Ученику-второкласснику задали упражнение по русскому языку.
Надо составить четыре коротеньких предложения в два слова, вставив на места пропущенных сказуемых глаголы из предлагаемого перечня. Фух! Разобрались?
Зайчик ... .
Косарь ... .
Трус ... .
Ослик ... .
Предлагаемый перечень слов, с обозначенным ударением:
1.трУсит, 2. кОсит, 3.трусИт, 4. косИт.
Ученик самостоятельно выполнил упражнение, написав:
Зайчик трУсит.
Косарь кОсит.
Трус трУсит.
Ослик кОсит.
Хм, заинтересовалась я, проверяя работу мальчугана. Логика тут присутствует. Почему это зайчик обязательно должен косить? Это мы, взрослые, исторически так придумали, и пошло-поехало на века, что зайцы все , как один, косые.
У них глаза-то не косят, а просто раскосые, а видят они прекрасно. Вот поди, объясни ребёнку, почему зайцев косыми называют!
Ладно, пойдём дальше. Очень меня удивило то, что ослик кОсит.
Подозвала ученика, стала объяснять.
"Смотри, эти слова с похожими корнями, но имеют разные значения, смысл у них разный, к тому же и ударение падает на разные слоги. Понятно?"
Кивает.
"Косарь кОсит, а зайчик косИт. Ударение на "И". Ясно? Глаза у него косые",- свожу глаза к переносице, - вот такие!"
Ученик смеётся: " Он что, больной? Он трусливый! И я написал , что зайчик трУсит".
"Ладно,- сказала я, - пусть остаётся так, это - тоже правильно". "Это гораздо правильнее!",- подумала я.
Ну как объяснить мальчугану, что виноват фольклор, наградивший зайца косыми глазами.
С косящим косарём и трусящим трусом, вроде, всё в порядке, кроме тавтологии.
"А почему у тебя ослик кОсит?"
Безапеляционно: "Мне так захотелось!"
Скорее всего, ребёнок просто не встречал никогда слова " трусИт" и не понимал его значения.
Но я спросила: " И как же ослик может косить?!"
"Как-как? Взял в зубы косу и косит!", - ученик хватает карандаш, зажимает его в зубах и ритмично , по дуге, кивает головой из стороны в сторону, мол, размахнись голова, раззудись шея.
Я хохочу!
"Ослик, не кОсит, он трусИт! ТрусИт - это трусцой бежит!",- тут уж я вскакиваю со стула и изображаю бег трусцой, руками тоже в такт шевелю , ведь у ослика четыре ноги.
"Помнишь лошадку мохноногую? Которая торопится, бежит? Примерно так!"
Ученик остался неприклонен: "Пусть ослик кОсит!"
Так всё и оставили. Сознательно пошли на " неуд."
Вот как наше загадочное образование путает детей.
Ой, частушка родилась:
КОсят травы косари
По сухой погоде.
А кто-то кОсит косари
Жезлом на дороге!
А вот ещё нескладуха:
Жил трус в многоквартирном доме.
Сушил бельё он на балконе.
ТрусИл трусы, чтобы развесить,
И трУсил: кто-то всё заметит, гад, обязательно!
Ну, пошло-поехало:
ТрусИл на экзамен студент и дрожал:
Один лишь билет хорошо только знал.
Он трУсил, напрасно билет свой искал,
Стипендии свет всё тускнел-угасал...
И напоследок:
Не косИт косой глазами!
Это выдумано нами.
Что? Китайцы тоже кОсы?
Не косЫ они - раскОсы!
____________
Рис. автора