Про стихотворение Держись Христа

Рыжов Александр Геннадьевич
В разных местах меня не раз спрашивали, как было написано стихотворение "Держись Христа". Возможно, я и здесь когда-то об этом писал, не помню. Оно стало известным благодаря песне и книге, названной по нему. За книгу мне, кстати, очень стыдно – там первые мои христианские стихи, самые слабые. После того мной написано больше тысячи (я считал) других стихов, смею надеяться – более зрелых содержательно и технически, но издать их никак не получается.

Так вот, сейчас один брат задал в письме несколько вопросов по этому стихотворению, конкретно – по последней строфе. Я ответил ему, а потом подумал, что можно выложить часть моего ответа и здесь, вдруг кому будет интересно. Вот, выкладываю. Еще раз подчеркиваю – тут именно о концовке песни.

===

"Держись Христа" я написал в пожелание брату, который покаялся на собрании после периода отпадения. Это был брат, который первый заговорил со мной на библиотеке, когда я был еще совершенно мирским – приблизительно в 1997 году. Обычно я стихотворение пишу около часа, а это написалось в один присест. Я, не снимая верхней одежды после собрания, сел и записал, очень удивлялся потом. Если бывают случаи, про которые говорят "по вдохновению", то это именно тот случай – почти не отнимал ручку от бумаги, пока писал.

Последний куплет я понимаю так. "И не забудь" – здесь проглядывает мотив возвращения после отпадения, т.е. "не забудь снова то, что забывал на некоторое время прежде". "открытой Богом тайны" – не всем она открыта, открывает именно Бог. Плотскому уму Божья мудрость кажется безумием. "известной всем, держащимся Христа" – здесь мысль из начала Рим.12: когда мы посвящаем себя Богу, он открывает нам больше Свою волю и Свои тайны. "Нас исцеляют Иисуса раны" – здесь я главным образом об исцелении духовном, о спасении и преображении внутреннего мира. "Исцеляют" – т.е. есть проблемы, которые самоисправлением не решить, нужно Божье целительное вмешательство. "А приближает к небу – путь креста" – тут я именно о кресте, который берет на себя человек, не о голгофском кресте Иисуса. Т.е. в двух строках сказано о двух сторонах спасения – Божьей и человеческой. Для нашего спасения важны А) раны Иисуса, полученные Им на Голгофе, и Б) наше следование по пути креста.

Почему именно про эти две вещи сказано в кульминации пожелания?.. Первое – про Голгофу, без этого невозможно ни приблизиться к Богу, ни жить христианской жизнью. Второе – про наше посвящение Ему и взятие креста, без этого тоже никак. Пожалуй, все остальное наше христианство зиждется на этих двух вещах.

Мне запомнились слова одного брата, услышанные уже после написания этого стихотворения: "чем вы человека в церковь привлечете, тем должны будете его удерживать". Мне кажется, это очень верно и точно. И это надо учитывать в нашем благовестии. Привлечем развлечениями, надо будет развлекать и в дальнейшем. Привлечем Христом, Христом будем и удерживать. Поэтому такая концовка у этого стихотворения.

Конечно же, когда я писал, я не продумывал все эти вещи рационально, не планировал написать то и то. С другой стороны, мое понимание Христа и христианства, которое я имел пмБ к этому моменту, определенно наложило отпечаток на то, что и как я написал. Так, наверное, обычно и бывает при любых занятиях творчеством: наше богословие влияет на то, что мы создаем.

26.10.2016