ТрУсит или трусИт?

Ирина Шатуновская
Ученику-второкласснику задали упражнение по русскому языку.
            Надо составить четыре коротеньких предложения в два слова, вставив на места пропущенных сказуемых глаголы из предлагаемого перечня. Фух! Разобрались?
           Зайчик  ... .
           Косарь ... .
           Трус ... .
           Ослик ... .
           Предлагаемый перечень слов, с обозначенным ударением:

           1.трУсит, 2. кОсит, 3.трусИт, 4. косИт.

           Ученик самостоятельно выполнил упражнение, написав:

           Зайчик трУсит.
           Косарь кОсит.
           Трус трУсит.
           Ослик кОсит.

           Хм, заинтересовалась я, проверяя работу мальчугана. Логика тут присутствует. Почему это зайчик обязательно должен косить? Это мы, взрослые, исторически так  придумали, и пошло-поехало на века, что зайцы все , как один, косые.
           У них глаза-то не косят, а просто раскосые, а видят они прекрасно. Вот поди, объясни ребёнку, почему зайцев косыми называют!
           Ладно, пойдём дальше. Очень меня удивило то, что ослик кОсит.
          Подозвала ученика, стала объяснять.
          "Смотри, эти слова с похожими корнями, но имеют разные значения, смысл у них разный, к тому же и ударение падает на разные слоги. Понятно?"
            Кивает.
           "Косарь кОсит, а зайчик косИт. Ударение на "И". Ясно? Глаза у него косые",- свожу глаза к переносице, - вот такие!"
           Ученик смеётся: " Он что, больной? Он трусливый! И я написал , что зайчик трУсит".
           "Ладно,- сказала я, - пусть остаётся так, это - тоже правильно". "Это гораздо правильнее!",- подумала я.
            Ну как объяснить мальчугану, что виноват фольклор, наградивший зайца косыми глазами.
           С косящим косарём и трусящим трусом, вроде, всё в порядке, кроме тавтологии.
           "А почему у тебя ослик кОсит?"
           Безапеляционно: "Мне так захотелось!"
           Скорее всего, ребёнок просто не встречал никогда слова " трусИт" и не понимал его значения.
           Но я спросила: " И как же ослик может косить?!"
           "Как-как? Взял в зубы косу и косит!", - ученик хватает карандаш, зажимает его в зубах и  ритмично , по дуге, кивает головой из стороны в сторону, мол, размахнись голова, раззудись шея.
           Я хохочу!
           "Ослик, не кОсит, он трусИт! ТрусИт - это  трусцой бежит!",- тут уж я вскакиваю со стула и изображаю  бег трусцой, руками тоже в такт шевелю , ведь у ослика четыре ноги.
           "Помнишь лошадку мохноногую?  Которая торопится, бежит? Примерно так!"
           Ученик остался неприклонен: "Пусть ослик кОсит!"
           Так всё и оставили. Сознательно пошли на " неуд."
   
           Вот как наше загадочное образование путает детей.
          

     Ой, частушка родилась:

                КОсят травы косари
                По сухой погоде.
                А кто-то кОсит косари
                Жезлом на дороге!

    А вот ещё нескладуха:

                Жил трус в многоквартирном доме.
                Сушил бельё он на балконе.
                ТрусИл трусы, чтобы развесить,
                И трУсил: кто-то всё заметит, гад, обязательно!

   Ну, пошло-поехало:

                ТрусИл на экзамен студент и дрожал:
                Один лишь билет хорошо только знал.
                Он трУсил, напрасно билет свой искал,
                Стипендии свет всё тускнел-угасал...

   И напоследок:

                Не косИт косой глазами!
                Это выдумано нами.
                Что? Китайцы тоже кОсы?
                Не косЫ они - раскОсы!




____________
Рис. автора