Хронология пророков и пророков ч. 13

Владимир Бровко
                ч.13
                Христианский писатель КОММОДИАН


        После предыдущего христианского пророка святого Ипполита  с его бурной и отчасти авантюристической биографией ( ибо кто не рискует, тот не становится святым) о бедном  христианском писателе  Коммодиане Газском (лат. Commodianus) известно не много.   
   И вашему автору  пришлось собирать и анализировать о нем информацию буквально по крупицам.
   И вот, что у меня получилось!! Прославился Коммодиан в первую очередь как — латинский поэт первой половины III века. Причем тут его можно сравнить даже с российским поэтом  А. Пушкиным. Оба  писали свои стихи вопреки  тогдашнему правописанию и нормам стихосложения!!!
  Коммодиан  писал свои стихи на вульгарной латыни, а Александр Пушки на "вульгарном старославянском", ставшим в последствии "живым русским языком"!!!
   Но бог с ним с А. Пушкиным!  Это тема отдельного исследования, а нам пора возвратится в третий век в римскую империю.

   А еще в разных  энциклопедических справочниках о поете Коммодиане  пишут , что родом  он был из г. из Газы, в Сирии. Где провёл детство язычником; но затем подпал под влияние  первых христиан и занялся  изучением Святого Писания, а потом и принял крещение. Затем  Коммодиан  перебрался как бродячий поет в ту часть Римской империи.что мы называем Северной Африкой. Это Египет,Судан,Алжир и Марокко.

 В  энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1890—1907). о нем  рассказано немного более. И в частности сообщается что до нашего времени сохранились 2 его сборника стихов, исполненные христианской ревности.

      Из них «Instructiones adversus gentium deos» состоит из 80 песен, в которых Коммодиан доказывает несостоятельность язычества, советует язычникам, как и евреям, принять христианство и обращается с серьёзными увещаниями к христианам, мирянам и духовным лицам.
     В «Carmen apologeticum adversus Judaeos et gentes», 249 г., Коммодиан, ввиду близящегося светопреставления, увещевает неверных обратиться к христианству. Оба стихотворения (изд. Людвигом, Лейпциг, 1877—1878) были написаны неправильным гекзаметром; «Instructiones» составлены в виде акростихов.

    Две книги Поучений охватывают 80 гекзаметрических акростихов.
     Книга I носит апологетический характер и была предназначена для просвещения язычников и евреев.
     Книга II обращена к христианам, которым напоминается об их различных обязанностях и разных жизненных ситуациях; она представляет собой род изложения христианской этики. В Апологетической песни (1060 гекзаметров)

    Коммодиан, как и всякий вновь уверовавший  в Христа неофит  пытается обратить язычников и евреев, не только излагая им принципы христианского учения, но также описывая близкий конец света и Страшный Суд.

    Но у Коммодианна как поэта была на то время одна особенность!
   Все его произведения  были предназначены для необразованного читателя! И  в народе они читались и почитались в том же духе и что матерные  российские частушки!!! Вот маленький пример такого текста!!!!

Я гуляла, я гуляла
И налево и направо
А чего ж мне не гулять?
Всё-равно ведь скажут ****ь!

Ах. ты Гена, ах ты Гена
Ты не щупай за колено
Щупай сразу за ****у
А не то домой пойду.

Я сидела на скамейке
С милым целовался
И на этой же скамейке
Девственность осталась!

Как у нашего Никитки
*** к ноге примотан ниткой
Стоит и матюгается,
Нога не опускается!

Шла я как-то из грибов
Повстречала мужиков.
Вывод сделала такой
Жаль, что нет грибов зимой!


    Но мы опять невольно отвлеклись! А что касается Коммодиана то его  язык является разновидностью народной латыни, полон неправильностей, а гекзаметр далеко отстоит от классических образцов. ( как утверждают ученные М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань», 1998 )
    Правда я не уверен что они сами знают " вульгарную латынь" ибо в СССР  было такое правило " Не читал но осуждаю"!!!
     Тем не менее  по долгому  розыску и анализу собранной информации  я остановился вот на такой трактовке  биографии Коммодиана.

      Коммодиан, кроме того что поет, еще и  так сказать рядовым  священником из Северной Африки.
     Примерно в середине III века он создал два произведения на вульгарной африканской латыни, отличающиеся неуклюжим стихосложением и варварским гекзаметром, без внимания к долготе звука и зияниям.
       удосужились все таки найти и прочесть труды Коммодиана  пишут мол, что поэтической и богословской точки зрения они не имеют никакой ценности! О вот историки утверждают, что  труды Коммодиана есть источник точных сведений по истории христианской практики;

      Но те и другие в принципе спорили не долго и согласились в отношении Коммодиана с таким вот консенсусом.
        Коммодиан по мнению ученных был патрипассианином в плане христологии и хилиастом в плане эсхатологии, поэтому папа Геласий отнес его к апокрифическим авторам!!!
       И тут я вынужден прервать изложение и пояснить читателю,что означает определение  патрипассианин и хилиаст?
      Хилиа;зм (от греч. ;;;;;; — тысяча), или милленари;зм (от лат. mille — тысяча и лат. annus — год) — богословское понятие (теория), представления в рамках христианской эсхатологии о «периоде торжества правды Божьей на земле»[1], в котором Иисус Христос и христиане будут править миром на протяжении 1000 лет.
Как считают приверженцы хилиазма, по окончании Тысячелетнего царства наступит время Страшного суда, конца истории и установления будущего вечного состояния — под новым небом на новой Земле (Откр. 21:1).
  Некоторые из них считают, что между окончанием Тысячелетнего Царства и Страшным судом будет короткий период, в который состоится решающая битва с Сатаной.

       А вот  вульгарная латынь в стихах Коммодиана знаменует в истории латинского языка и поэзии переход к романской литературе средних веков.

       Первая поэма Коммодиана называется «Наставления в христианской жизни», она написана около 240 г. по P. X. или ранее.
       Она была задумана для обращения язычников и иудеев, в ней есть также увещевания, адресованные новообращенным, верующим и кающимся.
       Поэма состоит из более тысячи двухсот стихов и поделена на восемьдесят строф, каждая из которых представляет собой акростих (начальные буквы строк образуют заглавие или тему раздела).
       Первые 45 строф — апологетические и обращены к язычникам, остальные 35 — назидательные и обращены к христианам.
        В первой части автор призывает неверующих покаяться ввиду приближающегося конца света и отдает предпочтение хилиастическим представлениям об антихристе, возвращению двенадцати колен, первому воскресению, тысячелетнему царству и последнему суду.

      Во второй части он наставляет новообращенных и разные группы христиан.
     Последний акростих, вновь напоминающий читателю о конце света, называется «Nomen Gaz?i»[1615], если же читать его от конца к началу, то получается имя автора: Commodianus mendicus Christi..

      2. Второе произведение Коммодиана, обнаруженное только в 1852 г., — «Апологетическая поэма против иудеев и язычников», написанная около 249 г.

        Автор призывает их (как и в первой части «Наставлений») без промедления покаяться ввиду приближающегося конца света. Она также написана неуклюжим гекзаметром, и в 47 ее разделах изложено учение о Боге, человеке и Искупителе (ст. 89 — 275); значение имен Сына и Отца в отношении к промыслу спасения (276 — 573); препятствия на пути распространения христианства (574 — 611); призыв к иудеям и язычникам, чтобы они оставили свою религию (612 — 783); описание последних времен (784 — 1053).

        Самая интересная часть второй поэмы — ее заключение.

        Она содержит более полное описание антихриста, чем первая поэма.

        Автор ожидает, что конец света наступит скоро, вместе с седьмой волной гонений; готы завоюют Рим и спасут христиан, но появится Нерон как языческий антихрист, отнимет Рим и будет свирепствовать, преследуя христиан, три с половиной года; потом его победит настоящий антихрист с востока, иудейский, который после победы над Нероном и сожжения Рима вернется в Иудею, будет совершать ложные чудеса и принимать поклонение от иудеев.

        Наконец появится Христос, Который есть Сам Бог (с монархианской точки зрения автора), и Он вместе со Своей армией, двенадцатью потерянными коленами, которые жили в Персии в радостной простоте и добродетели, с помощью поразительных чудес победит антихриста и его войско, обратит все народы и овладеет святым городом Иерусалимом.

       От заключительного описания суда сохранились лишь отдельные фрагменты. Идея двойного антихриста основана на упоминании двух зверей в Апокалипсисе, в ней иудейское представление об антимессии сочетается с языческой легендой о Нероне.
 
       Примечательно, что второй антихрист представлен как иудей, который наносит поражение язычнику Нерону, но в свою очередь оказывается побежден Христом. Та же идея двойного антихриста появляется и у Лактанция.

      Рассказ Коммодиана замечателен тем, что Антихрист у него является дважды: один раз как римский император, другой — как узурпатор в Иерусалиме. Но в обоих случаях это все тот же Нерон, сначала выходящий из преисподней, затем прибывающий с Востока (=из Персиды).
      Первый Нерон будет признан сенатом в качестве императора или даже бога. Его поддержат римляне и иудеи.
     Он возьмет себе двух соправителей-Цезарей, вместе с которыми учинит жестокое гонение на христиан.
      Объявившийся Илия и другие пророки, которых возненавидят иудеи, будут устранены по их просьбе. Однако, через три с половиной года первый Нерон будет убит вторым воскресшим Нероном, явившимся с Востока.
      Победитель захватит Рим, сотрет его с лица земли и отправится царствовать в Иерусалим. Рассказ завершается падением супостата, низвергнутого по велению Бога нагрянувшими с Востока «пропавшими» израильскими коленами.

      Нынешним читателям не сможет не показаться странным двойное пришествие Антихриста-Нерона.
     Но современников Коммодиана оно в смущение не приводило.
      Стоит сравнить эту, казалось бы явную тавтологию, с замечанием Лактанция в сочинении «О смертях гонителей», что Нерон вернется при кончине века, чтобы быть предтечей и проводником Антихриста (II 8, 9).
    Следовательно, и первый воскресающий Нерон у Коммодиана является предшественником настоящего Антихриста — второго Нерона, внезапно объявляющегося на Востоке и врывающегося в Римскую империю. Ключевыми для понимания картины, нарисованной Коммодианом, являются стихи 933-935:

Для нас Антихристом будет [первый] Нерон,

а этот — для Иудеев.

Эти двое непременно восстанут в последнее время;

Город погубит [первый] Нерон, а этот — всю землю.


Примечательно, что со словами о гибели первого Нерона-Антихриста Коммодиан прекращает также и речь о гонениях на христиан. Второй Нерон после разрушения Рима отправляется в Иерусалим и занимается далее исключительно иудеями.
   Впечатление такое, что этот узурпатор (настоящий Антихрист?), уничтожив враждебную христианам столицу, тем самым освободит их от преследований. Гибель его также не связывается с судьбой Церкви, и не говорится определенно, что она наступит при втором пришествии Христа

Стоит сравнить эту, казалось бы, явную тавтологию с замечанием Лактанция в сочинении «О смертях гонителей», что Нерон вернётся при кончине века, чтобы быть предтечей и проводником Антихриста (II 8, 9). Следовательно, первый воскресающий Нерон у Коммодиана является предшественником настоящего Антихриста – второго Нерона, который внезапно объявляется на Востоке и вторгается в Римскую империю. Ключевыми для понимания картины, нарисованной Коммодианом, являются стихи 933-935:
Для нас Антихристом будет [первый] Нерон, а этот – для Иудеев. Эти двое непременно восстанут в последнее время; Город погубит [первый] Нерон, а этот – всю землю!!!!
 

  Вот такой пророк с Коммодиана и такие у него пророчества! Где теперь император Неон? Где Рим с славная римская империя?
  А все там же! На пыльных страницах исторических книг в библиотеках. а так же в различный исторических  музеях!!!
И ни одно из пророчеств Коммодиана не сбылось! 

Правда за одним важным исключением!!!!
Коммодиан  в числе своих пророчеств так же предупреждал человечество о появлении в звездном небе «огненной колесницы», то есть нейтронной звезды.!

После этого мор, войны, голод, знаменья зловещие,
Так смешаются вместе, что поколеблется разум.
Тогда неожиданно прогремит с неба труба,
Звук, который потрясет сердца повсеместно.
И увидят тогда огненную колесницу средь звезд,
И бегущий огонь, возвещающий народам о пожаре.
«Апологическая поэма».

  На этом можно было бы и закончить с вопросом о пророчествами Коммодиана, если бы тоже не одно но!
   Ваш автор в совершено другой публикации тоже  занимаясь изучением будущего нашей Солнечной системы  обратил свое  внимание на поведение  звезды Бетельгейзе из созвездия Ориона   и по этому поводу написал отдельную работу:  "Второе Солнце"!    http://h.ua/story/313438/,http://h.ua/story/313715/,и http://h.ua/story/313970/
   В связи с чем  рекомендую ее всем прочесть. 
   И тем самым я по итогам  анализа пророчеств Коммодиана  его реабилитирую как забытого пророка!