7. Работа с еврейскими театрами, 1937-1941

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКАХ: Эскизы костюмов Панталоне и Флориндо к спектаклю «Лгун» в постановке театра им. Моссовета


Фалька, за время его отсутствия в Москве, подзабыли. Картины не покупались, а, значит, и денег не было. Быт Фалька в довоенной Москве был довольно скуден и суров.

Тем не менее, в первые годы официальная творческая жизнь Фалька складывалась в СССР удачно.

Соломон Михоэлс немедленно привлёк Фалька к оформлению декораций для Еврейского театра ГОСЕТ, заказав ему эскизы. А Илья Эренбург порекомендовал Фалька Камерному театру.

Напомню, что как художник театра Роберт Фальк начал работать еще в начале 1920-х гг., сделав декорации к спектаклю Московского Государственного еврейского театра (ГОСЕТ) «Ночь на старом рынке» по пьесе И. Переца. В 1927 г. оформил спектакль «Путешествие Вениамина III» по роману Менделе Мойхер-Сфорима в том же театре.

После возвращения в Советский Союз в 1937 г., Роберт Фальк продолжил свое сотрудничество с ГОСЕТом, работая оформителем сцены; работал и с другими московскими театрами.

В ГОСЕТе он в 1939–1940 гг. оформил спектакль «Соломон Маймон» М. Даниэля (постановщик Соломон Михоэлс).

В 1940–1941 гг. оформил там же спектакль «Испанцы» М.Ю. Лермонтова (перевод на идиш А Кушнирова, постановщик И. Кролль).

Фальк плодотворно работал с Белорусским еврейским театром, оформив спектакль «Заколдованный портной» в 1940–1941 гг. (постановщик Н. Лойтер).

Фальк очень серьёзно и основательно относился к своей сценографической работе: «У меня всегда есть стремление вести спектакль по своему пути. ... Я вижу внутри себя всю сцену в целом: и декорации, и актеров в костюмах и гримах. Поэтому часто посещаю репетиции, чтобы представить мизансцены и учесть их в своей работе».

В 1940 г. в театре им. Моссовета вышел спектакль «Лгун» по пьесе К. Гольдони, декорации и костюмы к которому создавались по рисункам Р. Фалька. «... в работе над Гольдони [режиссер] Марголин ничего у меня не менял. Актёры были согласны, но я, признаюсь, деспот с актёрами» (цит. по: Беседы Р.Р. Фалька с Е.О. Любомирским (апрель-июнь 1945 г.) // Художник и зрелище. М., 1990. С.280-281).

Несколько эскизов Р. Фалька к спектаклю «Лгун» хранятся в Театральном музее им. А. Бахрушина и в Национальной галерее Армении.

Восторженную рецензию на постановку «Лгуна» в Театре им. Моссовета написал искусствовед и философ С.Н. Дурылин: «Прекрасны занавес, декорации и костюмы Р. Фалька.

Художник знает Венецию, чувствует её неповторимую красоту, любит её и потому хочет, чтобы ее любили зрители и чувствовали актёры».

Однако, у спектакля оказалась непростая судьба. В том же году, но на несколько месяцев позднее, в театре им. Моссовета состоялась премьера ещё одной пьесы Гольдони – «Трактирщица» с блистательной В.П. Марецкой в главной роли.

«Трактирщица» долго держалась в репертуаре театра и полностью затмила «Лгуна».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/10/26/384