Юбилейный год Байконура

Виталий Овчинников
или

Что такое Байконур?

Приложение.

Этот годя является юбилейным для космодрома Байконур. Именно 12 февраля 1955 года Советом Министров СССР было принято постановление о создании на юге Казахской ССР, в районе станции Тюра-Там полигона для испытания и запуска баллистических ракет большой мощности. Моя жизнь сложилась так, что мне в молодости  пришлось несколько лет поработать на этом самом полигоне, ставшем потом всемирно известным,  первым в мире космодромом Байконур.
 
Сейчас в нынешней России никто о Байконуре ничего не знает. Хотя само слово с  "Байконур" пока еще известно. Именно - пока еще! А завтра и про него забудут.

 
Мой Байконур.

Есть  на железнодорожной  трассе  "Москва-Ташкент", что проходит по   западному и южному районам Казахской республики, небольшая станция Тюра-Там.   А точнее, даже не станция, а  полустанок с убогим одноэтажным зданием вокзала,  десятком саманных домиков, больше похожих на сараи,   такого же здания магазина на пыльной привокзальной площади, да неизменного, кое как сляпанного и во всю  перекошенного  общественного туалета из саманного кирпича с двумя дощатыми дверями, на которых черной краской были написаны стандартные буквы М и Ж. А вокруг пыльная бесконечная степь, ровная и пустая, как стол, после еды.

На этой станции из поезда «Москва – Ташкент» в Советское время всегда выходило много народа. Чуть ли не полпоезда. И из них половина в военной  форме. К этому времени вся  площадь около вокзала  заполнялась служебными автобусами и автомобилями. Они забирали   приехавших и отправлялись  все  по одному и тому же маршруту – в глубь степи по хорошей  бетонной дороге, порытой сверху еще и асфальтом.

Куда?  Да недалеко. Здесь километрах в пяти  от вокзала  стоял   мощный,  хорошо оборудованный специальный   КПП,  или   воинский контрольно-пропускной пункт некой  закрытой зоны, а точнее, секретного района и города  под название Ленинск10.  Или по простому – космодром Байконур!

В Байконуре мне посчастливилось поработать в молодости несколько лет сварщиком и монтажником. Попал однажды в жуткую аварию на подземной ракетной шахте и вылез из ее горящих недр один единственный. Остались там восемнадцать человек. Участвовал в последнем трагическом запуске лунной ракеты  Челомея, когда случился неожиданный срыв металлоруковов подачи азотной кислоты в емкости ракеты и тонны концентрированной «зотки» хлынули  на ракетную площадку, заполненную людьми.  Я оказался в числе немногих спасшихся. Кислота на меня не попала. Повезло, так сказать. Судьба, видно,  приготовила мне что-то другое для  моей смерти.

Был я в Байконуре еще и в девяностых годах  в  командировке с бригадой  монтажников и ИТР специалистов. Мы снимали  тогда со стартовых площадок космодрома нашу, но ненужную теперь здесь никому, специальную  пуско-наладочную аппаратуру и отправляли ее в Москву на свой завод. Провозились мы с этой работой свыше месяца. И впечатление от этой командировки было «препоганое». Жили мы с ребятами в местной гостинице «Центральная» в двух общих номерах и работали, работали, работали, как можно больше, чтобы только убраться побыстрее с этого разваливающегося города Космограда  Лениниск 10.

Господи,  какой это был раньше город под почтовым, зашифрованным  названием Ленинск10.   Красавец!  Зеленый,  чистый,  ухоженный до умопомрачения, чуть  ли не  вымытый, вылизанный,  а потом  заодно и  -  отутюженный. Настоящий образец  Социалистического подхода к градостроительству  в  экстремальных природных  условиях,  абсолютно не подходящих для  нормальной  жизни человека,  И когда  главной задачей проектировщиков и строителей  города  является создание максимально  комфортных  условий для     жизни  его  жителей.  Так  было тогда.  В  оболганном нынешней властью  Советском,  антинародным по их мнению, тоталитарном режиме

Теперешний Город Ленинск 10  был грязный, пыльный, замусоренный до невозможности. Декоративные  кустарники, тянувшиеся вдоль тротуаров и отгораживающие  плотной  живой  стеной  людей от транспортных артерий города, были почти полностью выломаны, вырублены или по высохли. А  пирамидальные  тополя,  вместе с липами и каштанами, которыми  были засажены  дворы, практически  полностью  засохли.

Раньше по городу были проложены системы  трубопроводов, через которые осуществляли  искусственный полив всего посаженного  в городе:  деревьев, кустарников, цветов и  обыкновенного травяного покрова.
 
Теперь  вместо  труб  ямы и  канавы, прорытые  повсюду и через  которые, вероятно, выламывали   на  продажу  лежащие  там   когда-то  трубы. Такое  же  безрадостно-унылое впечатление производил и городской «Парк  Космонавтов», протянувшийся  вдоль  мутных,  желтых  вод  стремительной Сыр-Дарьи.  Парк в те времена  был гордостью  города, посаженный когда-то его  горожанами  во  время их  бесчисленных субботников, взращенный и взлелеянный ими на  безжизненной  песчаной  почве. Теперь он стал никому  не нужным, обыкновеннейшим  диким лесом.

 Чуть ли не половина деревьев в  парке была вырублена, поломана, а из оставшейся половины – половина  засохла. А от  былых густейших декоративных кустарников, «оконтуривающих» парковые аллеи и дорожки,  остались  одни  лишь  жалкие  остатки. Хорошо еще, что  памятник маршалу  Неделину  сохранился. Но второй памятник освоения космоса, свидетельство еще одной  трагедии  Байконура, находился в жутком, почти катастрофическом  состоянии. Этот памятник никому в стране  не  был известен, потому  что в тот  раз среди погибших не оказалось  никого  из больших  чинов, только рядовые солдаты да гражданские инженеры,  наладчики, да несколько обычных офицеров, самый старший из которых оказался всего лишь полковником. И пусть их было почти семьдесят человек, говорить об этой трагедии в  стране  не  стали. Незачем.

 КОСМОДРОМ БАЙКОНУР

Космодром Байконур, это  громадный район  на территории Кызыл-Ординской области  Казахстана со своей сетью  железнодорожных  и автомобильных дорог и своей столицей, городом Ленинск10. Байконур занимает территорию площадью порядка  6750 км; и протяженностью с севера на юг в 100 км., с запада на восток в 150 км.

Создание космодрома в 1950-х годах было определено изготовлением   первой советской межконтинентальной баллистической ракеты Р-7  и необходимостью отработкой ее запусков.  Дальность полета ракеты превышала 8000 км, в связи с чем возникла необходимость создания и оборудования новой трассы, проходящей в восточном направлении практически через всю азиатскую часть Советского Союза.
 
Потребовались новые районы для падения отработавших ступеней и новые измерительные пункты. Был нужен новый полигон для пусков этих ракет. С целью решения этой задачи в начале 1950-х годов была создана комиссия, разработаны требования к новому полигону и  был выбран вариант размещения нового полигона в Казахстане, близ Аральского моря в районе железнодорожной станции Тюра-Там, Кзыл-Ординской области, Казахской ССР.
 
12 февраля 1955 г. принято постановление Совета Министров СССР № 292–181 о строительстве полигона. Основными объектами строительства были стартовые площадки межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и технические сооружения полигона.

К ноябрю 1956 года были завершены строительно-монтажные работы на большинстве объектов и сооружений, обеспечивающих готовность к началу летных испытаний МБР. Были построены: стартовый комплекс, пункт управления запуском, монтажно-испытательный корпус, часть измерительных пунктов, здания вычислительного центра, введены в действие водовод, водонасная станция и электростанция. Строились автомобильные и железная дороги.

Первый пуск межконтинентальной двухступенчатой баллистической ракеты 8К71 № 5Л,  прототипа семейства ракет типа Р-7 «Союз» проведен 15 мая 1957 г.

Первый успешный пуск ракеты 8К71 № 6 состоялся 21 августа 1957 г., а 4 октября того же года с космодрома стартовала ракета-носитель 8К71 ПС с первым искусственным спутником Земли «ПС-1», а 12 апреля 1961 года был выведен космический корабль с первым космонавтом планеты Ю.А. Гагариным.

В последующие годы на полигоне создаются стартовые и технические комплексы для подготовки и запусков-КА с использованием ракет-носителей легкого («Циклон-М»), среднего («Союз», «Молния», «Зенит»), тяжелого («Протон») и сверхтяжелого («Энергия») классов, а также развивается обеспечивающая инфраструктура полигона.
Первая пусковая установка РН «Союз» была введена в эксплуатацию в 1957 году. Вторая, аналогичная ей,  в 1961 году. Две пусковых установки РН «Циклон-М» были введены в эксплуатацию в 1967году. Первая пусковая установка РН «Протон» введена в эксплуатацию в 1965 году, вторая — в 1966 году и еще две — в 1979году.

Одновременно с созданием комплекса «Энергия-Буран» на Байконуре строился наземный комплекс для ракет-носителей среднего класса нового поколения «Зенит», способных вывести на опорную околоземную орбиту полезный груз массой 15 т. Особенностью комплекса «Зенит» является максимальная автоматизация процессов подготовки РН к пуску. Для выведения-КА используются переоборудованные под РН «Рокот» и «Днепр» шахтные пусковые установки. Первый пуск РН «Рокот» был проведен в 1994, а РН «Днепр» — в 2000году.

С космодрома «Байконур» выполняются все запуски пилотируемых кораблей и все запуски космических аппаратов (КА) на геостационарную орбиту (связи, телевещания, космической навигационной системы ГЛОНАСС). Этот космодром используется также для запусков-КА на низкие и средние орбиты (метеорологической системы Метеор, исследования природных ресурсов Земли и др.), а также для запусков автоматических межпланетных станций и коммерческих запусков-(КА).

Весомым вкладом космодрома «Байконур» в освоение космоса явились пуски ракет-носителей «Протон» с межпланетными станциями к Луне, Венере, Марсу и долговременными орбитальными станциями «Салют» и «Мир».  Космодром «Байконур» использовался для реализации следующих космических программ и проектов: «Восток», «Восход», «Салют», «МИР», «Марс», «Венера», «Луна» и «Энергия-Буран».

Наибольшую роль космодром «Байконур» сыграл в реализации проекта «МИР» на которой  побывало 104 человека, из них  62 иностранца; в области медицины, биологии, техники и астрофизики было проведено более 31000 экспериментов, проведено: 64 стыковки с грузовыми космическими кораблями «Прогресс», 31 — с кораблями «Союз», а в рамках программы МИР НАСА 9 стыковок с американскими "Шатлами». На станцию было доставлено 170 тонн различных грузов и было возвращено на Землю более 4700 кг с результатами экспериментов.

По программе «Энергия-Буран» на космодроме были созданы стартовые комплексы для пуска РН «Энергия». Это позволило 15 мая 1987 г. провести с космодрома успешный испытательный пуск новой сверхмощной ракеты-носителя «Энергия», а 15 ноября 1988 г. эта ракета-носитель была использована для вывода на околоземную орбиту 30-тонного многоразового орбитального корабля «Буран» в беспилотном варианте.

 
Программе «Энергия-Буран» предшествовала грандиозная лунная программа Н-1, утвержденная в СССР в 1964 году. В период с 1969 по 1972 гг. было проведено 4 пуска ракеты-носителя Н-1, закончившихся неудачно. В 1976 году работы по Н-1 были полностью прекращены. Созданный под эту программу уникальный наземный комплекс был законсервирован, но в конце 70-х годов были начаты работы по его реконструкции и по созданию новых наземных объектов под комплекс «Энергия-Буран». В результате были созданы стартовый комплекс и универсальный комплексный стенд-старт. Для обеспечения посадки орбитального корабля на Байконуре был создан специальный посадочный комплекс.

Однако в связи с развалом СССР в  начале 90х годов работы по программе «Энергия-Буран» на космодроме были прекращены, объекты законсервированы, и некоторые из них демонтированы.

После распада СССР космодром «Байконур» перешел в собственность Республики Казахстан и был арендован Российской Федерацией. В 1990 году полигон «Байконур» был переименован в космодром «Байконур» со своей столицей городом Байконур. Однако масштабы проводимых на Байконуре работ резко сократились и начался отток населения из города и поселков Байконур. Как гражданского, так и военного.
 
Все, эпоха космодрома Байконур  закончилась. А со строительством и  вводом в эксплуатацию космодрома Восточный на Дальнем Востоке, можно уже с уверенностью говорить о конце  Великой эпохи Байконура.

***