Чурка

Амаль Ханум Гаджиева
ЧУРКА
Рассказ

- Андрюш, вставай, Петеньке плохо, вызови быстрее Скорую помощь!
Андрей проснулся от встревоженного голоса жены - Надежды. По настоянию родителей он женился на ней два года назад, и теперь у них рос сын Петр, которому только исполнился год.
Родителей Андрея очень пугало и беспокоило поведение сына, связавшегося с какой-то кампанией скинхедов - ярых националистов, если не сказать, фашистов. Отец Андрея был инженером, мать преподавала русскую литературу в институте. Они воспитывали своего единственного сына в лучших традициях порядочности и доброты. Учился он в политехническом институте, вроде не доставлял хлопот родителям, до того дня, как он познакомился с Николаем, который был намного старше его, и сразу же стал влиять на него отрицательно. Почему-то он стал для Андрея непререкаемым авторитетом. И что бы он ни говорил, Андрей слепо соглашался  с ним. Это он привел Андрея в группу скинхедов, внушив ему ненависть ко всем приезжим:
- Ты же видишь, как они ведут себя нагло, - говорил он - Всех наших женщин прибрали к рукам, гуляют с ними, а потом бросают их с детьми и возвращаются к своим семьям на Родине. А ведут себя словно в родном доме! Надо бы проучить их!
До сих пор Андрей никогда не задумывался о таких вещах. Но когда Николай показал ему нескольких русских девушек, идуших под руку или в обнимку с чернявыми мужчинами, у него закипела злость на них всех на душе.  «Действительно, нужно проучить их» подумал он про себя. Они нападали на многих приезжих, группой человек шесть на одного или двух, избивали, грабили их. Узнав о «геройствах» сына, отец чуть не получил инфаркт, а мать обливалась горькими слезами, проклиная тот день, когда их сын познакомился с Николаем. И твердо решили, во что бы не стало, поженить сына, благо, девушка любимая у него была. И запретили ему дружбу со скинхедами, пригрозив, что они вообще откажутся от сына-националиста. Родители его были выходцами из Советского Союза, где людей ценили не по национальности, а по его человеческим качествам, способностям и таланту. После женитьбы Андрей действительно прервал всякие отношения с Николаем и со скинхедами, а после рождения сына его словно подменили на сто градусов. Он не чаял души в своем первенце - который был его копией, и трясся над ним. А теперь, среди ночи он заболел так сильно, что нужно вызвать Скорую помощь! Андрей быстро набрал номер и сделал вызов, сообщив свой адрес, и, сказав, что у его сына высокая температура и рвота…
Петенька весь покраснел от высокой температуры и дышал отрывисто. Надя испуганно смотрела на сына, а слезы текли ручьем, по её впавшим от бессонной ночи, бледным щекам. У Андрея кольнуло сердце: А вдруг его сын умрет?! Десять минут, прошедшие до прибытия Скорой помощи, показались им вечностью. Когда в квартиру вошел невысокий мужчина лет сорока с черными волосами и карими глазами с врачебной сумкой в руке, Андрей побледнел как мертвец. «Прошу вас, не мстите мне через ребенка, простите меня за все, что было! Только не говорите ничего моей жене!»- Прошептал он на ухо врачу. Тот молча отмахнулся от него и поспешил к ребенку. Потрогав ему лоб, и измерив пульс, велел медсестре, приехавшей вместе с ним: Нужно срочно сбить температуру, ребенок задыхается! Набери укол!
И сделал укол ребенку сам, разговаривая с ним ласково. Ребенок даже не заплакал. Минут через десять ребенок задышал ровнее. Стала снижаться температура.
- Нужно отвезти его в больницу! - сказал он родителям. - Пусть недельку полежит под врачебным надзором. Да и вам будет легче сдать все его анализы, чтобы  поставить точный диагноз…
- Доктор, можно вас на несколько слов? - обратился к нему Андрей - Вы не отомстите мне через сына за то унижение, которому мы вас подвергли?!
- Дети не отвечают за грехи отцов, об этом говорил ещё Сталин!- холодно ответил врач. - Сейчас передо мной больной ребенок, а не чей-то сын. Не нужно судить о других по себе! Да, я узнал вас. Узнал бы и через сто лет. Но разве ваш сын в чем - то виноват передо мной? Если отвечать злу злом, жизнь на нашей прекрасной планете скоро закончится! Собирайте ребенка, мы теряем драгоценные минуты. В больнице его будет лечить другой врач,   может быть, русский,  а не я - чурка, как вы тогда назвали меня,  так что вам не о чем волноваться!
Андрей покраснел как рак: «Простите меня, доктор, я был дураком, что связался с этими нелюдями. Спасибо моим родителям, вернувшим меня на путь истины. Я понял, что важна не национальность, а сущность человека! Простите меня ещё раз!»
Надежда собрала ребенка и, последовала за врачом в карету Скорой помощи.
- Я оповещу родителей, а ты сразу позвони мне, и сообщи о здоровье сына! - обратился Андрей к жене.
- Может, не надо? Мать твоя лежит больная бронхитом уже неделю, ещё ты огорчишь её - ответила Надежда, и Андрей согласился с ней.
- Вам повезло, что сегодня дежурил Мурод - он очень грамотный, знающий врач! Его любят и уважают не только больные, но и весь медицинский персонал! Многие русские врачи обращаются за консультацией к этому врачу из Таджикистана, как их называют ненавистные мне скинхеды, «чурке».  - Заявила женщина средних лет в белом халате, сидящая в приемном покое.- И молодцы, что сразу приехали в больницу, сейчас дорога каждая секунда, ибо у вашего ребенка началось обезвоживание!
Надежду с ребенком направили в пятую палату, где лежали ещё одна мама с ребенком. Вскоре пришла врач - миловидная русская женщина, и широко улыбнувшись, начала расспрашивать    Надежду о симптомах болезни ребенка, и сама быстро записывала в карточку в руке её ответы…
После проведенной интенсивной терапии через несколько дней состояние ребенка стабилизировалось, и врачи пообещали выписать их на следующий день. Надежда позвонила мужу и сообщила радостную новость. Андрей должен был приехать сам и забрать их из больницы. Но, на следующий день   Надежда так и  не дождалась мужа. Телефон его был отключен, и она не знала, что и подумать. Подождав ещё часок, она попросила медсестру заказать им такси и поехала домой сама. Но Андрея не было и дома. Тогда она набрала телефон свекра:
- Здравствуйте, отец! Вы не знаете, где Андрей, он должен был забрать нас из больницы, но так и не приехал, а телефон его все время отключен!
- Здравствуй, Надюша, - ответил свекор усталым, каким-то печальным голосом.- Как Петенька, ему уже лучше?
- Да, да, все хорошо, спасибо этому врачу из Таджикистана, во время отвез нас в больницу!
- А как его зовут, ты не знаешь? – голос у свекра задрожал то ли от волнения, то ли от нетерпения.
- Врач в приемном покое назвала его Муродом, и очень хвалила его профессионализм.
- Надо же, вот повороты судьбы! Твою свекровь увезли на Скорой помощи в кардиологическое отделение с подозрением на инфаркт, а Андрей дежурит возле неё. К нам тоже приезжал именно этот врач. А лечащий врач моей жены -  Ольга Александровна очень сильно поругалась с ним. Она настаивала на том, что у жены бронхит, и сейчас идет обострение. Но Мурод настоял на госпитализации, высказав подозрения по поводу инфаркта. « Вы итак потеряли слишком много времени!» сказал он. Ольга Александровна пригрозила ему, что подаст на него в суд, за нарушение врачебной этики:
- Ты, какой-то неграмотный таджик, будешь учить меня, русского врача?! Да вашим под силу работать только дворниками! - орала она. Но побледневший Мурод, ничего не ответил ей, а просто записав на бумаге имя, фамилию, номер телефона, протянула её Ольге Александровне, и вместе с санитарами увезли твою свекровь…
- И что же, диагноз подтвердился? - Обеспокоенно спросила Надежда.
- К сожалению, Мурод был прав, если бы мы тянули ещё один день, жены бы моей не было бы в живых! Дай Бог здоровья этому врачу из Таджикистана!
Андрей дежурил возле матери, и молил Всевышнего не отнимать у него самое дорогое в мире - его маму. Только сейчас он понял, как сильно любит маму, и ему стало стыдно, что доставлял ей столько хлопот своим неподобающим поведением. «Ты только выздоравливай, обещаю тебе, что никогда, слышишь, никогда в жизни я больше не огорчу тебя!» - шептал он глядя на бледное лицо матери со слезами на глазах. В это время в палату вошла Ольга Александровна:
- Боже, что я наделала! - застонала она.- Ведь из-за меня она могла погибнуть! Как же мне смотреть в её глаза? И как смотреть в глаза врачу из Таджикистана, которого я так оскорбила и обидела!
- Какого врача? - Встрепенулся Андрей.
- Его зовут Мурод. Оказалось, это врач от Бога! Кстати, он работает в этой больнице. Все хвалят его знания и опыт.
- Он невысокого роста, с черными волосами и карими глазами? - спросил Андрей. - Но тот работает в машине Скорой помощи!
- Да, да, это он и есть. Бедный мужчина, чтобы прокормить свою семью в Таджикистане, работает сутками! Хочу попросить у него прощения за своё самодурство. Так незаслуженно обидела его!
Андрей слушал её с раскрытым от удивления, надо же, человек, которого он обзывал «чуркой» спас и его сына, и его мать!
В дверь постучали, и вошла медсестра вместе с Муродом.
- Вы хотели увидеть Мурода Олимовича, вот я привела его, - обратилась она к Ольге Александровне. Та смущенно вскочила со стула и виновато посмотрела на Мурода:
- Не знаю, сможете ли вы простить меня?! Я очень виновата перед вами. И благодарю вас, что спасли от смерти моего пациента, а меня - от неминуемого позора!
- Здравствуйте, доктор, - едва слышно поздоровался и Андрей. - Спасибо вам за все. Простите и меня! Простите, если сможете!
- Я давно простил вас, пусть вас прощает Бог, - с этими словами Мурод подошел к больной и взял её руку, чтобы измерить пульс. Та открыла глаза, и, увидев Мурода, расплылась в довольной улыбке:
- Спасибо вам, доктор, мы обязаны вам по гроб жизни. Даже не знаю, как вас отблагодарить!
- Перестаньте, это всего лишь мой врачебный долг. А лучшей благодарностью для меня будет ваше выздоровление, так что постарайтесь!
Андрей смотрел на Мурода с мольбой в глазах, словно хотел попросить его ничего не рассказать матери. Но у Мурода даже мыслей таких не возникало: как можно волновать больную женщину в предынфарктном состоянии?!..
Мурод уехал из Таджикистана, где он работал фельдшером на Скорой помощи, в страшные годы гражданской войны: не было работы, денег, нечего было есть, а как объяснить голодным детям всего этого? Он приехал в город Тольятти, где уже работали таджики из его кишлака. Вначале он работал вместе с ними на стройке,  и жили впятером в съёмной квартире.
Однажды, когда Мурод возвращался с работы один (земляки его пошли погулять), его остановила женщина в годах с большой сумкой:
- Не поможешь донести до той дачи, сынок?
Мурод поднял сумку русской бабушки и пошел рядом с ней. Словоохотливая бабушка выпытала у него все: откуда он родом, кто по специальности, кем работает здесь. Узнав о том, что тот проработал больше десяти лет на Скорой помощи у себя на Родине, посоветовала ему устроиться на работу в больницу, заявив, что там острая нехватка медицинских специалистов. Мурод решил попытать счастье, и, отпросившись у своего начальника на стройке, отправился в больницу.
- Таджик хочет работать в больнице? -  насмешливо переспросил главврач, русский мужчина лет пятидесяти пяти.- Какой у вас может быть диплом, у вас же все покупается!..
Мурод побледнел от обиды:
- Чем голословно обвинять меня, может быть, устроите мне экзамен? И тогда увидите, куплен ли мой диплом фельдшера, с которым я десять лет отработал у себя на Родине!
- А что, твоя идея мне нравится, - согласился главврач.- Приходи завтра в десять утра, и мы проведем с тобой собеседование.
На следующий день целая комиссия из десяти врачей задавали мужчине из Таджикистана каверзные вопросы по медицине. Мурод с честью выдержал экзамен, удивив русский врачей своими глубокими знаниями. Его приняли на работу фельдшером на Скорой помощи. Прошел год, когда главврач обратился к нему:
- Я вижу, вы очень усердный работник и очень любите свою профессию. Я бы посоветовал вам поступить в медицинский институт и получить диплом врача. Я напишу вам хорошие рекомендации. А по ночам будете дежурить на Скорой помощи.
Вот так Мурод поступил в Медицинский институт в Тольятти, о котором и мечтать не смел. Учеба давалась ему легко, так как помогал колоссальный опыт на Скорой помощи. И вот, уже несколько лет он работает врачом, опровергая мнения русских людей о том, что таджики могут работать только на стройке или дворниками…
В тот злополучный вечер Мурод возвращался домой один очень поздно. Его остановила группа ребят:
- Ну что, чурка, попался?! Думал, всю жизнь будет тебе лафа в России?! Сейчас ты за все заплатишь! - это говорил Николай, главарь банды скинхедов.
- Ребята, что я вам сделал плохого? Я работаю врачом, только что из дежурства, обслужил несколько тяжелых больных, и не спрашивал, кто они по национальности, - спокойно ответил Мурод.
- Вы слышите, ребята? Дожили! Чурка - врач! Ой, я не могу! - громко захохотал Николай, остальные присоединились к нему. Ударом ноги Николай свалил Мурода и начал пинать его озлобленно. Ребята не отставали от него. Они били лежащего, напав на него как стая шакалов. Больше всех старался Андрей, стараясь угодить своему командиру.  « Вот тебе, чурка, получай!» - кричал он озлобленно, словно перед ним находился его кровный враг. - Надо же, какое диво,  ребята, а этот черномазый чурка владеет человеческой речью! - глумился он над лежащим Муродом, и товарищи встретили его слова оглушительным хохотом. Вдруг Мурод увидел подходящего к ним милиционера, и у него в глазах загорелась надежда: блюститель порядка непременно спасет его, избавит от незаслуженных унижений и побоев. Но, увы… Подошедший милиционер увидев лежащего в крови, Мурода, воскликнул:
- Ну что, грамотей, попался? Проучите его, ребята! А то совсем обнаглели! Три дня назад этот чурка отказался платить мне дань! Слишком образованным оказался! - С этими словами и сам милиционер ударил острым носиком ботинка Мурода в бок. Тот только тихо застонал и закрыл глаза.
Его, лежащего без сознания в луже крови, подобрали какие-то прохожие и вызвали Скорую помощь. При виде избитого Мурода, знакомые врачи ахнули:
- Кто эти мерзавцы? Когда же наступит конец этому? - сетовала женщина врач средних лет Кавказской внешности. - Как можно избивать человека только за то, что он не русский?!
У Мурода были сломаны ребра, трещина на ноге, очень сильно болела печень, по которой бил Андрей своими ногами в сапогах…
- Изверги! - все возмущалась женщина врач Кавказской внешности, - А вы сами сделали хоть что-то полезное для России, которая, по вашему мнению, должна быть только для русских?!..
В это время Мурод застонал и произнес: «Я врач, а не чурка! Я спасаю жизнь людям! Не бейте меня по голове!», и снова впал в обморочное состояние…