Айдар река у горы Карачун

Аркадий Польшаков
                АЙДАР РЕКА У ГОРЫ КАРАЧУН

 (Отрывок из повести Аркадия Польшакова "Айдаровские родники")

Кто из вас, друзья, не помнит школьную пору, самую неповторимую и прекрасную. Годы, проведенные в школе незабываемы, они надолго остаются в памяти человека.
Как хорошо сказано в известной со школьных времен песне «Школьная пора». Напомним текст этой песни:
«…Школьная пора, и при всякой погоде,
Пропадали пропадом мы во дворах,
Через года слышу, мамин я голос -
Значит, мне домой возвращаться пора.
Через года слышу, мамин я голос -
Значит, мне домой возвращаться пора.

В ящик заброшены книжки - не до них мне опять,
Ждет у подъезда мальчишка,
Может, я смелая слишком,
Что разрешила себя поцеловать.

Школьная пора, и при всякой погоде,
Пропадали пропадом мы во дворах,
Через года слышу, мамин я голос -
Значит, мне домой возвращаться пора…»

Нам часто вспоминаются ребята из родного класса и конечно школьные учителя, которые все были разные, одни вредные, другие прекрасные. Среди школьных учителей у Люды Тимошенко в её классе самой доброй и обаятельной была учительница Ольга Леонидовна, которая вела у них уроки «Природоведения» и была классным руководителем. Это была миловидная, симпатичная женщина в расцвете сил, с круглым добрым лицом и улыбчивыми глазами. Она была большой патриоткой своего родного края, в большом хорошем понимании этого ёмкого слова. Её познания о родном крае были обширнейшие. Все то, что она рассказывала на уроках своим ученикам, распространялось далеко за рамки школьной программы.
Самыми любимыми темами её уроков были рассказы о родной земле, где она родилась, училась и провела почти всю свою сознательную жизнь, по крупицам собирая историю их замечательного края.
Люда Тимошенко, как и многие её сверстники из класса, как завороженные смотрели на учительницу, когда она восторженно, красочно, то прозой, то стихами, влюблено с блеском голубых красивых глаз рассказывала о дорогих ей местах.
Вот и сейчас Люда и все ученики класса тихо сидели за партами и слушали проникновенный голос учительницы.
Она начала свой урок с того, откуда произошло такое красивое и благозвучное название их любимой реки Айдар. Там на реке они в воскресные дни отдыхали, загорали, купались, собирали цветы, ходили походами к устью. На лодках плавали вниз по течению реки, вплоть до впадения её в Северский Донец.
- Ребята! – одухотворённо говорила учительница, - вы только вслушайтесь в эти чарующие, я бы сказала одухотворенные звуки, заключенные в красивом названии нашей реки: - Айдар!
Ольга Леонидовна произносила это слово с особой неповторимой и только ей присущей душевной интонацией. Звуки её голоса казалось, исходили из самого сердца, глубины её большой человеческой души. В произносимых ею словах и звуках звучала большая любовь, душевная чистота и неповторимая женская нежность. Это о ней поэт АркПоль написал такие лирические строки:
«Я слушал Лиру,
Твои стихи…
В них пела Муза
Большой души.
Мне показалось:
Рыдал фагот
И пела скрипка,
Играл кларнет…
И контрабаса
Сердечный ритм
Душевной болью
Отзывался…

Я молча слушал
Твои стихи
Волшебной Музы,
Что от души…
О чем-то тихо
Мечтал рояль,
Как будто плакал,
Грустил баян.
И отрешенно
Страдал тромбон,
И зал притих весь,
Он покорен…

Я молча слушал
Твои стихи,
То была Песня
Большой Души!..»

Ребята, сидя за партой, слушая рассказ учительницы о родной реке и крае, как бы зримо видели эту красоту их природы.
- Есть много легенд о том, откуда произошло такое красивое название нашей реки – Айдар? – сказала Ольга Леонидовна.
- Одна легенда гласит о том, что когда-то давным-давно через эти края проезжала по нашей местности молодая княгиня со свитой и здесь на привале у переправы через реку, влюбленный в свою госпожу молодой казак подарил ей необычно красивый цветок. Это было белая, белая лилия. Увидев красивый цветок молодая княгиня, воскликнула: «Ай-дар, какой!» С тех пор по преданию и зовется наша река Айдар.
- Ольга Леонидовна! – можно я спрошу, поднял руку Виктор Курашов. - Говори, Виктор! – улыбаясь ему, сказала учительница.
- Я от бабушки слышал такую же легенду, но в ней речь шла о какой-то царице. Правда ли это?
- Видишь ли, Виктор, - ласково, уважительно произнесла учительница, - цари и царицы появились на Руси значительно позже, чем княгини и князья. Со времён Киевской Руси на этой большой территории повсеместно в разных местах образовались отдельные княжества, которыми правили князья, а не цари.
А, как известно из истории Руси князья, чтобы заключить мир и иметь добрососедские отношения с Большой степью, в частности с половцами или другими кочевыми народами населяющими степь, заключали соглашения и брали в жены сестер или дочерей ханов, которые в последствие становились княгинями. Поэтому вероятней всего здесь на караванном пути в Большую степь могла проезжать княгиня, а не царица.
- Ольга Леонидовна! – поднял руку, чтобы задать вопрос Валентин Карачун. - Слушаю тебя!
- Я в районной библиотеки в одной книге прочитал про то, что будто бы царь Петр I тоже побывал в наших краях?
- Это хорошо, что ты много читаешь. Отвечая на твой вопрос, могу сказать одно, что царь Петр I возвращаясь с Азова, останавливался на отдых неподалеку от Старобельска. Достоверно известно, что этот царь со своей многочисленной военной свитой и князем Борисом Куракиным останавливался неподалеку лагерем в небольшом селении на реке Белой. Это было где-то в конце августа 1696 года. Тогда в наших местах стояла чудесная осенняя пора, люди жили зажиточно, в садах и огородах было полно всего. Поспели яблоки, груши, сливы, вишни, арбузы, дыни и много чего другого, что растет в наших краях.
Этот царь был большим любителем повеселиться и погулять. Он приказал в местечке, где остановился, устроить для своей свиты веселье с участием местных поселянок (учительница здесь умолчала о пьяной попойке, которую устроил здесь царь Петр со своими приближенными).
Утром, когда царь проснулся в хорошем расположении духа к нему подошел князь Куракин и стал нахваливать здешние места. Будучи в хорошем настроении царь сказал ему: «Возьми. Дарю тебе, как свояку, тебе и сыну, крестнику моему Александру все это место, которое сам определишь и установишь!»
После этого селение, в котором царь остановился с князем Куракиным, было переименовано в Белокуракино, с закабалением всех местных жителей.
Вообще я скажу, что царь Петр I был настоящий деспот и причинил немало горя нашему благодатному краю и жителям его. Дело в том, что здесь испокон веков селились и жили вольные люди, которых называли казаками. Слово казак в переводе означает свободный человек. Казаки дорожили своей свободой и не любили любую власть, которая отбирала их привилегии свободного человека. У казаков и атаманы не назначались сверху царем, а выбирались на всеобщей казачьей Раде (Совете).
Поэтому не удивительно, что казаки восставали против своих поработителей, царей, князей, иных захватчиков их исконных земель. Они участвовали практически во всех народных восстаниях против царизма.
Царь Петр I, как известно, отличался особой жестокостью. Так в июне 1708 года, когда вспыхнуло Булавинское восстание, он писал князю Василию Долгорукову: «… чини немедленно, с Божьей помощи (от автора: какое кощунство, Бога б не трогал), промысел над ворами, которые пойманы, вели вешать по городам… Надлежит опустошить городки по Донцу сверху по Лугани, по Медведице, по Устьмедведице. По Бузумуку все. По Айдару все. По Деркулу все. По Калитвам и другим Задонным речкам все!»
По интонации учительницы было понятно, что она не любила говорить на эту тему, о сумасбродстве этого царя ей было многое известно из истории. Да и за что можно было любить этого царя, да и других его приемников и преемниц-императриц, которые много зла причинили этим свободолюбивым людям, отобрав у них земли, закабалив весь народ.
Поэтому Люда Тимошенко и многие её одноклассники под воздействием учительницы тоже стала относиться к этому царю гуляке и деспоту отрицательно.
Не зря люди говорят, что с кем поведешься того и наберешься.
Учительница далее вернулась к теме урока и продолжила свой рассказ о происхождении названия реки Айдар, сказав: - Происхождение названия реки Айдар теряется в глубине веков. Предположительно, на мой взгляд, это название произошло от названия местности. Дело в том, что река Айдар протекает по живописным местам у подножья меловых гор (возвышенностей), этих древнейших отложений мелового периода. Тогда много миллионов лет назад, как установлено нашими учеными, эта земля была покрыта водой Мирового океана. И из года в год, из века в век, через тысячелетия по берегам заливов этого океана, путем отмирания колоний моллюсков (простейших организмов), которые жили здесь в воде, образовались наши меловые горы.
С ними и связано первоначальное название реки, поскольку слово Айдар в переводе означает «белая гора».
- Ольга Леонидовна, - поднял руку, желая что-то сказать, непоседливый Сережа Ковтун. - Говори, Сережа! – разрешила учительница. - Ольга Леонидовна, я, когда лазил на гору Карачун через ущелье, которое глубоко прорезает эту гору, то на дне его нашел вот этот экспонат, похожий на окаменелый палец питекантропа…
И он показал всем удивительный камень, очень похожий на заостренный указательный палец. Учительница взяла камень в руки повертела его и сказала, обращаясь ко всем в классе:
- Ребята, Сережа нашел в ущелье палец не какого-то питекантропа, а окаменевшее тело продолговатого моллюска жившего миллионы лет тому назад. В народе такой палец еще называют «чертов палец».
Если вы внимательно к нему присмотритесь, то увидите внутри так называемого «пальца» темную более рыхлую сердцевину, это окаменелые внутренности этого древнего моллюска.
- Ух, ты-ы! – протянул восхищенно Сережа Ковтун, беря обратно свою находку. – Это ж надо, миллионы лет пролежал в земле!
С задней парты Виктор Курашов, смеясь, произнес: - Ребята, наш современный питекантроп палец своего далёкого предка первобытного питекантропа нашел. Ребята в классе над таким образным сравнением засмеялись,
Учительница, обращаясь к Виктору, сказала: - Хочешь быть оригинальным - будь добрым! Не надо оскорблять своего товарища.
Валентин Карачун с места воскликнул: - Ребята, да там такого добра навалом! Я в том ущелье тоже был, это очень интересное место! Ольга Леонидовна, чтобы утихомирить ребят, примирительно сказала:
- Ребята, у меня есть предложение, давайте в следующее воскресенье организуем культпоход по родному краю, Айдар реке и исследуем ущелье, где нашел этот камень Сережа Ковтун.
- Вот здорово! – загудели ребята. – Давайте пойдем туда, это очень интересно!
- Вот и хорошо, - улыбаясь, сказала учительница, - общий сбор назначим в 10 часов утра в воскресенье у моста через реку Айдар. А сейчас продолжим разговор о происхождении названия нашей реки.
Некоторые исследователи считают, что слово Айдар тюркского происхождения. Поскольку, например, в Крыму встречаются похожие названия со слогом «Ай», такие как Ай-Петри, Ай-Даниль, Айтадор и другие.
Дело в том, что «Ай» в переводе с тюркского, означает «светлый, белый» или «святой». Поэтому вполне возможно, что слово «Айдар» родилось от названия «белой горы», у подножья которой протекает наша речка. Еще одна версия о том, откуда произошло название нашей реки, некоторые исследователи связывают с тем, что в конце пятнадцатого века у крымского хана Гирея был брат, которого звали Айдар.
Но связать это с названием нашей реки маловероятно, так как царевич Айдар в татарских правителях не был и большую часть жизни провел в Московии под бдительным оком Великого князя Ивана III. Поэтому однозначно связать его имя с названием реки было бы не совсем корректным.
- Ольга Леонидовна, - поднял руку, спросила учительницу Люда, - а этот царевич мог быть на нашей земле, как царь Петр I? Есть ли какие-то упоминания об этом?
- Нет, Людочка! Таких письменных доказательств нет. Известно, что он был, как бы заложником у Ивана III, чтобы хан Гирей был более покорным и не выступал против Московии.
Вообще, ребята, самое раннее упоминание об Айдаре можно найти в так называемой «Книге - большому чертежу», книга была составлена в 1627 году на основании более старого «чертежа». В этой книге имеется такая запись: «… ниже Ольховского колодезя с Ногайской стороны пала в Донец река Айдар, от Ольховского колодезя до Айдара верст 30».
В это время прозвучал звонок на перемену и учительница, прощаясь, напомнила ребятам о том, что будет ждать желающих пойти с ней в культпоход на гору Карачун и исследовать большое ущелье в 10 часов у моста через реку Айдар.
- Ура-а! – закричали ученики, радуясь интересному походу по родным местам.
* * *
Прошло несколько дней, наступило долгожданное воскресенье, которое ребята ждали с нетерпением. Как договаривались, желающие совершить экскурсию на Карачун гору собрались в назначенный час у старого моста через реку Айдар.
Под руководством учительницы Ольги Леонидовны они перешли на другой берег по старому деревянному мосту, ведущему на Подгоровку, и пошли вдоль берега реки к видневшимся вдали меловым горам.
Школьная пора важна и интересна тем, что формирует характер человека, его мировоззрение и что не менее важно устанавливает и регулирует взаимные отношения, которые складываются внутри класса между отдельными ребятами.
Поэтому не удивительно, что в их классе, как и других, ребята группировались на отдельные группы по интересам и привычкам. Вокруг Люды Тимошенко, как своеобразного лидера, сгруппировались мальчишки и девчонки, жившие у моста на улице Харьковской, где она жила в доме №12. К ней часто прибегали друзья списать домашние задания, поделиться новостями, сходить погулять в парк или на речку.
При этом среди ребят возникали первые признаки влюбленности, взаимной привязанности, дружбы, а порою и антипатии. Причем замечено, что девочки несколько раньше созревают мальчишек, они более осведомлены в душевном плане, более чувствительны и легко замечают возникшую привязанность и порой пользуются этим в своих целях.
Поэтому Люда быстро заметила, что сосед по парте, образно говоря, не ровно дышит по отношению к ней. Да и другие ребята с их улицы тоже крутились возле неё.
Разбившись на пары и небольшие группы, ребята вслед за учительницей весело болтая, шли вдоль Айдара. Река петляла по здешней низменности, порой широко разливаясь, то наоборот суживаясь в узкое русло, со стремительным бегом воды. Проходя мимо одного такого места, учительница спросила:
- Ребята, видите эти дубовые сваи, вбитые в дно реки? - Да, видим!- ответили те.
- Здесь когда-то стояла водяная мельница купца Кожухова. Это был богатый купец, известен он был не только тем, что снабжал первосортной мукой всю Луганщину, но и тем, что был щедрым меценатом, на деньги которого содержалась местная больница и библиотека.
- Что с ним стало потом, почему от его мельницы остались только эти сваи? – спросила Люда Тимошенко. - Как, что! Революция смела всё на своем разрушительном пути. Канули, как говорится влета, не только мельницы, дворцы, церкви и монастыри, но и, что самой печальное канули в небытие талантливые и предприимчивые люди.
- Разве мельника можно отнести к творческой профессии? – удивленно спросила Люда Тимошенко.
- Видишь, Людочка, талант может проявиться не только в литературе и искусстве, а и в умении наладить прибыльный бизнес, в технике, экономике, военной области и даже в политике, когда человек может успешно для общего блага руководить целой страной. Учительница, да и никто из ребят тогда не догадывались, что среди них растет и станет в свое время известным политиком их одноклассница – Тимошенко.
Ради справедливости, следует отметить, в стране среди Тимошенковых были не только обычные рядовые работяги, а и маршалы, как например, маршал Тимошенко.
- Ольга Леонидовна, а много ли талантливых людей на всем белом свете? – спросила Люда Тимошенко.
- Нет, немного! Некоторые ученые оценивают их количество в 3 процента, другие в пять. Факт остается фактом, что их не много, да и не все они могут в полной мере раскрыть свой талант.
Надо сказать, что Ольга Леонидовна была свободной женщиной, которая могла уделять больше внимания, чем другие отягощенные домашними заботами о хлебе насущном учителя. За что очевидно и любили её ребята. Муж её сбежал за длинным рублем в Сибирь и там пропал, поэтому всё её внимание она отдавала своему любимому делу – учительству, была классным руководителем в их классе.
Идя с ребятами класса в походы, она забывала о своих мелких проблемах и передрягах, с которыми встречаются каждая незамужняя женщина.
По пути она рассказывала ребятам о многом, о цветах растущим у реки, о полезных травах типа подорожника, который полезен тем, что заживляет ранки на пораненных острыми предметами ногах. О диких ягодах, растущих в их местах: «глёде», ягод боярышника, земляники, которые полезны при гипертонических болезнях и других целебных растениях.
Идя такой разношерстной веселой гурьбой вдоль правого берега, их группа достигла поворота реки в направлении меловых гор. В данном месте прямо из-под земли бил фонтан родниковой воды. Вода в нем была кристально чистой. Здесь ребята организовали первый привал, достали из рюкзаков кружки, чашки и с большим удовольствием накинулись на эту божественную воду. Как водится на привалах среди молодежи, потекли разговоры на различные темы, интересные жизненные случаи, произошедшие с ними или их знакомыми.
Ребята пели полюбившиеся им песни под гитару, в частности песню АркПоля, которая называется «Золотая осень»:
«Загрустила осень, золото роняя
На тропинки-змейки, стылые пески,
И склонилась ива, косы заплетая, (2 раза)
Над водой печально у Айдар - реки.
***
Припев:
А в лесу танцуют белые березы,
Укрывая землю охрой золотой.
Не страшат их ветры, вьюги и морозы,
Потому что верят, расцветут весной.

***
Ласковое солнце, улыбаясь реже,
Смотрит, как кружится пожелтевший лист,
И вот только сосны стройные все те же,
Свежий хвойный воздух так пьяняще чист.

***
Мирно и спокойно катит свои волны
Милая речушка, спутница моя,
И ветвями ива тихо шепчет: "Вспомни!»
Здесь бродили юность и весна твоя ".

***
С журавлиным криком улетело лето,
И притих веселый, говорливый лес,
Лишь одни сороки шумно спорят где-то:
"Больше не увидишь ты таких чудес..."
И лесное эхо повторяло это:
"Больше не увидишь ты таких чудес..."

***
Припев:
А в лесу танцуют белые березы,
Укрывая землю золотым ковром.
Не страшат их вьюги, лютые морозы,
Ведь весна разбудит их волшебным сном»

Неугомонный Сергей Ковтун, обращаясь к учительнице, спросил улыбаясь: - Ольга Леонидовна, мне ребята старшеклассники рассказали смешной анекдот про учебу, можно я его расскажу?
- Давай, рассказывай! – ответила учительница.
- Так вот, что они глаголют про учебу! Чем больше учишься, тем больше знаешь. Чем больше знаешь, тем больше забываешь. А чем больше забываешь, тем меньше знаешь. А чем меньше знаешь, тем меньше забываешь. Но чем меньше забываешь, тем больше знаешь. Так для чего тогда учиться?
- Ну, это известный афоризм, Сережа! Его часто цитируют те, кто не хочет учиться. А учиться надо всегда, всю жизнь. Правильно, ребята!
- Правильно, правильно!- послышались восклицания ребят. – Не хотят учиться только лодыри и невежды!..
- А вот Валентин Карачун считает, что чем ленивей человек, тем его труд больше напоминает подвиг, - улыбаясь во весь рот, подковырнул одноклассника все тот же неугомонный Сергей Ковтун.
- Да не слушайте его ребята, ничего я такого не говорил! – оправдывался Валентин.
- Ну, как же! А кто на прошлой неделе «отлынивался» и не хотел «хезеэрить» в классе (убирать помещение, как дежурный класса). Ребята, он мне говорил, что «хезеэрить» для него, как носорогу посуду в маленьком тазике мыть.
- Ребята, не верьте  этому питекантропу с пальцем! Он вам лапшу вешает на уши!
- Какую лапшу? Валентин, я предпочитаю больше макароны по-одесски. А твое неумение врать это еще не повод говорить всю правду.
Ребята улыбались и посмеивались над их взаимной перепалкой, худощавый юркий Сергей не впервой подшучивал над крупногабаритным неуклюжим Валентином.
Поскольку все немного отдохнули, Ольга Леонидовна скомандовала всем «подъём», и ребята, собрав рюкзаки, двинулись дальше вдоль реки, которая теперь протекала у подножья меловых гор.
Это была многокилометровая гряда гор разделенных между собой глубокими ярами и ущельями. Самой высокой из них считалась гора Карачун, разделенная глубоким ущельем на две части.
Дожди, вода, которая стекала с её плоской вершины, плоскогорья, промыли громадный каньон в её меловой толще. Эта верховая дождевая вода, достигая русла, образовали в месте слияния с рекой пойменную отмель. Здесь дно реки было покрыто принесенным с горы белым меловым щебнем, отчего вода в реке была «белосеребристой», чистой и прозрачной. Она переливалась под солнечными лучами красивыми серебристыми зайчиками. Не удивительно, что ребята, достигнув этого райского уголка, решили сделать второй привал и искупаться.
Люда тоже залезла в воду, осторожно ступая босыми ногами на гальки. Когда она вошла по пояс в воду, рядом с ней вынырнув неожиданно из воды, Сережа Ковтун, увидев её, он крикнул:
- Ты, что боишься воды? - Да нет, не боюсь! Просто не хочу мочить волосы. - Вот оно что! – смеясь, сказал Сережка и окатил её водой.
- Ой! Прекрати сейчас же! – закричала Люда. Но Сереже смеясь весело, не останавливаясь, продолжал на неё брызгать водой.
- Ну, погоди, я сейчас тебе покажу! – воскликнула Люда, и как рассерженная молодая львица накинулась на него. Сережа пытался удрать, но не тут-то было, Люда успела схватить его за чуприну и стала окунать голову парня в воду.
- Ой! Больно же! – закричал захлебываясь Сережка.
- А ты как думал, я же просила тебя не мочить мне волосы. Поэтому и получай сдачи!
Тут подоспел к ним Валентин Карачун и стал брызгать на них обоих. Девушки и мальчики разделились на две команды и, визжа, и смеясь, стали забрызгивать друг друга водой.
В это время Ольга Леонидовна тоже вошла в воду и попросила ребят угомониться, прекратить брызгаться. Порезвившись, ребята успокоились, девочки вышли на берег и стали отжимать мокрые волосы и сушить их на солнце. Ребята еще болтыхались и плавали по реке. Виктор Курашов ходил по мелководью и искал красивые камешки.
Ольга Леонидовна хорошо плавала и легко переплыла речку в этом месте. На том берегу было несколько групп отдыхающих, там она с кем-то из знакомых повстречалась, это был мужчина примерно её возраста.
Надо заметить, что Ольга Леонидовна была симпатичной женщиной и очевидно пользовалась успехом у противоположного пола. Она минут десять разговаривала о чем-то со своим знакомым, а потом вернулась в реку и переплыла на их сторону.
Накупавшись, вся группа сначала грелась, сушилась на солнышке, а потом они решили накрыть общий стол и перекусить перед подъёмом на гору.
В рюкзаках ребят оказалось много всякой всячины, сердобольные родители, очевидно, знатно постарались. Здесь были пирожки с разной начинкой, цельная вареная картошка, сваренные вкрутую яйца, помидоры, огурцы, фрукты, а Валентин притащил даже целый арбуз.
Подкрепившись, ребята, собрав вещи, под руководством своего классного руководителя направилась к входу в ущелье горы Карачун. - Ольга Леонидовна, – обратился к ней Виктор Курашов, - а почему эта гора так называется?
- Как почему! – воскликнул, хитро улыбаясь, Сережка Ковтун. – Да потому, что с нами в поход идет сам великий и неповторимый, гроза лягушек и ужей Валентин Карачун, вот в честь его, так и назвали эту лысую гору. Смотрите, он как две капли воды похож на эту гору: белый лоб, громадные уши, а наверху большая плоская проплешина.
Услышав это сравнение, ребята засмеялись, посматривая на нахохленного Валентина. Тот решительно двинулся на говорившего, видно хотел дать подзатыльник шутнику.
- Успокойтесь, ребята, - остановила их Ольга Леонидовна, - дело в том, что это название тоже пришло к нам из глубины веков.
Карачун или Анна темная – это день языческого почитания, который отмечается 22 декабря. Как вы знаете, на 22 декабря приходится день зимнего солнцеворота, т.е. самый короткий и самый холодный день в году. Древние считали, что в этот день берет свою власть грозный Карачун – подземный бог, повелитель морозов, злой дух, древнее божество смерти. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами, и укорачивает светлое время суток. Слугами этого мифического бога Карачуна по поверью были медведи-шатуны, в которых якобы оборачиваются зимние метели.
Древние люди верили, что по медвежьему хотению, по медвежьему повелению зима делиться как бы на две половины. И если медведь в своей берлоге повернется на другой бок, значит, зиме осталось пройти до весны путь равный половине всего долгого зимнего пути. Люди в этот декабрьский день говорили: «На Солнцеворот медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».
- Вот здорово, жаль, что у нас медведей давно нет, - заметил Виктор.
- Ребята, еще в народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор. Говорят, например: «пришел ему карачун», «жди карачуна», «задать карачуна», «хватил карачун». С другой стороны, слово «карачить» может иметь следующие значения - пятиться задом, ползком, «скорячило» - скорчило, свело.
 Если вы, ребята, заглянете в Толковый словарь В.И. Даля, то прочтете, что слово «карачун», имеет несколько значений. Например, оно означает то же, что и слова: «капут», «конец», «черная смерть, «гибель».
- О-о! – воскликнул все тот же неугомонный весельчак Сережка Ковтун. – Так наш Великий молчун Карачун, это есть «Великий - Гитлер Капут!»
(Он здесь намеренно произнес последнюю фразу на немецком суржики, на котором говорили в Старобельске пленные немцы).
Не зря говорят: - Было у Карачуна три сына. Один умный как утка, второй - лодырь как Емеля на печи, а третий вообще Соловей Разбойник…
Услышав это Валентин набычившись как бык, грозно двинулся в сторону Сережки со славами: «Я тебе сейчас задам такого карачуна, что ты своих не узнаешь!»
Ольга Леонидовна улыбаясь, остановила их, и продолжила свою мысль, сказав:
 - Что касается такой на первый взгляд необычной фамилии Валентина, то она досталась, очевидно, по наследству. Скорее всего, от его предка запорожского казака.
Дело в том, что когда приходили записываться в Запорожскую Сечь новички, сбежавшие от помещиков, то им давали новые фамилии, часто юморные или устрашающие.
Например, человеку, который не любил кашу, давали фамилию-кличку – Неешкаша, воду – Непейвода и другие. Это делалось для того, чтобы если приходил запрос из Московии на беглеца по фамилии Иванов или Степанов, то ушлые запорожские писари отвечали, что нет таковых в их войске. И что в указанное время к ним прибыли казаки: Неешкаша, Непейвода, Карачун и прочие.
- Молодцы запорожцы, здорово придумали, - заметил Курашов, - только непонятно почему назвали его прадеда Карачуном?
- Скорее всего, казак Карачун, был сильным, крепким и хорошим воином, который мог запросто в бою зашибить сильного врага, - сказала учительница.
- Ребята если внимательно присмотреться к Валентину, так это и есть настоящий медведь-шатун, - смеясь, заметил Сережка Ковтун, - вы только посмотрите на его фигуру, да и ходит он как медведь-шатун, переваливаясь с ноги на ногу.
И Сережка смешно спародировал походку Валентина, ребята засмеялись. А Валентин увидев это, грозно бросился к нему, но не тут-то было, шустрый Сережка нырнул за громадную глыбу в узкое пространство ущелья.
- Смех, смехом ребята, но в те далекие времена люди верили в разных богов и злых духов, даже песни сочиняли об этом, одна такая песня называется «Волколак – Карачун». (От автора: для достоверности, ниже приводится текст этой старинной песни)

«Прорез на глазах, - ты чувствуешь боль,
Покров ледяной под твоею ногой.
Зловещий кошмар морозной зари,
Своей белизной режет глаз изнутри.
Кровь стынет, но нет для тебя огня,
Когда седой старик глядит на тебя.
В живых оставит, кто предан ему,
Не верь здесь, глупец, тут «ублюдку»  тому.
***
Замерзая в снегу, ты не сможешь бороться.
Карачун – это Зло. Над тобой он смеется!
Ты увидел звезду - Полярную фею…
Карачун - это Зло, нет сильнее его!
***
Наши корни-ноги в снежной темнице.
И ступая на лед «не боись» оступиться.
Чтобы бог тебя спас, попросить не забудь…
Пусть удар меча, попадет врагу в грудь.
Кровь стынет, но нет для тебя огня.
Когда седой старик смотрит на тебя.
Когда Владыка открывает свой пир,
Здесь не поможет твой церковный кумир.
***
Замерзая в снегу, ты не сможешь бороться,
Карачун – это Зло. Над тобой он смеется!
Ты увидел звезду - это он владеет ею,
Карачун - это Зло, нет его сильнее!

Здесь мы вернемся к ребятам, которые стали подниматься вверх по ущелью горы Карачун. Дождевая вода, стекающая с горы, наворотила здесь на дне ущелья большие глыбы мела, которые ребятам приходилось обходить. Склоны ущелья по обеим сторонам были покрыты меловым мелким щебнем, который при прикосновении ног или рук ребят шумным камнепадом сыпался вниз.
Шустрый Сережка, идущий впереди всех увидев на склоне «чертовый палец», полез за ним, радостно крича: - Я первый нашел палец!
На стоящих внизу ребят обрушился настоящий камнепад. Смешно было видеть, как он по-обезьяньи на четвереньках карабкался вверх, практически оставаясь на месте, так как мелкий щебень съезжал вместе с ним вниз. Но Сережка все же добрался до своей находки, схватив «палец» он радостно закричал:
- Ольга Леонидовна! Есть экземпляр для школьного музея!
- Молодец, Сережа! – похвалила его учительница. – Сейчас спускайся вниз, пойдем дальше. Впереди у нас еще будет много интересного.
Скатившись вниз, Сережка дал каждому потрогать, полюбоваться на окаменелости моллюска пролежавшего здесь миллионы лет. Затем они гуськом полезли вверх по ущелью, внимательно осматривая склоны и дно ущелья.
- Ой, ребята! – вскричала подруга Люды Тимошенко, Лена, - Смотрите ящерица! Ребята кинулись ловить её, но быстрая ящерица юркнула под большой камень, оставив в руке Валентина свой шершавый хвост.
Ребята удивленно рассматривали его, а Ольга Леонидовна поведала ребятам про то, что некоторые пресмыкающиеся, потеряв свой хвост, отращивают его вновь по истечению некоторого времени.
- Вот бы и у человека было бы так! – воскликнул Сережка.
- Сережа, а что ты потерял свой хвост, - подшутил над ним Виктор, - и теперь мечтаешь отрастить вновь его?
Ребята этой шутке рассмеялись. - Зря смеетесь, – заметил тот, - сколько солдат вернувшихся с фронта за такое «изобретение» сказало бы Матушке-Природе спасибо.
- Ну, это из области фантастики, - сказал Виктор. - Почему фантастики, я считаю, что когда-нибудь люди в будущем научатся и это делать. Правда, Ольга Леонидовна?! – обратился Сережа к учительнице.
Та несколько подумав, сказала:
 - А, что медицинская наука быстро развивается, может в далеком будущем люди научатся и человеческие органы выращивать.
Пройдя середину пути,  Люда Тимошенко с ужасом увидела, как сверху по склону в её направлении извиваясь, скользит полуметровая змея. Она закричала: - Ой, мамочки, змея!
Все как вкопанные остановились. Увидев змею, девчата завизжали. Первым опомнился Валентин, он бросился к Люде и смело полез на склон за змеей.
- Валентин, осторожно, она может укусить тебя! – крикнула смельчаку учительница. - Ольга Леонидовна, это уж, а не змея! Я таких ужей ловил уже здесь.
Осмелевшие от такого заявления трое парней кинулись ловить его. Поймав ужа, они засунули его в мешок.
Потом Валентин объяснил всем, чем уж отличается от настоящей змеи – тем, что у него по бокам головы видны два желтых пятна. Однако пугливые девушки всё же старались подальше держаться от Виталия, который нес мешок с экспонатом для школьного живого уголка, где уже обитали черепахи, лягушки и хомячки.
Добравшись до вершины меловой горы Карачун, и набрав приличный запас различных экспонатов для школьного музея и зооуголка, ребята с удовольствием расположились на отдых.
Перед ними с высоты открылся завораживающий вид на их родной город, речку, заливные луга, сады и огороды.
- Люда, вон смотри, твой дом отсюда виден! – воскликнул Сережка.
- Где, где! – встрепенулась Люда. - Смотри по реке, видишь, от моста идет улица Харьковская.
- Вижу!
- Смотри по правой стороне, через квартал виден и твой дом.
- Точно, вижу, вот здорово! Видна крыша и часть сада.
Ребята стали наперебой узнавать свои дома, улицы и другие памятные им с детства места. Родной им город Старобельск, с вершины горы перед ними лежал как на ладони.

Продолжение следует...

    Остросюжетные и юмористические книги, сборники стихов АркПоля можно заказать в Канаде - Welcome to Lulu  !  https://www.lulu.com/    Questions About Placing a Bulk Order? 
Call 919-447-3244  через Интернет: 

1.Сборник любовной лирики - 2.Поэзия космоса - 3.Роман "Кошевой атаман" - 4.Роман "Воскрешение" - 5.Повесть "Исполины" -  6.Сборник юмористических рассказов - 7.Новейший Завет - 8.Книга стихов  "СТРАНА ПОЭТОВ":
9.Повесть "ПАДЕНИЕ БЕЛОГО  ДОМА":

Купив книги, вы поможете  волонтерам оказать помощь многим обездоленным людям!