Город - призрак Теке

Николай Панов
В последнее время всё чаще раздаются голоса о необходимости переименования моего родного города Уральска в Теке. Чем же казахи обосновывают такой выбор - Теке? По большому счету, ничем. Одни, бездоказательно говорят, что "около Уральска был городок Теке, по данным радио - углеродного анализа, ему больше 7000 лет"*, другие твердят, что "город не раз переименовывался, казахи называли его "Теке", "Орал", а русские - "Яицкий городок", "Уральск"**.

Никаких документальных свидетельств, что около Уральска был древний городок с названием Теке, - нет. Такого наименования нет в знаменитом труде П. И. Рычкова "Топография Оренбургской губернии", в которой первый член - корреспондент Российской Академии Наук подробно описал Казахскую степь и её обитателей. В главе Пятой в разделе XI "Развалины старинных городов и строений", по утверждению самого Петра Ивановича Рычкова "вносятся токмо те, которые в пределах Оренбургской губернии знатнейшими почитаются". На берегу реки Яик, там указан, лишь, город Сарачик. "Сей город, - писал Рычков, - по объявлению яицких казаков, бывал нагайских татар. Там ещё поныне в земле находят многие палатки: видно, что бывали они кладбища знатных людей, ибо во многих находят гробы и кости. Сказывают, что на строение Гурьева городка кирпича много взято из сих развалин".

Действительно, город Уральск за свою многовековую историю переименовывался не раз. С 1613 по 1775 годы он официально назывался "Яицкий казачий городок", потом, по указу Государыни Императрицы Екатерины II, стал именоваться Уральск. "Для истребления же из памяти возмущений, - писал Левшин, - Яик по просьбе самих казаков назван Уралом, войско Яикское Уральским, а городок Яикский Уральском (Именной Указ о сём переименовании дан Сенату 15 - го января 1775 года, по представлению генерал - фельдмаршала князя Потёмкина).Таким - то образом казаки сии утратили древнее имя своё и последнюю, слабую тень демократического внутреннего правления". Были годы когда ему пытались "навязать" наименования: Нижне - Уральск, Яицк, но к нему вновь возвращалось гордое имя - Уральск. Однако, казахи никогда не называли его Теке. Реку Урал и город Уральск они именовали по старинке - Жаик (Яик). В советское время река Урал стала Жайыком, а город Уральск приобрёл новое звучание - Орал. Это не переименование, а произношение русского слова "Уральск" на казахском языке. Например, на казахском языке город Оренбург - это Орынбор, а Москва - Москеу.

Название города Уральска как Теке, впервые появилось на страницах романа Хамзы Есенжанова "Яик - светлая река", изданным в 1958 году на казахском и русском языках. Это большое эпическое полотно о становлении советской власти в Казахстане. Есежанов, современник этих событий, использовал в романе много исторических документов и фактов. Прототипы героев его романа - реальные лица. Название города Теке присутствует в диалогах действующих лиц романа:

"- Не беспокойся, я не буду тебя вешать на шанрак, не хочу марать руки. Это сделают другие. Я прикажу связать тебя и отправить в Кзыл - Уй. Там быстро найдут, где и как тебя повесить! Понял? - Шугул угрожающе помахал посохом. - Видел, наверное, когда ездил в Теке, как вешают большебеков, а? Если не видел, то, конечно, слышал! Точно так же поступят и с тобой.

- Отец зря вы обижаете старшину. Не такой уж он пройдоха, как Байес, который привозит из Теке газеты и тайно распространяет их среди народа, - робко сказал Нурыш, стараясь заступиться за старшину".

Однако, не следует забывать, что роман написан в жанре исторической прозы. В отличие от документальной литературы, историческая проза допускает некоторую вольность в обращении с фактами, свободный их отбор, а также введение - для поддержания интереса к повествованию - вымышленных персонажей. Поэтому Теке - это не более, чем литературный вымысел писателя. Учитывая, что основная задача исторической прозы - изобразить цепь реальных событий со всем возможным драматизмом, объединив их при этом некой исторической концепцией, то, вероятно, писатель использовал эпитет "Теке" для остроты ощущения событий гражданской войны в Казахской степи.

Зачем же, писатель - коммунист Хамза Есенжанов ввёл эпитет "Теке", который с казахского языка можно перевести, как: 1)Козёл; 2)Вожак, предводитель. Весной 1918 года город Уральск становится оплотом контрреволюции в Приуралье. Казаки разогнали революционный Совет, избрали своего атамана. Созданное войсковое правительство заключило договор с казахской Алаш - Ордой о совместной борьбе с большевиками. Руководство западного крыла Алаш - Орды находилось в посёлке Джамбейты, где десятилетний Хамза проживал у своего дяди и был очевидцем всех происходящих событий. Учитывая этот свершившийся факт в истории Приуралья, писатель, вероятно, и применил эпитет "Теке", обозначив им город Уральск, как центр контрреволюции. Эпитеты - очень распространенное в литературе понятие, без них трудно представить художественное произведение.

Известный советский писатель Валериан Правдухин, детские годы которого прошли в уральском посёлке Калёновский, хорошо знал жизнь и настроения казахского населения Приуралья. "Все казахи, которых я знал в детстве, - писал Правдухин, - а я их знал не мало, - работали пастухами у калёновцев. Это были кроткие, забитые люди, но об их добросовестности даже среди казаков ходили легенды. И у меня о них сохранились самые хорошие воспоминания. Они были настоящими друзьями для нас, ребятишек, все эти смуглые, оборванные Сарасымбаи, Алибайки, Маскары, Джума - Галеи... Революция уравняла в правах русское и казахское население". Однако, он в своих очерках даже не обмолвился о том, что казахи употребляли термин "Теке", в разговорном языке, для города Уральска. В то же время В. П. Правдухин очень правдиво дал характеристику контрреволюционности уральских казаков. "Их община, - писал Правдухин, - где было много своеобразного, не имела никакой увязки с остальной Россией. Мог ли этот старозаветный мир понять, хотя бы смутно, революцию? Это была благодатная почва для их тупых и ограниченных военных вождей и правителей, начавших ссору с саратовским совдепом, перешедшую в ожесточенное побоище". Вот, для последнего предложения, кстати, эпитет "Теке" подошёл бы, как нельзя лучше.

Нельзя утверждать, что на месте современного Уральска когда - то давно был древний город Теке, в котором кипела жизнь. Потом этот город умер и остались лишь воспоминания... Не осталось не только воспоминаний, но и самого древнего города никогда не было. Город - призрак Теке не что иное, как плод неуёмной фантазии современных казахстанских "Шлиманов", приверженцев научной мысли, что "наш край называют "Казахской Долиной Царей", из - за того, что в окрестностях находят древние курганы - захоронения ханов". Несомненно, любой археолог мечтает открыть свою Трою... Однако, не следует доходить до абсурда. Если отыщется в древних рукописях географический термин "Теке", то его легко обнаружить на севере Казахстана, где расположено горько - солёное озеро Теке, или на юге, где есть река Теке и населённый пункт с таким же названием.

Город Уральск, за время своего существования, пережил несколько страшных пожаров, уничтожавших его дотла. Но он всегда "возрождался из пепла" на прежнем месте и на это были весомые причины.

По преданию, место для Яицкого городка казакам указал сам Святитель Алексий. Митрополит Московский и всея Руси Алексий (в миру Елевферий Федорович Бяконт (1292 - 1378) пользовался большой благосклонностью в Золотой Орде, где исцелил болевшую глазами ханшу Тайдулу - жену хана Джанибека. В 1357 году, по приглашению хана он прибыл в Орду и был принят с большими почестями. Он отслужил над болящей Тайдулой молебен с водоосвящением. При этом была задействована чудотворная свеча. По окроплении Тайдулы освященной водой, она чудесным образом прозрела. Возможно, ставка хана Джанибека находилась в городе Сарачике. Как раз этим объясняется чудесное видение Святителя Алексия яицкими казаками в устье реки Яик, недалеко от развалин города Сарачика. После этого казаки перенесли свой городок с Кирсановского яра на теперешнее место, в устье Чагана. "Причиною перенесения Уральска, - писал Левшин, - вероятно,была трудность отражать набеги татар на месте открытом, каковы окрестности урочища Орешного. Положение нынешнего города, при впадении Чагана в Урал, защищаемое с двух сторон довольно широкими реками, гораздо безопаснее".

Через 50 лет по его смерти митрополит Алексий был канонизирован в лике святителя. Его мощи были обретены в 1431 году в основанном им Чудовом монастыре в Кремле в результате восстановительных работ и положены изначально в храме Архангела Михаила. В Яицком городке первая деревянная церковь была имени Святителя Алексия. К сожалению, она сгорела при большом пожаре. Первым каменным собором, заложенным в 1743 году, стал храм Архангела Михаила, который сохранился до наших дней. Таким образом, над бывшим казачьим городом Уральском витает русский дух Святителя Алексия, который вместе с небесным покровителем Уральских казаков Архангелом Михаилом бережет его от всяческих бед и напастей. А город - призрак Теке - это мифический "новодел", который умело и целенаправленно навязывается обывателям, определенными кругами казахской интеллигенции, вероятно, страдающей ностальгией по временам Алаш - Орды.

Ссылки:

*  www.avsim.su/forum/topic/82579

** visitkazakhstan.kz/ru/guide/information/7/0/160

Источники:

Есенжанов Х. Яик - светлая река. - Алма - Ата, 1971.

Левшин А. И. Историческое и статистическое обозрение уральских казаков (Адаптация книги, изданной в С. - Петербурге в 1823 году). - Уральск,  2011.

Правдухин В. П. Годы, тропы, ружье. - Оренбург, 2008.

Рычков П. И. Топография Оренбургской губернии (Избранные главы) - Уральск, 2009.