Колымская рыбалка. п. Талая речка Зангизур Часть2

Владимир Кудрин
                Фото. Курорт в посёлке Талая
                Часть 2
           Год 2010, июнь, река Хета, лесные люди, курорт Талая, охотник Сергей, 
                п. Арарат(немного истории и фото), брод за посёлком в верховья 
                реки… скрадок у озеро
Зима в работе, в городской суете и в предвкушении дальней поездки пролетели незаметно. Коробку передач на УАЗ, Леонид перебрал за неделю. Быстро поставил её на машину, а в запас прикупил ещё и новую, в сборе с раздаткой и заранее перебрал её. Не на себе возить. Решил также капитально перестроить свою УАЗку-буханку. Во первых купил 2-х тонную механическую лебёдку от джипа «Паджеро» у форумчанина с Магаданского автоклуба М-49. Проверенный агрегат, ставил аналогичную на джип «Сурф», ни разу не подвела, сотни раз спасала. Перед установкой надо перебрать червячный редуктор, чтобы работать ею  вручную, спереди машины.
 
             Фото. Кот Василий охраняет сундук с вяленой корюшкой
 Хотел ещё поставить японский дизель объёмом 2,4 и расходом 5 литров на 100 км с того же «Сурфа», 33 резину и военные мосты с УАЗа. Но, не найдя родной сошки на передний мост, от затеи отказался. Зимой, по выходным и на каникулы, занимался подлёдным ловом наваги, корюшки, трески и крабов в Охотском море. Одним словом машину обкатал и проверил в экстремальных условиях.
 
                УАЗ с лебёдкой на усиленной раме готов в поход
 В первых числах июня подготовив машину и снаряжение, заготовив продуктов с расчётом на месяц, выехал на Талую. По дороге до Поворотного останавливался и облавливал речки специально изготовленными мушками. Мушки, признаюсь, делал не сам, здесь нужен профессиональный навык. Надо знать мех, нить, ткани, уметь клеить и работать на спецоборудовании. Комарик, овод, оса у меня и самого немного получались, правда конечно весьма отдалённо. Поэтому я их и дарил без жалости. Хотя с некоторыми из них меня потом и перелавливали новые обладатели. Сознаюсь, скрипел, но улыбался, рыбаки поймут почему.  За сложные мушки плавающей нимфы или комарика с переливающимися крылышками, не говоря о простой жирной чёрной мухе с перламутровым брюшком, я и не брался. Тут я только консультировал, так сказать входил в роль хариуса или ленка. Долго не получалась задумка с притонувшим и влекомым течением, обычным и крупным рыжим оводом. Мои разработки больше походили на сдохшего шпица старушки Шапокляк, из которого к тому ж торчал жуткий чёрный  двойник. Думаю, что рыбы при виде сего в страхе покидали бы этот перекат и рассказали бы об этом всему рыбьему царству. Смеху было ещё больше, когда сие опускалось в ванну и не тонуло или тонуло и кардинально меняло вид. Но мушки, в конце концов получились, таких не было ни в одном магазине мира! Делала их профессионал, Алёнка раньше занималась народными промыслами и в совершенстве знала мех животных.
 
        Фото. Мушка донная утяжелённая под верхнюю губу
 
        Фото. Мушка верхняя комарик, муха, короед
 
        Фото. Мушки универсальные под овода и муху с медвежьей шерсти
                и человеческого волоса
 На фотографиях основные три вида мушек, которые в основном и работают на колымских реках и озёрах. Двойники и тройнички на наших реках не практичны, часты зацепы, путают снасть и неудобны в обращении.
На одной из речек во время облова встретился рыбак, к своему стыду забыл, как его звали, который в разговоре про предстоящую поездку в верховьях реки Буюнды посоветовал обратиться к товарищу, живущему на Талой. Товарища звали Сергей, ранее он служил в ЛТП посёлка Арарат, где отбывали наказание и принудительно лечились люди болеющие алкоголизмом. Ныне он был уже на пенсии, занимается охотой и рыбалкой. Воодушевлённый такой новостью поехал дальше.   
 Проезжая возле слияния левой и правой реки Хеты решил задержаться на ней и обловить её вниз по течению. До фактического её слияния пришлось преодолеть несколько коварных проток с зыбучим дном и сильнейшим течением. Остановился на высоком берегу с обрывом над основным руслом. По всему было видно, что место рыбацкое, глубокая яма и перекат с островком и карманом под ним.
Разложил удочки со снастями и стал испытывать в первую очередь вновь изготовленные, благо место к этому располагало. В основном для речной ловли беру всегда короткий но крепкий спиннинг 1.8 метра под две мухи, а также тонкую и гибкую удочку 4,5 метра. Такой выбор объясняется очень просто. Спиннинг из двух колен удобен в дальних пеших походах и на охоте. Рыбы в реках и озёрах хватает, исходя из этого и составляешь  маршрут, рюкзак поэтому не сильно обременён продуктами, только самое необходимое.
Хариус брал мушки жадно. Работали обе мушки и верхняя лёгкая не тонущая и нижняя утяжелённая обратная. На подводную мушку, как и ожидалось, шёл крупный хариус, брал мощно с молниеносным уводом в сторону. На верхнюю брал в основном хариус поменьше, стремительно вылетая из воды. До того сильно увлёкся рыбалкой, что и не заметил, как сзади подошёл человек. Оглянулся, сидит на земле эвен, рядом вполне приличный современный спиннинг. Поздоровались. Он меня спросил первый:
-Городской?
-Да.
Судя по виду и одежде стан или жилище не далеко. Спрашиваю:
-Твоё место?
-Наше.
-И много Вас?
-Нет, я и дядя.
 Разговаривая с ним, не переставал рыбачить. Хотелось поймать на ушицу и жарёк. Тем более и компания к обеду уже подбиралась. Он так и сидел в сторонке и наблюдал за мной. Был он моложе меня раза в два, лет 30 на вид, справно сложен и как говорят крепко сбит. Внимательно смотрел, как я делаю проводки и облавливаю сектора и свал реки. Появился овод и я по старой колымской привычке перешёл исключительно на него и небольшого кузнечика, поскольку предположил, что ленка здесь быть не должно.
 В процессе рыбалки дал ему рассмотреть изготовленные мушки, мушки он разглядывал с восхищением. Подарил ему часть из сделанных самим и стали рассматривать его мушки. Он с увлечением показывал и рассказывал о них, почему они такие, кто научил делать и где ими лучше рыбачить. После этого быстро собрались и спустились с ним вниз по реке, к скале, где река делала резкий поворот на 90 градусов и уходила под высокий берег. Под скалой в глубокой яме с абсолютно прозрачной водой стояла рыба, было её много, но брать она не хотела ни на что. Это был сирюк. Изредка заходили и проходящие стайки хариуса, но и они не реагировали ни на какую снасть. Помучившись с часок, и ничего не поймав, решили ехать в их зимовье.   
Но до зимовья доехать не удалось, влезли в болотину так, что и лебёдка не помогла. Сели на оба моста плотно. Вытаскивали машину, а точнее выкапывали её под песни, как выяснилось пришедшего с трассы дяди. На наше счастье с месторождения, по дороге проходящей рядом, возвращались КАМАЗы местного предпринимателя Басанского с рудой, они-то меня и вытащили. Дядя оказался на хорошем «веселе» и долго рассказывал про водку, которую потерял в одной из проток, когда шёл в зимовье. Пока готовили уху и жарили рыбу, дядя уснул, чем нас неслыханно обрадовал. Как рассказал мой новый знакомый, рыбак и охотник из дядя никакой. Собственно это было видно и по нему, большая несоразмерная голова и худое щуплое тело. За ужином и разговорами просидели до поздней ночи. Он рассказал про речку Майку, где его семья пасла стадо оленей. Про то, как с мамкой съели собак, когда кончились припасы и патроны. И про многое другое. Уже когда укладывались спать в жарко протопленном зимовье, сговорились рано утром съездить на эту самую речку Майку порыбачить, а если повезёт и поохотиться на оленя. Встали рано, и после недолгих сборов оставив дядю на хозяйстве, поехали на речку Майку. Дядя, как выяснилось из разговора, оказался земляком по Сусуманскому району из расселённого национального посёлка Озёрки.
Вернулись по трассе в сторону Магадана, а затем по бродам речек пробирались на плато, которое эти речки и окружают. Дороги на плато нет, есть только козья тропа вдоль водопада.
 
                У товарища на Талой
П о ней то мы и поднялись. С возвышенности расположенной неподалёку, спутник мой показал направление, где было стойбище. Плато сильно поросло стлаником и даже для него стало неузнаваемым. Оно конечно и понятно, зимой стланик накрывает снегом, и он расстилается на земле, а не торчит до 4 метров вверх как летом. Поэтому порыбачив под скалой и на яме под водопадом, что и оказались его любимыми детскими местами рыбалки, вернулись в зимовье. Делился он этими своими местами от души, как и воспоминаниями о прожитых в этих местах годах. Поделившись с ними припасами и патронами, и распрощавшись до следующей встречи, отправился дальше на Талую.
 Сергея нашёл очень быстро. Выяснилось, что он подрабатывает мотористом на дизелях местной электростанции дающей электроэнергию посёлку. На посёлок Талую нет линии электропередачи, так исторически видно сложилось, что завозить дизельное топливо оказалось выгоднее. Наложило отпечаток наверное, присутствие горячих источников и то обстоятельство, что в системе отопления горячая вода со скважины круглый год.
Познакомились, передал приветы от теперь уже общего знакомого. Определились с жильём, а на вечер сговорились встретиться и обсудить возможную поездку на рыбалку или охоту.
Вечером встретились в его тепличке за посёлком. Здесь он выращивает огурцы и помидоры, и собственно располагается гараж под открытым небом для его «захара». ЗИЛ-157 в просторечье у колымских водителей «захар». Для экономии топлива и надёжности на машину он установил двигатель от трактора «Беларусь». Выигрыш ещё и в том, что на нём установлен пусковой двигатель, и не приходиться возиться с аккумулятором.
Из разговора выяснилось, что на завтра он спланировал поездку на одно из своих озёр, куда и пригласил меня. Дорога туда была не очень дальняя и не сложная, ему необходимо было испытать двигатель после капремонта. Долго не раздумывая, конечно сразу же согласился.
 В этот же вечер нашёл и хорошего сусуманского знакомого, который служил здесь старшим участковым, Сашу Исаенко. Он был моим соседом по дому на Билибино 21. С родителями его я давно дружил, отец в ту пору был начальником над сусуманскими участковыми, а сейчас занимал должность заместителя начальника УВД по следственной работе. Обрадовались встрече оба, поскольку давненько не виделись, да и новостей поднабралось поделиться.
 Утром после недолгих на удивление сборов, хотя с нами ехала жена Сергея с подругой, часов в 10 тронулись с Богом. Сначала дорога шла вдоль речки Талая, но затем стала забирать влево и после преодоления нескольких бродов, возле разрушенных мостов, пошла в подъём на небольшой перевал. «Захар» вёл себя натужено спокойно, по типу движения конечно трактор, броды по кабину преодолевает спокойно и размеренно, на воде он напоминал дредноут на рейде.
 
                Фото «захара» ЗИЛ-157
 Преодолев перевал, с которого открываются прекрасные виды на простирающиеся внизу долины речек, спустились практически в посёлок Арарат. Название доминирующей горе, в отрогах которого берёт название и одноимённая река, по преданию дал один из геологов с солнечной Армении. На спуске с перевала потревожили двух глухарей, нехотя взлетевших и спланировавших в гущу леса. Посёлок, как и все заброшенные колымские посёлки, оставляет гнетущее впечатление. Развороченная территория бывшего лагеря, колючая проволока, дома с сорванными крышами и повалившимися стенами. Впрочем, осталось несколько домиков, в которых видно подживают охотники или отшельники. В один такой домик мы и направились. В нём была печка и чайник на плите. Воспользовавшись этим, мы славно подзакусили разными женскими вкусностями, которые они приготовили к поездке. Жена, как оказалось, работает на курорте терапевтом, а подруга её заведует поселковой аптекой.
Денёк выдался солнечный, а в заброшенном домике было сыро и неуютно. Быстро собрались, проверили машину и двинулись в путь. Сразу же за посёлком повернули на лесную дорогу, по которой речка организовала себе дополнительную протоку. Так по ней практически и сплавлялись, преодолевая всяческие заторы, до тех пор, пока не выехали на сухую речку. Здесь ранее очевидно была многолетняя наледь с годами растаявшая.
 
                Карта урочища Талая
 Река Чиритандя по которой мы продолжили движение довольно своеобразна и большую часть лета русло у нее сухое и каменистое. Только в период паводков вдруг становится многоводной и бурной. Река опасна для незадачливых путешественников. Проехав километров десять, как по булыжной мостовой наткнулись на оленей. Они пересекали узкий перешеек, при этом мощный бык с красивейшими рогами, гордо стоял вполоборота к машине, а семья спешно переходила перешеек под его прикрытием. Потом и он в два прыжка скрылся на подъёме.
 Поднявшись из русла реки на возвышенность и попетляв по живописным дубравам и перелескам, подъехали к уютному и словно домашнему озеру. На берегу стоял рыбацкий балок обшитый рубероидом. Озеро расположено во впадине и удобно для весенне-осенней охоты на пролетающую дичь. Впрочем, и местной уткой озеро не обижено. Рыба тоже в озерце есть, но как выяснилось, на удочку не берет. Поймать можно только сеткой. Но поскольку поездка была проверочная ни лодку, ни сетей не брали.
 Поужинали и переночевали в балке. Ещё с ночи заморосил дождь, поэтому собрались и вернулись на Талую. С Сергеем сговорились порыбачить на реке Зангизур в августе месяце, когда он пойдёт в отпуск.
 Возвращаясь с курорта, решил заехать на озеро Грант. Правда навернулся один нюанс, аптекарша попросила подвезти в Магадан свою подругу учительницу. Думал, что не сложится. Но женщина оказалась коммуникабельной и с легкостью согласилась составить мне компанию. Но прошлогодние лужи за первым озером, где расположен железный охотничий балок, меньше не стали, а преодолевать их желания не было. К тому же дождь так и накрапывал. Поскольку впечатлений от поездки хватило, решил ехать домой.
 К вечеру мы уже были в Магадане. Так закончилась моя вторая поездка на Талую. УАЗ с честью выдержал весь намеченный маршрут.

       Продолжение по ссылке    http://www.proza.ru/2016/11/22/523