какими подлыми люди!
Я была в депрессии целую неделю и боялась идти на фонтан. Но, наконец, заставила себя. Там было также многолюдно, и, также бойко торговала  Хайринисо, вышагивающая победным видом петуха после драки. Её сопровождали только её дети, и на площади не было «чужих» бизнесменов. Как мне объяснили, сама милиция «крышует» её…