Там, где лето, речка и лес

Татьяна Александровна Андреева
Почти сказочная история

Есть у меня знакомая девочка Алёнка. Она уже большая, ей целых пять лет, поэтому родители не боятся оставлять её летом в деревне с бабушкой Полей, с Дружком и Пушком. 

Дружок — это бабушкин пёс и Алёнкин друг. Он дом стережёт, и с ним можно обо всём поговорить, когда бабушки рядом нет, а ещё с Дружком весело гулять. 

Пушок — пушистый пятицветный кот, он - всехный друг и отважный охотник. Раньше в доме было много мышей, а когда бабушке подарили Пушка, они его услышали и разбежались. Пушок думает, что Алёнка — его дочка. Он спит с ней рядом и утром вылизывает ей чёлку, а потом притаскивает в зубах первую пойманную мышь и кладёт у подушки, мол, смотри, какой я ловкий, со мной не пропадёшь! Пушок не выносит, когда Алёнка плачет, он сразу прибегает и начинает суетиться: успокаивать, лизать девочку в нос и громко мурлыкать. Алёнка понимает, что так он ей говорит: «Не плачь, моя хорошая, успокойся, ты же видишь, как я тебя люблю!» Она вытирает слёзы, обнимает кота, смеётся и говорит:
— Пуша мой, я тебя тоже очень люблю!

В деревне Алёнке хорошо. Бабушкин дом стоит на берегу мелкой чистой речки. Совсем близко от него растёт лесок, в котором в начале июля Алёнка собирает землянику. Под окнами дома красуются черёмуха и куст сирени. В сторону речки раскинулся огород. Бабушка старенькая, поэтому огород небольшой — всего четыре грядки: одна с луком и щавелем, другая с морковкой и свёклой, третья с капустой, а четвёртая с картошкой. Огород мал, но всё равно требует прополки и поливки. Там бабушка целый день хлопочет. Девочка старается помогать: убирает сорняки, которые бабушка вырвала, небольшим ведёрком достаёт воду из старого корыта возле крыльца, носит на грядку с капустой и выливает в лунки под каждым кочаном.  Алёнка часто играет одна или с Дружком. Других ребят в деревне нет.


Утро

Девочка спит на веранде, поэтому солнышко приходит сначала к ней, а потом ко всем остальным в доме. Оно заглядывает в окно веранды, трогает Алёнку за плечо, золотит светлый локон на тонкой шейке, нежно гладит тёплой ладонью розовую от сна щёку и останавливается на закрытых глазах.
— Вставай, Алёнка, — говорит солнышко, — пойдём гулять!
— Что ты, ещё так рано, даже бабушка не встала. Дай мне полежать ещё немного! — недовольным голосом тянет спросонок Алёнка.
— Не ленись! Вон Дружок сидит под дверью и тебя дожидается, а Пушок ещё до рассвета отправился на охоту — мышь ловить.
— Не встану, у меня глазки не открываются и ножка болит, я её вчера ушибла, когда капусту поливала.
— Ну и ладно, лежи тут одна, а я пойду бабушку будить, она мне всегда рада, — сказало солнышко и ускользнуло в другое окошко.
Бабушка и в самом деле очень обрадовалась солнцу, сразу встала. Пошла огонь в печке разжигать и блины на завтрак печь, чтобы внучку побаловать. 
А Пушок уже вернулся, пробрался на веранду, вскочил к Алёнке на кровать и ну мурлыкать:
— Вставай, девочка, я тебе мышку принёс, посмотри какая она аппетитная!
— Не встану, — капризничает Алёнка, — солнышко меня не смогло поднять, а ты и подавно не поднимешь. И мышь твоя мне не нужна, я мышей не ем. И вообще, я их боюсь!
— Глупости, — промурлыкал Пушок, — бояться нечего, я её, мур-р-р, слегка придушил. А если она тебе не нравится, пойду на кухню, бабушке Поле покажу! 
Из кухни потянуло чудесным запахом. Алёнка полежала ещё немного, не выдержала, надела сарафан и босиком потопала к бабушке.
— Ой, бабуля, чем это у тебя вкусненьким пахнет!?
— Встала, ягодка! — воскликнула бабушка, — пойди, умойся да и за стол. Тебя блины с малиновым вареньем ждут.
— Ура, блины с вареньем! — закричала Алёнка и побежала во двор. Там к высокому пню специально для неё папа прибил небольшой умывальник. Вода в умывальнике чистая, холодная, видно, бабушка к роднику за ней ходила.
Подбежал к девочке Дружок, преданно хвостом виляет, в глаза ей заглядывает, громко, часто дышит и норовит лизнуть:
— Наконец-то ты встала, давай поцелуемся! Да, не брызгай на меня холодной водой, я холода страсть как не люблю! И погладь меня скорее, вот так, по голове и по спине. Ах, ты моя хорошая, любимая девочка! Дай лизнуть тебя в щёку! Завтракай скорей, и побежим гулять на речку! Гулять, Гулять!
— Я скоро, жди, — отвечает Алёнка и спешит на кухню.
А там бабушка в фартуке и косынке колдует возле русской печи. Девочка останавливается и, как зачарованная, смотрит на яркий огонь. В маленькой полутёмной кухне он освещает разгорячённую бабушку с ухватом в руках. На приступке стоит чугунная сковорода. На ней шипит, дразнит свежим хлебным духом и ароматом горячего подсолнечного масла последний румяный блин. Бабушка ставит ухват в угол, деревянной лопаткой снимает со сковороды этот блин и укладывает в высокую стопку на большой тарелке. Всё готово. Огонь в печке догорает, от него остаётся только кучка красных, тлеющих синим огнём углей. Скоро и этот огонь угаснет, и угли покроются серым пеплом, тогда бабушка закроет вьюшки, на жерло печи поставит заслонку, и они с внучкой пойдут пить чай и есть сладкие блины.
Алёнка еле оторвала взгляд от этого волшебства и села за стол. А на столе уже пел старый медный самовар с чуть заметной вмятиной на боку.
— А ну-ка, внученька, попробуй, что у меня получилось, — сказала бабушка, взяла первый блин, намазала его сметаной, потом вареньем и свернула в трубочку, — кушай, милая, на здоровье.
Девочка ест и восхищается:
— Бабулечка, твои блины вкусные-превкусные, даже вкуснее маминых! У тебя, наверное, какой-то секрет есть?
— Да, милая. Этот секрет в том, чтобы готовить с любовью. Вот я блины пекла и всё время о тебе думала, для тебя старалась. Ешь, солнышко моё, и иди гулять, а то хорошую погоду прозеваешь.
— Бабушка, а можно я пол блиночка Дружку дам? Он так обрадуется…
— Можно, но не больше, потому что я его уже кормила. Он целую миску вчерашнего супа съел. А ещё я ему сахарную косточку давала.
— Как это сахарную? Она сладкая, что ли?
— Да нет, так называют снаружи твёрдую, а внутри мягкую косточку, собаки их очень любят грызть.
— Бабуля, а почему собаки такие грызучие? — спрашивает внучка.
— Очень просто, — отвечает бабушка, — они, когда что-нибудь жёсткое грызут, у них зубы чистятся и крепче становятся. Ну беги, деточка, а то бедный Дружок совсем заждался.

У речки

— Бабушка, можно я на речку пойду? Жарко сегодня.
— Можно, родная, только далеко не уходи, чтобы я тебя с огорода видела. Да сними сарафан, позагораешь и в воде поплещешься.
Аленка разделась до трусов и вышла во двор, там к ней сразу Дружок бросился, хвостом нетерпеливо виляет и всем своим видом показывает, что давно пора гулять!
— Смотри, пёса мой, что я тебе принесла, — подарок от бабушки Поли, — говорит Алёнка. 
Не успела девочка Дружку блин показать, как он бабушкин подарок ам — и проглотил. И ещё просит, аж слюнки текут.
Алёнка побежала к речке, а пёс впереди неё спешит, уши торчком, хвост колечком. Отбежит на несколько метров, остановится и оглядывается: здесь ли его подружка. Вот и речка. 
Вообще-то она река только весной. Стает снег у дома, на лугу и у леса, и вся вода стечёт в неё, и сделается она полноводной и глубокой, так что даже подходить к ней страшно. Летом речка мелеет и превращается в светлый ручей, в котором вода Алёнке даже до колен не достаёт, поэтому бабушка разрешает ей купаться и на узкой отмели посередине ручья загорать.
Ручей огибает песчаный мыс и бежит, весело подпрыгивая на камнях, в сторону леса. Вокруг мыса зеленеет трава, цветут ромашки и клевер, а у самой воды среди осоки стоит небольшой ивовый куст. У ручья солнечно и от воды пахнет только что сорванным огурчиком. Здесь Алёнка обычно играет. Она лепит из белого, выгоревшего на солнце песка пирожки и понарошку угощает ими Дружка:
— Ешь, Дружочек, мои пирожки, они вкусные и красивые!
Но пёс понимает, что это игра, и, наклонив набок голову, лукаво смотрит на Алёнку, а пирожки не ест.
Не успела девочка оглянуться, а Дружка и след простыл. Вон мчится к лесу за большой яркой бабочкой! Его звонкий лай вспугнул важную ворону, которая вышагивала невдалеке по берегу и поглядывала в воду. На мокром песке Алёнка обнаружила цепочку её следов, будто кто крестиком вышил. Смотрит девочка на вороньи следы и думает: «Интересно, что ворона в ручье рассматривала?» У самых ног Алёнка видит стаю малюсеньких рыбок, которые старательно плывут против течения, изо всех сил вертят хвостами, но течение сносит их назад, поэтому кажется, что они стоят на месте.
— Ах вы, мои маленькие, ах вы, мои рыбочки! Какие хорошенькие да пригоженькие! Что же вы так неосторожно у самого берега плаваете, вас ворона поймает и съест! Она к вам уже присматривалась, только Дружок и спас! — воскликнула девочка.
Алёнка опустила ладонь в воду, хотела помочь рыбкам, но они испугались и бросились врассыпную. Девочка убрала руку — они тут же собрались вместе и поплыли дальше. Алёнка проводила их взглядом и вошла в воду. Побродила по мелководью, посмотрела, как при каждом её шаге тучкой поднимается со дна песок и сверкает отдельными песчинками, переливается на солнце. Добралась до отмели и легла животом на горячий песок. «Если так лежать и смотреть на воду, то кажется, что плывёшь вместе с ручьём, травой и песчинками. А вон там, у берега, вода стоит неподвижно и по ней, как по зеркалу, бегает смешной длинноногий паук, как будто на коньках катается! Над осокой в воздухе висит голубая стрекоза с прозрачными крыльями, похожая на маленький вертолёт. Как хорошо! Непонятно только, куда Дружок делся», — думала Алёнка. А Дружок тут как тут, прибежал, сел, язык на сторону свесил, дышит тяжело — жарко ему, значит.
— Набегался, глупый? И, как всегда, никого не поймал! Иди ко мне, купаться будем, — позвала его Алёнка.
Дружок прыгнул в прохладную воду, пробежался вдоль берега туда и обратно, поднял тучу брызг, промок, встряхнулся так, что капли полетели во все стороны и подскочил к хозяйке. Девочка обняла его за шею, а пёс лизнул её в щёку, лёг рядом на песок и положил голову на лапы. Он снизу вверх виновато смотрел Алёнке в глаза, будто пытался сказать: «Опять мне не удалось поймать бабочку. Она такая хитрюга: сядет на ромашку, я только к ней подберусь, а она тут же взлетит и на следующий цветок садится!»
— Какой ты обманщик, Дружок, — смеётся девочка, — ты даже не пытался её поймать, а просто играл. Ну ничего, я тут тоже не скучала, помогала рыбкам плавать и за пауком со стрекозой следила.
Алёнка вошла в воду и начала брызгаться. Дружок сразу понял, что его приглашают играть и стал с шумом и плеском носиться вокруг девочки. Ах, какая тут поднялась весёлая кутерьма!
— Внученька, — раздаётся со стороны огорода, — иди домой. 
Это бабушка зовёт Алёнку обедать. Уже полдень, время на речке бежит незаметно. Девочка только сейчас почувствовала, как проголодалась. «Что-то я про аппетит слышала, он, то ли нагуливается, то ли просыпается? Наверное, и то, и другое», — подумала Алёнка и поспешила домой. Дружок — за ней, знает, что и его бабушка Поля голодным не оставит.
 
В лесу

— Иди, внучка, мыть руки и обедать, — сказала бабушка, — я уж на стол собрала. Сейчас зелёных щец похлебаем и в наш лес пойдём, посмотрим, какие ягоды поспели.
— Слышишь, Дружок? В лес пойдём! Вот здорово! — воскликнула Алёнка.
Бабушка и внучка сели за стол и с удовольствием поели зелёных щей со свежим щавелем, со сметаной и варёным вкрутую яйцом. Алёнка вчера вечером нашла это яйцо в крапиве около дома: курица-несушка опять его там спрятала. Девочка ела щи с бабушкиным домашним хлебом - никакие городские булки и пирожки с ним не сравнятся! 
После обеда бабушка помыла посуду, а внучка помогла ей тарелки в шкаф убрать. Надела Алёнка платок на голову, спортивный костюм, чтобы комары не заели, взяла себе маленькую корзину. А бабушка в свою большую корзину не забыла угощение положить: хлеба свежего, соли да бутылку с молоком, чтобы, как притомятся они с внучкой, пир в лесу устроить.
Собрались и отправились в путь-дорогу. Идут не спеша по тропинке к лесу, а она по лугу вьётся среди полевых цветов. Дружок, впереди бежит, любимую подружку охраняет. Вдоль тропинки ромашки пышно цветут, кашка белая и розовая из травы выглядывает, мышиный горошек норовит вокруг травинок обвиться и к солнцу пробиться, высокий иван-чай на ветру качается, головой кивает, красный клевер мёдом пахнет — красота!
— Обратно пойдём, — говорит бабушка, — нарвём Иван-чая и клевера. Иван-чай высушим и заваривать вместо магазинного чая будем, а клевером набьём твою маленькую подушку-думочку. Увезёшь её осенью домой, будешь на медовой крепко спать, деревню вспоминать и видеть сладкие сны о лете.
Незаметно за разговорами дошли они до леса. С краю у луга росли кусты, в глубине за ними виднелись ёлки и берёзы вперемешку с осинами. Вот знакомый пригорок, здесь на солнечном склоне всегда растёт земляника.
— Бабушка, да тут ягод полно! — в восторге закричала Алёнка. — А я думала, что мы их все собрали в прошлый раз.
— Все, да не все! Помнишь, я тебе цветы мелкие, белые показывала, вот из них-то новые ягоды и наросли. Поешь, внученька, земляники прямо с куста, она так полезнее всего. 
— Бабушка, смотри, Дружок на кого-то лает. Ой, там, в траве кто-то есть!
— Куропатка, наверное…  Она, если людей или собак услышит, всегда в траве прячется, — ответила бабушка и пошла к знакомым ёлочкам.
И в самом деле, из-под самого носа Дружка выпорхнула куропатка и взлетела на осину. А пёс с разочарованным видом поплёлся за бабушкой Полей.
Через несколько минут Алёнка услышала:
— Внучка, иди сюда, что я тебе покажу!
Девочка пошла в то место, откуда слышался бабушкин голос.
— Посмотри, — сказала бабушка и отогнула в сторону еловую ветку.
У ёлки, на моховой подушке, стоял большой белый гриб, шапка лихо сдвинута набок, словно это и не гриб вовсе, а весёлый мужичок, вот-вот в пляс пустится. Алёнка так и ахнула. Хотела было его сорвать, но бабушка её остановила:
— Не тронь его, детка, грибам ещё рано расти. Может быть, он самый первый в нашем лесу. А первые грибы не рекомендуется брать, говорят они ядовитые.
— Жалко, он такой красивый! Так бы и сорвала!
— Ты лучше землянику собирай, а я пойду ещё в одном месте её поищу.
Алёнка села на пригорок и начала собирать ягоды. Одну в рот кладёт, другую — в корзину. И до того земляника вкусная попалась, что девочка уже две ягоды в рот кладёт, а потом и горстку, и всего одну ягоду — в корзину. Когда бабушка вернулась, оказалось, что у неё корзина полна, а у внучки ягод только на донышке.
— И как это так получилось? — удивляется внучка.
— Ягоды, наверное, сами к тебе в роток прыгали, — смеётся бабушка, — вот и славно, от них тебе одна польза. Очень уж витаминная ягода, земляника!
— А не пора ли нам подкрепиться? — спрашивает Алёнка. — Слышишь, бабушка, у меня аппетит в животе проснулся, нагулялся и урчит, есть просит.
— Ну, раз просит, значит надо ему дать поесть, — засмеялась бабушка, — вон и Дружок твой голодными глазами на меня смотрит.  Садитесь на траву, будем пировать.
Бабушка расстелила перед Алёнкой чистое полотенце и выложила всё, что с собой взяла.
— И почему это в лесу самый вкусный хлеб ещё вкуснее кажется? — спрашивает девочка.
— Так ведь мы с тобой сколько времени по лесу ходим и ягоды собираем — какая-никакая, а работа. В лесу всегда есть хочется, — отвечает бабушка.
Они поели, молока попили, Дружку кусок хлеба дали, собрали все крошки и оставили птичкам на видном месте — на поляне. Алёнка незаметно от бабушки хлебную корочку под куст положила — вдруг зайка мимо пробежит и тоже поест!
Пока внучка с бабушкой отдыхали, Дружок сбегал на другой конец леса, на белку полаял, с важным видом вернулся, дескать, очень нужное дело сделал, и Алёнку лизнул: домой пора.
— А и в самом деле, пора, — сказала бабушка, — грибов я больше не видала, а ягод мы много набрали.
И все втроём: бабушка, Алёнка и Дружок двинулись к дому. Вечерело, Алёнка устала. Дома на крылечке её совсем разморило. Бабушка Поля взяла внучку на руки, отнесла на веранду, раздела и уложила спать. Откуда-то появился Пушок, вытянулся рядом с девочкой, положил голову к ней на подушку и запел-замурлыкал. Под его сладкую песню Алёнка засыпала и думала: «Как хорошо в деревне — здесь всегда лето, речка и лес»…