Рембрандт

Тина Свифт
http://proza.ru/2013/07/16/612

Рембрандт

  «Он похитил солнечный луч», -писал о художнике Карл Брюллов.

  Сохранилось лишь одно высказывание Рембрандта, в котором он определяет цели и задачи своего искусства. По глубине содержания оно – бесценное историческое свидетельство. Закончив в 1639 году работу над картинами из цикла «Страстей Христа», он написал письмо поэту и учёному К.Хейгенсу, где отметил, что в них «выражена наивысшая и наиестественнейшая подвижность». Под этими словами художник подразумевал не только достигнутое им умение воспроизводить любой пластический мотив, передачу разнообразнейших положений человеческого тела, жеста, мимики, но и их теснейшую зависимость от чувств и переживаний человека.

  Передаче его внутреннего состояния Рембрандт подчинил всю живописную систему. Он прибегнул к контрастным сопоставлениям света и теней, подчинению красок общему тону, сообщил ему повышенное напряжение. Он заставил цвет характеризовать не столько материальность формы, сколько быть выразителем собственных переживаний. Над разрешением этой задачи Рембрандт работал всю жизнь, придя в конце концов к вершинам совершеннейшего мастерства.

  Рембрандт принадлежал к типу художника, для которого период ученичества у другого мастера служит лишь началом творческого самопознания. Он родился в 1606 году в семье мельника. Окончив в четырнадцать лет латинскую школу, Рембрандт поступил в Лейденский университет, но, не проучившись и года, бросил его ради учёбы в мастерской Якоба ванн Свиненбурга, где пробыл три года. Затем работал шесть месяцев в мастерской Питера Ластмана в Амстердаме.

  После короткого срока обучения рисунку и живописи, Рембрандт открыл в Лейдене вместе с Яном Ливенсом собственную мастерскую. Один из современников художника, К.Хейгенс, свидетельствует, что редко видел так много прилежания и усидчивости, как у этих начинающих живописцев. Он добавлял затем с удивлением и неодобрением, что оба они отказались от традиционной поездки в Италию.

  Рембрандт стал величайшим портретистом. Поначалу многие жаждали заказать ему свой портрет. И он выполнял многочисленные заказы, охотно удовлетворяя вкусы своих буржуазных заказчиков: виртуозно писал дорогие, нарядные одежды, точно схватывал сходство и подчёркивал нравящиеся моделям черты их характера. Уже в этих портретах он пытался вдумчиво рассмотреть за внешним обличием мир их душевных состояний.

  «Он мог бы выполнить весьма большое количество портретов, но на деле находилось не слишком много желающих заказать ему свой портрет, - сообщает один из его современников, - ибо было известно, что он заставляет заказчиков позировать в течение двух и даже трёх месяцев. Причина такой медлительности заключалась в том, что, как только первичная работа была выполнена, Рембрандт принимался вторично накладывать мазки и мазочки до тех пор, пока краска на этих местах не начинала возвышаться по крайней мере на полпальца. О нём можно сказать, что он не давал себе отдыха, много писал, но мало вещей оканчивал».

  Причину утраты Рембрандтом популярности портретиста в 1650-1660-е годы среди голландского бюргерства следует искать не только в медленном темпе работы. Дело в правдивости изображения самого существа человека, которое стало неотъемлемым качеством Рембрандта-портретиста.

  С годами ему становилось все более важным понять в портретируемом неповторимость его внутренней жизни, своеобразие психологии, оттенков настроений. То, что принималось современниками за неоконченность, стало сознательным, намеренным живописным приёмом мастера.

  Вибрирующий по поверхности и входящий как бы в толщу краски свет вызывает в картинах мастера иллюзию изменяющегося человеческого лица. Недаром по словам Хоубракена, художника и гравёра, написавшего книгу биографий голландских живописцев 17 века,
 
  Рембрандт считал, что «картина окончена, как только художник выразил в ней своё намерение».

  Начиная уже с середины 1640-х годов Рембрандт пишет в основном близких или хорошо знакомых людей, проживших, как и он сам, тяжёлую жизнь. Лучшими являются портреты его второй жены Хендрикье Стоффельс, сына Титуса, друга Яна Сикса.

  Он создал около ста автопортретов, которые начал писать и гравировать в юности, как бы проследив на самом себе изменения, которые жизнь вносила в его облик, характер, душу. Эта беседа один на один с самим собой поражает искренностью и правдивостью признаний в горе, радости, отчаянии.

  Овладение мастерством психологического анализа в портрете помогло Рембрандту при работе над картинами на исторические и библейские сюжеты, ставшими одной из высших ступеней достигнутого им мастерства.

  Важнейшим для художника становится конфликт доброго и злого начал в человеке, борьба справедливости с жестокостью.

  Герои Рембрандта – люди большой нравственной стойкости, доброты, готовые оказать помощь и поддержку друг другу, проявить любовь и дружеское участие. С нескрываемой нежностью, например, он создаёт образ юной матери, склонившейся к своему малышу, в эрмитажном полотне «Святое семейство» 1645 года.

  Всю жизнь Рембрандт оставался свободным художником в отличие от многих мастеров 17 века, которое работали при дворах королей или высокопоставленных вельмож. Он не готовил себе помощников, как Рубенс, но всегда сам работал над холстами, как бы велики они ни были.

  Такие огромные монументальные полотна, как «Ночной дозор», групповой портрет амстердамских стрелков 1642 года или композиция «Клятва Юлия Цивилиса», были написаны им без всякого участия учеников.

  Патриотические чувства художника проявились во многих его произведениях. Задуманный как групповой портрет «Ночной дозор» был новаторски решён им как историческое произведение, в котором получила отражение героическая эпоха нидерландской революции.

  Во время работы над «Ночным дозором» его воодушевила другая идея – создать картину-аллегорию «Единение страны», оставшуюся, к сожалению, в стадии гризайли.

  «Клятва Юлия Цивилиса» посвящена началу борьбы предков голландцев против господства римлян.

  В таких картинах, как «Анатомия доктора Тульпа» 1632 года или «Анатомия доктора Деймана» 1656 года, им увековечена слава знаменитых хирургов Амстердама, стремившихся постичь тайны анатомии человека.

  Рембрандт написал много портретов одарённых учёных, врачей, поэтов, художников, любителей искусства, книгоиздателей – людей его эпохи, составлявших гордость и славу нации.

  Его глаз привлекали самые простые мотивы голландской равнинной природы, сцены крестьянской жизни, быта. На дорогах он встречал обездоленный люд, нищих, калек. Сам художественный отбор увиденного им красноречиво говорит о глубочайшем демократизме художника, огромном интересе к народной жизни.

  До нас дошло около двух тысяч рисунков Рембрандта, по всей видимости, далеко не все, что он сделал. Рисунки выполнены большей частью с размывкой бистра кистью. Среди них подготовительные наброски, эскизные рисунки к живописным произведениям, к офортам. Другую группу составляют натурные зарисовки, и третью – композиционные фантазии художника к там и не осуществлённым картинам.

  Рембрандт испытывал огромную потребность в постоянном закреплении рождающихся в его воображении замыслов. Рисунок можно считать самостоятельной областью его графического творчества. Он давал выход не только фантазии, но и исключительной наблюдательности художника. В отличие от большинства голландских живописцев Рембрандт не писал жанровых картин. Он оставлял живые наблюдения повседневной жизни на стадии рисунка или переводил в офорт.

  Ф.Бальдинуччи, автор книги о развитии гравирования на меди, писал: «Искусство, которое может быть поставлено ему в подлинную заслугу, заключается в изобретённом им самим в высшей степени удивительном способе гравирования меди… Обнаруживая в высшей степени вкус к живописному, он окрашивал в некоторых местах лист совершенно чёрным цветом, оставляя в других нетронутой белизну бумаги… За этот, свойственный ему лично способ гравирования знатоки искусства ценили Рембрандта гораздо более, чем за живопись».

  Но Рембрандт применял офортную технику и для решения более сложных задач, психологических и драматургических, создавая портреты, сочиненные пейзажи (как, например, знаменитый лист «Три дерева»), композиции на библейские сюжеты. В них он обобщал жизненные наблюдения, стремясь к воплощению глубокого, возвышенного содержания.

  Известно, что художник коллекционировал и изучал старое искусство. Но интерес Рембрандта к античному искусству и к эпохе Возрождения ни в коей мере не вылился в подражание.

  Напротив, в такой работе, как «Даная», в самом выборе темы, в трактовке обнажённого тела чувствуется некий вызов, брошенный эстетике прошлой эпохи, благородное соперничество Рембрандта с великими мастерами Италии 16 века.

  Художник Иоахим Зандрарт писал, «что он упорно придерживался раз усвоенных точек зрения и не боялся возражать против наших художественных теорий… против Рафаэлева искусства рисовать и разумных правил… он спорил и уверял, что следует сообразовываться единственно только с природой, все же остальное неважно».

  В мастерской Рембрандта постоянно происходили дискуссии об искусстве, недаром в ней работали молодые живописцы не только из Амстердама, Дордрехта, но и из Германии и Дании. Эту подлинную атмосферу творчества, царившую в мастерской Рембрандта, легко угадать по многочисленным зарисовкам самого художника.

  Влияние его на голландское искусство трудно переоценить. Все крупные живописцы в той или иной степени соприкоснулись с проблемами, которые он поставил в своём творчестве.