Интервью 1

Александр Солин
       Ниже приводятся ответы автора издательству "Неформат":



      "Александр Солин, автор трилогии книг "Аккорд", “Неон, она и не он” и “Вернуть Онегина”, настаивает на том, что литература – это гипноз. Автор согласился ответить на несколько вопросов о своем подходе к литературе.


       1. Темы отыскивают вас, или вы притягиваете идеи новых романов? В каком месте души происходит ваше знакомство с вашими героями? Откуда вы о них узнаете?

       Идеи  и темы - это не для меня. Это для профессиональных писателей, к которым я отношусь с пониманием и сочувствием. Еще бы: им постоянно приходится доказывать и подтверждать свою серьезность и основательность! Утомительнейшее занятие, скажу я вам! Мне гораздо легче: я никому ничего не должен и пишу, фигурально говоря, то, что взбредет в голову. Знаете, как это бывает: от случайного слова, фразы или под действием какого-то текущего впечатления, а то и во сне в голове вдруг возникает смутный клубок мыслей без начала и конца, в центре которого чья-то жизнь. Так было с романом "Вернуть Онегина", фантом которого возник у меня после просмотра английского фильма "Онегин" Марты Файнс. Мне вдруг стало интересно, каким могло быть продолжение этой оборванной на самом видном месте истории не в энциклопедическом, как у Пушкина, а в чисто житейском плане. Роман "Неон, она и не он" объемом почти в четыреста страниц и вовсе начался с его каламбурного названия, в котором в неожиданно осмысленном и жутко спрессованном виде просматривалась коллизия общественная и межличностная. И то, что в "Онегине" неожиданно зазвучала и окрепла тема моды, а в "Неоне" тема эмиграции - скорее, диктат случайных исходных данных, чем сознательный выбор автора. Или вот еще пример - фантастическая повесть "Знаки". Однажды на даче я газетой разжег костер: в нем все сгорело, кроме клочка газеты, который каким-то чудом уцелел и лежал с краю пепелища. Я почтительно поднял его и рассмотрел. Как из этого разглядывания написалась фантастическая повесть до сих пор остается для меня загадкой.
       По моему мнению, каждый роман для автора, не пишущего на заказ - это временнАя черта под его личным опытом, свидетельство того, что опыт этот, так сказать, сгустился до плотности листа и просится наружу. Уверен, подобное состояние переживает каждый, но не каждый решается этот опыт сформулировать книжным образом.
       Что касается героев, то здесь все зависит от замысла: иногда в центре его ситуация, и тогда она сама диктует, какими должны быть те, кто в ней участвует. Иногда же в центре замысла конкретный герой, и тогда у него есть прототип, который создает вокруг себя события себе подстать. Последнее характерно для рассказов. Роман же, что не говорите, вещь для автора более личностная. Однако из какого бы расчета не произрастали герои и героини, ведут они себя крайне своенравно. Так, например, случилось с женой героя романа "Аккорд". Задуманная как одна из подружек героя, отличающаяся от них лишь узаконенными брачными отношениями, она неожиданно взбунтовалась и потребовала для себя прав и привилегий, которые и были ей, в конце концов, предоставлены. Естественно, ее каприз потребовал коренным образом изменить сюжет и композицию романа.

       2. Вы всегда описываете места, которые хорошо знаете?

       Знаете, для сегодняшних романов место действия, скорее, картонная декорация, чем живая натура. Конечно, если речь не идет об исторически выверенных произведениях. Вот и у меня - названия мест вроде знакомые, но дотошный читатель всегда найдет несоответствие в их описании. Ну, так я же не путеводители пишу. С другой стороны, я, например, никогда не бывал в Антибе, где в числе прочих мест происходят события романа "Неон, она и не он", и тем более не останавливался в том отеле, который там описан. Но уверяю вас - точнее описания вы не найдете, и все детали выписаны в строгом соответствии с натурой. Как мне это удалось - мой маленький секрет. То же самое могу сказать про Москву, с чьей топографией я знаком удручающе плохо, не говоря уже о Немчиновке, которая для героя романа "Аккорд" является сакральным местом на карте его души. Тем не менее, герои "Аккорда" и "Онегина" чувствуют себя в Москве вполне уверенно.

       3. Когда вы поняли, что вам нравится писать, и что это у вас получается?

       Я пишу уже пятнадцать лет и очень жалею, что не начал этого делать раньше, потому что когда пишешь сам, по-другому читаешь других. Именно в этом я вижу личную и главную пользу писательства. Писать мне нравится, а получается у меня или нет - судить читателям.

       4. Выносили ли вы свое первое произведение на суд читателей, и кто был самым первым?

       Конечно, выносил. Помню, это был мой первый рассказ под названием "Люди и кошки", и речь в нем шла об истории нашей кошки, которую мы подобрали на лестничной площадке. История была очень трогательная, и я по мере сил постарался описать то, что мои жена и дочь знали и без меня. Отдав должное правдоподобию, они восприняли мой первый опыт с одобрительным вниманием.

       5. Влияют ли прочитанные вами книги на ваше собственное творчество? Какая книга зародила в вас страсть к писательству, или вы всегда идете своим собственным путем? Книги в каких жанрах вам нравится читать?

       Да, влияют. Особенно если я нахожу в них то, что мне близко и понятно. И дело здесь не в идеях, темах или остроумии, а в оригинальном стиле и выразительных средствах. Что касается страсти к писательству, то ни одна книга не способна ее зародить: страсть к писательству или есть, и тогда первая же прочитанная книга способна ее разбудить, или же ее нет, и тогда читай, не читай, она так и не пробудится. У меня страсти к писательству нет, а есть ровная тяга к самопознанию. Это и есть мой собственный путь. Кстати сказать, написав три романа, три повести и с полсотни рассказов, я отдаю должное высокому безумству тех, кто сделал или готовится сделать писательский труд смыслом своей жизни. Про жанры же скажу то, что уже сказано: все жанры хороши, кроме скучных.

       6. Вы легко и непринужденно вживаетесь, входите в женские образы. Это похоже на игру и происходит спонтанно, или вам надо прежде обдумывать пути, отвергая или принимая собственные идеи?

       Если я скажу, что главное свойство женщины - непредсказуемость и что она всегда ведет себя наоборот тому, что от нее ждут, то первыми, кто со мной не согласится, будут женщины. Мои героини живут сами по себе. Я не выдумываю их, они просто возникают рядом с героем и говорят: "Прими меня такой, какая я есть и не вздумай мне перечить!" И я едва поспеваю за ними записывать, так что мне некогда обдумывать пути, отвергая или принимая собственные идеи. Тут не до игры - только успевай угождать! Вот за это своенравное отчуждение я их и люблю.

       7. Нравится ли вам мелодрама в кино? 

       Считаю, что мелодрама - единственный формат, которым еще живо кино. Традиционно и особенно хороши здесь англичане. Классика жанра - "Мечтатели", "Легкое поведение", "Один день", "Дорога перемен", "Шелк".

       8. Вероятно, вы успешно смогли бы снять собственный фильм по вашим книгам. «Если бы я был режиссером этого фильма, я бы в этом месте заставил камеру отъехать… раздвигая… судьбу до широкоформатного обобщения». Если бы вам предложили экранизировать одну из ваших книг, какую бы вы выбрали? Или, может быть, создали бы сериал, объединив всех героев?

       Я бы выбрал "Неон, она и не он", но мне не предложат...:)

       9. «…роман этот не более чем коллекция устаревшей одежды, в которую автор тщится облачить почившее время. Вот послушайте, как он шьется…» Вам нравится знать технологии? Материальные и нравственно-душевные.

       Мне нравится копаться в технологиях и подсобных материалах. С появлением Интернета это превратилось в увлекательное и полезное занятие, отчего заваленный книгами стол перестал быть рабочим местом писателя. В самом деле: и "Вернуть Онегина", и "Неон, она и не он" потребовали специальных знаний. А для написания всего одной главы романа "Аккорд" мне потребовалось с неведомым мне ранее пристрастием перечитать порядка двадцать зарубежных романов! Что поделаешь - даже фантастика должна выглядеть правдоподобно! 

       10. Вы ощущаете  действия, идеи как образы или просто притягиваете облако с размышлениями и погружаетесь в него целиком, чтобы увидеть картину изнутри?

       Понимаю, что вы имеете в виду, и отвечу так: почти все размышления и суждения от лица ли героев или от автора, которые есть в романах, рождаются в процессе написания и индуцируются мыслями и замечаниями из записных книжек, которые в свою очередь почему-то любят рождаться ночью. Словно разматывается тот самый клубок с мыслями, о котором я упоминал вначале. Облако, не облако, но определенная отрешенность при этом присутствует.

       11. «…и поэт, и романист одинаковы в той одержимости, с какой раскаленный шар их замысла пробивается через словесную руду…» А вы с удовольствием читаете поэзию? Кто и что вам нравится: Пушкин, Рембо, народные частушки?

       Поэзию читаю с удовольствием, но недопустимо мало. А ведь поэзия - высшая форма словесности! Робею даже перед плохим поэтом, потому что сам не могу сочинить и двух строк. Вот и беру пример с Набокова: применяю поэтический арсенал в прозе и перевожу на русский чужие стихи. Тот, кому дано понимать, находит поэзию везде. Для него стихи Пушкина, Рембо и частушки - явления одного порядка. И я к ним присоединяюсь.

       12. «…великое преимущество всех неискушенных в нотной грамоте: тех, кто слушает музыку сердцем, а не ухом...» Вы любите джаз, классику или рок?

       Я их больше, чем люблю: я их понимаю, потому что в отличие от героя "Неон, она и не он" мне довелось учиться в музыкальной школе и после быть тапером.

       13. Трудно ли ощущать себя психологом? Или психиатром человеческих душ?

       Я не психолог и не психиатр, я ретранслятор чужих чувств... :)"




       Источник: https://club-neformat.com/node/3029