Хронология пророков и пророков ч. 12

Владимир Бровко
        ч.12
                Святой Ипполит Римский

     Рассказ о следующем пророке я начну  с небольшого лирического  отступления!
     Так уж случилось в русской литературе, что  герои с именем Ипполит  в произведениях советских ( российских) писателей почему то имели  комический образ. Вспомним роман "12 стульев" и его героя Кису Воробьянинова. Но по паспорту то он был "Ипполит Матвеевич"! Потом в 70-х годах прошлого века, вышел  художественный фильм о трех днях из жизни московского врача-алкоголика,  решившего завязать с пьянством и  женится. Я имею в виду фильм "Ирония  судьбы" и там тоже, одного их главных героев  звали" Ипполит".
     Но учитывая то обстоятельств,  что обоих вышеназванных персонажа  назвали "Ипполитами" то названы они были исключительно в честь христианского святого Ипполита Римского.

     Само же имя "Ипполит (греч. ;;;;;;;;;) — мужское имя с греческими корнями, означает «распрягающий коней» (;;;;; — «лошадь»,". Очень характерное  имя! И нам теперь стоит перейти к изучении личности Ипполита Римского чтобы как узнать основные  обстоятельства его биографии и трудов праведных. А заодно выяснить так же как он оправдал свое имя!!!!

     Ну, а  сухие  и строгие  исторические хроники о Святой Ипполит Римский сообщают следующие  анкетные данные.
    Родился (около 170 — около 235) — один из самых плодовитых раннехристианских авторов, мученик, второй антипапа (217/218 — 235).
      На Западе праздник в его честь отмечается 13 августа, у православных — 30 января (12 февраля).
    Возможно меня и осудят христианские богословы, но даже  с этого краткого перечня  уже видно, что  жизнь  свою Ипполит Римский, прожил насыщено и бурно!

    То, что он в конце жизни  удостоился титула "Святого"  еще  ничего не доказывает  в смысле его безгрешности и праведности.
   Тут  только  за  то, что   объявил себя "Римским папой" он уже  в мировую  историю должен  был войти как АВАНТЮРИСТ!
   Так, что наш Ипполит Римский  вполне  соответствовал данному ему имени. И он не только  хорошо  "распрягал лошадей" он  еще и умело  используя свой дар христианского  писателя и пропагандиста - умело плен  интриги в высших сферах  правления  христианской церкви!

     Но,  на  этот путь наш Ипполит. пока еще  не "Римский " и не "святой"   встал  позже!
     А до этого он был обычным гражданином Римской империи.
     Сам же Ипполит  вначале приезда в Рим посильно трудился на ниве распространения христианства, но почему то, упорно писал на греческом языке! Что конечно выделяло его среди других римских писателей  его времени, но и создавало ему много лишних проблем!

  В  его оправдание  большинство патрологов считает, что он приехал с Востока в зрелом возрасте
    Ипполит был ревностным поборником кафолической Церкви и боролся словом и делом с ересями того времени, в основном антитринитарными.
     Решив, будто папа Зефирин (ок.198-217) стал уклоняться в ересь, Ипполит отделился от него и создал свою общину.
     Усилило его оппозиционные настроения избрание папой Каликста, и он продолжал оставаться антипапой при папах Урбане и Понтиане. С последним он был изгнан императором Максимином в Сардинию.
Там они примирились и решили, что следующим папой будет Антер.
Ипполит был четвертован.
Папа Фабиан торжественно перезахоронил мощи Понтиана и Ипполита в Риме.

    В своих богословских трудах Ипполит выступает трудолюбивым, педантичным собирателем мыслей, высказанных его предшественниками. Неразделимость Бога не исключает у него множественности Его личностей. В своей главной работе, «Философумене», он пытается проследить источник всех ересей к трудам древнегреческих философов.
    Ему приписывается также «Апостольское предание», запечатлевшее литургию и обряды, которые были приняты в Риме нач. III в.
    В этическом отношении Ипполит консервативен; он был глубоко оскорблен тем, что Каликст стал отпускать тягчайшие грехи вроде прелюбодеяния. Портят его сочинения озлобленность против оппонентов и вечный полемический тон. Поскольку он писал по-гречески, на западное богословие Ипполит не оказал большого влияния и был переоткрыт сравнительно поздно.
                Труды
«Толкование на Шестоднев». Сохранились во фрагментах.
«О том, что было после Шестоднева», или «На Бытие». Уцелели малые фрагменты.
«О благословении Валаама». Есть лишь отрывок у Леонтия Византийского.
«Об Елканане и Анане». Сохранились цитаты в «Диалоге против еретиков» блж. Феодорита Киррского.
«О благословении Исаака и Иакова». Толкование на Быт 49. Сохранилось в греч. оригинале и арм. и грузинском переводах.
«О благословении Моисея». Толкование на Втор 33. Есть арм. и грузинский переводы.
«Толкование на кн. Судей». Есть фрагмент на греч.
«Толкование на кн. Руфь». Уцелел небольшой фрагмент на греч., открытый на Афоне в 1895.
«Гомилия о Давиде и Голиафе» (на 3 Цар 17). Сохранилась в грузинском переводе.
«О Псалмах». Пролог сохранился в греч. переводе. Есть цитаты у блж. Феодорита.
«Толкование Притчей». Уцелело неск. отрывков.
«Толкование Екклесиаста». Есть лишь один отрывок.
«Толкование Песни Песней». Полный текст сохранился в грузинском переводе; греч. оригинал дошел лишь во фрагментах. Этот комментарий, написанный в гомилетич. жанре, основан на аллегорическом методе. Царь изображен как Христос, а невеста как Церковь.
«Толкование на прор. Исайю». Известно только название.
«Толкование на прор. Иезекииля». Небольшой фрагмент на сирийском.
«Толкование на прор. Даниила». Единственное экзегетическое творение Ипполита, сохранившееся в полном виде на греч. и слав. языках.
«Толкование на Мф». Уцелели лишь отрывки на коптском, арабском и эфиопском языках.
«Толкование Апокалипсиса». Известно только заглавие.
Книга «О Христе и Антихристе» догматического характера; также содержит и экзегетические темы.
«Синтагма» или «Против всех ересей» Сочинение утрачено.
«О Пасхе», где, высчитывая время, дает Пасхалию на шестнадцать лет, начиная первым годом царствования императора Александра[1]. Сочинение утрачено.
«Против Маркиона» Сочинение утрачено.
«Обличение всех ересей» или «Философумена» («Опровержение ересей») (вопрос о том, был ли Ипполит действительно автором данного произведения, остается открытым.)
ся на латынский язык.

    Тут же надо  сказать что появление Ипполита в Риме и ео пыпытка интегрировать в состав  вышего круга в окружении тогдашнего римского папы ЗЕФИРИНА вызвало и большой  политический скандал и явилось  одним из первых расколов в тога еще единной христианской церкви.

  Справка: Святой Зефирин (лат. Zephyrinus; ? — 20 декабря 217) — епископ римский с 199 по 25 августа 217[1] или 20 декабря 217[2]. По «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (6,21), Зефирин был епископом 18 лет и умер в 1-й год Гелиогабала (218—222), что с учётом приведённых там датировок предыдущих и последующих епископов соответствует датам правления 201—218/219. Римлянин. Отец — Habundius.[1] Зефирин причислен к лику святых. Память в Католической Церкви 20 декабря

Зефирин не был образован и это было той  причиной  что другие  христианские богословы с ним вступали в теологические споры. А прибывший  в Рим  будущий святой Ипполит Римский так вобще  его обьявил еретиком и сам себя  обьявил Римским папой. Так н стал  в истории христианской церкви  -АНТИПАПОЙ, поскольку папа Зеферин продолжал  выполнять свои обяаности!!!

   Но если Зеферин  и не имел " высшего образования" то в здравом уме ему не откажешь. А понимая  свою слабость в теологии он сразу после избрания вызвал к себе исповедника Каллиста и назначил его смотрителем катакомб (лат. coemeterium) — позже они названы катакомбами св. Каллиста.
     Каллист также стал диаконом Римской Церкви и советником Зефирина! Так они вместе и правили!!!
     Но  понятие "правили"  это слишком упрощенное обозначене  сути власти тогдашних РИМСКИХ ПАП. Все они  были в подполье и жестоко преследовались  римской властью.

     Так  при жизни Зеферина император Септимий Север в 202/3 издал указ о запрещении принятия христианства под угрозой суровых наказаний.
     Но ни Зеферин ни сама христианская  церковь не сдавалась на милость победителя и вела  войну  буквально на два  фронта. И с римскими властями ис нарождавшимися в христианстве ве новыми и новыми ересями!

                Борьба с ересями

        Так в правление Зефирина ученики еретика Феодота-кожевника уговорили исповедника Наталия быть антиепископом Рима за 150 динариев в месяц.
         «В конце концов он был избит святыми ангелами, всю ночь его бичевавшими. Встав поутру, весь в ранах, он надел рубище, посыпал голову пеплом и кинулся в ноги епископу Зефирину». Впоследствии Наталий раскаялся и был воссоединён с Церковью.

        Монтанист Прокл издал труд в защиту новых пророчеств.
        Римский христианин Гай написал диалог против Прокла. Гай считал Апокалипсис св. Иоанна сочинением еретика Керинфа.
       В это врмя  в Риме  появляется и наш главный герой Ипполит Римский. Он  в опровержение Гая  написал «Capita contra Caium» («Главы против Гая»). При этом Ипполит защищал доктрину Божественного Логоса;
    Но Римский папа  Зефирин не соглашался ни с Ипполитом, ни с монтанистами, и говорил, что признаёт лишь одного Бога — Христа.
     Это вылилось в конфликт Зефирина и позже Каллиста с Ипполитом.

       После того как конфликт между Зеферином и Ипполитом получил  широкую огласку в среде римских христиан то наш ИППОЛИТОМ с присущей ему  РЕШИТЕЛЬНОСТЬЮ  решил, будто папа Зефирин (ок.198-217) стал уклоняться в ересь!
      В связи с чем Ипполит публично отделился от него и создал свою римскую христианскую общину.
       Усилило его оппозиционные настроения избрание после смерти Зеферина новым  папой Каликста!
       Ну, а дальше все пошло и поехало!  И наш Ипполит  продолжал оставаться антипапой при следующих римских  папах Урбане и Понтиане.

      Но все  закончилось для Ипполита  плачевно!!!
      Он  с папой Понтиане о был изгнан императором Максимином из Рима но не в Сибирь или дикуюГалию! А на теплый,солнечный почти райский остров   Сардинию! Сечас это один из шикарный европейских курортов!

     Там на Сардинии  оба соперника  на звание Римского папы  отдохнув от дел праведных и не очень, потом примирились и уже за  бокалами славного сардинского вина  решили, что следующим папой будет Антер!

     (В 235 году Св. Ипполит и папа Понтиан были сосланы в заточение на остров Сардинию. Там, по-видимому, они и примирились.
28 сентября 235 г. Понтиан отказался от епископского престола. Ипполит также отказался от претензий на римскую кафедру)
       Принято считать, что Ипполит скончался в ссылке на о. Сардиния равно как и папа Понтиан ( по др. версии Ипполит умер мученически, по возвращении из заточения, ок. 252 года).Ипполит был четвертован.
     Тела их были перенесены и похоронены в Риме в один день — 13 августа 236–го или 237–го года.
Поэтому в Западной Церкви память их обоих 13 августа.
Восточная Церковь почитает св. Ипполита как священномученика 30 января.

    В своих богословских трудах Ипполит выступает трудолюбивым, педантичным собирателем мыслей, высказанных его предшественниками. Теперь такой подход в литературе называется "компиляцией"!
     У Св. Ипполита Римского были и свои   особые взгляды. Так он считал, что  Неразделимость Бога не исключает у него множественности Его личностей.
       В своей главной работе, «Философумене», он пытается проследить источник всех ересей к трудам древнегреческих философов. Ему приписывается также «Апостольское предание», запечатлевшее литургию и обряды, которые были приняты в Риме нач. III в.

        В этическом отношении Ипполит консервативен; он был глубоко оскорблен тем, что Каликст стал отпускать тягчайшие грехи вроде прелюбодеяния. Портят его сочинения озлобленность против оппонентов и вечный полемический тон. Поскольку он писал по-гречески, на западное богословие Ипполит не оказал большого влияния и был переоткрыт сравнительно поздно.
 До нашего времени дошли следующие литературно-богословсие труды Ипполита Римского:

«Толкование на Шестоднев». Сохранились во фрагментах.
«О том, что было после Шестоднева», или «На Бытие». Уцелели малые фрагменты.
«О благословении Валаама». Есть лишь отрывок у Леонтия Византийского.
«Об Елканане и Анане». Сохранились цитаты в «Диалоге против еретиков» блж. Феодорита Киррского.
«О благословении Исаака и Иакова». Толкование на Быт 49. Сохранилось в греч. оригинале и арм. и грузинском переводах.
«О благословении Моисея». Толкование на Втор 33. Есть арм. и грузинский переводы.
«Толкование на кн. Судей». Есть фрагмент на греч.
«Толкование на кн. Руфь». Уцелел небольшой фрагмент на греч., открытый на Афоне в 1895.
«Гомилия о Давиде и Голиафе» (на 3 Цар 17). Сохранилась в грузинском переводе.
«О Псалмах». Пролог сохранился в греч. переводе. Есть цитаты у блж. Феодорита.
«Толкование Притчей». Уцелело неск. отрывков.
«Толкование Екклесиаста». Есть лишь один отрывок.
«Толкование Песни Песней». Полный текст сохранился в грузинском переводе; греч. оригинал дошел лишь во фрагментах. Этот комментарий, написанный в гомилетич. жанре, основан на аллегорическом методе. Царь изображен как Христос, а невеста как Церковь.
«Толкование на прор. Исайю». Известно только название.
«Толкование на прор. Иезекииля». Небольшой фрагмент на сирийском.
«Толкование на прор. Даниила». Единственное экзегетическое творение Ипполита, сохранившееся в полном виде на греч. и слав. языках.
«Толкование на Мф». Уцелели лишь отрывки на коптском, арабском и эфиопском языках.
«Толкование Апокалипсиса». Известно только заглавие.
Книга «О Христе и Антихристе» догматического характера; также содержит и экзегетические темы.
«Синтагма» или «Против всех ересей» Сочинение утрачено.
«О Пасхе», где, высчитывая время, дает Пасхалию на шестнадцать лет, начиная первым годом царствования императора Александра[1]. Сочинение утрачено.
«Против Маркиона» Сочинение утрачено.
«Обличение всех ересей» или «Философумена» («Опровержение ересей») (вопрос о том, был ли Ипполит действительно автором данного произведения, остается открытым.)

   А  теперь мы закончил  обзор жизни святого Ипполита Римского перейдем к  главному  в нашем интересе к его личности, а именно разберемся  с его пророчествами  будущего!!!

  И вот, что об  этом пишет схимонах Иосиф Ватопедский в своей книге в разделе
"О кончине века и антихристе".
     "Наследие этого святого мужа включает обширные тексты по нашей теме, которые представляются во всем согласными с Преданием Церкви и творениями других богоносных ее отцов. Важнейшее значение в этом смысле принадлежит одному из них, где обличается лукавое подражание антихриста Господу Иисусу Христу:

   «Как Господь и Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий, ради Его Царской и славной природы был предвозвещен как лев, подобно этому... Писание и диавола предуказало львом ради его тиранической и насильственной природы. В самом деле, во всем желает уподобиться обольститель Сыну Божию. Христос — лев, лев и антихрист. Христос — Царь небесного и земного, царем же [но только] на земле будет и антихрист.
     Явлен Спаситель как агнец — и тот предстанет как агнец, хотя внутри будет волком. Обрезан был Спаситель — и тот подобным же образом явится в обрезании.
     Послал Христос апостолов ко всем народам — и тот подобным же образом пошлет лжеапостолов. Собрал Христос рассеянных овец — и тот подобным же образом соберет рассеянный народ еврейский.
     Дал Христос верующим в Него драгоценный и животворный Крест — и тот подобным же образом даст знамение свое. В образе человеческом явился Господь — и тот... придет во образе человека.
     Из среды евреев произошел Христос — и тот родится из среды иудеев. Показал Христос Свою собственную плоть как храм и восставил ее на третий день — и тот восстановит каменный храм в Иерусалиме»5.

   Это сопоставление священномученик Ипполит подробно обосновывает свидетельствами Священного Писания, раскрывающими как истинную сущность «сына погибели», так и грядущие испытания для всех, кто откажется признать его власть.

   Показывая, сколь отлично пришествие в мир «сына погибели» от Пришествия Христова, святой напоминает об укоризненных словах Спасителя иудеям, отвергавшим Его проповедь:
       «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43).
         Но этот «другой», которого иудеи примут как исполнителя их многовекового чаяния, есть, без сомнения, грядущий антихрист. И если происхождение Господа Иисуса по плоти от колена Иудова предвозвещено праотцем Иаковом, назвавшим Иуду «чаянием языков» (ср. Быт. 49:10), то о происхождении «сына беззакония» из евреев, но от колена Данова предсказание того же праотца гласит: «и да будет Дан змий на пути... угрызая пяту конску» (Быт. 49:17).
        «Змеем же кто был, — толкует это пророчество святой, — как не обольститель от начала... который обольстил Еву и запнул Адама?»6. Приводит он и другие пророчества о Дане — Моисея («Дан, скимен львов, и изскочит от Васана» (Втор. 33:22)) и Иеремии («От Дана слышано бысть ржание коней его, от гласа ржания... потрясеся вся земля; и приидет и пожрет землю и исполнение ея, град и обитающих в нем» (Иер. 8:16)), — откуда видно, что отпрыск этого колена принесет народам опустошение и гибель.

   Развивая тему Дана, святой предлагает и четвертое пророчество о нем, не встречающееся в Священном Писании, но, по-видимому, слывшее в его время авторитетным:
      «Соберет всю силу свою от востока солнца до запада; как те, которых звал он, так и те, которых не звал, пойдут вместе с ним; он сделает море белым от парусов его кораблей и сделает черным поле от огромных щитов и панцирей; и всякий, кто только встретится с ним на брани, падет мечом».

   При обращении к видениям пророка Даниила и, в частности, к образу четвертого зверя, появляющегося из моря (см.: Дан. 7:1—28), святой раскрывает его сущность с такой наглядностью, что впору спросить: а верно ли, что кончина века отделена от нас долготой времен, и не мы ли, напротив, — прямые ее свидетели? Но размышляя об антихристе более других отцов, Ипполит Римский избегает точно определять сроки его пришествия и упрекает в безрассудстве всех, кто на это отваживается.

   Ипполит Римский внимательно исследует предсказание Спасителя о «мерзости запустения... на святом месте» (ср. Мф. 24:15), подразумевающее Даниилово пророчество (см. Дан. 9:27, 12и др.), и различает «мерзость погибели» и «мерзость запустения».
       Первая «мерзость» — это осквернение и разорение главной святыни евреев, Иерусалимского храма, греко-сирийским царем Антиохом IV Епифаном;
        вторая — воздаяние в нем Божеских почестей антихристу, о чем говорит и двадцать седьмой стих девятой главы книги Даниила:
        «И утвердит завет мнозем седмина едина; в пол же седмины отъимется жертва и возлияние, и во святилища мерзость запустения будет, и даже до скончания времене скончание дастся на опустение».
          Но седмина (семилетие), разделенная пополам, — это и есть «время, времена и полвремени» Иоанна Богослова и составляет сорок два месяца, то есть тысячу двести шестьдесят дней, или три с половиной года, в течение которых будет попущено действовать антихристу.
        В первой половине седмины явятся два свидетеля истины — Енох и Илия, о чем говорит и пророк Малахия: «И се, Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великаго и просвещеннаго, иже устроит сердце отца к сыну» (Мал. 4:5—6).
         Оба пророчества святой Ипполит связывает с предсказанием Иоанна Богослова о двух свидетелях Божиих, которые «будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище» (Откр. 11:3), и о том, что по окончании их свидетельства «зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их» (Откр. 11:7).

   Описывая личность и деятельность антихриста, святой подчеркивает его духовное родство с сатаной, под влиянием которого он и будет действовать как не боящийся ни Бога, ни людей.

        Выходец из иудеев, этот всесветный лжец к ним первым обратится за поддержкой и, как сведущий в Писании, при всемерном содействии сатаны постарается убедить их, что в нем одном — исполнение всех ветхозаветных предсказаний об избавителе-мессии.
         Поэтому и пришествие его будет во всем по видимости напоминать Пришествие Господне.
         «Спаситель мира... родился от непорочной и девственной Марии чистой... также и диавол родится в обольщении от девицы... И как Христос избрал апостолов, так и он изберет себе целый народ в качестве учеников, которые будут подобны его злодеянию... Вместе со всем... совершит знамения и страшные чудеса, но не истинные, а ложные, для того, чтобы обольстить подобных ему нечестивцев... А на первых порах он будет милостивым, любвеобильным... миротворцем; будет с ненавистью преследовать несправедливость и гнушаться даров».

   Появлению антихриста предшествует небывалый духовно-нравственный упадок, сопровождаемый нарушением природного порядка вещей, что изображается святым мужем с выдающейся силой и убедительностью:

   «Все будут поступать по своей собственной воле, и дети наложат руки на родителей; жена предаст своего мужа на смерть, а муж приведет жену свою, как виновную, на судилище; господа по отношению к своим слугам будут бесчеловечными деспотами, а слуги к господам будут питать дух неповиновения; никто не будет чувствовать уважения к седине старца, а красоту юношескую никто не будет жалеть; храмы Божии будут обращены в обыкновенные дома, и всюду последует разрушение церквей;
     Писания будут в пренебрежении, а песни врага всюду будут распеваться; блудодеяния, прелюбодеяния и клятвонарушения наполнят землю, и чародеяния, волшебства и прорицания... за ними. Вообще, со стороны тех, которые будут только казаться христианами, будут воздвигнуты лжепророки, лжеапостолы, колдуны, губители, злодеи, обманывающие друг друга, прелюбодеи, блудники, хищники, корыстолюбцы, клятвопреступники, клеветники, ненавидящие друг друга.
      Пастыри будут как волки. Священники будут любить ложь.
      Монахи будут иметь пристрастие к мирскому...
      Судьи лишат праведного правды и, ослепляемые дарами, будут склоняться на сторону несправедливости.
        Да и что говорить о людях, когда и сами стихии утратят свой обычный порядок: землетрясения во всяком городе; голод во всякой стране; необычайные громы и страшные молнии... порывистые ветры, колеблющие безмерно и землю и море... знамения на солнце, знамения на луне; уклонения звезд, возмущения народов... выпадения града по всему лицу земли; беспорядочные зимы, невыносимые морозы; нестерпимые зной... неожиданные пожары и, одним словом, плач и рыдание всей земли, лишенной утешения»
.
   Все, что божественный отец провидел восемнадцать столетий назад, сходно с происходящим у нас на глазах, и мы воспроизводим его слова, во-первых, как свидетельство о пророческом видении нашей Церкви и, во-вторых, как ответ недоумевающим, в чем же причина столь великой силы и власти сатаны. Ибо ничто так не открывает древнему супостату доступ к человеческой душе, как неверие и беззаконие:
       «Вот почему и в последний день кончины опять должны будут восстать лжехристы... которые будут говорить: «я Христос». И многих они введут в заблуждение... Но, проникнутые ложною мыслью и... думающие только о неправом, они будут искать имени и в то же время не будут иметь возможности найти его».
.
   Знаменательно, что среди провозвестников Второго Пришествия Господня и обличителей антихриста священномученик Ипполит, кроме Еноха и Илии, называет и Иоанна Богослова.
       «И вот, половину седмины займут два пророка вместе с Иоанном для того, чтобы проповедовать во всем мире о пришествии антихриста... Они-то и совершат знамения и чудеса, чтобы хоть этим способом склонить людей к покаянию ввиду чрезвычайно усилившегося беззакония и нечестия их... И когда возвестят это, они падут от меча, будучи убиты диаволом»12. Это суждение об участии апостола Иоанна в последней миссии пророков Божиих разделяют и другие отцы, основываясь на словах воскресшего Господа Петру: «хочу, чтобы он пребыл, пока приду» (Ин. 21:22) и на засвидетельствованном самим апостолом повелении ему от Ангела: «И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих» (Откр. 10:11).
   И вот что говорит святой о правлении антихриста, этого вдохновляемого сатаной зверя:

   «Смотрите же, боголюбцы, какая скорбь будет в те дни — такая, какой не было от сложения мира, никогда не может быть, а будет только в те дни. Тогда-то... беззаконник, возгордившись сердцем, соберет своих демонов в образе человеческом, и отвратится от тех, которые призвали его на царство, и осквернит много душ.
    В самом деле, он поставит над ними начальников из числа демонов и уже не будет более казаться благочестивым, но всюду и во всем будет суровым, жестоким, гневливым, лютым, зловредным, непостоянным, страшным, несносным, ненавистником, гнусным, необузданным, мстительным...
      А из желания ввергнуть в бездну погибели весь род человеческий он преумножит ложные знамения. В самом деле, когда все народы будут вне себя от радости ввиду его наваждений, он могучим голосом воззовет столь сильно, что поколеблется место, где будут предстоять ему толпы народа: «Познайте, народы, колена и племена, мою великую власть, могущество и силу моего царства!
    Какой властелин так могуществен? Какой бог велик, кроме меня? Кто может воспротивиться моей власти?».
    И действительно, он будет переставлять горы пред очами зрителей, переходить море, не замочив ног, низводить огонь с неба, превращать день во мрак и ночь в день... вообще, силою своего наваждения покажет... что все стихии земли и моря послушны ему...

   Затем, после всего этого, небо не даст росы своей, земля откажется от плодов своих, море наполнится зловонием, реки пересохнут, морские рыбы перемрут, люди от голода и жажды погибнут; отец, обнявши сына, а мать — дочь, вместе умрут.
      И не окажется никого, кто бы похоронил их. Вследствие этого вся земля наполнится зловонием от мертвых тел, разбросанных всюду...
      Тогда будет свирепствовать по всей земле язва; тогда наступит рыдание, лишенное всякого утешения; тогда будет раздаваться безмерный вопль; тогда не будут прекращаться стоны; тогда люди будут считать блаженными ранее умерших и обращаться к ним со словами:
      «Отверзите ваши гробы и примите нас, несчастных... Блаженны вы, что не созерцали нынешних дней!»...

      Потом нечистый разошлет приказы по всякой области при помощи демонов и людей; все они будут говорить:
        «Появился великий царь на земле: идите все лицезреть могущество силы его. Вот, он доставит вам хлеб и одарит вас вином, богатством многоценным и почестями великими!»... И вот, по недостатку пищи, все придут к нему и поклонятся ему, а он сделает им надписание на правой руке и на челе с той целью, чтобы никто не мог изобразить Честного Креста... Печать же его на челе и на правой руке составляет число шестьсот шестьдесят шесть».

   Допуская, что число это может иметь не одно значение, святой наиболее вероятным чтением надписания признает все же APNOYME — усеченную форму от dQVOU, aai, «отрекаюсь». «И с того времени, — продолжает он, — подобный человек... не будет иметь возможности знаменать какой-либо из своих членов, но подчинится льстецу и ему будет служить — и раскаяния не будет в нем: он погиб как по отношению к Богу, так и по отношению к людям» .
   И как в первые века Церкви верные претерпевали гонения и вынуждены были выбирать между отречением и мученической смертью, так будет и в дни антихриста, что явствует из самого назначения и смысла его печати:
   «Таково будет (надписание) и печать во времена этого ненавистника добра: «Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от крещения; отрекаюсь от служения моего (Богу), и присоединяюсь к тебе, и в тебя верую»...
     Он пошлет, наконец, целые полчища демонов в горы, пещеры и расселины земные... чтобы отыскать скрывшихся от взоров его и привести их на поклонение ему. И вот, всех тех, которые уверуют в него, он запечатлеет печатью своей; а тех, которые не пожелают покориться ему, он подвергнет несравнимым наказаниям, жесточайшим мучениям и всевозможным ухищрениям, каких никогда не было, какие никогда не достигали человеческого слуха и каких никогда не видели взоры смертных...
      Скорбную жизнь оплачет тогда вся земля, оплачет и море, и воздух, оплачет и солнце, оплачут и дикие звери вместе с птицами, оплачут горы, и холмы, и полевые деревья — и все это за то, что все отклонились от Святого Бога и уверовали в обольстителя, принявши начертание этого нечестивца и врага Божия вместо животворящего Креста Спасителя.
      Будут оплакивать и церкви скорбь великую. Ведь тогда не будет совершаться ни приношения, ни воскурения, ни службы, угодной Богу... не будет возноситься в те дни и честное Тело и Кровь Христовы... и наступит мрак для людей и рыдание для рыданий и стоны для стонов»14.
   Описав бедствия и нестерпимые тяготы антихристова царствования, святой Ипполит ободряет и воодушевляет христиан, напоминая, что «милосердный и человеколюбивый Бог не оставит тогда род человеческий лишенным утешения и сократит те дни... ради остатка тех, которые укроются в горах и пещерах... чтобы не уничтожилась и фаланга этих святых»..


   Завершатся эти лютые времена славным Пришествием Господним, когда наступит конец торжеству века сего и каждый получит воздаяние по делам своим. Блаженны те, кто сохранил совесть свою и обещание верности Богу; кто не дал увлечь себя многовидной ложью и обольщениями суетного мира и не изменил доброму исповеданию. Но много блаженнее те, кто в последние и наиболее тяжкие дни исповедал свою веру, не страшась вражиих угроз, пыток и самой «мерзости запустения», кто сражался не с орудиями и порождениями древнего человекоубийцы, а с самим источником «всякого» зла. Блаженны те избранные агнцы, благоуханные сердца, небесные прозябения, большие всех мучеников, до конца возлюбившие закланного Агнца Христа, наша похвала и утверждение. Не щадя немощной плоти и подвизаясь до крови, они не склонили главу перед мощью древнего змея, но пронесли имя Господа нашего сквозь разжженную печь испытаний.

   Тогда, в Пришествие Христово, которого мы чаем, воссияет упование последних святых. И об этом слово Спасителя: «Когда же начнет это сбываться, — говорит Спаситель, — тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28). «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27).

   Исполнением этого обетования будет и воскрешение убиенных за имя Христово. «И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24:31). Это согласуется с тем, что сказано об общем воскресении у пророков: Даниила («И мнози от спящих в земней персти востанут, сии в жизнь вечную, а онии во укоризну и в стыдение вечное» (Дан. 12:2)) и Исайи («Воскреснут мертвии и востанут иже во гробех, и возрадуются иже на земли; роса бо, яже от Тебе, изцеление им есть» (Ис. 26:19)).

     И опять, как говорит Сам Господь: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Мф. 25:31—33).

   Итак, на основе Священного Писания отцы Церкви утверждают, что антихрист будет средоточием всей силы, злобы и лукавства сатаны, а господство его — огненным испытанием для верных.
    И то, что в лице его совершится пришествие и воплощение исконного врага человеческого рода, отнюдь не метафора, а доподлинный факт. Но владычество антихриста есть вместе с тем время окончательного разделения людей на сынов Божиих и сынов погибели.
      И если в самые мрачные и мучительные дни остаток верных не предаст богооткровенную истину, как оправдаются пред Богом те, кто был безразличен к ней в нынешние, сравнительно мирные времена? Признавая, что поведение людей частично зависит от обстоятельств, мы не должны забывать, что человеческий дух и воля способны возвыситься над любыми внешними обстоятельствами и так называемыми требованиями жизни.
      В каждую эпоху, при любых исторических потрясениях всегда находились герои, не склонявшиеся перед идолами необходимости и целесообразности, в твердом убеждении, что «все возможно верующему» (Мк. 9:23) и укрепляемому Божией благодатью."

      Ну а святой Ипполит Римский  выступает как пророк о грядущих временах описывая  с бльшой детализацией  все  что олжно будет испытать современный человек .....

   "Буду оплакивать и Церкви скорбь великую. Ведь (тогда) не будет совершаться ни приношения, ни воскурения, ни службы, угодной Богу; но здания Церквей будут, как хижины, предназначенные для хранения плодов; не будет возноситься в те дни и честное Тело и Кровь Христовы.
      Общественное богослужение прекратится, пение псалмов замолкнет, чтение Писаний не будет раздаваться: и наступит мрак для людей и рыдание для рыдания, и стоны для стонов.
      Будут тогда бросать по дорогам серебро и золото, и никто не будет собирать их, и все сделается омерзительным.
       В самом деле, все будут стараться о том, чтобы убежать и спрятаться, и, однако, не будут иметь возможности нигде укрыться от ярости противника, как носящие его знак, они легко будут обнаруживаться и узнаваться».......

    Приведенные Ипполитом цитаты и их истолкование составили теоретическую базу христианского учения об Антихристе.
    Собственно говоря, Ипполит и придал рассказам о враге «последних времен» статус учения. Все дальнейшие церковные авторы так или иначе следовали уже сложившейся схеме, включавшей в себя следующие основные положения:

1) Антихрист будет евреем (=обрезанным);

2) Родится в колене Дановом (Иер 8:16).

3) У него будет помощник — лжепророк (Откр 13:11);

4) Его главные союзники: Едом, Моав, Аммон (Дан 11:41).

5) Он воцарится в Римской империи (Откр 17:11),

6) Победит трех царей: египетского, ливийского и эфиопского (Дан 11:43).

7) Евреи признают его своим Мессией (Ин 5:43);

8) Он восстановит Иерусалимский храм (=и сядет в нем) (2Фес

2:4),

9) Водрузит свое изображение («образ») для всеобщего поклонения (Откр 13:14),

10) Подвергнет людей клеймению, то есть будет накладывать специальную печать на чело и правую руку (Откр 13:16);

11) Будет в особенности преследовать христиан (Дан 7:25; Откр 13:7);

12) Умертвит явившихся пророков Еноха и Илию (Откр 11:3-10).

13) Время его правления составит три с половиной года (Дан 7:25; Откр 13:5).

14) Он будет убит самим Христом при втором пришествии (2Фес 2:8; Откр 19:19-21).

Богиня Солнца, - Богородица Мария Дева, противостоящая Красному Дракону Антихристу:

Обширную церковную литературу, затрагивающую эту тему, можно условно разделить на две части. Первая — это экзегетика, истолкование библейских пророчеств о «последних временах» и чрезвычайном враге, должном появиться при «кончине века сего». Вторая — специальные сочинения, посвященные Антихристу.