Быт. 45, 01-13. Иисус и Иосиф

Рыжов Александр Геннадьевич
(из конспекта проповеди)

“И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании” (Лук.24:27). Не знаю, коснулся ли в этом разговоре Иисус образа Иосифа. Но сказано “начав от Моисея”, а Моисей об Иосифе рассказал больше, чем о ком-то другом (об Аврааме примерно столько).

Я хочу рассмотреть не все параллели между Иосифом и Иисусом, а только те, про которые можно говорить на основании Быт.45:1-13.

1. Братья не узнали Иосифа, он сам открылся им. Если бы Иосиф ждал, когда братья сами его узнают, он не дождался бы. Мы не узнали бы Иисуса, если бы Он не открылся нам. Бог находится в неприступном свете, то есть там, где человек в принципе Его никогда найти не сможет.

Если какая-либо точка находится на оси Z, а кто-то живет только в плоскости XY, то эта точка навсегда будет недоступна для него. Мы живем в трехмерном пространстве, но Бог многомерен. Он для нас просто недоступен физически. Поэтому жалки попытки тех людей, которые думают, что могут найти Бога.

Однажды в Афинах была какая-то эпидемия, моровая язва. Язычники, глубоко верующие люди, думают, что делать? Надо жертву богам принести. Но богов много. Их там такое количество – больше, чем ягнят в стаде. Кому приносить жертву? И тут один философ сказал: «Пустите в город отару овец. И отпустите их. И какая овечка у какого алтаря ляжет – эту овечку этому богу принесите в жертву». В Библии это называется Иегова ире – Господь усмотрит Себе жертву. Он Сам выберет Себе жертву. И этот философ так предложил: пусть боги сами выберут себе жертвы.

Пустили отару, и овечки разошлись. Кто у храма Артемиды, кто у храма Аполлона, кто у Афины прилег – их всех зарезали. А одна легла просто на пустом холме. Что с ней делать – отпустить, поднять и заставить второй раз пройтись? Нет, ее зарезали. Но кому? Неведомому Богу. Мор остановился. И вот с той поры этот алтарь неведомому Богу стоял в Афинах, и потом апостол Павел об этом говорил и этот сюжет использовал в своей проповеди (Дн.17:23).

Если бы Бог не открылся нам сначала через пророков, а потом через Иисуса Христа, Он так и остался бы для нас неведомым Богом.

Гал.4:9 “познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога” - Павел как будто делает поправку к своему первоначальному выражению. Бог открылся нам, а не мы нашли Его.

Иосиф мог бы затаиться и наслаждаться своим высоким постом. Ведь он рисковал: а вдруг его семья не понравится фараону? Экономический кризис в мире, а тут новые рты. А вдруг братья будут плохо себя здесь вести? И много других “а вдруг”.

2. Иосиф не умолчал о вине братьев. И его предшествующая линия поведения, похоже, была направлена на то, чтобы привести их к сознанию своей вины. Бог указывает человеку на его вину. Однако не с тем, чтобы поизмываться над ним, а для того, чтобы сделать человеку хорошо.

3. Однако как именно Иосиф сказал братьям об их вине? Он не стыдил братьев, но сказал им “не печальтесь” и “не жалейте” (5), постарался сделать так, чтобы они испытали как можно меньше дискомфорта. Кстати, именно поэтому он крикнул “удалите от меня всех”, а не “выйдите все” (1).

Дело в том, что в Египте нельзя было поворачиваться к такому высокому чиновнику спиной, выходили пятясь и кланяясь. Если бы Иосиф крикнул “выйдите все”, все выходили бы долго, он не выдержал бы и открылся бы братьям при посторонних и эти посторонние стали бы свидетелями испуга и стыда братьев, а Иосиф этого не хотел. Поэтому он крикнул “удалите от меня всех”, и стражники в два счета всех выставили. Иосиф успокаивает братьев (5, 13).

Иисус так нам прощает грехи, чтобы мы после прощения не испытывали мук и терзаний. Бог бросает наши грехи Себе за хребет, в пучину морскую, удаляет их от нас, как восток от запада (Пс.102:12).

И нам надо прощать так, чтобы наше прощение несложно было принять, а после этого чтобы у человека не осталось неприятное послевкусие.

Проще всего мне принимать прощение было всегда от нашего пресвитера Евгения Васильевича. Когда я просил у него прощения, он брал меня двумя руками за плечи или за руку, говорил: “Миленький, да я тебя сразу же простил и ничего против тебя не имел”, потом молился и уходил, чтобы мне не было неудобно.

4. Иосиф понимает сам и объясняет братьям, что в Египет его послал Бог для того, чтобы спасти многих (7-8). Иисус хорошо знал о Своем посланничестве и не раз говорил об этом людям.

На днях я встретил в магазине неверующую жену нашего брата. Точнее, это она меня встретила. Подходит, здоровается, просит взвесить два тяжеленных арбуза и положить их в тележку. Я сделал это, мне нетрудно. Потом ее муж мне пересказывает ее слова: “Бог мне Рыжова в магазине послал!” Он ей: “Ну, наконец-то ты признала, что Бог тебе кого-то из баптистов в жизни посылает”.

Недавно наш пятилетний Тима говорит мне: “Папа, а ты знаешь, что Бог всем управляет?” И начинает мне это объяснять. Как я был доволен. Оказывается, им про это рассказывали на спевке. Там еще рассказ про леопарда был. Кто занимается с детками, хочу вас ободрить: ваш труд ну очень важен. Благодаря вам мой сын в пять лет знает то, что вот эта жена нашего брата усваивает где-то так к тридцати. А это понимание важно для спасения.

В тридцатые годы один то ли следователь, то ли судья отправил верующего на переселение в очень тяжелые для жизни места. А потом и сам туда попал. Несколько дней промучился, а потом встретил верующего. Тот принял его к себе. Так и выжили. Потом подружились даже. Верующий сказал: Бог меня сюда прислал, так как знал, что ты интеллигент и сам здесь не выживешь.

Жизнь похожа на немецкое предложение, в котором смысл иногда становится ясен лишь тогда, когда произнесут последнее слово (у немецких глаголов часто бывают отделяемые приставки, и от значения приставки зависит значение глагола, а отделяемая приставка в предложении стоит на последнем месте. Еще есть грамматические конструкции, в которых смысловой глагол идет на последнее место в предложении). Что-то похожее было в истории Иосифа: пока она не подошла к концу, братья ее не понимали. Так может быть и с нашими историями.

Другой библейский пример: Давид удерживается от мести Семею, понимая, что этим событием управляет Бог. “И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? пойду я и сниму с него голову. И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь?” (2Цар.16:9-10).

Мысль о Божьем водительстве и Провидении поможет нам не мстить и прощать.

Значение слова из Иер.29:11, переведенного у нас как "намерения" - “искусный дизайн, проект”. А выше про пленение на 70 лет. Этот плен – во благо, это – искусный Божий дизайн (из проповеди Т.Ц.). Но трудно его было воспринимать таким, проходя через страдания. Иосиф видел в своей судьбе искусный Божий дизайн.

5. Иосиф сообщает им о будущих пяти годах голода (6). Иисус дает нам знания, которых у нас не было прежде.

6. Иосиф дает братьям указания о том, что им надо сделать, чтобы спастись от голода (9-13). Помогает им в решении жизненных вопросов. Иисус меняет наши планы и осуществляет водительство.

Заключение

Иисус – наш Иосиф.

Братья смотрели на Иосифа в Египте и не узнавали его. Их проблемы могли решиться раньше. И у них могло быть меньше проблем вообще. Шедшие в Эммаус Иисуса не узнали.

Узнаем ли мы Иисуса в нашей жизни? А узнавая, придаем ли этому значение? (в проповеди рассказал здесь еще историю про мусульманина Ису, пока не буду ее публиковать, планирую написать по ней рассказ и тогда выложить).


Проповедь сказал 23.10.2016